Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:42, реферат
Проблемы проектирования, формирования новых педагогических практик, разработки технологического обеспечения новых педагогических идей, концепций, теорий в истории образования и педагогической мысли занимали одно из приоритетных мест. На творческий, исследовательский характер профессиональной деятельности учителя обращали внимание педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования
1.1. Понятие педагогического проектирования
1.2. Аксиология педагогического проектирования
1.3. Методологические характеристики разработки педагогического проекта
1.4. Педагогическое проектирование в гуманистической парадигме (историко-культурный аспект)
Глава 2. Разработка педагогического проекта
2.1. Сущность проектной деятельности учителя
2.2. Проектная деятельность учителя в решении педагогических проблемных ситуаций
2.3. Методы коллективного проектирования
2.4. Экспертиза и самоэкспертиза проектной деятельности учителя
Заключение
31. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики. // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. Т. 3. -Казань, 1990.
32. Судаков В.Н. Мифология воспитания. Очерки теории развития и воспитания личности. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.
33. Тезаурус ЮНЕСКО-МБЛ по образованию. ЮНЕСКО, 1993.
34. Хамадаш А. Неформальное образование: концепции, состояние, перспективы.// Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО, 1992, № 1-2.
35. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения.- ВЛАДОС, М., 2000.
36. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
37. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия /Исследования речемыслительной деятельности.- Алма-Ата, 1974.- С. 12-28.
38. Щедровицкий П.Г., Попов С.В. Игровое движение и организационно-деятельностные игры// Вопросы методологи, 1994 -№ 1-2.- С. 112-153.
39. Энциклопедический социологический словарь./ Под ред. Осипова Г.В., М.: ИСПИ РАН, 1995.- 939 с.
40. Юммель Ш. Портрет педагога: Платон (428-347 до н.э.)// Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО, 1993, № 4.
1. «Оценочная практика как средство развития
оценочных способностей учащихся старшей школы»
Автор проекта:
Бабоченко А.Н., учитель математики, гимназия № 71 г. Краснодара
Проект предлагает концепцию и
модель комплекса педагогических условий
оценочной практики, ориентированную
на развитие оценочных способностей
учащихся старшей школы. Ведущая идея
– организация гуманистического типа
оценочной практики, основанного на принципах
взаимоуважения и партнерства учителя
и учащихся. Активизация субъектности
ученика реализуется через включение
его в совместную проектировочную деятельность,
создание в пространстве урока условий
для самооценки и взаимооценки.
Выдержки из проекта:
Суть инициативы.
«Включение выпускников школы, в сложную, а порой и противоречивую систему отношений во многом зависит от их умения самостоятельно творчески мыслить в условиях человеческого общения, от умения правильно воспринимать и оценивать не только самого себя, но и качества других людей, человеческие взаимоотношения, давать им адекватные, принципиальные оценки.
Исходная идея состоит в том, что для успешной гармонизации всей сложной и противоречивой совокупности отношений личности, коллектива и общества, наряду с рядом объективных социально-политических, социально-экономических и социально-культурных условий, необходимы также условия социально-психологические, предполагающие развитие оценочных способностей у каждого вступающего в жизнь молодого человека.
На основе изучения и диагностики оценочных способностей школьников можно достаточно точно судить об истоках того или иного отношения учащихся к самим себе, к сверстникам, к учителям, родителям. От развития этих способностей зависит отношение школьников к учению: чем более они развиты, тем адекватнее самооценка учебных успехов. Сформированность оценочных способностей позволяет школьникам правильно оценивать свои способности и возможности. От них зависит эффективность самовоспитания, ими определяются перспективы, цели и задачи, которые школьники ставят перед собой в совершенствовании своей личности».
«Понятие «оценочные способности» достаточно полно объясняется в книге Л.И. Мнацаканян (Л.И. Мнацаканян. Личность и оценочные способности старшеклассников. – Москва, 1991 г.): «Любой человек в процессе жизнедеятельности постоянно оценивает предметы, явления, ситуации, поступки и действия других людей (оценки внешнего мира); оценивает свои возможности, состояния, поступки и последствия своих действий (самооценки); предвидит и учитывает как его могут оценить другие люди (рефлексивные оценки); формируя оценки оказывает влияние на окружающих (управляющие оценки) и, в свою очередь, постоянно испытывает на себе влияние оценок других людей. Оценочная сеть безгранична. Когда мы говорим об оценочных способностях, то речь идёт о таких характеристиках личности, которые, с одной стороны, действительно, являются способностями в собственном смысле слова, то есть предполагают наличие специфических знаний, умений и навыков, а с другой, - проявляются в оценках, даваемых индивидуумом людям и человеческим отношениям.»
Оценочные способности – это
умение человека адекватно ориентироваться
в системе межличностных
«Основная идея заключается в том, чтобы в школе создать условия для развития оценочных способностей школьника. Развивать оценочные способности школьников можно в различных направлениях – я, как учитель-предметник, предполагаю сосредоточить своё внимание на том, как школьник воспринимает и оценивает свои знания, умения и навыки, способности, деловые и личностные качества. При этом будет рассматриваться опыт усвоения предмета и практическая деятельность.
С другой стороны, я ясно вижу, что ни о каком развитии оценочных способностей не может быть и речи, если не изменить традиционную оценочную практику в школе.
Суть моей экспериментальной
«Тенденции развития современной школы требуют изменений в традиционной оценочной практике. Предлагается снятие с учителя большей доли ответственности за оценочный акт, отмена школьного балла в традиционном его использовании, переход к механизмам самооценки и взаимооценки. Причем содержание ученической самооценки должно быть детерминировано характером и формами оценочной деятельности учителя. Учитель должен ясно видеть этапы перехода школьников от ориентации на привычные отметки к самооценке и осуществлять педагогическую поддержку учащихся в этом направлении».
«Объект проекта – процесс развития оценочных способностей учащихся при обучении геометрии.
Предмет проектирования – педагогические условия оценочной практики на уроках геометрии как средство развития оценочных способностей учащихся. Модель комплекса педагогических условий оценочной практики:
А. В системе взаимодействия учитель – ученик и ученик – ученик -
· климат психологического комфорта и доверия;
· ситуация активного обмена мнениями и суждениями;
· партнерские отношения между участниками образовательного процесса.
Б. В системе оценочной практики -
· снижение роли учителя в оценочном акте;
· возможность ориентации учащихся на самооценку, а не на оценку учителя;
· практика экспертизы ответов (взаимооценивания);
· проектирование учащимися собственных оценочных практик;
· самоконтроль за учебным процессом со стороны учащихся.
Гипотеза проекта: Можно предположить, что разработанный комплекс педагогических условий оценочной практики будет способствовать развитию оценочных способностей учащихся при обучении геометрии.
Цель проекта – исследовать влияние разработанного комплекса педагогических условий оценочной практики на развитие оценочных способностей учащихся.
Задачи проекта:
- теоретический анализ литературы по проблеме оценочных способностей, практики; изучение педагогического опыта;
- разработка комплекса педагогических условий оценочной практики и его реализация на уроках геометрии;
- выработка критериев оценивания различных видов учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии и эталонов экспертизы;
- переход на уроках геометрии от традиционной оценочной практики к бально-рейтинговой системе».
2. «Педагогическая технология
как средство формирования
Автор проекта : учитель начальных классов, гимназия № 71 г. Краснодара Пашковская Е.П.
Проект строится на основе нетрадиционных форм обучения младших школьников, способствующих формированию у учащихся рефлексии. Проект удачно сочетает основательную теоретическую проработку проблемы с актуальными потребностями педагогической практики. Работа отражает современные тенденции гуманизации начального образования, автор предлагает собственный подход к организации обучения младших школьников.
Выдержки из проекта:
Суть педагогической инициативы.
«Проектируя образование, т.е. выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман)».
«Еще 30 лет назад решение вопроса о рефлексивном развитии ребенка младшего школьного возраста представлялось невозможным. Постановке такого вопроса противоречили все психологические знания о ребенке, собранные методом констатации среднестатистических возрастных норм. Среднестатистический младший школьник представлялся типичным эмпириком, не способным ни к преобразованию научных понятий (Л.С. Выготский), ни к выполнению обратимых интеллектуальных операций (Ж.Ж. Пиаже).
Исследования же А.О. Прохорова, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, И.С. Якиманской и др. содержат широкие обобщения в области развития ребенка как субъекта образовательной деятельности и его рефлексивной деятельности. Д.Б. Эльконин высказал гипотезу, а потом и подтвердил ее в условиях формирующего эксперимента, о том, что нет оснований для абсолютизации существующей схемы возрастов, основанной на среднестатистических возрастных нормах развития. Эта схема отражает лишь формы той системы обучения, в которой преобладают эмпирические сведения и слабо представлены способы усвоения знаний. Это дает основание думать, что изменение содержания обучения в этом направлении и соответствующее изменение “типа обучения” повлияет и на “возрастную схему” формирования интеллекта детей».
«Умение учиться резко выделяется в списке умений учащихся начальной школы (читать, писать, считать). Умение учить себя означает способность преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности, с самим собой, неумелым или ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться, становиться (делать себя) другим. Чтобы учить, изменять себя, человек должен, во-первых, знать о своей ограниченности, во-вторых, уметь переходить границы своих возможностей. Обе составляющие умения учиться являются рефлексивными по своей природе (В.В. Давыдов и др.). Следовательно, успешное осуществление школьниками учебной деятельности предполагает развитие такого мыслительного процесса, как рефлексия. Благодаря рефлексии ребенок может вычленить способ решения той или иной задачи, использовать его в новой, незнакомой ситуации.
Переосмысление своих действий (рефлексия) редко присутствует на уроках в начальной школе. Значит, необходима специальная организация развития рефлексии в обучении, при которой процесс формирования рефлексии будет проходить естественно и станет неотъемлемой частью его мышления».
«Младший школьный возраст - оптимальный период для формирования рефлексии. В условиях урока процесс рефлексии заключается в учебных действиях самоконтроля и самооценки. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
В теории Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, главная идея заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение. Образное выражение главной идеи данной позиции таково: “Обучение впереди развития”. Последние исследования в Институте теоретической педагогики и международных исследований РАО с учетом анализа мирового опыта, отражают следующее: сделаны выводы о том, что развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий или подходов в обучении.
В настоящее время созрела необходимость в организации специальной работы по формированию у младших школьников рефлексивных возможностей. Результаты эксперимента могут представлять интерес не только для отдельной школы, но и на федеральном уровне, так как актуальность проблемы готовности к самообразовательной деятельности в настоящее время достаточно велика».
Методологические характеристики проекта.
«Объект проектирования - процесс формирования рефлексии у учащихся младших классов при обучении в начальной школе.
Предмет проекта – педагогическая технология как средство формирования рефлексии у учащихся начальной школы. В качестве средства формирования рефлексии у младших школьников предлагается педагогическая технология, при которой:
- учитель совместно с учащимися будет организатором рефлексии учебных ситуаций, возникающих на уроке;
- учитель будет строить педагогическую деятельность на основе совместного с учащимися проектирования содержания и форм проведения учебных занятий;
- будет организован взаимоконтроль, самоконтроль и рефлексия через использование активных форм обучения;
- будет разработано и внедрено соответствующее содержание образования (учебное пособие для младших школьников по развитию рефлексивных способностей).
Гипотеза проекта: можно предположить, что разработанная педагогическая технология влияет на формирование рефлексии у учащихся начальной школы.