Половые различия проявления креативных способностей в первой половине зрелого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Творческая деятельность оказывается тем более успешной, чем выше потребность в новом у данного человека. По поводу сущности этой потребности имеются различные точки зрения, в том числе противоположные. Вольтер полагал, что если бы у человека не было потребности в новом, то мы до сих пор “лазили бы по деревьям и питались бы желудями”. Г.В.Ф. Гегель считал, что потребность в новом есть сущностная характеристика “социального человека”. Однако известна и та точка зрения, согласно которой основным смыслом жизнедеятельности человека является самосохранение, поддержание своего существования именно через культивирование самоограничения, незаметности, кротости (“блаженны кроткие”). Вместе с тем, в современной науке признается за очевидность то, что любая система, для которой преобладающей является ориентированность на стабильность, в конечном счёте, приходит к стагнации и разрушается.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального  образования

 

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ  ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Факультет психологии

Специальность – Психология

 

Курсовая работа по Дифференциальной психологии

Тема: «Половые различия проявления креативных способностей в первой половине зрелого возраста»

 

                                                               Выполнила студентка 4-го курса

                                                               Очно-заочной формы обучения  гр.81-П

                                                              Богданова  М. Л

                                                               руководитель  

                                                               кпсн, доцент Богдановская И.М.

                                                           

 

 

                 

Санкт – Петербург

2012

 

ВВЕДЕНИЕ 

Если бегло взглянуть на перечень имен в биографических справочниках, то легко можно заметить, что лишь немногие женщины попали в разряд выдающихся деятелей. В исследовании Г. Эллиса (H. Ellis, 1904) в группу из 1030 одаренных людей Британии входило только 55 женщин. К. Кастл (C. Castle, 1913) выделил 868 выдающихся женщин из 42 стран, живших с VII до XX в. Из них только 38 % получили известность благодаря интеллектуальным занятиям (в литературе). В более позднее время в справочник американских ученых были включены лишь 50 женщин из 2607 ученых, заслуживших известность между 1903 и 1943 гг. (S. Visher, 1947).

Тот факт, что выдающимися  деятелями чаще становятся лица мужского пола, а не женского, К. Хорни (1993) объясняет тем, что мужчина, имея ограниченную причастность к сотворению новой жизни (под ограниченностью автор понимает неспособность мужчин вынашивать и рожать детей), сублимирует свою энергию, создавая что-то новое в различных сферах общественной жизни (государстве, религии, искусстве, науке). Предположение оригинальное, но недоказуемое, поскольку до сих пор мужчины рожать не научились.

Творческая деятельность оказывается тем более успешной, чем выше потребность в новом у данного человека. По поводу сущности этой потребности имеются различные точки зрения, в том числе противоположные. Вольтер полагал, что если бы у человека не было потребности в новом, то мы до сих пор “лазили бы по деревьям и питались бы желудями”. Г.В.Ф. Гегель считал, что потребность в новом есть сущностная характеристика “социального человека”. Однако известна и та точка зрения, согласно которой основным смыслом жизнедеятельности человека является самосохранение, поддержание своего существования именно через культивирование самоограничения, незаметности, кротости (“блаженны кроткие”). Вместе с тем, в современной науке признается за очевидность то, что любая система, для которой преобладающей является ориентированность на стабильность, в конечном счёте, приходит к стагнации и разрушается.

В креативной психологии отмечается следующая зависимость: у более опытных работников ориентация на новое ниже, чем у менее опытных (проблема “предпочтительности” дилетанта). М. Вебер отмечал, что идея дилетанта с научной точки зрения может иметь такое же значение, как и открытие специалиста. Согласно «алгоритму креативности» механизм зарождения гениальной и самой банальной идеи один и тот же – это механизм «проб и ошибок». Видимо, мастерство творческой личности должно включать в себя и способность к так называемому синектическому “остранению”, т.е. умение увидеть в привычном, обыденном нечто нестандартное, “странное”. Или, наоборот, умение “превратить” самую неожиданную фантазию (бредовую идею) в нечто очевидное, само собой разумеющееся, а в иных ситуациях и умение “прикинуться невеждой” перед другими и, что особенно интересно, перед самим собой..

Надо сказать, что говорить о большей талантливости мужчин или женщин "вообще" некорректно. Вспомним, например, творческие профессии: сколько талантливых артистов, педагогов, поэтов, писателей среди женщин, и сколько бесталанных мужчин в тех же профессиях. Поэтому следует дифференцированно подходить к оценке способностей мужчин и женщин, учитывая то, какие способности больше развиты у одних, и какие - у других.

 

 

 

 

 

 

 

Объект исследования: креативные способности в первой половине зрелого возраста.

Предмет исследования: половые различия проявления креативных способностей в первой половине зрелого возраста.

Гипотеза исследования: предположительно, что существуют половые различия проявления креативных способностей в первой половине зрелого возраста.

Цель исследования: изучение половых различиях проявлений креативных способностей в первой половине зрелого возраста.

Методы исследования:

- провести теоретический  анализ литературы по проблеме  исследования половых различий проявления креативных способностей в первой половине зрелого возраста;

- подбор эмпирических  методик исследования: Батарея тестов «Творческое мышление» и Опросник креативности Джонсона;

Опытно-экспериментальная  база:  в исследовании приняли  участие 10 мужчин и 10 женщин в возрасте от 25-35 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ

КРЕАТИВНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ЗРЕЛОГО  ВОЗРАСТА

 

    1. Понятие креативности в психологической литературе

 

Креативность (от лат creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Креативность - это способность к конструктивным, нестандартным решениям и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта (Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И.). Креативность позволяет находить новые способы поведения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, оптимально использовать внутренние резервы личности. В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству.

Креативность – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

           Креативность понимается как  способ к умственным преобразованиям   и творчеству , умению отказываться  от стереотипных способов мышления .                        Креативность  характеризуется оригинальностью мышления. Семантической и образной адаптивной гибкостью. Способностью к восприятию дисгармонии, недостатков.

 

Так, К. Роджерс (1994) понимает под креативностью способность  обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.

Несмотря на то что накоплен большой и содержательный материал по изучению креативности, который дал определенные результаты, как в теоретическом, так и в практическом отношении, единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует одинакового ее определения и всеми признанных методик, диагностирующих данную способность.

Рассмотрение творческой способности в качестве особой, самостоятельной способности, ответственной за творческие достижения человека, базируется на ряде исходных противоречий в самой природе одаренности и творчества. Эти противоречия находят отражение в парадоксальной феноменологии: человек с высокими способностями может не быть творческим, и наоборот, нередки случаи, когда менее обученный и даже менее способный человек является творческим.

В результате экспериментальных  исследований среди способностей личности была выделена способность особого  рода — способность порождать  необычные идеи, отклоняться в  мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, такая способность и была названа креативностью (творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Одним из компонентов креативности, который однако не исчерпывает ее полностью, является способность личности к дивергентному мышлению.

Следует дифференцировать креативный продукт и креативный процесс. Продукт  творческого мышления можно оценивать  по двум факторам — по его оригинальности и его значению. Креативный процесс — по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способности к воссозданию недостающих деталей, дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), беглость мысли (беглость речи) и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.

«Креативность» (творческая способность) свойственна каждому нормальному  человеку. Она так же неотъемлема  от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. При этом ценность результата творческой деятельности не имеет особенного значения, главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность

Творчество — процесс создания новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

Творческая личность— это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных и волевых качеств, а также задатков, способностей и талантов. Существуют две основные точки зрения на творческую личность.

Некоторые исследователи  сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личности, обладающие определённой мотивацией и психическими чертами.

Творчество есть выход  за пределы заданного. Но это негативное определение творчества, тогда как  первое, что бросается в глаза  – это сходство в поведении  творческой личности и человека с  психическими нарушениями. В связи  с этим существуют две точки зрения: талант – это максимальное здоровье, и талант – это болезнь.

В западной психологии различают так называемую большую  и малую креативность (Li, 1997). М. Боден (Boden, 1992) перевел это в термины «исторической» и «личностной» креативности. Первая имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество, вторая относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям (например, применение монеты для нарезки сыра, когда нет ножа).

Говорят также о коммуникативной  креативности, под которой понимают проявление креативности при сотрудничестве с другими людьми в процессе творческой деятельности, способность мотивировать творчество других и способность аккумулировать творческий опыт других. Некоторым подтверждением специфичности этого вида креативности могут служить результаты исследования, выполненного А. В. Гуськовой (2008). Автор изучала креативность при решении задач психологического содержания:

1) понимание и объяснение  эмоционального состояния человека  в ситуациях, степень неопределенности которых варьировалась (общее и детальное описание ситуации);

2) понимание различных  смыслов высказывания;

3) прогноз психологических  последствий конкретной жизненной ситуации. Оказалось, что эта креативность не коррелирует с уровнем дивергентного мышления (по методике Гилфорда). Характерно, что решения психологов носят более творческий характер при решении предложенных задач. Х. Гарднер (Gardner, 1988) описал семь видов интеллекта (одаренности), в которых «общая» креативность становится «специальной»:

1) лингвистический  интеллект, основанный на чувствительности  к смыслу слов и эффективной вербальной памяти;

2) логически-математический  интеллект – способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами, символами, понятиями;

3) пространственный  интеллект – способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме;

4) телесно-кинестетический  интеллект – способность использовать  двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде;

5) музыкальный  интеллект – способность исполнять, сочинять и воспринимать эмоционально музыку;

6) интраперсональный  интеллект – способность понимать  и опознавать собственные чувства;

7) интерперсональный  интеллект – способность замечать и различать темперамент, мотивы и намерения других людей.

Часто эти виды интеллекта сочетаются. Существование  многих видов креативного процесса в зависимости от сферы приложения доказано экспериментально во многих исследованиях (Storfer, 1990).

 

.

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.2 Креативность как феномен в обществе

Основной популяции креативность достигает максимума к 20–25 годам, а затем начинает уменьшаться и процесс этот является нормальным, такие личности составляют основу общества, они первичны и, следовательно, примитивны. Понятие «примитивный» будет использоваться в его буквальном смысле – как обозначающее простое, «первоначальное» явление по сравнению с последующими явлениями того же ряда (от лат. primitivus, primo, primoris).

Постепенное понижение  креативности в процессе онтогенеза и особенно в период позднего онтогенеза – явление нормальное и закономерное. Но по отношению к феномену креативности действует тот же основной биологический  закон, который определяет, что около пяти процентов особей популяции отклоняется от нормы. Часть из них (около двух с половиной процентов) относится к категории малоумных личностей и изучается в рамках психиатрии и психопатологии, часть из них (также около двух с половиной процентов) относится к своеобразному личностному отклонению подназванием «креативная личность».

Информация о работе Половые различия проявления креативных способностей в первой половине зрелого возраста