Понятие и особенности межличностного восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:44, реферат

Описание работы

Цeлью дaннoй рaбoты являeтcя изучение и раскрытие темы «Психологические механизмы восприятия людьми друг друга».
Вcлeдcтвиe пocтaвлeнных цeлeй нeoбхoдимo рeшить cлeдующиe зaдaчи:
- изучить Понятие и особенности межличностного восприятия;
- рассмотреть эволюцию теории восприятия в психологии;
- изучить механизмы восприятия людьми друг друга;
- раскрыть сущность общения, как восприятия людьми друг друга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Понятие и особенности межличностного восприятия……………..5
Эволюция теории восприятия в психологии……………………......8
Механизмы восприятия людьми друг друга………………………15
Общение, как восприятие людьми друг друга…………………….21
Заключение…………………………………………………………..24
Список используемой литературы…………………………………25

Файлы: 1 файл

соц психология.docx

— 40.07 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………3

Понятие и особенности межличностного восприятия……………..5

Эволюция теории восприятия в психологии……………………......8

Механизмы восприятия людьми друг друга………………………15

Общение, как восприятие людьми друг друга…………………….21

Заключение…………………………………………………………..24

Список используемой литературы…………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Восприятие - это целостное  отражение предметов и явлений  объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.

Восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире, является результатом  деятельности системы анализаторов и возникает на основе ощущений.

По сравнению с ощущениями восприятие ― более сложный процесс  отражения действительности предполагает выделение из комплекса, воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением  от несущественных. Восприятие делает возможным создание интегральной картины  действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь  которых, в свою очередь, зависит  от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, предмета или явления.

С точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения, одним из самых важных процессов  восприятия является восприятие человека. То, каким мы видим человека, какие  черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как  мы строим отношения и как мы взаимодействуем  с этим человеком. Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные  процессы, такие, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение переговоров, оценка предложений  по результатам устного сообщения, формирование рабочих групп и  т.п.

Цeлью дaннoй рaбoты являeтcя  изучение и раскрытие темы «Психологические механизмы восприятия людьми друг друга». Вcлeдcтвиe пocтaвлeнных цeлeй нeoбхoдимo рeшить cлeдующиe зaдaчи:

- изучить Понятие и  особенности межличностного восприятия;

- рассмотреть эволюцию  теории восприятия в психологии;

- изучить механизмы восприятия людьми друг друга;

- раскрыть сущность общения, как восприятия людьми друг друга.

Понятие и особенности  межличностного восприятия описываются  на сайте:

http://do.gendocs.ru/docs/index-66622.html?page=6#2164418 [1].

Эволюция теории восприятия в психологии изучается на сайте:

http://psyera.ru/5070/teorii-vospriyatiya [2].

Механизмы восприятия людьми друг друга рассматриваются на сайте:

http://www.elitarium.ru/2006/08/07/mekhanizmy_vosprijatija_cheloveka_chelovekom_i_vzaimoponimanie_v_processe_obshhenija.html [3].

Cущность общения, как восприятия людьми друг друга раскрывается на сайтах:

http://vocabulary.ru/dictionary/1096/word/obschenie-kak-vosprijatie-lyudmi-drug-druga [4].

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Andr/07.php [5].

http://makeself.ru/a_govori/psih_del_obsh/delo_001.html [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и особенности  межличностного восприятия.

 

В процессе взаимодействия огромную роль играют восприятие и  взаимопонимание людьми друг друга. От того, насколько они эффективны, зависят результаты и содержание совместной деятельности.

Понятие межличностного восприятия. Межличностное восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс:

а) восприятия внешних признаков  других людей;

б) последующего соотнесения  полученных результатов с их действительными  личностными характеристиками;

в) интерпретации и прогнозирования  на этой основе возможных их поступков  и поведения.

В социальном восприятии в  целом всегда присутствует оценка других людей и формирование отношения  к ним в эмоциональном и  поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение их собственной стратегии деятельности.

Обычно выделяют четыре основные функции межличностного восприятия:

    • познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей;
    • познание партнеров по взаимодействию, дающее возможность сориентироваться в социальном окружении;
    • установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров;
    • организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющая достигать наибольшего успеха.

В ходе социального восприятия формируются образы-представления  о себе и партнерах, имеющие свои особенности-Во-первых, их содержательная структура соответствует многообразию свойств человека. В ней обязательно  присутствуют компоненты внешнего облика, которые прочно связываются с характерными психологическими чертами его личности. Например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.п. Это не случайно, так как путь к внутреннему миру партнера познающий его человек прокладывает через поведенческие сигнаты о состоянии и особенностях воспринимаемого. Конституциональные признаки внешнего облика и своеобразие его оформления одеждой и косметикой играют роль эталонов и стереотипов социально-психологической интерпретации личности.

Во-вторых, другая особенность  этих образов заключается в том, что взаимопознание направлено в  первую очередь на понимание тех  качеств партнера, которые наиболее значимы в данный момент для участников взаимодействия. Поэтому в образе-представлении  о партнере выделяются обязательно  доминирующие качества его личности.

Эталоны и стереотипы взаимного  познания формируются через общение  с непосредственным окружением человека в тех общностях, с которыми он связан жизнью. Прежде всего это  семья и этнос, которые пользуются культурно-исторической спецификой деятельности и поведения людей. Вместе с этими  шаблонами поведения человек  усваивает политико-экономические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические, профессиональные и другие эталоны  и стереотипы познания человека человеком.

Практическое назначение взаимных представлений партнеров  заключено в том, что понимание  психологического облика личности является исходной информацией для определения  тактики своего поведения по отношению  к участникам взаимодействия. Это  означает, что эталоны и стереотипы взаимопознания выполняют функцию  регуляции общения людей. Положительный  и отрицательный образ партнера закрепляет отношение той же направленности, снимая или возводя психологические  барьеры между ними. В расхождениях взаимных представлений с самооценками партнеров скрыты причины психологических  конфликтов когнитивного плана, которые  время от времени перерастают в конфликтные отношения между взаимодействующими людьми.

От непосредственного  образа партнера человек в процессе социальной перцепции поднимается  к знанию о человеке вообще и возвращается к самооценке. Совершая эти круги  взаимного познания, он уточняет информацию о себе и о том месте, которое  может занимать в обществе.С особенностями межличностного восприятия связан и ряд психологических эффектов. Среди них эффекты новизны, первичности, ореола.

Эффект новизны при  восприятии людьми друг друга заключается  в том, что по отношению к знакомому  человеку наиболее значимой оказывается  последняя, т.е. более новая информация о нем. А по отношению к незнакомому  человеку более значима первая информация.

Эффект первичности состоит  в том, что вероятность припоминания нескольких первых элементов однородного  материала более высока, чем средних (при этом чем объемнее предъявляемый  материал и чем выше темп его предъявления, тем меньшее количество первых элементов  припоминается);

Эффект ореола — это  распространение первичной общей  оценки человека (людей) на восприятие его (их) поступков и личностных качеств. Так, если первое впечатление о человеке (людях) в целом благоприятно, то в дальнейшем все его (их) поведение, черты и поступки начинают переоценивать  в положительную сторону. В них  вьщеляют и преувеличивают лишь положительные  моменты, а отрицательные как  бы недооценивают или вообще не замечают.

Успешность и точность межличностного восприятия зависит  от многих факторов, но доминирующую роль играет правильное осмысление его закономерностей.

 

 

Эволюция теории восприятия в психологии.

 

Теории восприятия всегда отражали общие позиции их авторов, а также уровень развития, достигнутый  психологической наукой.

Первая, основанная на научных  наблюдениях, теория была выдвинута  ассоциативной психологией. Наибольшего  влияния ассоциативная теория восприятия достигла во второй половине XIX века. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые И. Мюллер (1826), Э. Мах (1865), Г. Гельмгольц (1867), Э. Геринг (1879), В. Вундт (1887), Г. Э. Мюллер (1896) и американский психолог Э. Б. Титченер (1898). Несмотря на значительные различия в объяснении частных проблем, эти психологи придерживались общих взглядов на природу восприятия. По их мнению, воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания — ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию изолированного внешнего раздражителях). Таким образом, в основу ассоциативной теории восприятия легли принцип специфических энергий органов чувств и рецепторная концепция ощущений. Объединение ощущений в восприятие осуществляется посредством ассоциаций по смежности или по сходству. Этот ассоциативный механизм определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия. Некоторые из этих авторов, как, например. В. Вундт и Г. Гельмгольц, привлекали для объяснения процессов синтеза ощущений в восприятие также и внутреннюю активность субъекта в виде волевой апперцепции или интеллектуальных бессознательных умозаключений.

Одной из центральных проблем  для ассоциативной психологии была проблема восприятия пространства. Трудность  заключалась в определении первичных  ощущений, из которых строится восприятие пространства, и способов этого объединения. Согласно нативистам, к которым относились И. Мюллер и Э. Геринг, такие определяющие пространственные восприятия характеристики, как, например, "верх" и "низ" являются врожденными и связаны с раздражением определенных участков рецепторных поверхностей органов чувств. По мнению другой группы ученых — эмпиристов, в число которых входили Г. Гельмгольц и В. Вундт, значение "верх" и "низ" ассоциируется с ощущениями по мере накопления прошлого опыта.

Основная ошибка ассоциативной  теории восприятия заключалась в  том, что она привлекала для объяснения одних субъективных данных другие, пытаясь тем самым вывести сознание из самого себя. Эта ошибка особенно ярко выступила в работах структуралистской школы, возглавлявшейся учеником В. Вундта Э. Б. Титченером. Структуралисты считали, что раз восприятие является комплексом ощущений, то задача психолога состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем субъективном опыте элементарные ощущения, а затем изолировать и описать их. Этот метод был назван методом аналитической интроспекции. Естественно, что при такой постановке вопроса все подлинные проблемы восприятия, связанные с ориентирующей функцией образа и его формированием в деятельности субъекта, оставались вне поля психологического исследования. Даже факт предметности нашего восприятия, отражающего не отдельные раздражители, а сами объекты, Э. Б. Титченер считал своеобразной ошибкой наблюдателя, маскирующей проявление исходных элементов сознания — ощущений.

Неспособность ассоцианистской  психологии объяснить сколь-нибудь значительные проблемы восприятия привели  к тому, что в начале нашего века ассоцианистская трактовка восприятия утратила свое влияние. С резкой критикой ассоцианизма выступила группа немецких психологов, в число которых входили  М. Вертхаймер (1912, 1922), В. Кёллер (1917, 1929), К. Коффка (1935) и другие. Они исходили из положения, что все процессы в  природе изначально целостны. Поэтому  процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем "полем" действующих  на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом. Именно в силу этого данное направление стало называться гештальтпсихологиейх).

Методу аналитической  интроспекции гештальтпсихологи противопоставили феноменологический метод, сущность которого состоит в непосредственном описании наблюдателем содержания своего восприятия. Психология восприятия, по их мнению, должна ответить на вопрос — "почему мы видим  мир таким, каким мы его видим". Иными словами, гештальтисты, подобно  структуралистам, отказались от изучения восприятия в связи с выполняемой  им функцией. Другим недостатком этого  подхода, вытекавшим из феноменологического  метода исследования, было отрицание  историчности восприятия. Прошлый опыт не способен, по их мнению, изменить восприятие объектов, раз они образуют "хорошую" структуру. Например, в верхней фигуре на рис. 2, имеющей целостный, "прегнантный" характер, очень трудно найти хорошо знакомую цифру 4.

Гештальтпсихологи собрали  большое количество экспериментальных  данных, позволивших установить основные закономерности возникновения структур при восприятии. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости  от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность и т. д. Были открыты закономерности разделения зрительного поля на фигуру и фон, при этом оказалось, что  в качестве фигуры выступают те части  зрительного поля, где имеются  лучшие условия для структурообразования.

Гештальтпсихологи считали  перцептивные процессы врожденными  и объясняли их особенностями  организации мозга на уровне коры. Отношение между внешними объектами, мозговыми процессами и феноменальным  полем гештальтпсихология характеризовала  как изоморфизм, или структурное  подобие. Целостность восприятия гештальтпсихология объясняла структурообразующими процессами в мозге, имеющими электрохимическую  природу. Представление о том, что процессы отражают состояния мозга, а не внешний мир, было новым вариантом физиологического идеализма.

Информация о работе Понятие и особенности межличностного восприятия