Понятие «хорошей формы» в гештальтпсихологии. Психология восприятия и психология искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:43, реферат

Описание работы

В литературе имеется много определений понятия «психотерапия». Это связано с тем, что психотерапия до сих пор еще не сложилась как единая наука с единым понятийным аппаратом, терминологией, теорией. Существует много психотерапевтических направлений, методов, поэтому многие определения основываются на тех или иных теоретических концепциях, исключая другие подходы. В солидных руководствах или справочниках по психотерапии приводятся развернутые определения, претендующие на научную точность, включающие возможно большее число переменных. Такие определения подчас похожи на головоломки, требующие немало сил для их осмысления. «Психотерапия — это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов».

Содержание работы

1. Введение.
2. Основная часть.
2.1.Гештальтпсихология
2.2.Психология восприятия и психология искусства.
2.3. Визуальное мышление (Р. Арнхейм).
3.Практическая часть.
4. Вывод. Заключение.
5. Литература.

Файлы: 1 файл

реферат по психологии культуры.docx

— 80.47 Кб (Скачать файл)

 

ФГБОУ ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ПРАВА

Направление подготовки

071800.62 «Социально-культурная деятельность»

Квалификация (степень)

Бакалавр

 

 

 

Дисциплина: Психология культуры

Тема: Понятие «хорошей формы» в гештальтпсихологии.

Психология  восприятия и психология искусства.

Визуальное  мышление (Р. Арнхейм).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАСНОЯРСК 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение.

2. Основная часть.

2.1.Гештальтпсихология

2.2.Психология восприятия и психология искусства.

2.3. Визуальное мышление (Р. Арнхейм).

3.Практическая часть.

4. Вывод. Заключение.

5. Литература.

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

        В литературе имеется много определений понятия «психотерапия». Это связано с тем, что психотерапия до сих пор еще не сложилась как единая наука с единым понятийным аппаратом, терминологией, теорией. Существует много психотерапевтических направлений, методов, поэтому многие определения основываются на тех или иных теоретических концепциях, исключая другие подходы. В солидных руководствах или справочниках по психотерапии приводятся развернутые определения, претендующие на научную точность, включающие возможно большее число переменных. Такие определения подчас похожи на головоломки, требующие немало сил для их осмысления. «Психотерапия — это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов».

      Живя и  действуя, разрешая в ходе своей  жизни, встающие перед ним практические  задачи, человек воспринимает окружающее. Восприятие предметов и людей,  с которыми ему приходится  иметь дело, условий, в которых  протекает его деятельность, составляют  необходимую предпосылку осмысленного  человеческого действия. Жизненная  практика заставляет человека  перейти от непреднамеренного  восприятия к целенаправленной  деятельности наблюдения; на этой  стадии восприятие уже превращается  в специфическую "теоретическую"  деятельность. Теоретическая деятельность  наблюдения включает анализ и  синтез, осмысление и истолкование  воспринятого. Таким образом, связанное  первично в качестве компонента  или условия с какой - либо  конкретной практической деятельностью,  восприятие, в конце концов, в  форме наблюдения переходит в  более или менее сложную деятельность  мышления, в системе которого  оно приобретает новые специфические  черты. Развиваясь в другом  направлении, восприятие действительности  переходит в связанное с творческой  деятельностью создание художественного  образа и эстетическое созерцание  мира. Воспринимая, человек не  только видит, но и смотрит,  не только слышит, но и слушает,  а иногда он не только смотрит,  но рассматривает или всматривается,  не только слушает, но и прислушивается; он часто активно выбирает  установку, которая обеспечит  адекватное восприятие предмета; воспринимая, он, таким образом,  производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести  образ восприятия в соответствие  с предметом, необходимое, в  конечном счете, в силу того, что предмет является объектом  не только осознания, но и  практического действия, контролирующего  это осознание.

         Поэтому назрела необходимость  разобраться, как все же человеческое  сознание воспринимает окружающий  мир, на этот счет накопилось  множество литературы, но мы остановимся  на  понятие «хорошей формы» в гештальтпсихологии, психологии восприятия и психологии искусства и разберем труд Р. Арнхейма «Визуальное мышление».

       

2. Основная  часть.

 2.1.Гештальтпсихология

 История гештальтпсихологии (нем. Gestalt — структура, форма) берет начало в Германии в 1912, когда М.Вертгеймер исследовал т.н. «фи-феномен» — иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Такой эффект «движущейся картинки» создает, например, периодическое включение—выключение неоновых или электрических ламп. Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, в приведенном примере движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя. К Вертгеймеру вскоре присоединились В.Кёлер и К.Коффка, благодаря которым гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Ф.Перлз — к психотерапии, Э.Маслоу — к теории личности. К.Левин объяснял множество психологических феноменов в терминах разработанной им на основе принципа целостности теории поля. Гештальт-подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология. Среди других достижений гештальт-психологов следует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психических и нервных процессов); представление о «научении через инсайт» (инсайт — внезапное понимание ситуации в целом); новую концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами); представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного запоминания); выявление феномена т.н. «прегнантности».

        Идеи гештальтпсихологии: 

  • Предмет гештальтпсихологии - это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;
  • Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;
  • Единицей анализа сознания выступает гештальт, т.е. целостная образная структура;
  • Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;
  • Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;
  • Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;
  • Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания – характерная тенденция психики к организации опыта в доступное понимание целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаем целую букву. Суждения о том, что воспринимаемый нами мир не может быть раздроблен до бесконечности, что он представим посредством целостных «форм» или «конфигураций» (гештальт), имело хождение и ранее.

На базе исследований восприятия были сформулированы два  основополагающих принципа гештальтпсихологии.

Первый из них  — принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.

Второй принцип, часто называемый законом прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее "-удобоваримую"-, с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют "- хорошим гештальтом"-.

Впоследствии  эти принципы были дополнены теорией  научения К. -Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. -Левина и введенным последним принципом "- здесь и сейчас"-, согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. -Перлзом, Е. -Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии.

Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой — от момента  возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий: ощущение, осознавание, энергию, действие, контакт и разрешение.

На первой стадии спонтанный интерес к объекту  носит характер смутного, неопределенного  ощущения, часто беспокойства, тем  самым, вызывая начальное напряжение. Потребность понять и конкретизировать источник ощущения побуждает индивида к сосредоточению внимания на вызвавшем  его объекте (переход на стадию осознавания). Целью осознавания является насыщение фигуры значимым содержанием, ее конкретизация и идентификация. По сути дела, процесс выделения фигуры из фона сводится к двум первым стадиям контакта.

Уже в процессе осознавания происходит мобилизация энергии, связанной с изначально возникшим напряжением и необходимой для сосредоточения и удержания внимания. Если выделенная в результате осознавания из фона фигура оказывается значимой для субъекта, то изначальный интерес стимулируется, а напряжение не только не снижается, а, напротив, возрастает, постепенно приобретая характер "-заряженной энергией озабоченности"-. В результате наступает третья стадия цикла, на которой энергия системы достигает своего пика, а фигура в субъективном восприятии максимально "-приближается"- к индивиду. Тем самым создаются условия для перехода к стадии действия.

На этой стадии индивид переходит от собственно восприятия или перцептивного поведения  к попыткам активно воздействовать на вызвавшую интерес фигуру, что  должно привести к адаптации последней  к физическому, либо психологическому "- присвоению"- или ассимиляции. Под ассимиляцией Ф. -Перлз понимал избирательную интеграцию не целостного, сохраняющего изначальную структуру объекта, как это имеет место в классическом понятии интроекции, а тех его компонентов, которые реально отвечают потребностям индивида. Для этого необходимо расчленение фигуры на составляющие, образно говоря, ее "-пережевывание"-, что и является квинтэссенцией действия в рассматриваемой схеме. Например, в контексте социальных отношений, вступая в контакт с определенным человеком, индивид должен не только осознать свои потребности, но и определить, какие из них данный партнер объективно может и субъективно готов удовлетворить.

В результате действия, направленного на вызвавшую интерес  фигуру, возникает максимально насыщенное переживание, в рамках которого интегрируются  впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта. В логике данной модели контакт есть точка максимально возможного в наличествующих условиях удовлетворения исходного интереса или потребности.

Завершающая стадия разрешения (у некоторых авторов  обозначается как завершение) предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта, и его интеграцию на внутриличностном уровне. Именно так в логике гештальтпсихологии происходит научение.

По завершении цикла контакта фигура перестает  быть актуальной и привлекать к себе внимание — гештальт завершается, что то же самое, разрушается. В результате возникает возможность нового ощущения и возобновления цикла. С точки зрения гештальтпсихологии вся жизнь человека представляет собой непрерывную цепь таких циклов.

На основании  представленной модели Ф. - Перлзом и его последователями была разработана оригинальная система психотерапии, нашедшая широкое применение. В социальной психологии данная схема и психотехники, связанные с настоящим подходом, применяются для исследования стилей коммуникации, групповых норм, межличностного и межгруппового взаимодействия. Они также нашли широкое применение в сфере организационного консультирования, коучинга и профессиональной подготовки практических социальных психологов.

 

2.2.Психология  восприятия и психология искусства.

2.3.Визуальное  мышление (Р. Арнхейм).

Психология  восприятия — это краеугольный камень, на котором покоятся наши представления об окружающем мире. После того, как мы соприкасаемся с окружающей реальностью и получаем через ощущения информацию о том, что происходит вокруг нас, восприятие позволяет классифицировать и упорядочивать данные знания. А заодно вплетать их в единую канву человеческой психики вместе с мышлением, речью, волей, и чувствами.

Восприятие окружающего  мира традиционно считается перцептивной деятельностью.

На базе восприятия и ощущения формируются представления об окружающем мире, которые ставят целью закрепить и сохранить в мозге те или иные ассоциативные связи. Именно благодаря им мы всегда можем представить грохот водопада или же падение снега. Источником представлений служит объективный материальный мир.

Психология восприятия подразумевает наличие у восприятия нескольких характеристик.

В частности, этоконстантность — постоянство восприятия величины, формы, и цвета предметов.

Когда мы держим взгляд на том или ином предмете, и удаляемся от него, тем не менее, размер предмета остаётся для нас одинаковым. То же самое и с цветом: чёрный и белый цвета мы видим таковыми как в яркий солнечный день, так и в сумерки.

Во-вторых, это  осмысленность — наделение того или иного объекта восприятия смысловой оценкой, словесное обозначение его признаков и связей с другими объектами. Осмысленность связана с наличием определённых знаний — ведь одна и та же книга может быть по-разному оценена литературоведом и человеком, далёким от литературы. Она проявляется через узнавание — через сопоставление полученного стимула с уже имеющимися в сознании эталонами и представлениями.

Почему люди воспринимают окружающий мир по-разному, что влияет на разницу в восприятии?

Во-первых, разным индивидуумам присущ разный склад ума: аналитический и синтетический. В первом случае для людей характерно внимание к деталям, во втором — внимание к целому.

Во-вторых, на восприятие того или иного предмета влияют чувства, испытываемые

индивидуумом: личные переживания, персональные симпатии и  антипатии.

Психология восприятия заявляет, что существует несколько  типов восприятия окружающего мира.

Ещё давным-давно  Аристотель выделял пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание,

вкус. Позднее  наука установила, что всего у  человека их десять (в том числе типы кожной чувствительности — тактильная, болевая, чувство холода и чувство тепла), а также

кинестетическое и вестибулярное чувства. В соответствии с этим спектром чувств выделяется несколько типов восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные и т.д.), которые позволяют наилучшим образом ориентироваться в реальности вокруг нас.

Информация о работе Понятие «хорошей формы» в гештальтпсихологии. Психология восприятия и психология искусства