Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 20:40, контрольная работа
В конце ХХ — начале ХХI века психология вступила в фазу своего расцвета. Психология нынче - наука модная и, что более важно, очень востребованная. Нарастает количество желающих получить психологическое образование, психологи сегодня работают и в бизнесе, и в образовании, и в политике, и даже в правоохранительных органах.
Было издано рекордное количество книг по психологии, причем первые позиции по популярности в этом перечне занимают книги по общей психологии, социальной психологии и социальной адаптации, психологии личности, стрессоустойчивости и самоконтроля.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА.................................................6
2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………………….11
3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.........................................................................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......23
Сегодня дифференциация наук на множество отраслей и возникновение специфических понятийных аппаратов этих отраслей затруднило практическое использование уже познанного – так же, как и последующее преображение человеком окружающего мира на основе познанного. Человек стал утрачивать видение общих для всех перспектив развития, а значит и цель, и смысл своей жизни.
Стала очевидной необходимость синтезировать все достижения человечества как в естествознании, так и в гуманитарных науках. Однако на какой основе осуществить синтез мировой культуры и науки, оставалось неизвестным. После середины двадцатого столетия возникла системология. Наука, в которой мир увидел первый шаг к синтезу всех достижений. Однако еще не был открыт так называемый первый элемент – структурообразующий фактор в строении материи и жизни. Было лишь известно, что мир, как и человек построен «по образу и подобию Творца».
Тогда взоры исследователей обратились к более пристальному изучению наследия мировой культуры, религий, мифов, с позиции системологии, поиску универсальных закономерностей строения и развития мира.
Так в конце двадцатого
века возникла междисциплинарная наука
Универсология, описывающая причинно-
Так возникли предпосылки системной психологии, описывающей многоуровневый и многофакторный характер взаимообусловленности друг от друга человека и окружающего мира, а достижения в психологии открыли возможность интеграции отраслей психологии в интегральной психологии.
И, наконец, перед нами
со всей очевидностью встают новые
задачи психологии. Действительно,
весь накопленный психологией опыт,
теоретические постулаты и
Безусловно, решение этих
нелегких задач – дело уже нового
поколения психологов, которые откроют
новые грани как уже
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая все сказанное,
мы хотели бы отметить, что сегодня
практическую психологию можно уподобить
побегу апельсинового дерева, наспех
привитого к подрубленному
В нынешней резко меняющейся социальной ситуации психология, стремясь выйти навстречу запросам практики, сосредоточившись на них, в своих методологических посылках не смогла существенно продвинуться к новым решениям, адекватным требованиям времени. Разрыв между теоретической и практической психологиями, а также нередкие проявления слабости последней перед лицом насущных человеческих проблем, породили притязания на замену методологических принципов, которые должны объединять психологическое сообщество, различными не совместимыми с ней версиями.
И самое главное
- невозможно преобразовать
На наш взгляд, смысл психологии как науки состоит в том, чтобы попытаться понять, возможно, самую сложную частицу мира - психику человека. Что нами движет? Почему мы радуемся и страдаем, почему ведем себя именно так, а не иначе? Что заставляет нас желать нового? Почему порой мы не властвуем над своим поведением? Какова роль психики в истории? И отсюда возникает главный вывод - для того, чтобы с пользой для людей толковать психологические законы, психология должна их изучать и открывать. В этом и состоит ее главная задача. В этом и состоит специфика психологии как науки, которая неисчерпаема и изменчива, как неисчерпаема и изменчива сама суть человека. Это положение и определяет все проблемы, тенденции и перспективы развития психологии в начале ХХI века.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александров, А.Д. Основные задачи психологии XXI века. - СПб.: Питер, 2003.
2. Брушлинский, А.В. Углублять фундаментальные исследования, повышать культуру научных дискуссий // Вопросы психологии, 1988, № 1. С. 5 - 8.
3. Дынич, В.И. и др. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии, 1994, № 12. С. 122 - 135.
4. Зинченко, В.П., Смирнов, С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.
5. Зеличенко, А.И. Психология в России: состояние и перспективы. – М.: Издательство Трансперсонального Института, 2002.
6. История отечественной и мировой
психологической мысли: Постигая прошлое,
понимать настоящее, предвидеть будущее:
Материалы международной конференции
по истории психологии «IV московские встречи»,
26—29 июня 2006 г. // Отв. ред. А.Л. Журавлев,
В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство
«Институт психологии РОА», 2006. – [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyche.ru/book/
7. Кручинин, С.Т. Антология мировой психологии. - М.: Филинъ, 2003.
8. Казаковцев, Б.А. Состояние и перспективы развития психологии в России // Материалы международной конференции психологов. - М.: Дело, 2004.
9. Современная российская психология. / Любутин К.Н., Грибакин А.В. – Екатеринбург: Мир знаний, 2004.
10. Собчик, Л.Н. Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога // Московский психологический журнал, 2004, № 3. С. 3-12.
11. Тихомиров, О. К. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992.
12. Хомская, Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии, 1997, №3. С. 3- 10.
13.Чуприкова, Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М., 1985.
14. Ярошевский, М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы. М., 1974.
Информация о работе Перспективы развития психологии, психология 21 века