Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:03, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологические особенности кризиса подросткового возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности подросткового кризиса психического развития
2. Описать рекомендации по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта
Введение 3 3
ГЛАВА 1.Особенности подросткового кризиса психического развития 5
Понятие «подростковый кризис» 5
Причины возникновения кризиса у подростков. 7
Внешние и внутренние предпосылки к подростковому кризису. Особенности подросткового кризиса 10
Концепции причин и проявления кризиса подросткового возраста (зарубежные и отечественные) 14
ГЛАВА 2. Рекомендации по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта 25
2.1Рекомендации по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта педагогу 25
2.2Рекомендации по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта родителям 29
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Работа по психологической коррекции застревающего акцентуанта может проводиться не только «вообще», но и по конкретному поводу, по конкретной ситуации обиды, застревание аффекта. В этом случае требуется особое мастерство и осторожность, так как личность находится в «остром» состоянии. Воздействие педагога не должно усугубить ситуацию. Вместе с тем воздействие на этом этапе чрезвычайно желательно, так как собственно помощь педагога и психолога такому акцентуанту во многом и состоит в ускорении его выхода из «застревания».
Демонстративный тип. Главной особенностью при демонстративной акцентуации является жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм, желание выделяться, быть в центре внимания. Эта особенность обуславливается как само поведение демонстративного акцентуанта, так и особенности психолого-педагогического взаимодействия с ним.
Следует быть осторожным в «разоблачении» фантазий, выдумок демонстративных акцентуантов. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана («он не такой, каким себя представляет») часто является невыносимой для демонстративной личности. Реакции здесь могут быть самые острые и даже опасные: попытки суицида, побеги из дома, ухода из школы, попытки превратить выдумку в реальность любым способом [13].
Общение с подростками, воспитывающимися в условиях детского дома, должно основываться на доверительно-требовательном стиле.
Всем своим отношением воспитывающий внушает: я тебе доверяю, уверен, ты меня не подведешь.
Как показало наше исследование, экзольтированные личности, они способны быстро и с интересом включаться в разнообразную деятельность. Это качество характера необходимо использовать: таким подросткам надо подыскивать все новые и новые поручения, которые давали бы им возможность проявить себя. Это может быть участие в «часе общения», написание сценария праздника, непосредственное ведение мероприятия, разработка новой формы занятия по интересам, подготовка сюрприза для коллектива. В известной мере следует игнорировать их резкие оценки событий и явлений, эмоциональность и открытость реакций, что свойственно экзальтированным личностям. Замечания лучше высказывать в доброжелательной форме и без свидетелей.
Тот, кто первым скомандует себе: «Стоп! Никакой грубости и бестактности!», тот предотвращает ссору. Это называется «взять себя в руки». Мастеру часто приходится сталкиваться с подобной ситуацией.
Разобраться в причинах и источниках конфликта любому человеку может помочь совет старшего, более опытного товарища, вышестоящего руководителя. Но главное, не спешить объективировать конфликт, предать его гласности или публичной оценке. Этим можно только обидеть человека.
Лучше видеть добрые намерения в каждой из конфликтующих сторон. Если же видеть их только с одной стороны, то другая будет обречена на роль ябедника.
Чтобы ликвидировать конфликт, не нужно торопиться сказать что-то резкое, оскорбляющее или угрожающее. В такой ситуации психологи советуют, прежде всего, избавиться от внутреннего беспокойства или волнения. Растревоженное чувство - плохой советчик разуму. Для того чтобы хорошо овладеть собой в конфликтной ситуации, полезно сделать паузу в разговоре, глубоко вздохнуть, встать, пройтись, либо перевести разговор на другую тему, либо перенести его на другое время.
2.2 Рекомендации по коррекции акцентуаций характера и путей выхода из конфликта родителям
Семейный фактор можно по праву рассматривать как самый мощный в плане благополучного влияния на ребенка. Родители часто не принимают позицию ребенка в расчет, не уделяют ему достаточно внимания, наказывают и злятся по малейшему поводу.
Крепкая семейная дружба, теплота взаимоотношений, адекватный стиль воспитания вот что нужно подростку в этот период. Принятие (позитивный интерес) подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребенку. Родитель, эмоционально понимающий его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребности ребенка. Тем самым родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен другим людям, в том, что он обладает необходимыми личностными средствами для достижения своих целей [2].
И главными помощниками в этом должны быть родители, ведь именно родители главные люди для ребенка, они все знают, во всем помогают. Чаще всего родителям не хочется признаваться себе в том, что их ребенок начинает взрослеть, у него появляются собственные приоритеты в жизни, свои позиции по каким-то вопросам. Поэтому родители должны иметь гибкую позицию по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности, учитывая конечно разумные грани дозволенного. Теперь время безоговорочного авторитета родителей безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться авторитет родителей, статус и конкретные действия. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ сделать это — рисковать вместе с ребенком, но на своей территории. Именно так родители смогут говорить с подростком на его языке и дадут ему возможность удивляться своей изобретательности. Но почему-то наши родители занимают несколько другую позицию, они не понимают ребенка. Главная трудность для родителей тут лишь в том, что нужно признать в своем ребенке взрослого (пусть еще и не вполне) человека, у которого есть свои взгляды и свои права.[1]
В общении с подростком придется забыть о том, что родитель — это человек, чье мнение не обсуждается. Он когда-то пользовался этим статусом, но уже все безвозвратно изменилось: ребенок становится самостоятельным. Теперь самый лучший путь для обеих сторон — дружеские отношения. Опыт родителя дает ему преимущество. Но не следует им пользоваться, как оружием. Им нужно помочь преодолеть проблемы и подсказать пути выхода из сложных ситуаций, тогда это будет воспринято адекватно, с благодарностью, с уважением. Родители должны снова учить ребенка воспринимать мир, показывать это на примерах. В первую очередь нужно научить ребенка шутить. С юмором и иронией смотреть на происходящее, не бояться в чем-либо, ошибиться, уметь отличать шутку от оскорбления. Это поможет ему справиться с трудностями переходного возраста, это же станет великолепной базой мировоззрения в будущем, сформирует характер и оптимизм. Чувства подростка подвержены моментальному изменению, эмоции просто переполняют его, ему пока не хватает опыта справляться с ними и контролировать их. А человек, не проявляющий эмоций — не интересен и к нему не будут тянуться другие люди. Ведь основа общения — взаимопонимание ситуации, когда рассказ одного собеседника с вдохновением и с блеском в глазах поддерживается другим, и беседа никак не может закончиться. Поэтому важно не насильно навязывать подростку свои правила. Ведь если подросток поймет, что вы уважаете его, цените его мнение, он сможет уважать вас. Если вы будете раскрывать перед ним свой опыт в виде советов, а не навязывать насильно, он начнет его ценить. И, столкнувшись с действительно серьезной проблемой, побежит за советом и помощью не к друзьям, а к вам, как к более опытному и самому близкому человеку. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ 'Я' [8].
Вывод по второй главе:
Когда у подростка возникает кризисная ситуация, ему необходимо помочь найти выход из нее. Главными помощниками являются педагог и родители. В данной главе описаны рекомендации по предотвращению или профилактике подросткового кризиса
Заключение.
Изучив литературу, было установлено, что подростковый возраст является одним из самых сложных периодов человеческой жизни, интенсивный рост и изменение организма оказывает серьезное влияние на психики подростка.
Было раскрыто понятие «Подростковый кризис психического развития»
Описав пути выхода из кризисных состояний было установлено, что для того чтобы преодолеть подростковый кризис, близким взрослым необходимо создать условия для благоприятной среды подростка (знакомиться с друзьями, приглашать к себе домой, знакомиться с родителями друзей, стимулировать к занятию спортом, музыкой, поддерживать конструктивные интересы подростка) и несмотря на сложный период остаться другом для ребенка.
Цель курсовой работы достигнута: раскрыта сущность подросткового кризиса психического развития
Таким образом, подростковый возраст очень важен для развития личности, поэтому необходимо продолжение глубокого всестороннего изучения данной проблемы, так как эти знания актуальны в реальной жизни подростков на предмет их отношения к себе и к другим людям.
Список используемой литературы:
1.Андреева Г. М. Социальная психология – М.: Издательство Эксмо, 2000
2.Андреева Т. В. Семейная психология:
Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004
3.Бюлер К. Духовное развитие ребенка. –
М., 1924. Бюлер К. Очерк духовного развития
ребенка. – М., 1930
4.Выготский Л. С. Дефект и компенсация //Собр. соч.: В 6 т. - М.,1983.-Т.5
5.Выготский Л.С. Педология подростка. – М.,1929-1931.
6.Выготский Л.С., Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000
7.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. - Просвещение, 2006. – с. 82-83
8.Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е исправленное и дополненное – М.: «ЧеРо» , 2002
9. Григорович Л. А. , Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология – М.: Гардарики, 2003
10.Ермолаева М. В. Структура эмоциональных переживаний в старости// Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 123—133.
11. Косякова О.О Возрастные кризисы. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с.77-81
12. Кулагина И.Ю., Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров подростков. СПб.: Медицина, 2011. – 290 с.
14. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. Москва, Эксмо, 2004
15.Махов Ф. С. Подростов и свободное время, - Л.: Ленинздрат, 1982
16.Медведева Г. П. Роль психологической компетентности социального работника в организации социального обслуживания пожилых людей //Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 164—168.
17.Мухина В.С., Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших уч. заведений /В.С. Мухина – 14-е издание, Москва, Издательский центр «Академия»,2012г
18.Пряжников Н. С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте// Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 111—123.
19.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – с. 235-236
20.Солодилова О. П. Шпаргалка по возрастной психологии: учеб.пособие.- М.: ТК Велби. - 56 с., 2006
21.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с. 292
22.Философский энциклопедический словарь // Л.Ф. Ильичев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.
23. Фролькист В. В. Системный подход, саморегуляция и механизмы старения // Геронтология и гериатрия. — Киев, 1985. — С. 12—23.
24.Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 74—80.
25.http://books.imhonet.ru/
Информация о работе Подростковый кризис психического развития