Педагогическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

1.Раскройте сущность и дайте оценку реализации следующих тенденций современного отечественного образования: преемственность; индустриализация обучения, его компьютеризация и технологизация, переход от информационных форм к активным методам и формам обучения; переход от принципа управляемости к активным методам в обучении; управление учебной деятельностью через организацию сотрудничества; коммуникативная направленность обучения; приоритет стратегий учащихся перед стратегиями учителя.

Файлы: 1 файл

К.Р. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

                   Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др.

20.Проанализируйте учебники начальной или средней школы с точки зрения наличия в учебном материале:

21. Какая связь между контролем, оценкой учителя и самоконтролем, самооценкой обучающегося?

В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности. Контроль за выполнением действия осуществляется механизмом обратной связи или обратной афферентации в общей структуре деятельности как сложной функциональной системы (П.К. Анохин). Были выделены две формы обратной афферентации (или обратной связи) — направляющая и результирующая. Первая, согласно П. К. Анохину, осуществляется в основном проприоцептивной или мышечной импульсацией, тогда как вторая всегда комплексна и охватывает все афферентные признаки, касающиеся самого результата предпринятого движения.

Вторую, результирующую форму обратной связи П.К. Анохин называет в собственном смысле этого слова обратной афферентацией. Он разграничивает два ее вида в зависимости от того, несет ли она информацию о выполнении промежуточного или окончательного, целостного действия. Первый вид обратной афферентации — поэтапный, второй — санкционирующий. Это — конечная обратная афферентация. В любом варианте всякая информация о процессе или результате выполнения действия есть обратная связь, осуществляющая контроль, регуляцию и управление.

Таким образом, можно утверждать, что контроль предполагает как бы три звена: 1) модель, образ потребного, желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия и 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия. Эти три звена представляют структуру внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией. Каждое звено деятельности, каждое ее действие внутренне контролируется по многочисленным каналам, «петлям» обратной связи. Именно это позволяет говорить, вслед за И.П. Павловым, о человеке как о саморегулируемой, самообучающейся, самосовершенствующейся машине. В работах О.А. Конопкина, А.К. Осницкого и других проблема контроля (самоконтроля) включена в общую проблематику личностной и предметной саморегуляции.

Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в структуре деятельности обусловливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, интерпсихического в интрапсихическое (Л.С. Выготский), т.е. действий контроля и оценки учителя в действия самоконтроля и самооценки ученика. При этом психологическая концепция Л.С. Выготского, согласно которой всякая психическая функция появляется на сцене жизни дважды, проходя путь «от интерпсихической, внешней, осуществляемой в общении с другими людьми, к интрапсихической», т.е. к внутреннему, своему, т.е. концепция интериоризации, позволяет интерпретировать формирование собственного внутреннего контроля или, точнее, самоконтроля как поэтапный переход. Этот переход подготавливается вопросами учителя, фиксацией наиболее важного, основного. Учитель как бы создает общую программу такого контроля, который и служит основой самоконтроля.

22. Что значит проконтролировать свою работу? 

П.П. Блонским были намечены четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала. Первая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал и не может соответственно ничего контролировать. Вторая стадия — полный самоконтроль. На этой стадии учащийся проверяет полноту и правильность репродукции усвоенного материала. Третья стадия характеризуется П.П. Блонским как стадия выборочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только главное по вопросам. На четвертой стадии видимый самоконтроль отсутствует, он осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет.

23. Из приведенных определений выберите те, которые характеризуют понятие, представление:

Понятие: Г. Отражение наглядных признаков предмета. Д.  Форма научного знания. Б. Словесное обозначение смысла.

Представление: А. Вторичный образ предмета. Е. Результат индивидуального  опыта. В. Продукт и средство мышления.

24. Сравните знания о букве, даваемые разными источниками:

а) «О букве говорят, что она  обозначает звук. Различайте звук и букву! Не произносите вместо звука название буквы!».

Букв в алфавите не много, тогда как бесконечного количества символов не хватило бы, чтобы абсолютно точно передать все звуки. Потому что буква - это цифра, а звук это аналоговый сигнал.

б) «Буквы - это знаки, которыми звуки речи обозначаются на письме. Звуки мы слышим и произносим; буквы мы видим и пишем».

Буква - это то, что мы пишем, говорим и слышим. Буква - это то, что мы имеем в виду. Буква - это субъективная реальность, а также, знак, которым эта субъективная реальность записывается.

в)  «Буква - письменный знак для обозначения каждого отдельного звука речи».

Буквы — это условные графические знаки, каждый из которых имеет определён­ное звуковое значение.

В чем различие знаний о букве в приведенных примерах? Какими возрастными психологическими особенностями можно объяснить подобные различия в сообщении знаний? Какими качествами обладают знания о букве в каждом примере?   В чем особенности процесса усвоения этих знаний?

25. Установите взаимосвязь следующих видов знаний: теория, суждения, понятия, объяснение, доказательство, гипотеза, умозаключение.

Гипотеза представляет собой систему понятий, суждений и умозаключений. При этом в отличие от них структура она носит сложный, синтетический характер. Ни одно отдельно взятое понятие, суждение, умозаключение в своем содержании не составляет еще гипотезы.

В структуре гипотезы различают следующие элементы.

Во-первых, основание гипотезы - совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых основывается предположение.

Во-вторых, форма гипотезы - совокупность умозаключений, которая ведет от основания гипотезы к основному предположению.

В-третьих, предположение (или гипотеза в узком смысле слова) - выводы из фактов и утверждений, обосновывающих гипотезу.

Гипотеза, как и понятие, суждение, умозаключение отражает объективный мир. И в этом она сходна с названными формами мышления. Вместе с тем гипотеза отличается от них. Специфика ее заключается не в том, что она отражает в материальном мире, а в том, как отражает, т.е. предположительно, вероятно, а не категорически, не достоверно. Поэтому неслучайно сам термин "гипотеза" в переводе с греческого языка означает "предположение".

Гипотеза прекращает свое существование в двух случаях: во-первых, когда она, получив подтверждение, превращается в достоверное знание и становится частью теории; во-вторых, когда гипотеза опровергнута и становится ложным знанием.

26. Познакомьтесь с мыслительными действиями с понятиями. Потренируйтесь в мыслительных действиях с понятиями.

а) проведите обобщения  и ограничения понятий: мышление - … , задача - ….; действие - …

б) проведите последовательные обобщения: Зевс - ….;  учебно-познавательный мотив - …; индивид - ….

в) расположите понятия по порядку:

- строение, ритуальное сооружение, храм, древнегреческий храм, Парфенон.

- психическое явление, психический процесс, познавательный процесс, память, смысловая память.

г) постройте системы понятий:

Искусство

музыка

изобразительное искусство

эстрадная музыка

живопись

 

масляная живопись

 

 

воспитание

 

 

развитие

 

формирование

обучение

созревание

эмоциональная сфера

интеллектуальные способности

нравственная сфера

 

ж) Определите понятия

      мнемическое дейсвтие – это способ, позволяющий раздвинуть границы возможностей функциональных механизмов мнемических способностей.

      программированная модель обучения - такая организация процесса обучения, при которой учащиеся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств (программы) могут самостоятельно приобретать новые знания и умения.

з) Найдите общие существенные признаки пары понятий:

      Игра – труд - действие, деятельность, целенаправленная деятельность.

      Мотив – цель -

и) Назовите отношения между понятиями:

      Действия – операция – Отношение соподчинения

      Жизнь – смерть - Отношение противоречия

      Засуха – неурожай – Отношение пересечения

к) Поставьте понятия во всевозможные отношения:

      Цель

      Психология

 

 

 



[1] Немов Р.С., Кн. 2, с. 336

[2] Запорожец, А.В. Психология действия : Избр. психол. тр. — М., 2000.


Информация о работе Педагогическая психология