Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:29, дипломная работа
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к школе на основе обучающих игр 8
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Теоретические основы воздействие игрового обучение на психологическую и мировоззренческую готовность ребенка к обучению в школе 20
1.3. Изучение игры, как ведущей деятельности дошкольников, в исследованиях отечественной детской психологии 36
Глава 2. Содержание и методика организации процесса подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр………………………………………………………………………………...47
2.1. Практическая экспериментальная разработка методологии подготовки старших дошкольников к школьному обучению в системе развивающих игр 47
2.2. Анализ методических особенностей предлагаемой программы подготовки детей к школьному обучению на основе игрового развития 74
2.3. Результаты исследований 104
2.4. Логика и структура предложенной психолого-педагогической программы по подготовке детей к школе на основе игрового обучения 106
Заключение 137
Список использованной литературы 140
Детям очень нравятся совместные игры, начиная от традиционных в "дочки-матери", в "школу" и кончая самыми современными в "космонавтов", "инопланетян". Сюжеты должны быть самыми разнообразными; их источником могут служить целенаправленные наблюдения, рассказы, сказки, диафильмы. Однако, это не означает, что темы и сюжеты всегда будут строго заданы. Пусть старшие дошкольники сами их придумывают, используя свои впечатления. Надо только следить, чтобы они не играли в одну и ту же игру совершенно одинаково. И если сегодня дети продолжают игру в "доктора", которую начали вчера, педагог должен стремиться дать ей другое направление, чтобы она не продолжалась стереотипно, поскольку сформировавшийся эталон будет мешать развитию воображения и творческих способностей. Взрослый демонстрирует в игре способы разного поведения персонажа, учит ребенка согласовывать действия с партнерами.
Если дети испытывают трудности в согласовании ролей, целесообразно организовывать и проводить с ними чисто ролевые игры, цель которых – изображение тех или иных персонажей, животных, вещей. Иногда необходимо отвлекать ребенка от игрушек, манипулирования с ними. Игрушки должны быть лишь средством, помощником в игре, а следовательно, иметь подчиненное значение. Наличие большого количества разнообразных игрушек ведет к тому, что они становятся главным объектом игры, заслоняя собой очень важную сферу – социальные отношения. Чтобы в игре появилась социальная направленность, дети должны хорошо понимать специфику той или иной роли. Именно ролевые игры помогают дошкольникам сконцентрировать внимание на главных характерных особенностях изображаемых объектов.
При проведении сюжетно-ролевых игр старших дошкольников надо учить согласовывать не только роли с противоположным или одинаковым содержанием, но и роли никак внешне не связанные между собой (врач-шофер). Важно, чтобы дети постоянно меняли роли, а не закрепляли их за собой (один ребенок все время врач, а другой – пациент), чтобы каждый мог побывать и в главной и во второстепенной роли, независимо от особенностей своего характера и уровня игровых умений.
Большое значение для подготовки детей к систематическому обучению имеет игра в "школу". Она требует от детей довольно высокого уровня развития, и поэтому может быть использована лишь в старшем дошкольном возрасте. Для освоения социальных отношений каждый ребенок должен обязательно побывать и в роли ученика и в роли учителя. В роли учителя он сможет лучше понять реального педагога, который будет предлагать для решения различные учебные задачи и следить за успеваемостью учеников. Детям важно показывать образцы взаимодействия участников между собой, учить их слушать друг друга, понимать, подчинять свою, индивидуальную, деятельность задачам и целям общей, коллективной. Это связано и с не менее важной стороной психологической подготовленности ребенка к школе – формированием произвольности в общении со сверстником. Это свойство личности может положительно влиять на формирование учебных действий, способствующих усвоению обобщенного способа действования в ситуации решения определенного вида задач.
Развитие сюжетно-ролевой игры обычно идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстником и в конце концов к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Характерно, что наиболее инициативные в такой игре дети, являясь ее организаторами и творцами новых сюжетных поворотов, в своей деятельности сочетают исполнение принятой на себя роли и руководство другими ролевыми взаимосвязями, то есть занимаются своеобразной режиссерской деятельностью. Таким образом, в развитой сюжетно-ролевой игре "скрыта" особая форма режиссерской игры.
Однако режиссерская игра обнаруживается у старших дошкольников не только внутри сюжетно-ролевой игры, но и как самостоятельная деятельность. Она не является исключительным достоянием раннего и младшего дошкольного возраста и не исчезает с повзрослением детей. Скорее, такая ограниченность во времени характеризует сюжетно-ролевую игру, тогда как режиссерская с новой силой вспыхивает к концу дошкольного возраста.
Режиссерскую игру на новом уровне отличает качественное обогащение сюжета. Это происходит за счет включения в игру многих взаимосвязанных персонажей, появления нескольких линий в развитии сюжета, разыгрывания нового содержания, ставшего доступным пониманию детей в этом возрасте. Важнейшая особенность этого уровня режиссерской игры – возможность коллективного действия и сотрудничества в совместной игровой деятельности. Коллективная режиссерская игра зачастую включает в себя элементы продуктивных видов деятельности – конструирования, рисования, изготовления поделок и т. п.
Таким образом, режиссерская игра предполагает умение создавать и воплощать сюжет, она требует от ребенка одновременного исполнения множества ролей. Эта игра стимулирует воображение, требуя сюжетных построений, распределения ролей, сложных ролевых взаимодействий. Режиссерская игра помогает ребенку вместить в свое "Я" множество разных образов и позиций и тем самым стимулирует разностороннюю и более объективную оценку своих и чужих поступков.
Для режиссерской игры нужен соответствующий материал, например, мелкие игрушки, с помощью которых ребенок сможет разыгрывать сюжет. Игрушки должны быть разнообразные, но такие, которые можно использовать для разных сюжетов, то есть они должны быть не очень специфические, сугубо смысловые, а обобщенные.
Как и в сюжетно-ролевых играх, здесь необходимо участие взрослого. Но взрослый участвует в такой игре не в качестве равного партнера, а становится ее зрителем, наблюдателем, который по ходу игры задает ребенку разные вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляют ее, уводят ребенка от простого манипулирования предметами. К примеру: "А что это у тебя?", "Куда едет машина?", "Что было до этого?", "Что будет дальше в игре?" и т. д.
Режиссерские игры могут быть и коллективными, но все же предполагают выполнение одним ребенком нескольких ролей одновременно.
Один из этапов в обучении режиссерской игре – игра-драматизация. В ней дети разыгрывают самостоятельно или коллективно заранее заданные сюжеты. Как правило, это бывают сказки, рассказы, пьесы и т. д. Однако, игра-драматизация и режиссерская игра – это не одно и то же, поэтому надо учить детей играть, сначала в игру-драматизацию, а затем обязательно в режиссерскую игру.
Удачным приемом формирования режиссерской игры может служить задание придумать и показать сказку. Для этого старшему дошкольнику дают набор одномасштабных небольших игрушек, которые он может уместить на плоскости. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, взрослый сам начинает показывать придуманную сказку, а затем, прервав действие, просит ребенка продолжить его. Можно изменить задание: нарушить расположение игрушек и попросить дошкольника "угадать" почему игрушки расположены на плоскости не так как раньше. Для этого старший дошкольник должен придумать оправдательный сюжет. Можно предложить ребенку самому придумать и загадать такую загадку сверстнику. Дети убеждаются, что одно и то же решение (в данном случае расположение игрушек на плоскости) может быть получено разными путями. Такие методы обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста обеспечивают развитие у них подлинного творчества и инициативы.
Как один из способов разнообразить, сделать интереснее сюжет игры старших дошкольников, лишить его трафаретности и стереотипности, авторы Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова предлагают совместное придумывание с ребенком сказки, используя некоторую схему.
Обобщая, можно предложить сводный список игр и упражнений, способствующих формированию у старших дошкольников произвольно-контекстной формы общения. [Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 97.]
Выделять и усваивать обобщенный способ действования старший дошкольник учится в коллективных видах деятельности. Поэтому при подготовке к школе необходимо формировать надлежащий уровень общения со сверстниками. Его специфика заключается в следующем. Старший дошкольник, отличающийся высоким уровнем общения, воспринимает ситуацию предложенной задачи в целом, то есть не только со своей позиции, но и с позиции разных людей, участвующих в учебном процессе. Ребенок устанавливает с окружающими определенные отношения, сохраняющиеся на протяжении всей совместной деятельности.
Старший дошкольник способен относиться к партнеру как к противнику, с которым у него противоположные позиции и интересы. Очень часто такая деятельность приобретает характер соревнования. Одновременно при выполнении задания дети должны систематически согласовывать свои действия с действиями партнера.
Этому старший дошкольник обучается в игре с правилами. Она появляется лишь к концу дошкольного детства (5-7 лет). Ее появление теснейшим образом связано с развитием сюжетно-ролевых игр. Однако, в практике дошкольного воспитания сложилась традиция вводить игру с правилами одновременно с сюжетно-ролевой, начиная с младшей группы детского сада. Это отчасти нарушает естественный закон развития игры – от развернутой воображаемой ситуации, сюжета, полноценно представленных ролей и скрытых правил к развернутым, явным правилам и свернутым, едва заметным сюжету и ролям. Этот закон развития игры как раз и объясняет необходимость появления игры с правилами к концу дошкольного возраста, когда подчинение правилам, произвольность уже естественно вытекает из развития самой игры. Слишком раннее появление этой игры ведет к тому, что она препятствует и своему дальнейшему развитию, и развитию сюжетно-ролевой игры. Обучать ребенка умению подчиняться игровому правилу в сюжетно-ролевой игре следует постепенно. [Хомская Е. Д., Бытова Я. Я. Мозг и эмоции. – М., 1998. – С. 55.] Дошкольник долгое время учится выделять эти правила из сюжета и субординации ролей, поэтому не рекомендуется выделять за него игровые правила и заставлять им подчиняться. Однако надо иметь в виду, что игровые правила в ролевой игре и правила в игре с правилами – это не одно и то же. Если первые всегда присутствуют в игре и процесс овладения ими не составляет самостоятельной цели для детей, то усвоение последних является определенным этапом в развитии игры и требует соответствующих способов и методов, влияющих на их усвоение. Представленные в неявном виде игровые правила определяются соподчинением ролей, спецификой сюжета и многими другими факторами, тогда как для участия в играх с правилами старшему дошкольнику необходимо усваивать любые правила, в том числе и никак не связанные с ролями и сюжетом. В этом и состоит трудность обучения дошкольников этим играм.
В играх с правилами взрослый должен также участвовать на "равных", демонстрировать способы согласования действий всех участников игры. Для формирования надлежащего уровня общения со сверстниками необходимо выполнять следующие методические приемы:
1. Совместная деятельность-игра,
где дети должны согласовывать
свои действия не по заданным
ролям, а по смыслу этой
2. Наблюдение взрослого
за совместной игрой детей:
он подсказывает им, советует, непосредственно
учит взаимодействовать при
3. Введение в игру
роли болельщиков, которые
4. Введение в коллективную
игру роли управляющего, который
руководил бы действиями
5. Обучение ребенка
игре одновременно за двух
партнеров со взаимно
Предлагаемые методические приемы можно отрабатывать с детьми на занятиях, а затем обязательно включать в коллективную игру. Она проходит с разным количеством участников, начиная с двух и кончая целой группой. При этом важно не только формировать отношения между участниками разных команд, но и учить их согласовывать свои действия внутри одной команды.
Кроме описанных приемов, при обучении старших дошкольников игре с правилами надо иметь в виду, что такие игры предполагают особый подготовительный этап, в течение которого дети осваивают правила последующей игры. Он важен для психического развития детей и возможности школьного обучения. Поэтому при руководстве играми следует обращать внимание старших дошкольников на этот этап, учить их договариваться о правилах дальнейшей игры, уметь распределяться по командам и т. д. Деятельность детей на таком подготовительном этапе игры с правилами, как уже отмечалось, очень сходна по своей структуре и задачам с учебной деятельностью младших школьников. Цель последней, так же как и цель подготовительного к игре этапа, сводится к освоению ребенком общего способа (правил) предстоящей деятельности. Поэтому надо выбирать не только хорошо известные дошкольникам игры, но и придумывать совместно с ними новые, которые нуждаются в разработке правил для своего существования.
Кроме описанных игр
с правилами и методических приемов,
предлагаем и другие игры и упражнения,
направленные на формирование предпосылки
учебной деятельности – усвоение
обобщенного способа действован
Описанная выше методика
способствует формированию и развитию
у старших дошкольников произвольно-контекстной
формы общения, а также усвоению
обобщенного способа
Методика "Да и нет не говорите" (для определения уровня развития произвольно-контекстной формы общения).