Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 11:22, контрольная работа
Переговоры – универсальное средство человеческого общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся. Переговоры включают множество задач. Часть из них осознается, а другая часть, и притом значительная, не осознается. Но от этого они не перестают существовать и влиять на исход переговоров. Переговоры предназначены в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений, по решению поставленной на обсуждение проблемы) получить отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех его участников.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Переговоры как разновидность общения……………………………………4
2. Манипуляции в общении……………………………………………………12
3. К какому признаку классификации относят: прямое – косвенное; непосредственное - опосредованное; межличностное – массовое общение? ……………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………...
Если использование первой группы приемов демонстрирует отношение к оппоненту как к противнику, то вторая группа приемов ориентирована на партнерский подход. Тактические приемы ведения конструктивных переговоров:
«Постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов». Суть в том, чтобы начинать обсуждение с тех вопросов, которые вызывают наименьшие разногласия, а затем перейти к более сложным проблемам. Прием позволяет избежать активного противодействия сторон с самого начала переговоров и сформировать благоприятную атмосферу.
«Разделение проблемы на отдельные составляющие». Суть в том, чтобы не пытаться сразу решить всю проблему, а, выделив в ней отдельные аспекты, постепенно достигать взаимного согласия.
«Вынесение спорных вопросов "за скобки"». Используется, если возникают трудности с достижением соглашения по всему комплексу проблем: спорные вопросы не рассматриваются, что позволяет достичь частичных договоренностей.
«Один режет, другой выбирает». Основан на принципе справедливости раздела: одному предоставляется право разделить (пирог, полномочия, территорию, функции и т.д.), а другому — выбрать из двух частей одну. Смысл этого приема заключается в следующем: первый, опасаясь получить меньшую долю, будет стремиться к тому, чтобы разделить максимально точно.
«Подчеркивание общности». Указываются те аспекты, которые объединяют оппонентов: заинтересованность в положительном результате переговоров; взаимозависимость оппонентов; стремление избежать дальнейших материальных и моральных потерь; наличие длительных отношений между сторонами до возникновения конфликта. [4,c.384-385]
2. Манипуляции в общении.
Основными типами межличностного общения являются императив, манипуляция и диалог. Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера. В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнёра - не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Манипуляция - это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
В манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми.
Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
В управленческой практике имеет место ряд манипуляционных технологий:
- психологическое давление – наиболее грубая форма манипуляции. Чтобы быть уверенным в успехе действия, манипулятор старается создать явный перевес сил над партнером, то есть иметь явное преимущество по каком-либо параметру: квалификации, должности, владению информацией, контролю над ситуацией и т.д.
- целенаправленные преобразования информации, которые включают:
а) искажение информации,
глубина которого может
б) частичное утаивание информации, избирательная (выборочная) подача материала;
в) способ подачи информации варьируется: или слишком много «навалом», или в «разбивку» - неудобными мелкими кусками или компоновка тем, наводящая на нужные выводы;
г) момент подачи материала информации дозируется: либо когда на нее не обратят внимания, либо когда ее очень ждут и поверят чему угодно, либо одновременно с какой-то другой, чтобы вызвать нужные ассоциации;
д) подпороговая
подача информации на
ж) расчет на предварительное «ассоциативное знание», догадливость адресата и его действия по стереотипу (например, когда неясный намек или неаргументированная просьба сопровождается словами: «мы же с вами умные люди, понимаем что к чему…». Большинство людей не решаются требовать более четких объяснений и попадаются на уловку манипулятора).
- воздействия
на специфические мишени –
на те психологические
Наиболее универсальные мишени, используемые манипулятором:
а) первичные жизненные потребности в пище, безопасности (своей и близких людей);
б) чувств общности
( человек легче поверит и
в) низменные влечения человека: агрессивность, чувство собственности, секс, враждебное отношение к «ним» (непохожим на «нас»), искушение властью, деньгами, славой, роскошью и т.д.;
Эти манипулятивные
технологии используются в
- обольщения или
тактика демонстрации
- введение в заблуждение, запутывание. Главная задача этой тактики та же, что и при обольщении: не дать другой стороне догадаться о ваших намерениях. Для этого рекомендуют искусным игрокам утаивать свои заслуги, приоткрываясь удачным стечением обстоятельств. Выигрыш у соперника должен представляться просто удачей, а не вашим умением вести игру. Для эффективного ведения игры главное – найти способ привести противника в состояние смятения, сбить с толку. Вторая возможность смутить, запутать человека заключается в том, что нужно заставить противника почувствовать себя либо безответственным, либо некомпетентным. Но при условии, что у противника не возникнет никаких подозрений и никаких поводов обвинения в чем-то первую сторону;
- скрытые укоры.
Под видом безобидных
Обольщение, запугивание, скрытые укоры – это тактики, которые скорее ослабляют сопротивление другой стороны, склоняют ее к снижению своих притязаний, но прямо не воздействуют на них.
Более «тяжелыми»
методами воздействия и
Нейтрализация
манипулирования или
- заменить или, по крайней мере, дополнить эмоциональный контакт другим видом контактов
а) знаковыми формами
контактов. Это правильное понимание
содержание воспринимаемого
б) операциональным
контактом. Имеется в виду открытое
стремление к пониманию смысла
выполняемых другим человеком
действий и возможность
в) предметным контактом. Это открытое стремление к пониманию предмета, истинного содержания сообщения, ибо затуманить истинный предмет сообщения – задача манипулятора;
- быть настроенным
на сотрудничество или
- уменьшить свою
зависимость от стандартов
- очень важно
не поддаваться на
Тестовое задание
Соотнесите типы общения по признаку классификации:
А) прямое – косвенное
Б) непосредственное – опосредованное
В) межличностное – массовое общение
1) по целям
2) по содержанию
3) по формам
Ответ: По формам проявления - это непосредственное – опосредованное общение. Например, Володя пригласил Катю в кино, шепнув ей об этом на ухо во время урока математики. Если же Володя пригласит Катю в кино, позвонив ей по телефону, или передаст записочку, то это уже опосредованное общение, т.е. опосредованным общение является тогда, когда между собеседниками появляются посредники. Эти виды общения имеют свои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным.