Первая любовь: ее роль и значение в жизни юношества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:16, реферат

Описание работы

Все мы знаем фразы: «Любви все возрасты покорны», «Любовь зла, полюбишь и козла», «Без любви белый свет не мил» и т. д. и т.п. Таких фраз огромное количество. Насколько они верны или неверны?
Мы видим на улице двух пожилых людей, поддерживающих друг друга, видим целующихся в метро подростков, слышим и знаем истории про жуткую ревность, про самоубийства из любви, про преступления во имя любви.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...3
Психологические особенности юношеской любви……………………………….7
1.1. Как люди выбирают друг друга………………………………………………14
2. Значение и роль «Первой любви» как эмоционального состояния в юношеском возрасте. ……………………………………………………………………………………15
3. Психологическая помощь и последствия при преодолении негативных переживаний юношеского возраста……………………………………………………............................21
3.1. Факторы «застревания» на первой любви……………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 68.04 Кб (Скачать файл)

Для И.Ю. Кулагиной первая любовь –  юношеская любовь. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу. После наигранных, как правило, увлечений в подростковом возрасте (хотя и тогда могут быть очень серьезные исключения), может  появиться первая настоящая влюбленность.5 Влюбленность - импульсивное, бурное, хотя и поверхностное чувство. Она и любовь - две стороны взаимосвязанного процесса. Любовь начинается с влюбленности, влюбленность кончается любовью. Влюбленность, как ослепительная вспышка, может на короткое время обжечь, ослепить, лишить разума.

Первая любовь - это чаще всего просто влюбленность, которая быстро проходит, но запоминается навсегда только потому, что она первая. Мальчишки и девчонки в первой любви познают себя, пробуют свои силы в завоевании симпатий особы противоположного пола. В древне-индийском трактате «Кама» о периоде первой любви говорится с добрым юмором: «Та, о которой я постоянно думаю, равнодушна ко мне: она стремится к другому, а тот любит другую. Между тем еще одна сохнет по мне. Провались же все: и та, и тот, и бог любви, и эта, и я сам!»

Первая любовь – это иррациональное, психологическое событие. Но не жизненное. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Идя на встречу со своей  первой любовью, мы заранее воспринимаем её как 16-20-летнюю девушку, либо юношу. Но в итоге – перед нами совершенно другой человек, который может сильно проигрывать нашему нынешнему спутнику жизни.

«Юношеская потребность в самораскрытии  часто перевешивает интерес к  другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать любимого, сколько придумывать его». Подлинная интимность отношений в юности, то есть совмещение жизненных целей и перспектив влюбленных при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа «Я». Пока его нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим человеком и страхом потерять себя в этом слиянии.

Для понимания психологических  отличий любви взрослых людей  от юношеской особенно важны три момента:

  • относительное завершение формирования самосознания;
  • расширение и дифференциация сферы общения и деятельности;
  • появление новых интимных привязанностей.

Любовь предполагает большую степень  интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь - высокая степень эмоционально-положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности - одна из главных причин юношеского одиночества.

Зачастую юношеская мечта о  любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.

Несмотря на демократизацию и упрощение  взаимоотношений между юношами  и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. «Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, когда можно целоваться и т.д.». Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к переживаниям друг друга, даже собственные их чувства отступают перед вопросом, «правильно» ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание - игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой- довольно неопределенны.

Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные современная классификация (по К. Хендрик и С. Хендрик) различает шесть стилей любви:

ЭРОС - страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

ЛЮДУС - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

СТОРГЕ - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

ПРАГМА - рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

МАНИЯ - иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

АГАПЕ - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Любовные переживания молодых  мужчин содержат больше эротических  и особенно людических компонентов, тогда как у женщин ярче выражены прагматические, сторгические и маниакальные черты. Маниакальные увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых». Исследователями было обнаружено, что некоторые стили, например, эрос, предполагают высокую степень удовлетворенности отношениями, другие – такие, как людус – чаще приносят меньшее удовлетворение. Некоторые любовные стили характерны для всех любовных пар: взаимопонимание, взаимоподдержка, удовольствие от общения друг с другом. Некоторые элементы являются отличительными чертами. Если мы испытываем страстную любовь, мы выражаем это физически. Мы считаем эти отношения исключительными, просто очарованы нашим партнером, это можно увидеть по нашим глазам. Сильно любящие пары почти не обращали внимания на окружающих и главным образом не сводили глаз друг с друга.

Любовь-страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Э.Хатфилд определяет ее как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым». Если чувство обоюдное, юноша и девушка переполнены любовью и испытываем радость, если нет – она опустошает и приводит в состояние отчаянья. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и унынья, радостного трепета и тоскливой удрученности. Любовь-страсть - состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстно влюбленные целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешны, когда ее теряют. Но в отличие от юношей, девушки более склонны фокусировать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере. Парней же более занимает игровая и физическая сторона их отношений.

Ожидание любви и ее переживание  у юношей и девушек неизбежно  связано с сексуальным поведением, которое, в свою очередь, определяется у них, как скоростью полового созревания, так и социальными факторами.

«Разделив обследованных ими 13-летних школьников на до- и постпубертатных, западногерманские исследователи Ю. Шлегель и сотрудники, сопоставили уровни социосексуальной активности обеих групп (влюбленности, поцелуи, объятья, петтинг, вступление в половые отношения).Оказалось, что постпубертатные мальчики по всем показателям опережают допубертатных, т.е. половое созревание стимулирует их социальную активность. Однако у девочек такой зависимости не обнаружилось, постменархеальные девочки только чаще влюбляются. Видимо дело не только в физиологии, но и в системе половых ролей. Подростки начинают ухаживать не только в зависимости от уровня собственной половой зрелости, сколько в соответствии с культурными нормами их возрастной группы, школьного класса и т.д. У детей с преждевременным созреванием наступление половой зрелости в большинстве случаев не сопровождается ранней сексуальной активностью, их сексуальные интересы больше соответствуют их психическому, нежели гормональному возрасту».

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким  должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы:

  • Идеальный образ любимого предшествует образу реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. У молодых людей этот идеальный образ расплывчат и содержит множество нереалистичных деталей;
  • Бессознательная идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле;
  • Свойства реального объекта любви определяют идеал влюбленного.

«По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других – имеет место идеализация, в третьих – идеал формируется или трунсформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах – наука сказать не может».

В юношеском возрасте формируется  морально-психологическая готовность к семейной жизни. «Она несколько «запаздывает» по отношению к сексуальной мотивации». И.С. Кон отмечает, что у юношей вообще часто бывает расхождение между возвышенной любовью к определенной девушке и сексуальными устремлениями к женщинам вообще. Готовность к семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру.6 Э. Шпрангер, понимая эротику как духовное, эстетическое проявление любви людей, отмечает: «Для психологии подростка, однако, самым важным является установление того факта, что в годы развития природа сохраняет обе стороны еще отдельными в переживании друг от друга, и что созвучие обоих моментов в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения является симптомом зрелости. В сознании подростка эротика и сексуальность вначале резко отделены друг от друга. Это самое существенное положение, которое следует установить в данной связи».7 Также готовность проявляется «в реалистичных представлениях о материально-финансовой стороне жизни семьи, сформированности чувства долга по отношению к супругу и семье в целом».

3. Психологическая помощь  и последствия при преодолении  негативных переживаний юношеского  возраста

Юноши и девушки, ищущие помощи у консультанта или психотерапевта по проблемам взаимоотношений со сверстниками, находятся в состоянии тревоги и страха. Если с самого начала клиент отнесется к консультанту с доверием, то в процессе консультирования он станет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так легко обсуждать с чужим человеком. Консультант должен не оценивать, а слушать, слышать и понимать. Подростки и юноши часто слышат от близких: «Твои проблемы надуманы, не морочь мне голову». А между тем, речь идет очень часто не об объективно существующих затруднениях, а о переживаниях по поводу значимых отношений, их нарушения или невозможности их построить.

Искренность – одно из важнейших условий консультирования юношей. По мнению К. Роджерса, конгруэнтность означает, что «в межличностных отношениях консультант непринужденно и самобытно выражает свои переживания... Конгруэнтность представляет собой осознанную или неосознаваемую противоположность демонстрации фасада...8 Известно, что проявление самости не считается в психотерапии идеальным стилем. Терапевту вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу. Достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта».

Эмпатия является непременным условием консультирования. Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире.

Один из часто встречающихся  запросов – переживания по поводу разрыва с любимым человеком. В юношеском возрасте отношения отличаются скоротечностью и неустойчивостью, поэтому разрывы часты и болезненны. Как это ни странно, но переживание утраты сродни переживанию смерти близкого человека, так как он уходит из внутреннего мира клиента, перестает служить источником мотивов, а, следовательно, порождает схожую динамику переживаний. Р. Кочюнас отмечает: «Разрыв - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства». В таких случаях консультанту необходимо иметь в виду, что, прежде чем выстраивать новые отношения с бывшим возлюбленным, молодой человек, так или иначе, скорее всего, проделает то, что З. Фрейд называл «работой скорби». Она проходит несколько более-менее выраженных этапов:

Этап отрицания. Первоначально реальность происшедшего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разрывом. Душевная боль юноши столь велика, что может казаться, что жизнь кончена. На этой стадии ситуация разрыва воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: «Ничего такого не случилось», «Наконец он (она) от меня отвязался».

Этап озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Подростки и юноши способны «собрать» команду сочувствующих, которые из дружеских чувств к «брошенному» могут также выражать неприязненные чувства к инициатору разрыва.

Этап переговоров. Третья стадия самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить отношения, и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность.

Этап депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, резко снижается уровень самооценки, что часто не позволяет заняться каким-нибудь делом, чтобы хотя бы отвлечься.

Этап адаптации. Когда консультант встречается с клиентом, имеющим такую проблему, во время одной из вышеназванных стадий, его цель - помочь клиенту «перейти» в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни.

Информация о работе Первая любовь: ее роль и значение в жизни юношества