Педагогическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

1.Раскройте сущность и дайте оценку реализации следующих тенденций современного отечественного образования: преемственность; индустриализация обучения, его компьютеризация и технологизация, переход от информационных форм к активным методам и формам обучения; переход от принципа управляемости к активным методам в обучении; управление учебной деятельностью через организацию сотрудничества; коммуникативная направленность обучения; приоритет стратегий учащихся перед стратегиями учителя.

Файлы: 1 файл

К.Р. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)


Раздел 1. Психологические основы обучения

Тема №1. Предмет психологии обучения.

Основные направления современного обучения

1.Раскройте сущность и дайте оценку реализации следующих тенденций современного отечественного образования: преемственность; индустриализация обучения, его компьютеризация и технологизация, переход от информационных форм к активным методам и формам обучения; переход от принципа управляемости к активным методам в обучении; управление учебной деятельностью через организацию сотрудничества; коммуникативная направленность обучения; приоритет стратегий учащихся перед стратегиями учителя.

Преемственность образования – наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад — школа, школа — вуз, вуз — последипломное обучение и т.д.), т.е. в конечном счете — единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования. Преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения. Важнейшей задачей является обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса образования. А так как образование — непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, речь идет о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного образования. Это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы. Главная цель - выращивание функционально грамотной личности, выращивание в каждом ученике творческих способностей, готовности к самореализации, поддерживание всего то, что связано с личностным развитием. Для каждой ступени и каждой формы обучения должна быть предусмотрена вариативность программ для учащихся с разным уровнем подготовки, разными общими способностями и знаниями, разным уровнем личностно-психологической зрелости (в частности, с разным уровнем доступной им самоорганизации), наконец, относящихся к различным личностно-психологическим типам. Последовательно проведенная стратегия вариативности позволяет в значительной мере снять психологические барьеры, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям учащихся.

Непрерывность и преемственность образования – это, прежде всего, последовательность и непрерывность личностно-ориентированного подхода на дошкольной и школьной ступенях образования, а также в системе "Школа - ВУЗ", что является основным условием формирования зрелой личности.

Целью и непременным условием учебно-воспитательного процесса является самореализация ребенка. Поэтому школа должна создать максимальные возможности для полноценного раскрытия и формирования личностного, интеллектуального и творческого потенциала ребенка

Индустриализация обучения – это его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Компьютеризация и технологизация обучения – Технологизация образования – это управляемое образование, в котором учитывается мотивация учителей и учащихся, которое начинается с диагностики и заканчивается полученным, запланированным, качественным и повторяющимся результатом. Технология является тем инструментом, с помощью которого учителя могут обучать всех учащихся качественно и эффективно. Задача технологии – организовать обучение таким образом, чтобы использовать в качестве стимула природные качества детей и их психофизические особенности. Эффективность технологии достигается за счёт использования наиболее передовых методов и средств современной дидактики, организации обучения, компьютеризации образовательного процесса. Педагогическая технология основывается на достижениях науки и функционирует как система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, а также в качестве реального процесса обучения. Любая технология рассчитана на конкретную систему, поэтому учитель должен выбирать методы и средства обучения, адекватные конкретной ситуации и контингенту учащихся. Вектор изменения и развития педагогических систем должен быть направлен на создание условий применения технологий – определённых организационных и дидактических комплексов, адаптированных к данной организации образования и обеспечивающих управляемость учебного процесса, его эффективность. Образовательные технологии должны обеспечивать предсказуемый результат при их практическом внедрении в школе. При технологическом построении образовательный процесс организуется с целью совершенствования качества образования и может приобретать проблемный, исследовательский, развивающий, интегрированный, модульный характер.

Информатизация образования - комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Теоретической основой информатизации образования является в первую очередь информатика, затем кибернетика, теория систем и, конечно, дидактика. Информатика, как известно, - отрасль знаний, изучающая производство, переработку, хранение и распространение информации в природе, обществе, техносфере.
Проникновение в образование новых информационных технологий заставляет посмотреть на дидактический процесс как на информационный процесс, в котором происходит получение информации учащимися, ее переработка и использование. Программированное обучение и вслед за ним технология обучения показали, что учение, понимаемое как процесс переработки информации, может быть строго управляемо, подобно процессам в сложных системах, которыми занимается кибернетика. Поэтому информатизацию образования следует рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств в обучении, а как новый подход к организации обучения, как направление в науке, которое ученые называют педагогической информатикой. Информационный подход к обучению ставит перед дидактикой и педагогикой ряд проблем. во-первых, что информатизация образования затрагивает такие ажные компоненты образования, как цели и содержание. Одним из главных компонентов, составляющих модель выпускника школы и вуза, становится информационная культура. Это требует не только введения специальных предметов в школе и вузе, но и пересмотра содержания традиционных школьных дисциплин; и характер этих изменений пока еще не ясен ученым.

Во-вторых, использование в учебном процессе автоматизированных обучающих систем и других технологий ведет к пересмотру методов и форм обучения в школе, к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения, а также к новому взгляду на процесс обучения и с точки зрения психологии. Появилось такое явление, как дистанционное образование. Содержание этого понятия и сам процесс дистанционного обучения пока еще мало изучены. Речь идет об обучении любых учащихся с помощью сети электронных средств и программ, специальных дистанционных курсов, что требует решения многих теоретических и практических вопросов.

В-третьих, информатизация образования предполагает, прежде всего, разработку учебного обеспечения дидактического процесса на основе новых и традиционных информационных технологий. Следует знать, что новые информационные технологии в образовании включают в себя три составляющие: технические устройства, программное обеспечение и учебное обеспечение. К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле- и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и пр. Поскольку компьютер является основой информационных технологий, часто информатизация образования понимается как компьютеризация обучения, то есть использование компьютера как средства обучения и шире - многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. Таким образом, информатизация образования ведет, как было сказано, к изменению существенных сторон дидактического процесса. Изменяется деятельность учителя и ученика. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и другое. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить динамику обучения и развития ученика.      Использование ИКТ является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как это способствует модернизации общего образования, повышает культуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся.

Переход от информационных форм к активным методам и формам обучения – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, как метафорично отмечает А.А.Вербицкий, тенденция перехода от "школы воспроизведения" к "школе понимания", "школе мышления".

Управление учебной деятельностью через организацию сотрудничества – В процессе совместной учебной деятельности происходит переход инициативы с полюса учителя на полюс учащегося. В условиях организации учебной деятельности, учитель должен построить учебный процесс таким образом, чтобы осуществлялось внимание к личности ребенка через совместную учебную деятельность, где он выступает в роли наставника и партнера по совместной работе. В личностно ориентированном образовании учитель из непререкаемого авторитета становится внимательным и заинтересованным собеседником и участником процесса познания. Управление общением предполагает следующие умения учителя: 1) организовывать процесс обсуждения и его содержание; 2) осознавать отношение участвующих сторон к предмету и ходу обсуждения; 3) выстраивать пространственные взаимодействия; 4) побуждать к высказыванию, слушать не перебивая; 5) фиксировать успехи учащихся в совместной деятельности; 6) помогать участникам преодолевать возникающие барьеры в совместной работе; 7) сохранять непредвзятость и отстраненность в диалоге учащихся; 8) стимулировать творческий поиск; 9) удерживая детали, помнить об общих задачах обсуждения. На фоне сотрудничества процесс обучения общению движется дальше – от обучения взаимодействию, когда общение использовалось лишь как средство решения соответствующих задач, к обучению самому общению, которое становится целью образовательного процесса. Успешность достижения этой цели связана с реализацией субъект-субъектного, диалогического взаимодействия

Коммуникативная направленность обучения – В центре обучения находится ученик как субъект учебной деятельности, а это, в свою очередь, предполагает, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться с позиции самого учащегося на основе учета его интересов и индивидуальных особенностей — потребностей, мотивов, способностей. Коммуникативный метод избегает традиционных пересказов, вызубренных диалогов и ответов на стандартные вопросы по строго заданным темам. Групповое решение коммуникативных задач способствует созданию на уроке атмосферы взаимодействия, взаимоподдержки, взаимоконтроля. Коммуникативность служит, для того чтобы, обучение общению происходило в условиях общения, т.е. в адекватных условиях.

Приоритет стратегий учащихся перед стратегиями учителя –

2. Составьте словарь основных понятий педагогической психологии:

Автоматизация, автоматизм — процесс формирования различных навыков путем упражнения.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие части или характеристики.

Ассоцианизм — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.

Ассоциация — (от лат. associatio — соединение) 1) связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого; 2) возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин «ассоциация» был предложен Дж. Локком в XVII в.

Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Воспитание — 1) целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества; 2) процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 3) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.

Воспитанность — определенный уровень личностного развития.

Воспитуемость — откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности.

Гипотеза — (греч. hypothesis — основание, предположение, от hypó — под, внизу и thesis — положение) то, что лежит в основе, — причина или сущность. Научное предположение в виде высказывания, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем (эмпирически).

Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Действие речевое — осуществляется как громкая речь или внешняя речь про себя, которые различаются по своей функции: сообщение чего-либо другому или себе.

Действие умственное — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания.

Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношенной субъекта в предметной действительности.

Информация о работе Педагогическая психология