Педагогическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

1.Раскройте сущность и дайте оценку реализации следующих тенденций современного отечественного образования: преемственность; индустриализация обучения, его компьютеризация и технологизация, переход от информационных форм к активным методам и формам обучения; переход от принципа управляемости к активным методам в обучении; управление учебной деятельностью через организацию сотрудничества; коммуникативная направленность обучения; приоритет стратегий учащихся перед стратегиями учителя.

Файлы: 1 файл

К.Р. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

Процесс — (лат. processus — прохождение, продвижение) 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Психика — (от греч. psychikós — душевный) форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Психология — (от греч. psyche — душа, logos — учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека.

Развиваемость — потенциальные возможности учащегося в сфере развития.

Развивающее обучение — направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.

Развитие — качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.

Реакция — (в психологии) любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до рефлекса условного.

Рефлексия — (от позднелат. reflexio — обращенный назад) 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; 3) как механизм взаимопонимания — осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению; 4) (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Самовоспитание — процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей.

Самообразование — система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самооценка — элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения.

Самопознание — познание самого себя, изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности.

Самосознание — осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т. е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

Сенситивные периоды психического развития — периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.

Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частного к целому.

Сознание — свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание человека — высшая форма психического отражения действительности, присущая только человеку и неразрывно связанная с языком, посредством которого оно осуществляется.

Созревание — изменение индивида (ребенка) или отдельных его функций и процессов (организма, нервной системы), происходящих под влиянием внутренних, врожденных причин.

Социализация — (от лат. socialis — общественный) 1) процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств; 2) процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную проработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей.

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Способности академические — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.).

Способности гностические — заключаются в специфической чувствительности педагога к способам изучения учащихся с целью формирования у них нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего им саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду.

Способности дидактические — способность передавать учащимися учебный материал, делая его доступным, преподносить материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

Способности конструктивные — педагогические способности, которые состоят в особой чувствительности к тому, как построить предстоящее занятие, встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выполнение, как провести оценивание.

Способности перцептивные — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Становление — приобретение психическим процессом новых признаков и форм в процессе развития.

Стремление — первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту.

Субъект — активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

Теория поэтапного формирования умственных действий — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П. Я. Гальпериным. Учение о процессах и условиях, определяющих формирование осмысленных действий, а на их основе — представлений и понятий об их объектах (разработана П. Я. Гальпериным и его сотрудниками).

Умение — способность осознанно выполнить определенное действие.

Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания.

Уровень актуального развития (УАР) — характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно.

Усвоение — овладение ребенком общественно выработанным опытом (т. е. значениями предметов, способами действия с ними, нормами межличностных отношений). В усвоении человек может двигаться от активной переработки общественного опыта к улучшению и преобразованию накопленного до него социального опыта (творчество). Усвоение осуществляется в учении, игре, труде и т. д. Усвоение может проходить стихийно в широком социальном опыте путем проб и ошибок и в ходе организованного обучения через поиск обобщенных ориентиров, овладение рациональными способами действия.

Установка — состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

Учебная деятельность — один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач.

Учебная задача — такой тип задач, при решении которых учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач.

Учение — деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.

Формирование — целенаправленное воздействие на ребенка с целью создания условий для возникновения у него новых психологических образований, качеств.

Формирующий эксперимент — применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

Формы обучения — внешняя сторона организации процесса обучения, определяющая когда, где, кто и как обучается. Обычно выделяются следующие формы обучения: индивидуальные, коллективные, групповые; классные и внеклассные; школьные и внешкольные.

Цель — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конкретного результата деятельности.

Центрация учителя — не просто направленность, но и заинтересованность, озабоченность учителя интересами тех или иных участников педагогической системы, своеобразная психологическая обращенность, «повернутость» учителя к ним и, следовательно, столь же избирательное служение их интересам. Смысловую иерархию интересов участников педагогической системы, регулирующую действия и поступки учителя, можно назвать его личностной центрацией в педагогической системе.

Экстериоризация — переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

Эмоции — (франц. emotion — волнение, от лат. emoveo — потрясаю, волную) реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

Эмпатия — (от греч. empatheia — сопереживание) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого.

Этика — (от греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Я-актульное — то, каким себя видит и оценивает индивид в настоящее время.

Я-идеальное — то, каким хотел бы быть или стать индивид.

Я-концепция — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Я-ретроспективное — то, каким себя видит и оценивает индивид по отношению к начальным этапам работы.

Я-рефлексивное — как, с точки зрения индивида, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере.

3.Синонимичен ли ряд: учение, обучение, развитие, научение, учебная деятельность, образование, воспитание? Обоснуйте свое мнение.

Этот ряд синонимичен:

Учение - преподавание, наставление, дрессировка; наука, дисциплина, доктрина; воззрение, теория, система.

Обучение - воспитание, образование, тренировка, учение, просвещение, занятия; подготовление, подготовка, преподавание, подтягивание, подготавливание, всеобуч, ликбез, учеба, практика.

Развитие - прогресс, усовершенствование, эволюция, рост; вырабатывание, формирование, воспитание; развитость, кругозор; поступательное движение, шаг вперед, круг интересов, интересы, развивание, становление, расширение, изменение, созревание, саморазвитие.

Научение - подучивание, подговаривание.

Учебная деятельность – научение, учение, обучение.

Образование - воспитание, обучение, просвещение, учение, культура, цивилизация, прогресс, образованность; созидание, формирование, становление, начитанность, просвещенность.

Воспитание - образование, обучение, тренировка, вырабатывание, развитие, формирование.

4. Проанализируйте различные определения понятия «обучение», встречающиеся в психолого-педагогической литературе, и ответьте на следующие вопросы: что является общим для большинства определений, что обеспечивает учитель в процессе обучения, что говорится о деятельности ученика в процессе обучения, каковы психологические составляющие обучения?

Общее:

а) обучение представляет собой социальную функцию по передаче и усвоению накопленного социального опыта, по превращению общественного опыта в достояние индивида;

б) обучение – социально-организованный и заданный норматив восприятия картины мира в научных понятиях, которые «откристаллизованы» общественно-историческим опытом и потому существуют объективно, т.е. независимо от учения;

в) обучение- это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой деятельностью, лежащей в основе формирования личности;

Информация о работе Педагогическая психология