Подготовка детей к школе на основе игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:29, дипломная работа

Описание работы

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к школе на основе обучающих игр 8
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Теоретические основы воздействие игрового обучение на психологическую и мировоззренческую готовность ребенка к обучению в школе 20
1.3. Изучение игры, как ведущей деятельности дошкольников, в исследованиях отечественной детской психологии 36
Глава 2. Содержание и методика организации процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр………………………………………………………………………………...47
2.1. Практическая экспериментальная разработка методологии подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр 47
2.2. Анализ методических особенностей предлагаемой программы подготовки детей к школьному обучению на основе игрового развития 74
2.3. Результаты исследований 104
2.4. Логика и структура предложенной психолого-педагогической программы по подготовке детей к школе на основе игрового обучения 106
Заключение 137
Список использованной литературы 140

Файлы: 1 файл

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИГР.ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

Не существует, по-видимому, и непосредственного использования  в других видах деятельности сформированного в игре уровня оперирования представлениями в умственном плане. Об этом говорит отсутствие корреляции между проявлениями активного воображения, с одной стороны, в игре, с другой – в рисовании, конструировании и при выполнении специальных диагностических заданий.

Для полноценной реализации развивающего значения сюжетно-ролевой  игры в практике дошкольного воспитания необходимо дальнейшее углубленное  изучение как условий использования  самой игры для формирования психических  свойств и способностей, так и условий обобщения этих свойств и способностей и их переноса в другие виды деятельности ребенка.

Дети старшего дошкольного  возраста смелее и разнообразнее  комбинируют в игре свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов  взрослых. В играх старших детей, как и у младших, новые впечатления часто включаются в прежние игры, но дети пяти – семи лет знают больше и пользуются своими знаниями более сознательно.

Особый характер приобретает  замысел в играх-драматизациях, которые  отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету. План игры, последовательность действий определены заранее. Особое значение игры-драматизации в том, что она помогает детям глубже понять рассказы, стихотворения, сказки, почувствовать их художественную ценность, способствует развитию выразительности речи и движений.

Сказки и рассказы отражаются в играх детей всех возрастов, но по-разному. Маленькие  дети, как уже говорилось, обычно передают отдельные эпизоды сказки. Позже они начинают передавать целиком всю сказку, иногда внося в нее изменения, вставляя детали, взятые из жизненного опыта.

У детей шести-семи лет  игра-драматизация часто становится спектаклем, который показывается для  зрителей, детей других групп. В этих играх можно видеть, как указывает  Б. М. Теплов, переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме. Новое и более сложное в этих играх заключается в том, что дети играют для зрителей, а не для себя, как это бывает в обычной игре, и маленькие дети иногда играют в "театр" или "кино" и приглашают взрослых или других детей. Но им зрители нужны только как принадлежность театра. Показывая свое "кино", они нисколько не заботятся о том, понятно ли оно и интересно ли зрителям, хорошо ли им видно.

У старших детей появляется свое отношение к спектаклю. Они стараются правильно передать образ героя, выразить свое отношение к нему. Иногда дети поражают выразительностью мимики, жеста, слова.

Ставилась сказка С. Я. Маршака "Двенадцать месяцев". Дети готовились к этому спектаклю: им несколько раз читали сказку, с ними обсуждали образы героев, подготовку декораций, костюмов. Дети распределяли роли, причем/подошли к этому по-деловому, серьезно решали, кто лучше справится с той или иной ролью. Когда они поняли идею сказки, вошли в образ, они самостоятельно находили средства ее выражения.

Таким образом, в дошкольном возрасте способность к замыслу  получает значительное развитие –  от случайно, по ассоциации возникшей  цели до сознательно задуманной темы игры, планирование сюжета, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.

Игра обычно богата эмоциями, причем такими, которые в жизни  еще не доступны ребенку.

Изучение детских игр  подтверждает правильность мысли о  важности игры для воспитания чувств. Ребенок отличает игру от действительности, не даром и в лексиконе всех дошкольников есть слова "как будто", "понарошку" и "по правде". Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренние. Ребенок не фальшивит, не притворяется; "мама" по-настоящему любит свою дочку – куклу, "летчик" серьезно озабочен тем, удается ли спасти попавшего в аварию товарища. [Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1998. – С. 138.]

В связи с развитием  игрового замысла чувства становятся более осознанными, сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Подражая космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства – ответственность за полученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

Разностороннее игровое  творчество проявляется в поисках  средств для изображения задуманного. Для выполнения замысла дети пользуются разными способами: собственными действиями, словом, употребляют разные предметы, сооружают постройки.

Беря на себя роль, ребенок старается подражать поступкам, манерам, речи своего героя. Игровые действия ребенка всегда реальны. "Мама" из ложечки поит больную дочку-куклу молоком. И ложка, и молоко – воображаемые, но действия "мамы" настолько выразительны, что наблюдающий игру видит эту ложку, которая осторожно подносится к губам куклы. Старшие дети движениями, мимикой передают переживания изображаемых ими людей. [Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. – С. 75.]

Выразительность действий и речи достигаются естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали ее.

В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку  выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Все, о чем говорилось выше, развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Л. С. Выготский показывает, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. [Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., Посткриптум, 2000. – С. 20.]

Связь развития воображения с речью доказывается интересными исследованиями игр глухих детей, проведенными Г. Д. Выготской. Игры глухих много беднее игр нормальных детей. Требуется специальное обучение игровым действиям, чтобы глухой ребенок научился играть. Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, – сама игра развивается под влиянием развития речи.

Развитие словесных  способов осуществления задуманного  заключается в следующем: в начале ребенок словом обозначает свои действия. Таким образом, осмысливает их. Затем словом он пользуется, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. "Шофер" как будто неподвижно сидит в своей машине, но прислушайтесь к его словам: он объезжает площадь, спускается в туннель, останавливается по знаку светофора.

В старшем дошкольном возрасте иногда эпизоды игры создаются  с помощью слова. Так, "водолаз" вернувшись на корабль с морского дна, рассказывает, что он там видел.

Особенно велика роль слова в так называемых режиссерских играх. Эти игры называются так потому, что в них ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре; действующие лица – куклы и другие игрушки. Ребенок передвигает их, говорит за них.

Элементы режиссирования содержатся в каждой игре с куклами. "Мама" говорит и действует и за себя и за свою дочку-куклу. Но в такой игре главную роль выполняет сам ребенок. Кукла нужна ему чтобы сильнее, ярче почувствовать себя в роли матери. В режиссерской игре иногда приходится выполнять разные роли, но не действовать самому, а заставлять действовать игрушки. Это требует от ребенка умения регулировать свое поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Поэтому режиссерские игры наблюдаются преимущественно в старшем дошкольном возрасте.

Для осуществления замысла  ребенку необходимы игрушки и  разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под  рукой нужных игрушек нет, дети заменяют один предмет другим, наделяют его  воображаемыми признаками. Это способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детского творчества.

Наблюдения показывают, что для того, чтобы заменить один предмет другим, надо найти такой, с которым можно действовать, как с настоящим: из палки удобно "стрелять", фанерный кружок можно превратить в руль.

Чем старше и развитее дети, тем требовательнее они к  предметам игры, ищут большее сходство с действительностью. Отсюда, естественно, возникает стремление самим сделать  нужные вещи. Одна из тенденций развития творческой игры – все большая связь ее с трудом. Эта связь закономерно развивается потребностями игры. От воспитателя зависит поддержать стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, научить этому. [Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы психологического консультирования) / Под ред. Бодалева А. А., СтолинаВ. В. – М.: Педагогика, 1999. – С. 76.]

Игровое творчество развивается  под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и  умений, от воспитания интересов и отношений. Это развитие идет неравномерно, в нем много противоречий. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка. При этом наблюдается, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. [Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996. – С. 65.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Содержание и методика организации процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр

2.1. Практическая  экспериментальная разработка методологии  подготовки старших дошкольников  к школьному обучению в системе  развивающих игр

Описывая функциональную подсистему системы подготовки старших дошкольников к школьному обучению, мы будем считать, что процесс подготовки включает в себя две взаимосвязанные цели: воспитание разносторонне развитой личности и формирование психологической готовности к школьному обучению.

Таким образом, содержание, методика организации процесса подготовки к школьному обучению и психолого-педагогическая диагностика дошкольников включают в себя две части. Первая – это содержание и методика воспитательного процесса, направленного на формирование личности дошкольника, и психолого-педагогическая диагностика различных сторон этой личности. Вторая часть – это содержание и методика организации процесса подготовки дошкольников непосредственно к обучению в школе, и психолого-педагогическая диагностика уровня психологической готовности к школьному обучению.

Содержание учебно-воспитательного  процесса, направленного на формирование личности ребенка-дошкольника, в достаточной, на наш взгляд, степени определяет "Концепция дошкольного воспитания" и даже "Программа воспитания и обучения в детском саду". В своей работе мы не рассматривали его подробно. В общих же чертах к концу дошкольного детства у старшего дошкольника в аспекте готовности к обучению в школе должны быть сформированы следующие психофизиологические, личностные, индивидуально- и социально-психологические характеристики, а также умения и навыки:

- физическое здоровье (здоровая нервная система, правильная  осанка и т. д.), а также ловкость, гибкость, выносливость, сила;

- некоторый содержательный  запас знаний о живой и неживой природе, людях, профессиях, художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве. Однако, нельзя переоценивать содержательную сторону мышления;

- умственная активность, развитая познавательная потребность  и связаннее с ней желание,  идти в школу с целью удовлетворения этой потребности;

- качества, способствующие  установлению контакта с другими  детьми, учителем (умение войти в  коллектив, вести совместные действия  и т. д.);

- волевая регуляция  поведения;

- культурно-гигиенические  навыки и навыки самообслуживания;

- навыки культуры поведения;

- умения: сравнивать, анализировать,  обобщать, делать самостоятельные  выводы (однако, логическая форма  мышления еще не типична для  старших дошкольников, наиболее  характерны наивысшие формы образного  мышления, что имеет наибольшее значение для обучения в школе).

Таким образом, необходимо, чтобы внимание уделялось формированию и развитию различных сторон личности и не допускалось перекоса в сторону  обучения по сравнению с психологическим  развитием ребенка. Нет необходимости "наполнять" дошкольника "мертвыми" знаниями, не используемыми в его практической деятельности. Гораздо важнее научить его любить и уметь учиться, а это непосредственно связано с формированием психологической готовности к школьному обучению, а также с использованием видов деятельности, присущих детям дошкольного возраста.

В современной педагогике уже достаточно давно поднимается  вопрос о формах и методах обучения детей дошкольного возраста. Существующие известные системы обучения дошкольников имеют ряд серьезных изъянов. Привнесение в дошкольные учреждения школьных уроков привело к искажению самой сути дошкольного воспитания, коренным образом изменило позицию взрослого по отношению к детям, пагубно отразилось на развитии детских видов деятельности.

Это заставило теоретиков и практиков дошкольного воспитания вспомнить про игру. Однако, место  игры в обучении так четко и  не было определено. Практика введения игрушек на занятиях не решает этой проблемы: игрушки могут отвлекать  детей от занятия, могут не приниматься ими во внимание, но не могут превратить микроуроки в игру.

Попытка подобрать игры, содержащие ситуации, аналогичные содержанию занятий (например, обучение измерению  и игра в "магазин" и т. п.), также  не увенчалась успехом, так как для  одних детей ситуация магазина была главной и заслоняла собой сам процесс измерения, а для других, чье внимание было направлено на овладение меркой, ситуация игры остается вне поля внимания.

Информация о работе Подготовка детей к школе на основе игр