Педагогическое проектирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Проблемы проектирования, формирования новых педагогических практик, разработки технологического обеспечения новых педагогических идей, концепций, теорий в истории образования и педагогической мысли занимали одно из приоритетных мест. На творческий, исследовательский характер профессиональной деятельности учителя обращали внимание педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования
1.1. Понятие педагогического проектирования
1.2. Аксиология педагогического проектирования
1.3. Методологические характеристики разработки педагогического проекта
1.4. Педагогическое проектирование в гуманистической парадигме (историко-культурный аспект)
Глава 2. Разработка педагогического проекта
2.1. Сущность проектной деятельности учителя
2.2. Проектная деятельность учителя в решении педагогических проблемных ситуаций
2.3. Методы коллективного проектирования
2.4. Экспертиза и самоэкспертиза проектной деятельности учителя
Заключение

Файлы: 1 файл

Проект - реферат.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

31.  Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики. // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. Т. 3. -Казань, 1990.

32.  Судаков В.Н. Мифология воспитания. Очерки теории развития и воспитания личности. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.

33.  Тезаурус ЮНЕСКО-МБЛ по образованию. ЮНЕСКО, 1993.

34.  Хамадаш А. Неформальное образование: концепции, состояние, перспективы.// Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО, 1992, № 1-2.

35.  Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников:  методика продуктивного обучения.- ВЛАДОС, М., 2000.

36.  Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.

37.  Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия /Исследования речемыслительной деятельности.- Алма-Ата, 1974.- С. 12-28.

38.  Щедровицкий П.Г., Попов С.В. Игровое движение и организационно-деятельностные игры// Вопросы методологи, 1994 -№ 1-2.- С. 112-153.

39.  Энциклопедический социологический словарь./ Под ред. Осипова Г.В., М.: ИСПИ РАН, 1995.- 939 с.

40.  Юммель Ш. Портрет педагога: Платон (428-347 до н.э.)// Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО, 1993, № 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Проекты учителей гимназии № 71 г. Краснодара

1. «Оценочная практика  как средство развития 

оценочных способностей учащихся старшей школы»

Автор проекта: 

Бабоченко А.Н., учитель  математики, гимназия № 71 г. Краснодара

Проект предлагает концепцию и  модель комплекса педагогических условий оценочной практики, ориентированную на развитие оценочных способностей 
 учащихся старшей школы. Ведущая идея – организация гуманистического типа оценочной практики, основанного на принципах взаимоуважения и партнерства учителя и учащихся. Активизация субъектности ученика реализуется через включение его в совместную проектировочную деятельность, создание в пространстве урока условий для самооценки и взаимооценки. 

Выдержки из проекта:

Суть инициативы.  

«Включение выпускников школы, в сложную, а порой и противоречивую систему отношений во многом зависит от их умения самостоятельно творчески мыслить в условиях человеческого общения, от умения правильно воспринимать и оценивать не только самого себя, но и качества других людей, человеческие взаимоотношения, давать им адекватные, принципиальные оценки.

Исходная идея состоит в том, что для успешной гармонизации всей сложной и противоречивой совокупности отношений личности, коллектива и  общества, наряду с  рядом объективных социально-политических, социально-экономических и социально-культурных условий, необходимы также условия социально-психологические, предполагающие развитие оценочных способностей у каждого вступающего в жизнь молодого человека.

На основе изучения и диагностики  оценочных способностей школьников можно достаточно точно судить об истоках того или иного отношения учащихся к самим себе, к сверстникам, к учителям, родителям. От развития этих способностей зависит отношение школьников к учению: чем более они развиты, тем адекватнее самооценка учебных успехов. Сформированность оценочных способностей позволяет школьникам правильно оценивать свои способности и возможности. От них зависит эффективность самовоспитания, ими определяются перспективы, цели и задачи, которые школьники ставят перед собой в совершенствовании своей личности».  

«Понятие «оценочные способности»  достаточно полно объясняется в книге Л.И. Мнацаканян (Л.И. Мнацаканян. Личность и оценочные способности старшеклассников. – Москва, 1991 г.): «Любой человек в процессе жизнедеятельности постоянно оценивает предметы, явления, ситуации, поступки и действия других людей (оценки внешнего мира); оценивает свои возможности, состояния, поступки и последствия своих действий (самооценки); предвидит и учитывает как его могут оценить другие люди (рефлексивные оценки); формируя оценки оказывает влияние на окружающих (управляющие оценки) и, в свою очередь, постоянно испытывает на себе влияние оценок других людей. Оценочная сеть безгранична. Когда мы говорим об оценочных способностях,  то речь идёт о таких характеристиках личности, которые, с одной стороны, действительно, являются способностями в собственном смысле слова, то есть предполагают наличие специфических знаний, умений и навыков, а с другой, - проявляются в оценках, даваемых индивидуумом людям и человеческим отношениям.»

Оценочные способности – это  умение человека адекватно ориентироваться  в системе межличностных отношений, понимать эмоциональные состояния  людей, оценивать мотивы их поступков, причины тех или иных действий. Иными словами – это целый  комплекс специальных умений и навыков, которые проявляются и формируются прежде всего в общении. В структуру оценочных способностей входит и самооценка».

«Основная идея заключается в том, чтобы в школе создать условия  для развития оценочных способностей школьника. Развивать оценочные способности школьников можно в различных направлениях – я, как учитель-предметник, предполагаю сосредоточить своё внимание на том, как школьник воспринимает и оценивает свои знания, умения и навыки, способности, деловые и личностные качества. При этом будет рассматриваться опыт усвоения предмета и практическая деятельность.

С  другой стороны, я ясно вижу, что ни о каком  развитии оценочных способностей не может быть и речи, если не изменить традиционную оценочную практику в школе.

Суть моей экспериментальной деятельности  состоит в том, чтобы на основе изучения современных подходов к проектированию оценочной практики создать комплекс педагогических условий оценочной практики и инструментарий для оценивания учащихся, для самооценки и взаимооценки, а также исследовать их влияние на развитие оценочных способностей школьников».

«Тенденции развития современной  школы требуют изменений в  традиционной оценочной практике. Предлагается снятие с учителя большей доли ответственности за оценочный акт, отмена школьного балла в традиционном его использовании, переход к механизмам самооценки и взаимооценки. Причем содержание ученической самооценки должно быть детерминировано характером и формами оценочной деятельности учителя. Учитель должен ясно видеть этапы перехода школьников от ориентации на привычные отметки к самооценке и осуществлять педагогическую поддержку учащихся в этом направлении».

Методологические  характеристики проекта

«Объект проекта – процесс развития оценочных способностей учащихся при обучении геометрии.

Предмет проектирования – педагогические условия оценочной практики на уроках геометрии как средство развития оценочных способностей учащихся. Модель комплекса педагогических условий оценочной практики:

А. В системе взаимодействия учитель – ученик и ученик – ученик -

·  климат психологического комфорта и доверия;

·  ситуация активного обмена мнениями и суждениями;

·  партнерские отношения между участниками образовательного процесса.

Б. В системе оценочной практики -

·  снижение роли учителя в оценочном акте;

·  возможность ориентации учащихся на самооценку, а не на оценку учителя;

·  практика экспертизы ответов (взаимооценивания);

·  проектирование учащимися собственных оценочных практик;

·  самоконтроль за учебным процессом со стороны учащихся.

Гипотеза проекта:  Можно предположить, что разработанный  комплекс педагогических условий оценочной практики будет способствовать развитию оценочных способностей учащихся при обучении геометрии.

Цель проекта – исследовать влияние разработанного  комплекса педагогических условий оценочной практики на развитие оценочных способностей учащихся.

Задачи проекта:

-   теоретический анализ литературы по проблеме оценочных способностей, практики; изучение педагогического опыта;

-   разработка комплекса педагогических условий оценочной практики и его реализация на уроках геометрии;

-   выработка критериев оценивания различных видов учебно-познавательной деятельности на уроках геометрии и эталонов экспертизы;

-   переход на уроках геометрии от традиционной оценочной практики к бально-рейтинговой системе».

2. «Педагогическая технология  как средство формирования рефлексии  у младших школьников»

Автор проекта : учитель  начальных классов, гимназия № 71 г. Краснодара Пашковская Е.П.

Проект строится на основе нетрадиционных форм обучения младших школьников, способствующих формированию у учащихся рефлексии. Проект удачно сочетает основательную теоретическую проработку проблемы с актуальными потребностями педагогической практики. Работа отражает современные тенденции гуманизации начального образования, автор предлагает собственный подход к организации обучения младших школьников. 

 

Выдержки из проекта:

Суть педагогической инициативы.

«Проектируя  образование,  т.е. выбирая  одно  из  возможных  направлений  психического  развития  детей,  мы  стремимся  сознательно  ориентироваться  на  культивирование  фундаментальной  человеческой  способности  -  самостоятельно  строить  и  преобразовывать  собственную  жизнедеятельность,  быть  ее  подлинным  субъектом.  Именно  эта  способность  позволяет  человеку  самоопределяться  в  жизненном  мире,  включаться  в  существующие  и  творить  новые  виды  деятельности  и  формы  общения  с  другими  людьми (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков,  Г.А. Цукерман)».

«Еще  30  лет назад решение вопроса  о рефлексивном  развитии  ребенка  младшего  школьного  возраста  представлялось  невозможным. Постановке  такого  вопроса   противоречили  все  психологические  знания  о  ребенке,  собранные  методом  констатации  среднестатистических  возрастных  норм.  Среднестатистический  младший  школьник  представлялся  типичным  эмпириком, не способным ни к  преобразованию научных  понятий (Л.С. Выготский),  ни  к  выполнению обратимых  интеллектуальных  операций  (Ж.Ж. Пиаже).

Исследования   же   А.О. Прохорова,  П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова,  Д.Б. Эльконина,  Л.В. Занкова, И.С. Якиманской и  др. содержат  широкие  обобщения  в  области  развития  ребенка  как  субъекта  образовательной  деятельности  и  его  рефлексивной  деятельности.   Д.Б. Эльконин  высказал  гипотезу,  а  потом  и  подтвердил  ее  в  условиях  формирующего  эксперимента,  о  том,  что  нет  оснований  для  абсолютизации  существующей  схемы  возрастов,  основанной  на  среднестатистических  возрастных  нормах  развития. Эта  схема  отражает  лишь  формы  той  системы  обучения,  в  которой  преобладают эмпирические  сведения  и  слабо  представлены  способы  усвоения  знаний.  Это  дает  основание  думать,  что  изменение  содержания  обучения  в этом  направлении  и  соответствующее  изменение  “типа  обучения”  повлияет  и  на  “возрастную  схему”  формирования  интеллекта  детей».  

«Умение  учиться  резко  выделяется  в  списке умений учащихся начальной школы (читать,  писать, считать). Умение  учить  себя  означает  способность  преодолевать  собственную  ограниченность не  только  в  области  конкретных  знаний  и  навыков,  но  и  в  любой  сфере  деятельности  и  человеческих  отношений,  в  частности,  с  самим  собой,  неумелым  или  ленивым,  невнимательным  или  безграмотным,  но  способным  меняться,  становиться    (делать  себя)  другим.  Чтобы  учить,  изменять  себя,  человек  должен,  во-первых,  знать  о  своей  ограниченности,  во-вторых,  уметь  переходить  границы  своих  возможностей.  Обе  составляющие  умения  учиться  являются  рефлексивными  по  своей  природе (В.В. Давыдов и др.). Следовательно,  успешное  осуществление  школьниками  учебной деятельности  предполагает  развитие  такого  мыслительного  процесса,  как  рефлексия. Благодаря  рефлексии  ребенок  может  вычленить способ  решения той  или  иной  задачи,  использовать  его  в  новой,  незнакомой  ситуации. 

 Переосмысление  своих  действий  (рефлексия)  редко  присутствует  на  уроках  в  начальной  школе.  Значит, необходима  специальная  организация развития  рефлексии  в  обучении,  при  которой  процесс  формирования  рефлексии  будет  проходить  естественно  и  станет  неотъемлемой  частью  его  мышления».

«Младший  школьный  возраст  -  оптимальный  период для  формирования  рефлексии.  В условиях  урока  процесс  рефлексии  заключается  в  учебных  действиях  самоконтроля  и  самооценки.   Система  контроля  и  оценки  не  может  ограничиваться  утилитарной  целью – проверкой  усвоения  знаний  и  выработки  умений  и  навыков  по  конкретному  учебному  предмету.  Она  ставит  более  важную   задачу:  развить  у  школьников  умение  проверять  и  контролировать  себя,  критически  оценивать  свою  деятельность,  находить  ошибки  и  пути  их  устранения.

В  теории  Л.С. Выготского  о  соотношении  обучения  и  развития,  главная  идея  заключается  в  том,  что  обучение  продвигает  вперед  развитие,  а  развитие  подготавливает  и  делает  возможным  и  успешным  обучение.  Образное  выражение  главной  идеи  данной  позиции  таково:  “Обучение  впереди  развития”.  Последние  исследования  в  Институте  теоретической  педагогики  и  международных  исследований  РАО  с  учетом  анализа  мирового  опыта,  отражают  следующее:  сделаны  выводы  о  том,  что развивает  обучение,  лишь  построенное  по  определенным  правилам  и  при  соблюдении  определенных  условий  или  подходов  в  обучении. 

В  настоящее  время  созрела  необходимость  в  организации  специальной  работы  по формированию  у  младших  школьников  рефлексивных  возможностей.  Результаты  эксперимента  могут  представлять  интерес  не  только  для  отдельной  школы,  но  и   на  федеральном  уровне,  так  как  актуальность  проблемы  готовности  к  самообразовательной  деятельности  в  настоящее  время  достаточно  велика».

Методологические характеристики проекта.

«Объект проектирования  - процесс формирования рефлексии у учащихся младших классов при обучении в начальной школе.

Предмет проекта – педагогическая технология как средство формирования рефлексии у учащихся начальной школы. В качестве средства формирования рефлексии у младших школьников предлагается педагогическая технология, при которой:

-   учитель совместно с учащимися будет организатором  рефлексии учебных ситуаций, возникающих на уроке;

-   учитель будет строить педагогическую деятельность на основе совместного с учащимися проектирования содержания и форм проведения учебных занятий;

-   будет организован взаимоконтроль, самоконтроль и рефлексия через использование активных форм обучения;

-   будет разработано и внедрено соответствующее содержание образования (учебное пособие для младших школьников по развитию рефлексивных способностей).

Гипотеза проекта: можно предположить, что разработанная педагогическая технология влияет на  формирование рефлексии у учащихся начальной школы.

Информация о работе Педагогическое проектирование