Перспективы развития психологии, психология 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

В конце ХХ — начале ХХI века психология вступила в фазу своего расцвета. Психология нынче - наука модная и, что более важно, очень востребованная. Нарастает количество желающих получить психологическое образование, психологи сегодня работают и в бизнесе, и в образовании, и в политике, и даже в правоохранительных органах.
Было издано рекордное количество книг по психологии, причем первые позиции по популярности в этом перечне занимают книги по общей психологии, социальной психологии и социальной адаптации, психологии личности, стрессоустойчивости и самоконтроля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА.................................................6
2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………………….11
3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.........................................................................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......23

Файлы: 1 файл

история псих..doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня дифференциация наук на множество отраслей и возникновение  специфических понятийных аппаратов  этих отраслей затруднило практическое использование уже познанного –  так же, как и последующее преображение человеком окружающего мира на основе познанного. Человек стал утрачивать видение общих для всех перспектив развития, а значит и цель, и смысл своей жизни.

Стала очевидной необходимость  синтезировать все достижения человечества как в естествознании, так и в гуманитарных науках. Однако на какой основе осуществить синтез мировой культуры и науки, оставалось неизвестным. После середины двадцатого столетия возникла системология. Наука, в которой мир увидел первый шаг к синтезу всех достижений. Однако еще не был открыт так называемый первый элемент – структурообразующий фактор в строении материи и жизни. Было лишь известно, что мир, как и человек построен «по образу и подобию Творца».

Тогда взоры исследователей обратились к более пристальному изучению наследия мировой культуры, религий, мифов, с позиции системологии, поиску универсальных закономерностей строения и развития мира.

Так в конце двадцатого века возникла междисциплинарная наука  Универсология, описывающая причинно-системное  строение мира, а также роль и место в нем человека.

Так возникли предпосылки  системной психологии, описывающей  многоуровневый и многофакторный характер взаимообусловленности друг от друга  человека и окружающего мира, а  достижения в психологии открыли  возможность интеграции отраслей психологии в интегральной психологии.

И, наконец, перед нами со всей очевидностью встают новые  задачи  психологии. Действительно, весь накопленный психологией опыт, теоретические постулаты и результаты конкретных эмпирических исследований связаны с анализом стабильного общества. А самая главная черта современного общества – его нестабильность. Поэтому перед психологией встает задача осмыслить этот новый социальный контекст, осознать характер происходящих преобразований и проблем восприятия социальной нестабильности, таких как глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов, выражающаяся в потере идеалов; изменение системы ценностей и возникновение нравственного вакуума; кризис идентичности, связанный с разрушением прежней системы социальных категорий, трудностями ее нового оформления [1, с. 59.]

Безусловно, решение этих нелегких задач – дело уже нового поколения психологов, которые откроют  новые грани как уже исследованных  проблем психологии, так и сделаю свои открытия в этой поистине неисчерпаемой  науке, бесконечно глубокой, как внутренний мир людей, который она изучает.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все сказанное,  мы хотели бы отметить, что сегодня  практическую психологию можно уподобить  побегу апельсинового дерева, наспех привитого к подрубленному осиновому стволу. О возможном результате такой селекции недвусмысленно (хотя и по другому поводу) говорит народная поговорка: «От осины не родятся апельсины». Столь экзотический побег просто обречен увянуть. Тому видится несколько причин, о которых мы бы хотели еще раз сказать.

В нынешней резко меняющейся социальной ситуации психология, стремясь выйти навстречу запросам практики, сосредоточившись на них, в своих  методологических посылках не смогла существенно продвинуться к новым  решениям, адекватным требованиям времени.  Разрыв между теоретической и практической психологиями, а также нередкие проявления слабости последней перед лицом насущных человеческих проблем, породили притязания на замену методологических принципов, которые должны объединять психологическое сообщество, различными не совместимыми с ней версиями.

 И самое главное  - невозможно преобразовать общество, не поняв  особенностей личности  людей, его составляющих. Психика,  играя в общественной жизни  человека во всех ее сознательных, подсознательных и бессознательных проявлениях немаловажную роль, нуждается в том, чтобы ее научились понимать. Мир меняется, мир должен меняться, мир должен быть понят.  И точно также должна быть понята изменившаяся психология человека в новых условиях изменившегося  мира. 

На наш взгляд,  смысл  психологии как науки состоит  в том, чтобы попытаться понять, возможно, самую сложную частицу мира - психику  человека. Что нами движет? Почему мы радуемся и страдаем, почему ведем  себя именно так, а не иначе? Что заставляет нас желать нового? Почему порой мы не властвуем над своим поведением? Какова роль психики в истории?  И отсюда возникает главный вывод - для того, чтобы с пользой для людей толковать психологические законы, психология должна их изучать  и открывать. В этом и состоит ее главная задача. В этом и состоит  специфика психологии как науки, которая неисчерпаема и  изменчива, как неисчерпаема и  изменчива сама суть  человека. Это положение и определяет все проблемы, тенденции и перспективы развития  психологии в начале ХХI века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александров, А.Д.  Основные  задачи психологии XXI века. - СПб.: Питер, 2003.

2. Брушлинский, А.В.  Углублять   фундаментальные     исследования, повышать культуру научных дискуссий // Вопросы психологии, 1988, № 1. С. 5 - 8.

3.  Дынич, В.И. и др. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии, 1994, № 12. С. 122 - 135.

4. Зинченко, В.П., Смирнов, С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.

5. Зеличенко, А.И.  Психология в России: состояние и перспективы. – М.: Издательство Трансперсонального Института, 2002.

6. История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня 2006 г. // Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологии РОА», 2006. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyche.ru/book/news/detail.php?ID=1065

7.  Кручинин, С.Т. Антология мировой психологии. - М.: Филинъ, 2003.

8. Казаковцев,  Б.А.    Состояние и перспективы развития психологии в России // Материалы международной конференции психологов. - М.: Дело, 2004.

9. Современная российская  психология. / Любутин К.Н., Грибакин  А.В. – Екатеринбург: Мир знаний, 2004.

10. Собчик,  Л.Н.  Актуальные    проблемы    современной психологии  в контексте повседневной работы практического психолога // Московский психологический журнал, 2004, № 3. С. 3-12.

11. Тихомиров, О. К. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992.

12. Хомская,  Е.Д. О      методологических       проблемах   современной психологии // Вопросы психологии, 1997, №3. С.  3- 10.

13.Чуприкова,  Н.И.  Психика   и сознание  как функция   мозга. М., 1985.

14. Ярошевский,  М.Г.     Психология     в XX  столетии.  Теоретические проблемы. М., 1974.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Перспективы развития психологии, психология 21 века