Перспективы развития психологии, психология 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

В конце ХХ — начале ХХI века психология вступила в фазу своего расцвета. Психология нынче - наука модная и, что более важно, очень востребованная. Нарастает количество желающих получить психологическое образование, психологи сегодня работают и в бизнесе, и в образовании, и в политике, и даже в правоохранительных органах.
Было издано рекордное количество книг по психологии, причем первые позиции по популярности в этом перечне занимают книги по общей психологии, социальной психологии и социальной адаптации, психологии личности, стрессоустойчивости и самоконтроля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА.................................................6
2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………………….11
3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.........................................................................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......23

Файлы: 1 файл

история псих..doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

В результате  исследований сложилась  мощнейшая оперативная психология: психологический инструментарий воспитания, образования, лечения человека методами педагогической, медицинской, клинической психологии, психотерапии и т.д.  Тактическая психология успешно развивается с начала 60-х годов в форме психологии социальной, юридической, инженерной, где человек рассматривается в отношениях с другим человеком, группой лиц, техническими системами или окружающей средой. Тактическая психология изучает “ближний внешний круг” проблем человека, который существует в реальном времени и пространстве, и доступен для объективного измерения. Здесь успех приносит высокопрофессиональное научное знание Настоящего, к которому необходимо адаптировать человека. Указанное знание делает поведение человека адекватным времени и реальным отношениям в обществе.

Стратегическая психология изучает  Будущее человека, точнее – “дальний внешний круг его проблем”, которых  часто еще нет, но которые стремительно и неумолимо приближаются. Изменения в техносфере, в демографии, в структуре общества, в картине мира происходят так быстро, что недавняя фантастика становится реальностью без осознания этих изменений человеком. Осознание происходящих изменений, а ещё важнее, их предвосхищение – сегодня такой же залог выживания для человека, народа, государства, как недавно – сохранение вековых традиций. [9, с. 113 ].

Вопрос о социокультурной системе  ценностей обращает внимание на то, что общепринятое разделение политического спектра на правых и левых неадекватно, так как имеет в своей основе только один критерий, и то не ясно, какой. В существующих классификациях нет места ни анархистам, ни либертарианцам, хотя и те и другие реально существуют.

Актуальны проблемы юридической психологии. Главные обсуждаемые проблемы –  проблемы подготовки, личности и деятельности юридических психологов.

Актуален вопрос социально-психологических  проблем искусства и СМИ. Искусство, особенно в аспекте его массового потребителя, а также современные СМИ, представляют серьезную, теоретически и особенно практически важную задачу для социальной психологии. Психологами решается вопрос, как предупредить и/или преодолеть некоторые из негативных последствий воздействия искусства и СМИ на человека.

В разделе «Психология и СМИ: свобода и ответственность»  обсуждаются  вопросы: возможность и необходимость  психологического оснащения современной  медиапродукции (телешоу, рекламы, политического PR и др.); роль СМИ в конструировании социальной реальности и картины мира человека; свобода выбора и способы манипулирования общественным сознанием; влияние СМИ на психическое и социальное здоровье нации и отдельного человека; «американизация» СМИ и ее последствия для культуры; проблема информационно-психологической безопасности и пути ее решения.

Отдельным блоком рассматривается  конфликтология как социальное явление. Прежде всего, поставлена проблема междисциплинарности  конфликтологического знания – сегодня  конфликтологией занимаются не только психологи, но и социологи, и философы, и юристы. Хотя анализ конфликтной ситуации и связан с ситуационным подходом, активно развивающимся в психологии, тем не менее, многие научные деятели признают, что теоретические положения в области конфликтологии достаточно сильно отстают от уже достигнутого технологического уровня. Теория только описывает конкретные практические достижения, но не порождает существенно новых идей для развития существующей технологии.

Наиболее спорной и  актуальной сегодня для психологов становится тема современных проблем  психологии религиозного сознания. Отмечается, что практическая работа с верующими  людьми невозможна без соответствующей  теории. Поскольку существующие методы диагностики личности и большинство психотехник оказываются часто непригодными для верующего человека, то крайне актуальна разработка новых методов, согласующихся с христианским мировоззрением клиентов, особенно в решении многочисленных социальных проблем: наркомании, детской преступности и т. д.

Важна также такая  современная и достаточно острая тема,  как толерантность и  профилактика экстремизма, в которой  раскрываются проблемы психологии фундаментализма; психологии фанатизма; психологии терроризма; методологии толерантности. Прикладной аспект данной темы – разработка технологических методов формирования установок толерантного сознания у различных слоев населения.

И конечно, постоянно  актуальной является применение психологии в образовании. В данном направлении  акцентируется внимание на необходимости выделения в качестве самостоятельной новой отрасли психологического знания – практической психологии образования. По мнению научных деятелей, практическая психология образования может выступать в качестве методологии фундаментальной психологии. Возникают мысли о необходимости более тесной интеграции психологической и педагогической науки при проведении исследовании в области педагогической практики. При этом подчеркивается необходимость поиска и внедрения в практику психолого-педагогических исследований общих методологических основ, которые бы способствовали выработке единых методических подходов при организации и проведении подобных исследований.

В проблеме психологической  безопасности в образовательной  среде отмечена актуальность и практическая значимость категории «образовательная среда», понимаемая как условие развития участников учебно-воспитательного процесса дошкольного, школьного, высшего образовательных учреждений. Педагогами-психологами подчеркнута важность определения психологического качества образовательной среды для целей развития, обучения, воспитания. Предлагаются технологии сопровождения образовательной среды.

Привлекает много научного внимания такая отрасль как «психология  личностного и профессионального  развития педагогов». Психологами решаются проблемы причин профессионального выгорания педагогов школ с выделением типов педагогов по признаку взаимосвязи профессиональной успешности и такой личностной характеристики как стрессоустойчивость; проблемы разработки учебников по психологии для студентов непсихологических специальностей; вопросы психологизации процесса подготовки преподавателей высших учебных заведений через магистратуру и аспирантуру; проблема креативности как способности преподавателя высшей школы раскрыть методику изучения и технологию развития; проблемы изучения психологического портрета современного учителя школы с выходом на сравнительный качественный и статистический анализ учителей разных стран и регионов. Современные прогрессивные педагоги выделяют типы связей, складывающиеся в отношениях учителя к содержанию преподаваемых учебных дисциплин и к своим ученикам в процессе обучения [1, c. 27].

Так же предлагаются методики выявления нравственно-этического компонента в структуре личности школьного учителя. Но все же, не смотря на все предпринимаемые действия в адрес поставленной проблемы, насущным остается вопрос взаимосвязи педагогов и психологов в поиске научных основ организации воспитательной практики в разных типах образовательных систем.

 И наконец - практическая психология, как самый кризисный и противоречивый блок проблем современной российской психологии. Кругом передовых психологов говорится о новых задачах, стоящих перед профессиональным психологическим сообществом, о создании технологий нового поколения, о развитии системы психологической службы, в частности, в структурах силовых ведомств, о проблемах работы с персоналом организации, о взаимодействии психологии и психотерапии, о методологии работы в зоне практической психологии. Постоянно возникает проблема соотношения теоретического и практического знания.

Таким образом, мы видим, насколько огромен круг проблем, стоящих перед современной  психологией  как в научно  методическом, так  и в практическом плане.

 

 

3.  ПЕРСПЕКТИВЫ И  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

Исходя им вышеперечисленных  актуальных проблем психологии, определяются  новые тенденции ее развития. Так, многие исследователи отмечают, что  бихевиоризм, который был ведущей  теоретической концепцией психологической  науки в первой половине XX века, во второй половине столетия стал гораздо менее популярным среди психологов. В 1960-е годы начала интенсивно развиваться когнитивная психология и стала доминирующим направлением современной научной психологии.  В современной психологии большую популярность приобрела гуманистическая психология, основанная на философии экзистенциализма, гуманизма и жизнетворчества.

Заметной тенденцией развития психологии во второй половине XX века стало усиление прикладной и  практической психологии, формирование их как отдельных направлений психологии. Отсюда характерной чертой развития научной психологии во второй половине XX века стало то, что границы между разными научными школами и направлениями постепенно стираются. Также современной тенденцией развития психологии стала значительная дифференциация психологических знаний и отраслей психологической науки, а также ее интернационализация.  Отсюда возникла еще одна существенная тенденция современной психологии - превращение английского языка в язык межнационального научного общения психологов.

Как мы уже говорили, сейчас особое внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед  психологами  в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практического  знания. Это определяет новые перспективные направления в развитии психологии.

Одним  из интересных направлений современной психологии является психология малых групп  – исследование формальных и неформальных группировок, феноменов лидерства  и групповой сплоченности. В последнее  время новое значение приобрело исследование семьи как малой группы: выявление проблем возникновения и развития семьи, связанных с ее основными социально-психологическими функциями и задачами – рождением и воспитанием ребенка, экономической и эмоциональной поддержкой супругами друг друга и т.д. [8, c. 26].

Продолжает развиваться  и психология личности, а именно представление о процессе и результатах  социализации личности, понятия социальной установки, а также проблемы асоциального поведения личности.

В настоящее время  в России серьезно пересматриваются предмет и задачи психологии. Колоссальные изменения в общественной структуре в постперестроечный период не могли не сказаться на этой самой общественной психологической науке. Появление большого количества неформальных групп в российском обществе, подъем национального и культурного самосознания людей, появление межэтнических конфликтов в нашем - некогда принудительно однородном - государстве, развернувшаяся политическая борьба всевозможных партий и коалиций – вот те реалии, которые призвана осмыслить сегодняшняя психология. [1, с. 314.]

На данный момент можно  выделить несколько актуальных тенденций  развития современной психологии.

Во-первых, это построение новой системы анализа социальной реальности. Дело в том, что  ранее  в психологии в качестве научной базы доминировала парадигма преобразования. Это означало следующее: чтобы понять и объяснить человека как специфический объект исследования, его надо было воспитать, преобразовать, сформировать. Тем самым исключалась любая возможность анализа психологических конфликтов. В настоящее время в  психологии формируется новая концепция исследования человека и общества, опирающаяся на универсальные закономерности, общие для мировой социальной психологии, и учитывающая исторические и культурные особенности общества.

Во-вторых, современная  социальная реальность безусловно требует  осмысления новых социально-психологических  феноменов. В конце 80-х годов в  мировом  обществе стали чрезвычайно  ярко проявляться межнациональные  отношения, политические процессы, новые экономические отношения. В 90-х годах наблюдались широкомасштабные межнациональные конфликты, а также массовая миграция из регионов, охваченных подобного рода конфликтами. Это требовало своего анализа с точки зрения социальной психологии. Ибо для того, чтобы управлять социальными процессами, необходимо понимать их механизмы и закономерности. В настоящее время психология наций и народов – этнопсихология – представляет собой наиболее динамично развивающуюся отрасль социальной психологии.

Кроме того, это время было также периодом активного развития политических процессов, к научному анализу которых социальная психология не была готова в своем прежнем виде. Чтобы ответить на запросы практики, наука должна была развивать свое предметное содержание, теорию, систему категорий и принципов, составивших впоследствии новую область социально-психологического знания – политическую психологию.

Самостоятельной сферой социально-психологического анализа  стала область бизнеса и предпринимательства, изучающая нормы  деловой культуры, отношение общества к предпринимателям, а также формы и методы взаимодействия на разных уровнях предпринимательства.

Современная социальная психология позволяет так повысить самооценку человека, чтобы он мог  и сам радоваться своему труду и других людей радовать. Наиболее эффективным методом решения такого рода проблем являются социально психологические тренинги, которые в настоящее время активно развиваются  во всем мире.

А сколько социально-психологических  проблем происходит в трудовых коллективах! Этим занимаются такие отрасли психологической науки как психология менеджмента, психология управления персоналом, организационная психология, а также психология конфликта.

В-третьих, наблюдается  возникновение новых тенденций  в практической психологии. Прежде всего, значительно увеличился престиж практической психологии, ее развитие как самостоятельного научного направления, включающего в себя такие ветви анализа, как работа с персоналом в организации, политика, реклама, маркетинг, социально-психологический тренинг. [8, с. 34.]

В-четвертых, развитие практических направлений психологии ставит в  качестве одной из задач взаимодействие с мировой психологией.  Большая часть современных методов социально-психологической теории и практики взята из зарубежного опыта. И, хотя категориальный аппарат социальной психологии универсален, существуют определенные культурологические различия в форме организации и проведения как теоретических исследований, так и практических методик. А посему такие области как психология рекламы, психология имиджа, психология паблик рилэйшенз (связей с общественностью) требуют своего переосмысления с точки зрения психологии российского общества. Тем более, что в отечественной психологии также разработаны оригинальные подходы к анализу феноменов коллектива и совместной деятельности.

Информация о работе Перспективы развития психологии, психология 21 века