Перспективы развития психологии, психология 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

В конце ХХ — начале ХХI века психология вступила в фазу своего расцвета. Психология нынче - наука модная и, что более важно, очень востребованная. Нарастает количество желающих получить психологическое образование, психологи сегодня работают и в бизнесе, и в образовании, и в политике, и даже в правоохранительных органах.
Было издано рекордное количество книг по психологии, причем первые позиции по популярности в этом перечне занимают книги по общей психологии, социальной психологии и социальной адаптации, психологии личности, стрессоустойчивости и самоконтроля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА.................................................6
2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………………….11
3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.........................................................................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......23

Файлы: 1 файл

история псих..doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего  профессионального образования

«Волгоградский государственный  социально-педагогический университет»

 

 

 

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра психологии образования и развития

 

Контрольная работа по дисциплине История психологии

На тему «Перспективы развития психологии, психология 21 века»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса  специальности

«Психология» группы ПС-4(6)

Дюжева Анна Александровна

Проверил: доц. Бондарева Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2013

 

 

         ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3

1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА.................................................6

2. АКТУАЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ   СОВРЕМЕННОЙ   РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………………….11

3. ПЕРСПЕКТИВЫ    И     ТЕНДЕНЦИИ   РАЗВИТИЯ  ПСИХОЛОГИИ.........................................................................................................16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В конце ХХ — начале ХХI века  психология вступила в фазу своего расцвета. Психология нынче - наука модная и, что более важно, очень востребованная. Нарастает количество желающих получить психологическое образование, психологи сегодня работают и в бизнесе, и в образовании, и в политике, и даже в правоохранительных органах.

Было издано рекордное  количество книг по психологии, причем  первые позиции по популярности в  этом перечне занимают книги по общей  психологии, социальной психологии и  социальной адаптации, психологии личности, стрессоустойчивости и самоконтроля.  Но часто среди этих публикаций можно встретить множество сборников неправильно набранных, не проверенных,  методики, изложенные в них, неадаптированны, излагаются с ошибками, с неправильно указанными или не указанными вообще ссылками на первоисточник, лишены научного обоснования. Также нередко эти так называемые «книги по практической психологии» - пустое  рассуждательство, пространные философствования и мистические заклинания, ничем не помогающие психологу в его сложной работе с конкретными людьми.

Сегодня психология развивается  по 48 направлениям и исследует 261 психологическую  проблему. Но как  нередко бывает в переломные исторические времена, многие люди легковерно поддаются влиянию  эзотерики, скрывающей свое истинное лицо псевдопсихологическими техниками и рассуждениями.  Целители, мистики, провидцы разного рода, называя себя «психологами», оказывают на некоторых людей серьезное воздействие именно потому, что ниша влияния на личность не была своевременно заполнена истинными психологическими службами в той степени, в которой это было бы нужно.   

Психология активно, порой  на первых ролях, стала привлекаться к выполнению грандиозных заказов  по манипулированию индивидуальным и общественным сознанием: формирование имиджа (не лица, а нужной маски, личины) политиков; навязывание любых (часто вредных, просто опасных) представлений, товаров, услуг; сотворение кумиров молодежи; вовлечение в тоталитарные организации и мн. др.

  Об этом впервые заговорили такие известные психологи, как Е.Д. Хомская [12], Н.И. Чуприкова [13], В.П. Зинченко [4]  и другие исследователи. По их мнению, эта тенденция  связана с изменением  общественных условий, с переходом от советской психологии к психологии российской. Особое внимание  в их работах уделяется насущным задачам, стоящим перед психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практического знания, проблем и противоречий, которые стоят перед ней, определению новых тенденций развития психологической науки. Кроме того, в странах Европы и Америке психологические исследования стали проводиться по  новым направлениям, появились новые разделы психологии, новые способы применения психологических приемов в практике работы специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

 

Начало 90-х годов XX столетия ознаменовалось кардинальными преобразованиями всех сфер жизни российского общества, что обусловило возникновение новых  тенденций развития научного знания, в целом, включая и психологию как науку.  
 В эти годы начинается критический пересмотр методологических позиций советской психологии, ее основных принципов. На смену насаждавшегося ранее отношения к ней как новому и самому перспективному направлению, противопоставляемому всей западной науке, приходит спокойный, свободный от идеологических влияний, объективный анализ мировой психологической мысли во всем многообразии ее школ и течений. Восстанавливаются преемственные связи с дореволюционной отечественной психологией. В целом, в постсоветский период преодолевается тот двойной раскол, которым сопровождалось образование советской психологии. В современной России психологи предпочитают говорить о единой науке, не подразделяя ее на «нашу», отечественную, и западную.  
 Объектом критики выступают, в первую очередь, марксистские методологические основы советской психологии. Критика ведется по двум направлениям.

Во-первых, догматизированные  и идеологизированные трактовки  основных положений, категорий и  принципов марксовой философии подвергаются объективному, недопустимому ранее рассмотрению, в ходе которого раскрываются их новые смыслы. Выявляются противоречивость и ограничения, которые сказались на опирающейся на философскую систему К. Маркса конкретно-научной трактовке принципиальных проблем психологии – познавательных процессов, сознания, личности.

Во-вторых, подвергается сомнению возможность и правомерность  монистической позиции в методологии. На смену методологическому монизму  приходит принцип плюрализма методологических основ. В ходе дискуссий последних лет по методологическим проблемам получают обоснование также принципы методологического нигилизма, методологического либерализма и другие.

Большие расхождения  во взглядах по методологическим проблемам  – характерная особенность современной психологии. Особое значение развернувшихся по этим вопросам дискуссий заключается в вытекающей из них необходимости определить отношение к научным школам советской психологии, базирующимся на марксизме.  
 Пересмотр отношения к марксизму вылился в сложный и болезненный процесс. Вопрос о значении марксистской философии для психологии является предметом обсуждения на круглых столах. Он ставится в контексте анализа творчества лидеров советской психологии, рассмотрения важнейших тенденций в развитии отечественной психологии XX века. В этой обширной литературе, которая носит характер свободных дискуссий, выявляются различные подходы к решению этой проблемы. В противовес радикальной позиции ликвидаторского толка, утверждается и становится преобладающей в психологическом сообществе иная тенденция: не отказываться от сложившегося в советской психологии способа научного мышления, получивших к ней развитие концепций и подходов, продолжать разработку ее базовых методологических принципов. Вместе с тем признается необходимым освободиться от идеологически обусловленных упрощений и штампов.

В ответ на это требование в трактовке принципов единства сознания и личности, детерминизма, развития, отражения и других появляются новые аспекты. В отличие от идеи одностороннего подчинения «внешнему», подчеркивается момент самоопределения, внутренней детерминации и самодетерминации психических явлений в их сложных взаимодействиях с внешними детерминантами. Расширяется и углубляется представление о сущности психики и сознания человека. Положение об их социально-исторической и культурной обусловленности дополняется эмпирически обоснованными данными о природных основах психического развития человека. Переосмысливается трактовка одного из важнейших методологических принципов, особенно в области исследования образных явлений, – принципа отражения.

Понимание психики как  принадлежащей субъекту, включенному  в состав действительности, приводит к новому взгляду на отражение  как на активный процесс порождения и конструирования целостным субъектом действительной картины мира,  при этом создана системная концепция  психического отражения, раскрыт заложенный в ней эвристический потенциал.  
 Сложившиеся в советский период психологические концепции продолжают определять ситуацию в области научных исследований и в преподавании. В настоящее время каких-либо принципиально новых общепсихологических теорий не создано. Это не значит, что в психологии не происходит развития. Она имеет значительные достижения, как в эмпирических исследованиях, так и в теории. Е.Н. Соколов создал новую векторную психофизиологию. Широкое признание научной общественности получили исследования по психологии сознания (психосемантика В.Ф. Петренко, взгляды В.М. Аллахвердова), психологии личности (историко-эволюционная концепция личности А.Г. Асмолова), смысловая теория мышления (О.К. Тихомиров), оригинальная концепция мотивации В.К. Вилюнаса и другие [6].  
 Специфической чертой теоретической работы в современной отечественной психологии является ее открытость к интеграции психологического знания путем ассимиляции различных подходов при сохранении принципиальных концептуальных основ советской психологии.  
 Интенсивно и в сложных соотношениях с академической наукой развивается практическая психология.  Коренным образом изменилось отношение к зарубежной психологии, которая переживает подлинный ренессанс. Преодолевая образовавшийся в советские годы раскол между отечественной и зарубежной наукой, психологи России заново  переоткрывают для себя труды классиков мировой науки. Происходит эмансипация от их идеологизированной критики в советский период. Характер своеобразной эпидемии приобрел интерес к психоанализу, учению К. Юнга, логотерапии В. Франкла, экзистенциальной психологии, к новейшим концепциям конструктивизма, нарративному подходу [6]. Большими тиражами издаются труды зарубежных ученых разных направлений. В университетах читаются курсы по психоанализу, экзистенциальной психологии и т. д., проводятся практические занятия и семинары по освоению опыта классиков психологического консультирования и психотерапии. В период с 1993 и до 2001 годы выходил журнал «Иностранная психология», который внес неоценимый вклад в установление контактов между российской и зарубежной психологией, существенно уменьшил дефицит в научной информации о зарубежном опыте. Связи с зарубежной наукой в самых разнообразных формах стали нормой жизни современного сообщества российских психологов.  
 Восстанавливаются преемственные связи с той частью отечественной дореволюционной психологии, которая прекратила свое существование в советский период. В науку возвращаются имена Г.И. Челпанова, С.Л. Франка, Г.Г. Шпета, Л.С. Лопатина, М.М. Бахтина и других русских мыслителей [6]. Переиздаются труды и проводятся исследования их творчества. Объективное, освобожденное от идеологических искажений освещение взглядов и научной деятельности этих авторов приводит к возникновению взвешенной оценки их вклада в науку. Становится все более очевидным, что научное наследие этой плеяды ученых представляет не только исторический интерес, но и глубоко  связано с современными проблемами психологии.  Все эти идеи сохраняют свою актуальность, содержат большой эвристический потенциал и могут существенно обогатить современного психолога. В этом огромном материале мы как бы заново узнаем нашу отечественную психологическую мысль, открываем ее своеобразие, укорененное в особенностях социально-культурных условий и духовных традиций.

Растет авторитет советской  психологии за рубежом. Все шире становится круг советских авторов, труды которых выходят в переводах в разных странах мира. Так, в  США издается  ежеквартальный журнал  «Советская-психология» (сборник переводов статей), выходит трехтомная   антология   «Советская    психология    развития», осуществляются новые выпуски работ Л. С.Выготского,, А. Р. Лурии, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, С.Л.Рубинштейна и др. [6].  
  Таким образом, для современной российской психологии характерно развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ, совершенствование методов экспериментального исследования психики, разнообразие диагностических методов и методик. В конце ХХ - начале XXI века наметились тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ, как на уровне теории, так и в области практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АКТУАЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ   СОВРЕМЕННОЙ   РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Самым, пожалуй, актуальным вопросом современной психологии является вопрос: «Единая ли наука психология?»  Одни психологи подчеркивают принципиальную необходимость в психологии разных – даже не совместимых друг с другом – точек зрения. В данном случае лучшим считается наибольшее количество разных интерпретаций одного и того же предмета и объекта в психологии. Другие доказывают, что все позиции должны быть сводимы к одной – иначе психология вообще не может являться наукой. Так, например, уверяется, что нельзя рассматривать психологию как неупорядоченный набор разномасштабных теорий, каждая из которых имеет право отстаивать уникальность собственного видения явления под названием “психика”, а надо определить новый единый предмет психологии. В данном утверждении ближайшей вершиной, на покорение которой нацелилась наука – человек как самоорганизующаяся система и роль психики (сознания) в ее самоорганизации. Иные грани в качестве предмета психологии выражаются такими понятиями, как: духовность, субъект, сознание и пр. [7, с.373].

В современной  психологии остро ставится вопрос соотношения  теоретического и практического  знания в системе подготовки психологов. Также, важным является вопрос о том, является ли практика критерием истинности психологических теорий или, наоборот, теории выступают в качестве критерия оценки эффективности практической деятельности? Большинство, кто касается этого вопроса, уверяют, что теории строятся для нужд практики, а потому практика и определяет их истинность.

Спорным является и вопрос о социокультурном значении психологии. Периодически в кругах психологов возникает  тема как еще недостаточной востребованности обществом психологических знаний, так и определенной неготовности психологов к решению актуальных социальных задач психологии.

Информация о работе Перспективы развития психологии, психология 21 века