Понятие и особенности межличностного восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:44, реферат

Описание работы

Цeлью дaннoй рaбoты являeтcя изучение и раскрытие темы «Психологические механизмы восприятия людьми друг друга».
Вcлeдcтвиe пocтaвлeнных цeлeй нeoбхoдимo рeшить cлeдующиe зaдaчи:
- изучить Понятие и особенности межличностного восприятия;
- рассмотреть эволюцию теории восприятия в психологии;
- изучить механизмы восприятия людьми друг друга;
- раскрыть сущность общения, как восприятия людьми друг друга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Понятие и особенности межличностного восприятия……………..5
Эволюция теории восприятия в психологии……………………......8
Механизмы восприятия людьми друг друга………………………15
Общение, как восприятие людьми друг друга…………………….21
Заключение…………………………………………………………..24
Список используемой литературы…………………………………25

Файлы: 1 файл

соц психология.docx

— 40.07 Кб (Скачать файл)

Стереотипизация является одной  из важнейших характеристик межгруппового  и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В  межличностной перцепции стереотипизация  выполняет две основные функции:

1) поддержание идентификации;

2) оправдание возможных  негативных установок по отношению  к другим группам.

Особенное распространение  получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп  строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может  привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному  упрощению процесса познания другого  человека, и тогда это упрощение  ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — назидатели». С  другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте  строится на основе прошлого ограниченного  опыта, который чаще всего может  оказаться негативным.

Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Социальная аттракция  — это особый вид социальной установки  на другого человека, в котором  преобладают положительные эмоциональные  компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной  привлекательности, влечении одного человека к другому.

Взаимопонимание партнеров  по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов  и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.

Участники не должны быть ранее  знакомы друг с другом. Не предусматривается  никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального  опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими  членами группы и получают возможность  сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение, как восприятие людьми друг друга.

 

Общение как восприятие людьми друг друга Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению также, как личность.

На основе внешней стороны  поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних  данных. Впечатления, которые возникают  при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что познавая другого, формируется  сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех  организации с ним согласованных  действий. Однако в процессы общения  включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление  себя с другим осуществляется как  бы с двух сторон: каждый из партнеров  уподобляет себя другому. Значит, при  построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в  расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как  этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых  способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях  взаимодействия люди пользуются таким  примером, когда предположение о  внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и  другим, близким по содержанию явлением – эмпатиеи. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого  человека. Только здесь имеется в  виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

 Процесс понимания  друг друга "осложняется"  явлением рефлексии. Под рефлексией  здесь понимается осознание действующим  индивидом того, как он воспринимается  партнером по общению. Это уже  не просто знание или понимание  другого, но знание того, как  другой понимает меня, своеобразно  удвоенный процесс зеркальных  отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение,  содержанием которого является  воспроизведение внутреннего мира  партнера, причем в этом внутреннем  мире в свою очередь отражается  мой внутренний мир. 

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них  таковы:

1. Наличие заранее заданных  установок, оценок убеждений,  которые имеются у наблюдателя  задолго до того, как реально  начался процесс восприятия и  оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных  стереотипов, в соответствии с  которыми наблюдаемые люди заранее  относятся к определенной категории  и формируется установка, направляющая  внимание на поиск связанных  с ней черт.

3. Стремление сделать  преждевременные заключения о  личности оцениваемого человека  до того, как о нем получена  исчерпывающая и достоверная  информация. Некоторые люди, например, имеют "готовое" суждение  о человеке сразу же после  того, как в первый раз повстречали  или увидели его. 

4. Отсутствие желания  и привычки прислушиваться к  мнению других людей, стремление  полагаться на собственное впечатление  о человеке, отстаивать его. 

5. Отсутствие изменений  в восприятии и оценках людей,  происходящих со временем по  естественным причинам. Имеется  в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более  глубокого понимания того, как  люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой  объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения  других людей. Процессы казуальной атрибуции  подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые  часто повторяются и сопровождают  наблюдаемое явление, предшествуя  ему, обычно рассматриваются как  его возможные причины. 

2. Если тот поступок, который  мы хотим объяснить, необычен  и ему предшествовало какое-нибудь  уникальное событие, то мы склонны  именно его считать основной  причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение  поступков людей имеет место  тогда, когда есть много различных,  равновероятностных возможностей  для их интерпретации и человек,  предлагающий свое объяснение, волен  выбирать устраивающий его вариант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Стремясь понять другого  человека, верно оценить его в  целом и какие то качества в  отдельности, мы пытаемся выстроить  определенную систему, которая бы помогла  нам это сделать. Особенно нас  интересует то, что заставляет окружающих действовать тем или иным образом, т. е. мотивы, внутренние пружины поведения. Ведь зная их, можно предсказать  дальнейшие поступки вашего партнера. Однако мы часто находимся в условиях дефицита информации и, не зная истинных причин поведения других, начинаем приписывать им самые разнообразные  мотивы, причины. 

Совершенно очевидно, что  эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс  общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. На основе внешней стороны поведения  мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как  бы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир, особенности  личности по внешним проявлениям. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная  оценка этого другого, и попытка  понять логику его поступков и  строй мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегию  своего собственного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

    1. http://do.gendocs.ru/docs/index-66622.html?page=6#2164418
    2. http://psyera.ru/5070/teorii-vospriyatiya
    3. http://www.elitarium.ru/2006/08/07/mekhanizmy_vosprijatija_cheloveka_chelovekom_i_vzaimoponimanie_v_processe_obshhenija.html
    4. http://vocabulary.ru/dictionary/1096/word/obschenie-kak-vosprijatie-lyudmi-drug-druga
    5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Andr/07.php
    6. http://makeself.ru/a_govori/psih_del_obsh/delo_001.html.

 


Информация о работе Понятие и особенности межличностного восприятия