Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:29, дипломная работа
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к школе на основе обучающих игр 8
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Теоретические основы воздействие игрового обучение на психологическую и мировоззренческую готовность ребенка к обучению в школе 20
1.3. Изучение игры, как ведущей деятельности дошкольников, в исследованиях отечественной детской психологии 36
Глава 2. Содержание и методика организации процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр………………………………………………………………………………...47
2.1. Практическая экспериментальная разработка методологии подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр 47
2.2. Анализ методических особенностей предлагаемой программы подготовки детей к школьному обучению на основе игрового развития 74
2.3. Результаты исследований 104
2.4. Логика и структура предложенной психолого-педагогической программы по подготовке детей к школе на основе игрового обучения 106
Заключение 137
Список использованной литературы 140
Не существует, по-видимому,
и непосредственного
Для полноценной реализации развивающего значения сюжетно-ролевой игры в практике дошкольного воспитания необходимо дальнейшее углубленное изучение как условий использования самой игры для формирования психических свойств и способностей, так и условий обобщения этих свойств и способностей и их переноса в другие виды деятельности ребенка.
Дети старшего дошкольного возраста смелее и разнообразнее комбинируют в игре свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых. В играх старших детей, как и у младших, новые впечатления часто включаются в прежние игры, но дети пяти – семи лет знают больше и пользуются своими знаниями более сознательно.
Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету. План игры, последовательность действий определены заранее. Особое значение игры-драматизации в том, что она помогает детям глубже понять рассказы, стихотворения, сказки, почувствовать их художественную ценность, способствует развитию выразительности речи и движений.
Сказки и рассказы отражаются в играх детей всех возрастов, но по-разному. Маленькие дети, как уже говорилось, обычно передают отдельные эпизоды сказки. Позже они начинают передавать целиком всю сказку, иногда внося в нее изменения, вставляя детали, взятые из жизненного опыта.
У детей шести-семи лет игра-драматизация часто становится спектаклем, который показывается для зрителей, детей других групп. В этих играх можно видеть, как указывает Б. М. Теплов, переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме. Новое и более сложное в этих играх заключается в том, что дети играют для зрителей, а не для себя, как это бывает в обычной игре, и маленькие дети иногда играют в "театр" или "кино" и приглашают взрослых или других детей. Но им зрители нужны только как принадлежность театра. Показывая свое "кино", они нисколько не заботятся о том, понятно ли оно и интересно ли зрителям, хорошо ли им видно.
У старших детей появляется свое отношение к спектаклю. Они стараются правильно передать образ героя, выразить свое отношение к нему. Иногда дети поражают выразительностью мимики, жеста, слова.
Ставилась сказка С. Я. Маршака "Двенадцать месяцев". Дети готовились к этому спектаклю: им несколько раз читали сказку, с ними обсуждали образы героев, подготовку декораций, костюмов. Дети распределяли роли, причем/подошли к этому по-деловому, серьезно решали, кто лучше справится с той или иной ролью. Когда они поняли идею сказки, вошли в образ, они самостоятельно находили средства ее выражения.
Таким образом, в дошкольном возрасте способность к замыслу получает значительное развитие – от случайно, по ассоциации возникшей цели до сознательно задуманной темы игры, планирование сюжета, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.
Игра обычно богата эмоциями, причем такими, которые в жизни еще не доступны ребенку.
Изучение детских игр подтверждает правильность мысли о важности игры для воспитания чувств. Ребенок отличает игру от действительности, не даром и в лексиконе всех дошкольников есть слова "как будто", "понарошку" и "по правде". Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренние. Ребенок не фальшивит, не притворяется; "мама" по-настоящему любит свою дочку – куклу, "летчик" серьезно озабочен тем, удается ли спасти попавшего в аварию товарища. [Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1998. – С. 138.]
В связи с развитием игрового замысла чувства становятся более осознанными, сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Подражая космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства – ответственность за полученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
Разностороннее игровое
творчество проявляется в поисках
средств для изображения
Беря на себя роль, ребенок старается подражать поступкам, манерам, речи своего героя. Игровые действия ребенка всегда реальны. "Мама" из ложечки поит больную дочку-куклу молоком. И ложка, и молоко – воображаемые, но действия "мамы" настолько выразительны, что наблюдающий игру видит эту ложку, которая осторожно подносится к губам куклы. Старшие дети движениями, мимикой передают переживания изображаемых ими людей. [Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. – С. 75.]
Выразительность действий и речи достигаются естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали ее.
В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Все, о чем говорилось выше, развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.
Л. С. Выготский показывает, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. [Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., Посткриптум, 2000. – С. 20.]
Связь развития воображения с речью доказывается интересными исследованиями игр глухих детей, проведенными Г. Д. Выготской. Игры глухих много беднее игр нормальных детей. Требуется специальное обучение игровым действиям, чтобы глухой ребенок научился играть. Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, – сама игра развивается под влиянием развития речи.
Развитие словесных способов осуществления задуманного заключается в следующем: в начале ребенок словом обозначает свои действия. Таким образом, осмысливает их. Затем словом он пользуется, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. "Шофер" как будто неподвижно сидит в своей машине, но прислушайтесь к его словам: он объезжает площадь, спускается в туннель, останавливается по знаку светофора.
В старшем дошкольном возрасте иногда эпизоды игры создаются с помощью слова. Так, "водолаз" вернувшись на корабль с морского дна, рассказывает, что он там видел.
Особенно велика роль слова в так называемых режиссерских играх. Эти игры называются так потому, что в них ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре; действующие лица – куклы и другие игрушки. Ребенок передвигает их, говорит за них.
Элементы режиссирования содержатся в каждой игре с куклами. "Мама" говорит и действует и за себя и за свою дочку-куклу. Но в такой игре главную роль выполняет сам ребенок. Кукла нужна ему чтобы сильнее, ярче почувствовать себя в роли матери. В режиссерской игре иногда приходится выполнять разные роли, но не действовать самому, а заставлять действовать игрушки. Это требует от ребенка умения регулировать свое поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Поэтому режиссерские игры наблюдаются преимущественно в старшем дошкольном возрасте.
Для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, дети заменяют один предмет другим, наделяют его воображаемыми признаками. Это способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детского творчества.
Наблюдения показывают, что для того, чтобы заменить один предмет другим, надо найти такой, с которым можно действовать, как с настоящим: из палки удобно "стрелять", фанерный кружок можно превратить в руль.
Чем старше и развитее дети, тем требовательнее они к предметам игры, ищут большее сходство с действительностью. Отсюда, естественно, возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития творческой игры – все большая связь ее с трудом. Эта связь закономерно развивается потребностями игры. От воспитателя зависит поддержать стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, научить этому. [Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы психологического консультирования) / Под ред. Бодалева А. А., СтолинаВ. В. – М.: Педагогика, 1999. – С. 76.]
Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов и отношений. Это развитие идет неравномерно, в нем много противоречий. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка. При этом наблюдается, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. [Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996. – С. 65.]
Описывая функциональную подсистему системы подготовки старших дошкольников к школьному обучению, мы будем считать, что процесс подготовки включает в себя две взаимосвязанные цели: воспитание разносторонне развитой личности и формирование психологической готовности к школьному обучению.
Таким образом, содержание, методика организации процесса подготовки к школьному обучению и психолого-педагогическая диагностика дошкольников включают в себя две части. Первая – это содержание и методика воспитательного процесса, направленного на формирование личности дошкольника, и психолого-педагогическая диагностика различных сторон этой личности. Вторая часть – это содержание и методика организации процесса подготовки дошкольников непосредственно к обучению в школе, и психолого-педагогическая диагностика уровня психологической готовности к школьному обучению.
Содержание учебно-
- физическое здоровье
(здоровая нервная система,
- некоторый содержательный запас знаний о живой и неживой природе, людях, профессиях, художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве. Однако, нельзя переоценивать содержательную сторону мышления;
- умственная активность,
развитая познавательная
- качества, способствующие
установлению контакта с
- волевая регуляция поведения;
- культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
- навыки культуры поведения;
- умения: сравнивать, анализировать,
обобщать, делать самостоятельные
выводы (однако, логическая форма
мышления еще не типична для
старших дошкольников, наиболее
характерны наивысшие формы
Таким образом, необходимо, чтобы внимание уделялось формированию и развитию различных сторон личности и не допускалось перекоса в сторону обучения по сравнению с психологическим развитием ребенка. Нет необходимости "наполнять" дошкольника "мертвыми" знаниями, не используемыми в его практической деятельности. Гораздо важнее научить его любить и уметь учиться, а это непосредственно связано с формированием психологической готовности к школьному обучению, а также с использованием видов деятельности, присущих детям дошкольного возраста.
В современной педагогике уже достаточно давно поднимается вопрос о формах и методах обучения детей дошкольного возраста. Существующие известные системы обучения дошкольников имеют ряд серьезных изъянов. Привнесение в дошкольные учреждения школьных уроков привело к искажению самой сути дошкольного воспитания, коренным образом изменило позицию взрослого по отношению к детям, пагубно отразилось на развитии детских видов деятельности.
Это заставило теоретиков
и практиков дошкольного
Попытка подобрать игры, содержащие ситуации, аналогичные содержанию занятий (например, обучение измерению и игра в "магазин" и т. п.), также не увенчалась успехом, так как для одних детей ситуация магазина была главной и заслоняла собой сам процесс измерения, а для других, чье внимание было направлено на овладение меркой, ситуация игры остается вне поля внимания.