Понятие и особенности межличностного восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:44, реферат

Описание работы

Цeлью дaннoй рaбoты являeтcя изучение и раскрытие темы «Психологические механизмы восприятия людьми друг друга».
Вcлeдcтвиe пocтaвлeнных цeлeй нeoбхoдимo рeшить cлeдующиe зaдaчи:
- изучить Понятие и особенности межличностного восприятия;
- рассмотреть эволюцию теории восприятия в психологии;
- изучить механизмы восприятия людьми друг друга;
- раскрыть сущность общения, как восприятия людьми друг друга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Понятие и особенности межличностного восприятия……………..5
Эволюция теории восприятия в психологии……………………......8
Механизмы восприятия людьми друг друга………………………15
Общение, как восприятие людьми друг друга…………………….21
Заключение…………………………………………………………..24
Список используемой литературы…………………………………25

Файлы: 1 файл

соц психология.docx

— 40.07 Кб (Скачать файл)

Поставив ряд таких  важных проблем, как восприятие отношений, природа целостности восприятия, физиологические модели перцептивных процессов, гештальтпсихология, однако, не смогла их решить. Это объясняется  тем, что ей были свойственны все  основные недостатки ассоциативной  психологии. Их радикальное преодоление  возможно только с совершенно иных методологических позиций — позиций  диалектического материализма.

Новые пути теоретического анализа восприятия были намечены в  работах ряда прогрессивных зарубежных психологов, согласно которым восприятие является результатом активной деятельности субъекта, обеспечивающей получение  информации о внешнем мире.

Восприятие, по Дж. Гибсону, — активный процесс. Необходимость  активности заключается в том, что, вопреки мнению гештальтпсихологов, нет изначального изоморфизма между  объектами внешнего мира и их восприятием. Информационное богатство среды  не дано организму непосредственно. Его необходимо добыть. Решающую роль при этом играют активные движения всего организма и органов  чувств, которые Дж. Гибсон, повторяя мысль И. М. Сеченова, сравнивает с "щупальцами, активно исследующими среду".

Основное ударение в теории восприятия Дж. Гибсона сделано на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции для того, чтобы наилучшим  образом ориентироваться в окружающей среде. При этом, однако, слабо разработан вопрос, каким образом восприятие осуществляется. Слабость этого центрального для понимании теории восприятия момента и объясняет тот факт, что в теории Дж. Гибсона почти  отсутствует анализ развития восприятия и не вскрыты причины, обуславливающие  этот процесс.

Близкие положения сформулированы в теории восприятия канадского психофизиолога Д. О. Хэбба (1949), которая основана на многочисленных клинических, физиологических и генетических фактах. Согласно этой теории восприятие объекта как единого целого не дано изначально. На ранних этапах развития восприятие не так целостно и организованно, как предполагали сторонники гештальтпсихологии. По мнению Д. О. Хэбба, восприятие в своих основных чертах представляет собой прижизненно формируемый навык, которому надо обучаться. Формирование восприятия объекта начинается с избирательного внимания к частям фигуры. В основе восприятия сначала частей, а затем всей фигуры лежат функциональные объединения нейронов коры — клеточные ансамбли. Порядок активации отдельных клеточных ансамблей определяется векторами движений глаз и общей моторной активностью субъекта. Способность воспринять предмет сразу, без движений глаз, на что указывали гештальтисты, представляет собой результат длительной зрительной тренировки, проходящей все время, пока человек смотрит на объекты.

Таким образом, в работах  Д. О. Хэбба восприятие объекта трактуется как процесс синтеза отдельных  его деталей. Отсюда, однако, не следует, что теория Д. О. Хэбба является возвратом  к ассоцианизму, т. к. если ассоционисты говорили, что восприятие начинается с осознания отдельных раздражителей, то у Д. О. Хэбба речь идет об активном выделении частей объекта. В то же время эту теорию нельзя считать  общей теорией восприятия. В ней  остаются нераскрытыми такие важнейшие  проблемы, как восприятие пространства, специфика человеческого восприятия и т. д. Следует отметить, что конкретные нейрофизиологические модели процесса восприятия носят в теории Д. О. Хэбба  явно гипотетический характер.

Среди зарубежных концепций  развитие восприятия наиболее полно  представлено в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже (1961). Он также отмечает ошибочность подхода к восприятию со стороны ассоцианистов и гештальтпсихологов. По мнению Ж. Пиаже, помимо постулирования атомизма или изначальной сформированности восприятия есть и другая возможность — рассмотрение развития восприятия как постепенной организации деятельности по установлению отношений между отдельными деталями сенсорного поля.

Экспериментальные данные, полученные Ж. Пиаже и его сотрудниками, показывают, что у ребенка первых месяцев жизни еще нет подлинного восприятия предметов и пространства, он даже не дифференцирует объекты  и себя, не различая, например, изменения  вида предметов, вызванные собственными движениями, от изменений, возникших  в результате движения предметов. Постоянныйхарактер объекта выступает как следствие организованности пространственного поля, иначе говоря, внутренней схемы непосредственного окружения, с помощью которой ребенок получает возможность предвосхищать последствия собственных движений в среде. Пространственное поле, в свою очередь, формируется в связи с координацией движений ребенка. Таким образом, основу восприятия составляют интериоризованные сенсо-моторные схемы локомоций и манипуляций с предметами.

Большое место в теории восприятия Ж. Пиаже отводится анализу различий между восприятием и интеллектом. Когда два объекта сравниваются друг с другом при помощи интеллекта, как это происходит, например, в случае измерения длины предмета посредством линейки, то ни сравниваемое, ни сравнивающее не деформируется самим процессом сравнения. Иначе дело обстоит при чисто перцептивных оценках, которые дают относительно грубые и приблизительные сведения о предмете. Причина перцептивных ошибок заключается в так называемом законе относительных центраций: обращение внимания на какую-либо деталь объекта приводит к ее переоценке. Восприятие представляет собой вероятностный процесс, всегда выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим. Следовательно, для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны. Подобная децентрация возможна только путем привлечения моторной активности субъекта. В результате восприятие становится целостным и стабильным. Эти развитые формы восприятия являются, по словам Ж. Пиаже, "продуктом действий в собственном смысле этого слова, состоящих в реальных или потенциальных перемещениях взгляда, или функционирующих органов".

Определение восприятия как  действия, делают концепцию Ж. Пиаже  наиболее близкой к представлениям, сложившимся в советской психологии. Принципиальное различие между этими  теоретическими системами заключается  в понимании движущих сил перцептивного  развития. Если для Ж. Пиаже развитие — спонтанный адаптивный процесс, то в советской психологии оно трактуется как активное усвоение общественно-исторического  опыта, осуществляющееся в русле  практической деятельности субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизмы восприятия людьми друг друга.

 

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация  и рефлексия.

Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Следует различать понятия  «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой  является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление  значимому другому, то для второго  понятия («референтность») главным  является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное  отношение к ним. Объектом референтных  отношений может выступать или  группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта  может выполнять и отдельный  человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный  идеал для подражания и т. п.). И  в том и в другом случае субъект  заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения  объекта референтности (группы, отдельного человека.

Понятие «идентификация»  по своему содержанию близко к понятию  «эмпатия».

Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Эффекты межличностного восприятия

Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Таким образом, каузальная атрибуция  — это интерпретация субъектом  межличностного восприятия причин и  мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод  о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в  процессе межличностного восприятия фиксировать  физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.

Выявлена определенная зависимость  «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г. М. Андреева, при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах  А. А. Бодалева. Так, двум группам студентов  была показана фотография одного и  того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек  на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого  каждой группе было предложено составить  словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие  характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной  злобе, выдающийся подбородок — о  решимости «идти до конца в  преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению  в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок  на эти характеристики.

Эффект ореола (галоэффект) — это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление  о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться  в положительную сторону. В них  выделяются и преувеличиваются в  основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает  тогда, когда по отношению к знакомому  человеку наиболее значимой оказывается  последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к  незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты  можно рассматривать как частные  случаи или варианты проявления особого  процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип — это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для  сферы обыденного сознания представление  о какой-либо социальной группе или  отдельном человеке, принадлежащем  к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного  прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной  информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой  принадлежности человека.

Информация о работе Понятие и особенности межличностного восприятия