Переговоры как способ разрешения конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

1.Определение конфликта. Стили поведения в конфликтной ситуации.
2.Переговоры как способ разрешения конфликтов. Общая характеристика переговоров.
3.Особенности переговоров
4.Типология переговоров
.....
9.Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей

Файлы: 1 файл

переговоры.docx

— 54.25 Кб (Скачать файл)

1.Определение конфликта. Стили поведения в конфликтной ситуации.

«Конфликт» - (с лат).- столкновение. Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением или неполучением информации, вызывающая специфическое представление об интересующем объекте, приводящая к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп. При этом одна и та же информация у разных людей вызывает разную реакцию, порождающую или не порождающую конфликт.

Конфликт  определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое  порождает ее противодействие. В  результате, возникают негативные последствия  в совместной деятельности.

Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального  взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы  разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием. Прогнозирование конфликтов заключается  в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии.

Было  выделены следующие пять основных стилей поведения в конфликте: уклонение, противоборство; уступчивость; сотрудничество; компромисс.

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения характеризуется индивидуальными действиями и выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.

Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствие сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы за счет интересов другой стороны.

Уступчивость (приспособление). Действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.

При компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.

Существуют  различные способы разрешения конфликтов.

Юмор - беззлобно-насмешливое  отношение к разногласиям. Здесь  нет места сарказму, так как  он может обидеть одну из конфликтующих  сторон.

Психологическое поглаживание - проявление ласки, заключается  в выделении положительных черт «противника».

Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок.

Третейский  суд, как способ разрешения конфликта  хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим  сторонам увидеть то, что они не заметили в «пылу борьбы».

Ультиматум, т.е. предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия (санкции), в случае отказа.

Подавление (моральное или физическое); разрыв связей - крайние способы разрешения конфликта, используется, если затронуты  принципы убеждения, которыми субъект  не может поступиться.

2.Переговоры как способ разрешения конфликтов. Общая характеристика переговоров.

Во многих исследованиях, посвященных анализу  переговорного процесса, термин “переговоры” используется для обозначения широкого круга ситуаций, в которых люди пытаются обсудить те или иные проблемы, согласовать какие-либо действии, договориться о чем-либо, решить спорные вопросы. Так, В. Мастенбрук отмечает, что “переговоры — стиль поведения, с которым мы встречаемся и используем сами каждый день”. Этот факт свидетельствует о том, что понятие “переговоры” используется не только в привычном смысле — применительно к ситуациям официальных переговоров, но и к различным ситуациям частной жизни.

Использование переговоров, прямых или с участием посредника, для разрешения конфликтов имеет столь же давнюю историю, что  и сами конфликты. Однако объектом широкого научного исследования они становятся лишь во второй половине XX в., когда искусству ведения переговоров стали уделять особое внимание.

В ситуации конфликта его участники оказываются  перед выбором: либо ориентироваться  на односторонние действия (и в  этом случае каждая из сторон строит свое поведение независимо друг от друга), либо — на совместные действия с оппонентом (т.е. выразить намерение разрешить конфликт путем прямых переговоров или при содействии третьей стороны).

3.Особенности переговоров

В сравнении  с другими способами урегулирования и разрешения конфликта преимущества переговоров состоят в следующем:

  • в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;
  • участники конфликта имеют возможность максимально контролировать различные аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и на их результат, определять рамки соглашения;
  • переговоры позволяют участникам конфликта выработать такое соглашение, которое удовлетворило бы каждую из сторон и позволило избежать длительного судебного разбирательства, которое может закончиться проигрышем одной из сторон;
  • принятое решение, в случае достижения договоренностей, нередко имеет неофициальный характер, являясь частным делом договаривающихся сторон;
  • специфика взаимодействия участников конфликта на переговорах позволяет сохранить конфиденциальность.

Важная  особенность переговоров состоит  в том, что их участники взаимозависимы. Поэтому, прилагая определенные усилия, стороны стремятся разрешить возникшие между ними противоречия. И эти усилия направлены на совместный поиск решения проблемы. Итак, переговоры представляют собой процесс взаимодействия оппонентов с целью достижения согласованного и устраивающего стороны решения.

4.Типология переговоров

Возможны  различные типологии переговоров. Одним из критериев для классификации  может быть количество участников. В этом случае выделяют:

1) двусторонние переговоры;

2) многосторонние переговоры, когда  в обсуждении принимают участие  более двух сторон.

На основе факта привлечения третьей нейтральной  стороны или без такового разграничивают:

1) прямые переговоры — предполагают непосредственное взаимодействие участников конфликта;

2) непрямые переговоры — предполагают вмешательство третьей стороны.

В зависимости  от целей участников переговоров  выделяют следующие их типы:

1) переговоры о продлении действующих  соглашений — например, конфликт приобрел затяжной характер и сторонам требуется “передышка”, после чего они могут приступить к более конструктивному общению;

2) переговоры о перераспределении — свидетельствуют о том, что одна из сторон конфликта требует изменений в свою пользу за счет другой;

3) переговоры о создании новых  условий — речь идет о продлении диалога между участниками конфликта и заключении новых соглашений;

4) переговоры по достижению побочных  эффектов — ориентированы на решение второстепенных вопросов (отвлечение внимания, уяснение позиций, демонстрацию миролюбия и т.п.).

5.Функции переговоров

В зависимости  от целей участников выделяют различные  функции переговоров, подробно проанализированные М.М.Лебедевой.

1. Главной функцией переговоров является поиск совместного решения проблемы. Это то, ради чего, собственно, и ведутся переговоры. Сложное переплетение интересов и неудачи в односторонних действиях могут подтолкнуть к началу переговорного процесса даже откровенных врагов, чье конфликтное противостояние насчитывает не один десяток лет. (например, прошедшие в 2000 г. переговоры между главами двух корейских государств — Северной Кореи и Южной Кореи )

2. Информационная функция заключается в том, чтобы получить информацию об интересах, позициях, подходах к решению проблемы противоположной стороны, а также предоставить таковую о себе. Значимость этой функции переговоров определяется тем, что невозможно прийти к взаимоприемлемому решению, не понимая сути проблемы, которая вызвала конфликт, не разобравшись в истинных целях, не уяснив точек зрения друг друга.

3. Близка к информационной коммуникативная функция, связанная с налаживанием и поддержанием связей и отношений конфликтующих сторон.

4.Важной функцией переговоров является регулятивная. Речь идет о регуляции и координации действий участников конфликта. Она реализуется, прежде всего, в тех случаях, когда стороны достигли определенных договоренностей, и переговоры ведутся по вопросу о выполнении решений.

5. Пропагандистская функция переговоров состоит в том, что их участники стремятся оказать влияние на общественное мнение с целью оправдания собственных действий, предъявления претензий оппонентам, привлечения на свою сторону союзников и т. п.

Создание  благоприятного для себя и отрицательного для оппонента общественного  мнения осуществляется, прежде всего, через СМИ.

6. Переговоры могут выполнять и “маскировочную” функцию. Эта роль отводится, прежде всего, переговорам с целью достижения побочных эффектов. В этом случае конфликтующие стороны мало заинтересованы в совместном решении проблемы, поскольку решают совсем иные задачи. (мирные переговоры между Россией и Францией в Тильзите в 1807 г)

Особенно  явно “маскировочная” функция реализуется  в том случае, если одна из конфликтующих  сторон стремится успокоить оппонента, выиграть время, создать видимость  стремления к сотрудничеству

В целом  же следует отметить, что любые  переговоры многофункциональны и предполагают одновременную реализацию нескольких функций. Но при этом функция поиска совместною решения должна оставаться приоритетной. Иначе переговоры становятся, по выражению М. М. Лебедевой, “квазипереговорами”.

6. Стратегии ведения переговоров

Конфликтующие стороны могут по-разному рассматривать  переговоры: либо как продолжение  борьбы другими средствами, либо как  процесс разрешения конфликта с  учетом интересов друг друга. В соответствии с этими подходами выделяются две основные стратегии ведении переговоров: 1) позиционный торг, ориентированный на конфронтационный тип поведения, и 2) переговоры на основе интересов, предполагающие партнерский тип поведения.

Выбор той  иди иной стратегии во многом зависит  от ожидаемых последствий переговоров  для каждой из сторон, от понимания  успеха переговоров их участниками.

Позиционный торг

Позиционный торг представляет собой такую стратегию  ведения переговоров, при которой  стороны ориентированы на конфронтацию и ведут спор о конкретных позициях, которые следует отличать от интересов:

  • позиции — это то, как участники конфликта понимают проблему и чего хотят добиться в ходе переговоров;
  • интересы — это то, почему участники конфликта понимают проблему так, а не иначе, и почему они хотят добиться того, о чем заявляют.

В целом  позиционный торг отличают следующие  особенности:

1) участники переговоров стремятся  к реализации собственных целей  в максимально полном объеме, мало заботясь о том, насколько  оппоненты будут удовлетворены  итогами переговоров;

2) переговоры ведутся на основе  первоначально выдвинутых крайних  позиций, которые стороны стремятся  отстаивать;

3) подчеркивается различие между  конфликтующими сторонами, а сходство, даже если оно имеется, отвергается;

4) действия участников направлены, прежде всего, друг на друга,  а не на решение проблемы;

5) стороны стремятся скрыть или исказить информацию о существе проблемы, своих истинных намерениях и целях:

6) перспектива провала подговоров  может подтолкнуть стороны к  определенному сближению и попыткам  выработать компромиссное соглашение, что не исключает возобновление  конфликтных отношений при первом  удобном случае;

Выделяют  два варианта позиционного торга: мягкий и жесткий. Основное различие между  ними состоит в том, что жесткий  стиль предполагает стремление твердо придерживаться выбранной позиции  с возможными минимальными уступками, мягкий стиль ориентирован па ведение  переговоров через взаимные уступки  ради достижения соглашения. Американские исследователи Р. Фишер и У. Юри отмечают следующие основные недостатки позиционного торга:

  • приводит к неразумным соглашениям, т. e. таким, которые в той или иной степени не отвечают интересам сторон;
  • торг не эффективен, так как в ходе переговоров растут цена достижения договоренностей и затрачиваемое на них время.
  • угрожает продолжению отношений между участниками переговоров.
  • может усугубиться, если в переговорах принимает участие более двух сторон

При всех этих недостатках позиционный торг весьма часто используется в ситуациях различных конфликте, особенно если речь идет о разовом взаимодействии, и стороны не стремится наладить долговременные взаимоотношения. Кроме того, позитивный характер торга проявляется в том, что отказ от него может означать отказ от ведения переговоров вообще.

Переговоры на основе интересов

Альтернативой позиционному торгу является стратегия ведения переговоров на основе интересов. Переговоры на основе интересов являются реализацией партнерского подхода. Основные особенности переговоров на основе интересов подробно описаны их убежденными сторонниками Р. Фишером и У. Юри:

Информация о работе Переговоры как способ разрешения конфликта