Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:43, реферат
В литературе имеется много определений понятия «психотерапия». Это связано с тем, что психотерапия до сих пор еще не сложилась как единая наука с единым понятийным аппаратом, терминологией, теорией. Существует много психотерапевтических направлений, методов, поэтому многие определения основываются на тех или иных теоретических концепциях, исключая другие подходы. В солидных руководствах или справочниках по психотерапии приводятся развернутые определения, претендующие на научную точность, включающие возможно большее число переменных. Такие определения подчас похожи на головоломки, требующие немало сил для их осмысления. «Психотерапия — это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов».
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1.Гештальтпсихология
2.2.Психология восприятия и психология искусства.
2.3. Визуальное мышление (Р. Арнхейм).
3.Практическая часть.
4. Вывод. Заключение.
5. Литература.
Обобщенная схема организации и предъявления учебного материала, как правило, включает в себя три звена, взаимообусловленных и тесно связанных между собой:
1 – набор изученных
ранее известных учебных
2 - главное
содержание целенаправленной
3 – элементы
учебного материала, который
Первое и третье звенья являются второстепенными, но они представляют собой фон для усвоения главного основного материала второго звена.
Таким образом, обучение
ведется, опираясь на прошлое и будущее
с учетом трех закономерностей нашей
памяти (оперативной, кратковременной
и долговременной). Технология визуализации
учебной информации позволяет максимально
учитывать данную закономерность. Предварительно
бегло просматривая изображение, студент
перемещает взгляд от одной детали
к другой, сравнивает их, возвращаясь
к основным моментам каждого фрагмента,
анализирует отдельные
4. Вывод. Заключение.
Методологической базой гештальтпсихологии
послужили философские идеи „критического
реализма“ и положения, развивавшиеся
Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером,
согласно которым физиологическая реальность
процессов в мозге и психическая, или феноменальная,
связаны друг с другом отношениями изоморфизма.
В силу этого изучение деятельности мозга
и феноменологическое самонаблюдение,
обращенное на различные содержания сознания,
могут рассматриваться как взаимодополняющие
методы, изучающие одно и то же, но использующие
разные понятийные языки. Субъективные
переживания представляют собой всего
лишь феноменальное выражение различных
электрических процессов в головном мозге.
По аналогии с электромагнитными полями
в физике, сознание в гештальтпсихологии
понималось как динамическое целое, „поле“,
в котором каждая точка взаимодействует
со всеми остальными.
Мы жертвы укоренившегося
представления, согласно которому мышление
происходит в отрыве от перцептивного
опыта. Считается, что чувства связаны
с отдельными конкретными явлениями, поэтому
их роль ограничена сбором сырья для накопления
опыта. Дальнейшая обработка сенсорных
данных осуществляется «высшими» способностями
разума. Чтобы учиться на опыте, разум
должен из частностей выводить обобщения,
а царство обобщений, как полагают, не
может иметь ничего общего с прямым восприятием.
Каждый человек
уникален, и постигать эту уникальность
можно, только избирая соответствующие
творческие линии, наиболее отвечающие
его индивидуальности, темпераменту, типу
личности. Гете как-то точно заметил, что
даже ограниченный человек может быть
цельным, если продвигается в рамках своих способностей
и подготовки.
Психология искусства исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей. Используя конкретно-научные методы — наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и прочие, — она исследует процессы творчества художественного с позиции реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, отношений межличностных. Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов художественных, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая закономерности преобразования этого опыта для порождения художественных творений. Своеобразие работы мысли при этом раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства.
Элементы мышления в восприятии и элементы восприятия в мышлении дополняют друг друга. Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям.
5. Литература.
1. Асмолов А. Г. Психология
личности. - М., 1990. С.2-5
2. Бодалев А. А. Психология о личности.
- М., 1988. С.44-57
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию.
Курс лекций. - М., 1988. С.11-17
4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х
тт. Т. 2. - Л., 1992. С.87-89
5. Зейгарник В. В. Теории личности в общей
психологии. - М., 1982. С.4-5
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание.
Личность. - М., 1982. С.25-29
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические
произведения: В 2 т. Т2. М., 1983. С.291
8. Мерлин В. С. Структура личности. Характер,
способности, самосознание. - Пермь, 1990.
С.30-48
9. Немов Р.С. Психология. - М., 1997. С.198-201
10. Общая психология. - М., 1986. С.15-19
11. Немов Р.С. Психология. Кн.
1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 568 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологи.
М.: Издательство «ПРИОР», 2006. – 720 с.
13. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.
14. Петровский А.В. Ярошевский
М.Г. Основы теоретической психологии.
– М.: ИНФА-М., 1998. – 528 с.
15. Хрестоматия по общей психологии: Психология
памяти/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я..
Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 564 с.
16.Хрестоматия по общей психологии.
Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,
В.В.Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
С. 97—107.
17.Карл Дункер. Психология мышления. — М.,
1965. — С. 33.
18.Арнхейм Р. ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ //Хрестоматия по общей психологии. М., Изд-во МГУ, 1981. — стр. 97-107
19.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.