Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:41, реферат
В отечественной истории педагогики множество исследований посвящено творчеству выдающихся русских педагогов XIX - начала XX в., в которых рассматриваются различные аспекты их педагогических воззрений, в том числе и философско-антропологические. Хотя педагогическая антропология К. Д. Ушинского достаточно хорошо исследована как целостная концепция, до сих пор не был проведен анализ конкретных философских идей, антропологических представлений, использованных К. Д. Ушинским в его педагогике, не было показано, как определенные философско-антропологические воззрения явились источником для определения мыслителем сущности, целей и задач педагогики.
Введение 3
1. Краткая биография К.Д. Ушинского. 5
2. К.Д. Ушинский - основоположник педагогической антропологии 7
3. Демократическая направленность педагогической системы великого русского педагога 9
4. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве 21
5. Деятельность и активность ребенка. 24
6. Ушинский о народном учителе и его подготовке 26
Заключение 30
Список литературы: 32
Приложение 33
Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя яв-ляются знания, и не только преподавае-мого предмета, но и специально педаго-гические. Природные воспитательные та-ланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и уме-ние преподавать и действовать преподава-нием на умственное и нравственное раз-витие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о раз-личных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точны-ми и определенными знаниями по тем нау-кам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Д. Ушин-ский, необходимо всестороннее широкое образование.
Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в учи-тельской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение специаль-ной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руко-водить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей и привле-чения их активного внимания.
Однако одних теоретических знаний учи-телю недостаточно, необходимо еще овла-деть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической ра-боте. Эти навыки строятся на научных осно-вах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.
Кроме того, Ушинский считал, что буду-щему народному учителю следует сооб-щить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель дол-жен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и вырази-тельно и, если возможно, даже петь.
Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1) раз-работка наук, всесторонне изучающих че-ловека «со специальным приложением к искусству воспитания»; 2) -подготовка ши-роко образованных педагогов; 3) распрост-ранение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений. На-ряду с выполнением этих задач педагоги-ческие факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учи-тельские институты и семинарии.
Разрабатывая проблему подготовки учи-теля, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в млад-ших классах, но и образцовыми препода-вательницами в классах высших, и притом -- преподавательницами таких предметов, ка-ковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».
Ушинский подчеркивает, что учитель
не должен ограничиваться полученными
зна-ниями. Очень важно развить
в учителе способность и
При всем разнообразии и многоплано-вости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой лю-бовью к народному учителю и его благо-родному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разрабо-тал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учи-телю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою твор-ческую силу, зовут к новому научному по-иску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно исполь-зуется прогрессивное наследие великого русского педагога.
Заключение
Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он -- «учитель русских учителей» -- разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.
Как поэтический гений Пушкина вызвал к жизни целую группу поэтов пушкинской школы, так и педагогический гений Ушинского способствовал появлению плеяды замечательных педагогов 60--70-х годов, последователей Ушинского, -- Н. Ф. Бунакова, Н. А. Корфа, В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова, Л. Н. Модзалевского и других.
Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России (Грузии, Армении, Казахстана), на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов.
Как указывал в 1895 году Модзалевский на заседании, посвященном 25-летию со дня смерти Ушинского, «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно также, как Ломоносов -- наш народный ученый, Суворов -- наш народный полководец, Пушкин -- наш народный поэт, Глинка -- наш народный композитор».
Своею деятельностью К. Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги«Детский мир» и «Родное слово». Он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег, внес много нового относительно применения принципа сознательности, основательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей.
Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой -- с другой». Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.
Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. «Педагогическая антропология» К. Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. - 1969.- №2;
2. Белозерцев Е. П. К. Д. Ушинский и русская школа. М.: Роман-газета, 1994;
3. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 208 с
4. Вопросы истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. - Б.: Издательство БГПУ, 1999.
5. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М., 1974;
6. Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1977
7. Ильяшенко Е.Г. Педагогическая антропология в России: история и современность: Монография. М.: Изд-во УРАО, 2003. -- 132 с. Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 20.
8. История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. - М.: Просвещение, 1982.
9. Костюк Г. С. Психологические
основы педагогической
10. Наумов Н. Д. Выдающиеся педагоги России: Кн. очерков и извлечений. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000.
11. Сычев-Михайлов М.В. Из
12. Ушинский К. Д.Избранные труды
Человек как предмет
Информация о работе Педагогическая антропология К.Д. Ушинского