Подростковый кризис психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические особенности кризиса подросткового возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности подросткового кризиса психического развития
2. Описать рекомендации по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта

Содержание работы

Введение 3 3
ГЛАВА 1.Особенности подросткового кризиса психического развития 5
Понятие «подростковый кризис» 5
Причины возникновения кризиса у подростков. 7
Внешние и внутренние предпосылки к подростковому кризису. Особенности подросткового кризиса 10
Концепции причин и проявления кризиса подросткового возраста (зарубежные и отечественные) 14
ГЛАВА 2. Рекомендации по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта 25
2.1Рекомендации по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта педагогу 25
2.2Рекомендации по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта родителям 29
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

курсач мой.docx

— 73.18 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет» 
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Факультет математики, информатики и физики

Кафедра психологии

 

 

 

 

Подростковый кризис психического развития

курсовая работа

по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиль «Математика, Информатика»

 

 

 

 

 

 

«Прошла защиту» 

Оценка __________________

«____» _____________2013 г.

Исполнитель

Звонникова Екатерина Дмитриевна   
(МИФ-МИБ-21)

________________________________

Преподаватели

_____________________________

 

_____________________________

Научный руководитель

Павлова Евгения Вячеславовна

ст. преподаватель

________________________________


 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2013

Содержание

Введение                                                                                                                       3  3

ГЛАВА 1.Особенности подросткового кризиса психического развития              5                    

    1. Понятие «подростковый кризис»                                                                        5                   
    2. Причины возникновения кризиса у подростков.                                               7            
    3. Внешние и внутренние предпосылки к подростковому кризису. Особенности подросткового кризиса                                                                10                                  
    4. Концепции причин и проявления кризиса подросткового возраста (зарубежные и отечественные)                                                                          14                                 

ГЛАВА 2. Рекомендации по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта                                                                                                              25

2.1Рекомендации по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта педагогу                                                                                                   25

2.2Рекомендации по коррекции  акцентуаций характера и путей выхода из конфликта родителям                                                                                                29    

Заключение                                                                                                                32   

Список используемой литературы                                                                           33

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

         Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. Это так называемый переход от детства к взрослости. Изучением подросткового возраста занимались такие ученые как: Я.И Коменский, Ж. Руссо, С. Холл, З. Фрейд и А. Фрейд, Э. Шпрангер, Г. Салливан, Ж. Пиаже, Л. Выгодский и другие. В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущения себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

         По выражению Л.С. Выготского, "в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного" [12.с 303]. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников, и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу: впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы "Я", первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности "Я-концепцию", которую можно считать центральным новообразованием всего периода. Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становление типов характера обуславливают новый этап в развитии мотивации. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы.

          И от того, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, от того как будут вести себя их родители в этот тяжелый период для них и зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество.

         Актуальность: Кризис подросткового возраста, является одной из актуальнейших проблем детей современного мира. Это связано с возникновением современно новых требований, предъявляемых к ним происходящими социально – экономическими преобразованиями. Процессы, происходящие в нашем государстве в последние два десятилетия в социально – экономической сфере и здравоохранения, привели к значительным как качественным, так и количественным изменениям в состоянии здоровья населения, особенно детского.

         Объект исследования: кризис подросткового возраста.

Предмет исследования: психологические аспекты кризиса подросткового возраста.

Цель исследования: изучить психологические особенности кризиса подросткового возраста.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности подросткового кризиса психического развития

2. Описать рекомендации по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта

 

 

ГЛАВА 1.Особенности подросткового кризиса психического развития

    1. Понятие подросткового кризиса

 

         Вопрос о подростковом кризисе, о кризисном характере перехода от детства к взрослости до настоящего времени является достаточно спорным.

         Значение понятия подросткового кризиса прошло путь от «благотворного» в XIX веке, отражающего преодоление болезни и возвращения к здоровью, к «злокачественному», означающему сегодня какую-либо патологию. Это понятие одновременно имеет массу значений, свойственных самому понятию кризиса: перекресток дорог, решающий поворот, прыжок в неведомое, испытание, успех или катастрофа.

         Сегодня в психологической литературе можно найти, по крайней мере, два понимания подросткового кризиса. С одной стороны, акцент ставится на идее перелома, внезапных изменений в ходе развития, влекущих за собой значительные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях; с другой стороны - преобладает понимание кризиса, как психологических нарушений, сопровождающихся страданиями, тревогами, подавленностью, короче целым рядом трудностей невротического характера, что обуславливает дезадаптацию в повседневной жизни. В описаниях подросткового кризиса присутствует и то и другое понимание.[20]

         Известно, что для подросткового кризиса ранее применялась такая характеристика, как «нормальная патология». В свою очередь понятие «критический период» часто используется в общеязыковом смысле с целью подчеркнуть значимость этапа в общем ходе развития. Кроме того, оно применяется и в том смысле, в котором это понятие было заимствовано психологией из эмбриологии, где оно служит характеристикой периода онтогенеза, отличающегося повышенной уязвимостью, особой чувствительностью организма или его части к повреждающим воздействиям, что распространяется и на психологические характеристики. Применительно к подростковому возрасту это образно объяснил Л.С. Выготский. Указывая, что все особенности переходного периода вытекают из несоответствия или расхождения трех точек созревания - социально-культурного, общеорганического и полового, он писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельные русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного воздействия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору». [5, с. 167].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Причины возникновения и развития у кризиса подростков

        

         Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое". По Л.С. Выготскому,[19] в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) взрослеющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте - от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.[14]

         Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи: 1) необходимость реконструкции телесного образа "Я" и построение мужской или женской "родовой" идентичности; 2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.

         Становление идентичности (выходит за границы отрочества и охватывает время от 13-14 до 20-21 года). В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития: 1) осознание временной протяженности собственного "Я", включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).

         Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто и весь период именуют "критическим", "переломным".

         Для подростков нетипичны ни личностные кризисы, ни крах "Я» - концепции, ни тенденции к отказу от ранее приобретенных ценностей и привязанностей. Им свойственно стремление к консолидации своей идентичности, характеризующейся сосредоточенностью на своем "Я", отсутствием противоречивых установок и в целом отказом от любых форм психологического риска. Они сохраняют также сильную привязанность к родителям и не стремятся к излишней самостоятельности в мировоззрении, социальных и политических установках.

         С.Э. Шпрангер описал 3 типа развития в отрочестве. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

         Главные новообразования возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви[7]

         Ш. Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной (физической), которая приходится в среднем у мальчиков на период между 14-16 годами, у девочек - между 13—15 годами. С ростом культуры период психической пубертатности удлиняется по сравнению с периодом физической, что и является причиной многих трудностей в эти годы[3]

         Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за негативной фазой жизнеотрицания, присущей пубертатной стадии, следует фаза жизнеутверждения, характерная для юношества.

         Основные черты негативной фазы: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство, легкая возбудимость, а также "физическое и душевное недомогание", которые находят свое выражение в драчливости и капризности. Подростки не удовлетворены собой, и эта неудовлетворенность переносится на окружающий мир, иногда приводя их к мысли о самоубийстве.

         К этому присоединяется и ряд новых внутренних влечений к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в это время особенно притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присоединяются разочарования. Обычные способы поведения - "пассивная меланхолия" и "агрессивная самозащита". Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки.

         Окончание фазы связано с завершением телесного созревания. Позитивный период начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив: "переживание природы", сознательное переживание прекрасного, любовь.

Информация о работе Подростковый кризис психического развития