Понятие и предмет психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 00:15, реферат

Описание работы

Цель данной контрольной работы – рассмотреть основные идеи психоанализа З.Фрейда
Настоящая цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать понятие, предмет психоанализа
2. Рассмотреть понятие и характеристику истерии. Проанализировать метод свободных ассоциаций.
3. Изучить структурную модель психики

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…….3
1. Понятие и предмет психоанализа…………………………..……………5
2. Метод свободного ассоциирования………………………………….…13
3. Структурная модель психики…………………………………………...19
4. Эдипов комплекс………………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

психоанализ З.Фрейда.docx

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Вытеснение Фрейд расценил, как своего рода защитную амнезию, обезболивание  психики. Однако такое обезболивание  носит лишь частичный характер, поскольку  впечатление лишь выводится из-под  контроля сознания, не исчезая полностью. На месте вытесненного возникает  замещающий его болезненный очаг беспокойства. Интенсивное вытеснение у людей, совершивших греховные, аморальные поступки, например, у преступников или профессиональных палачей, нередко  приводит к глубокому распаду  психики.

Человек забывает испытанные им унижение или страх. Но вытесненные  эмоции продолжают жить в нем и  время от времени дают о себе знать  в виде непроизвольного дрожания рук, потребности считать шаги, окна или навязчивых мыслей. Какой именно защитный механизм будет использован, чем будет замещен вытесненный  импульс - зависит от индивидуальной психической организации. Вышедший из-под контроля импульс "атакует" наиболее слабые участки психики, стремится  к разрядке привычным, апробированным путем. Воспроизводится какой-то, возникший  уже в детстве механизм вытеснения и компенсаторного невроза, проступает симптом, соответствующий типу характера.

Располагая пациента к  откровенности или подвергая  его гипнозу, врач стремится восстановить цепь ассоциаций, связывающих первичное  патогенное впечатление с симптомом. Для этого приходится потратить  немало времени, распутывая ассоциативные  цепи, выясняя особенности характера, значимость для пациента тех или иных мотивов и целей. При этом нужно преодолевать "сопротивление" пациента, который не хочет вспоминать как раз то, что ближе всего находится к вытесненному "очагу" страха или стыда5.

Бессознательный перевод  энергии вытесненного импульса в  приемлемое для пациента русло был  назван "истерической конверсией". Истерия получила, таким образом, научное объяснение. Она выступила  уже не как следствие "предрасположенности", "слабости", самовнушения, а как  результат действия специфических  для личности бессознательных механизмов защиты. Процесс "вправления" вытесненных  и не до конца отреагированных  впечатлений в сознание называют иногда "ортопсихиатрией" (по аналогии с "ортопедией"). Тип общения  врача и больного во время сеанса - "ортодраматургией". Что здесь  имеется в виду? В повседневных отношениях "сценарии общения" построены  нередко на "взаимном попустительстве". Люди часто не говорят друг другу  всей правды, искажают в разговоре  смысл виденного и пережитого, чтобы не потерять престиж в глазах слушателя или не задеть его ненароком. В коммуникации психоаналитика и  пациента этого делать не разрешается. Нужно говорить всю правду, хотя не только правду - ведь фантазии, сновидения и "сумасшедшие мысли" тоже должны высказываться - они дают иногда самый  ценный материал - и уже дело врача - их истолковывать.

Психоанализ не терпит механического  проигрывания роли. Здесь происходит "срывание всех и всяческих масок".

Важный вклад метода свободных  ассоциаций в теорию личности, недостаточно оцененный, впрочем, самим Фрейдом, состоял в открытии роли языка  в структурировании бессознательного. Ведь именно с помощью слова, логического  рассуждения врачу удается "выправить" цепь событий в памяти пациента, вернуть переживаниям их истинное значение.

В отличие от самого Фрейда и его учеников, акцентировавших  контраст сознания и бессознательного, отмечавших иррациональность, аморальность последнего, его конфликт с культурой, сегодняшние комментаторы нередко  обращают внимание на другую сторону  дела. Ведь именно через сознание индивида, ограниченное условиями социальной жизни, недостатками воспитания, слабостью  нервной системы, в психику вкрадываются предубеждения, предвзятость, искаженное видение реальности. В бессознательном  язык и мысль, в принципе, свободны. Веками выработанные понятия и "ходы мысли" здесь присутствуют в полном своем объеме. Здесь же имеется  запас "здоровых", неущемленных эмоций и фундаментальных "архетипических" образов. Иначе говоря, именно бессознательное, а не сознание, можно рассматривать  в качестве ядра аутентичной личности, резервуара ценностей культуры. Из него черпаются силы для оздоровления сознания. Апеллируя к важнейшим  категориям разума, укорененным, однако, в бессознательном, врач просвещает больного, расширяет сферу его  сознания.

Метод свободных ассоциаций был развитием и углублением "катартического" метода Брейера. Гипноз заменялся при  этом эмоционально-насыщенным общением, нравственным воздействием врача на больного. Катарсис достигался как  за счет высвобождения импульсов, так  и за счет активизации высших духовно-нравственных инстанций психики, перевода вытесненного в план общечеловеческих ценностей.

 

 

3. Структурная модель психики

 

Фрейд не раз пытался описать  целостную структуру психики, причем набрасываемые им эскизные модели отличались друг от друга. Нелегко было выявить  центральный структурирующий элемент. Фрейд указывал в этой связи на "сознательное я", которое управляет  инстинктами, на сексуальность, которая проецируется в реальные и фантастические образы, на "нарциссизм" или любовь к себе, постепенно "втягивающую" во внутренний мир личности все новые и новые объекты. В конце концов, Фрейд должен был признать, что психика включает в себя несколько самостоятельных центров.

Действующими агентами психической  жизни Фрейд считал влечения, которые  всегда, в той или иной степени, эмоционально окрашены, осмыслены и  энергетически заряжены. Все три  составляющих: чувственная, смысловая  и энергетическая присутствуют в  каждом психическом импульсе, но их удельный вес - различен: мысль может  быть бессильной, импульс - не имеющим  ясного смысла и т. п.

Фрейд интересовался, прежде всего, бессознательным и сравнительно мало обращал внимания на сознание. С помощью выявленных им бессознательных  механизмов, он хотел показать, что  многие мысли и действия, которые  кажутся, на первый взгляд, ошибочными, случайными, не имеющими значения - например, сновидения, забывания, оговорки, фантазии - являются необходимыми и значимыми.

Столкнувшись с методологическими  трудностями при описании психики  естественнонаучными методами, Фрейд, в итоге, выстроил три взаимодополнительных модели: топическую (пространственно-структурную), экономическую (обменно-энергетическую) и динамическую (мотивационно-смысловую)6.

Существуют два варианта топики. Первый включает в себя Сознание, Предсознательное и Бессознательное.

Сознание - лишь малая, поверхностная часть психического аппарата. Она отличается от других его частей тем, что располагает свободной энергией, которую можно использовать для дополнительной зарядки или же нейтрализации каких-то идей и впечатлений. "Заряжая идеи", мы их "передвигаем", "сращиваем", разъединяем, строя, таким образом, картину мира, частную теорию или свой характер.

Предсознание - второй, промежуточный  слой психики, располагающийся между  сознанием и бессознательным. Хотя повседневный контакт с внешним  миром осуществляется сознанием - доступ к сознанию каких-либо важных сообщений, принятие решений и двигательные реакции контролируются предсознанием. Предсознание - это память, ресурс информации. Оно является также цензурой, преграждающей  вход в сознание тревожным мыслям и постыдным желаниям. Предсознание выполняет роль отборочного фильтра, выпуская на арену сознания те мысли  и чувствования, которые подкрепляют  сознательные намерения, позволяют  их обосновать и развить. Очевидна зависимость  творческой продуктивности от установок, сформированных в предсознании. После "думанья" в одном направлении, работа переносится "в глубь". Мы начинаем автоматически, то есть, почти  бессознательно фиксировать полезные для разработки темы впечатления, откуда бы они ни исходили. Нередко предсознание, защищенное от непосредственных повседневных воздействий, само выдает четкие словесные  формулировки. В предсознании накапливается  материал, который, в принципе, может  стать доступным сознанию, чего нельзя сказать о бессознательном. Наконец, предсознание в большей степени  соответствует истинному "я" личности, хотя в нем могут быть слои разной глубины.

Бессознательное - наиболее устойчивый слой психики. С открытием  его механизмов связана суть психоанализа. Бессознательное находится на границе  между психикой и соматикой. Наполняющие  его влечения, а также ощущения боли и удовольствия являются как  телесными, так и психическими симптомами. Именно бессознательное есть главный  объект психической терапии. Бессознательное - это родовое, ранне-детское образование, продукт доязыкового воспитания и вытеснения. Это как бы особая личность внутри нас. В бессознательном  происходят всякого рода "сгущения", "смещения" подчас противоположных  влечений и смыслов, не сдерживаемых логикой и чувством реальности. Бессознательное  не знает сомнений, прямой дорогой  идет к цели - реализации влечения, даже если для этого потребуется перевернуть смыслы и ценности "вверх ногами". Если сознание и предсознательное сравнительно легко обмениваются содержаниями, то между сознанием и бессознательным находится целая система контрольно-пропускных пунктов. Без их "досмотра" граница не может быть пересечена. Бессознательные влечения не имеют права в чистом виде поступать в сознание, если это происходит, то означает невроз, психоз и социальную дезадаптацию.

Второй вариант "топики" включает в себя "Я", "Оно", "Сверх-Я". В некотором смысле "я" соответствует сознанию, "оно" - бессознательному, "сверх-я" - предсознательному. Но это соответствие - лишь частичное, поскольку "я", "оно" и "сверх-я" частично сознательны, частично - бессознательны.. Вся проблематика вокруг "я" вырастает из наблюдений по поводу взросления, невротического "расщепления личности", ее патологических изменений, обозначаемых в быту или моральном сознании как неполная вменяемость, безответственность, ненадежность, незрелость и т. п. Зрелое, здоровое, развитое "я" выступает как автономное по отношению к внешнему миру, по отношению к "оно" и "сверх-я". "Я" способно принимать решения, отказывая "оно" в его желаниях и критически анализируя установки "сверх-я" с точки зрения их практической целесообразности. В зрелой личности "я" не втянуто в конфликты и разбирательства с "оно" и "сверх-я", характерные для ребенка и невротика, которые не владеют собой, часто испытывают угрызения совести, затрудняются при принятии решений. Таким образом "я" приближается к понятию целостной личности, выступающей как "связная организация душевных процессов", ориентированная на других людей, на культуру7.

"Оно" - первичный резервуар  психической энергии, прежде всего,  энергии либидо. В "оно" сосредоточены  и другие виды энергии, переработанной, десексуализированной, способной легко  проецироваться на любой объект. Согласно Фрейду "оно" - это хаос влечений, от "я" "оно" отличается тем, что не имеет единой воли. В "оно" противонаправленные влечения сосуществуют бок о бок, не упраздняя и не ослабляя друг друга, находясь как бы в игровом взаимодействии. Дальняя граница "оно" открыта всем телесным воздействиям.

 "Сверх-я" - инстанция, особенно значимая для судеб культуры. Это - носитель морального сознания, его запретов и предписаний. "Сверх-я" складывается из совести, чувства долга и представления об идеале, обладая, таким образом, волевым, эмоциональным и смысло-содержательным компонентами. "Сверх-я" развивается как часть "я", получая в результате давления культуры все большую власть над "я" и "оно", хотя эти две инстанции энергично сопротивляются. Результатом этой внутрипсихической борьбы являются невротизация личности, связанная с прорывом неконтролируемых влечений "оно" и усиливающаяся, избыточная репрессивность "я", рационального слоя культуры.

Второй - экономический - аспект рассмотрения психики имеет дело с распределением, использованием и  трансформированием энергии либидо, превращением свободной энергии  в связанную. Подобно тому, как  деньги в виде капиталов и средств  обмена обращаются в обществе, утрачивая  первоначальную связь с золотом, но продолжая оживлять отрасли производства и заставляя работать человеческие умы и руки, энергия либидо отрывается от своего сексуального первоисточника и свободно перемещается в психическом  пространстве, приводя в движение психические функции, "вкладываясь" в любой объект, будь то любимый  человек, любимое животное, любимая  вещь или идея. Перемещение либидо происходит по требованию "я", "оно" или "сверх-я" и потоки психической  энергии, а, следовательно, и деятельность человека направляются в зависимости  от относительной силы этих инстанций. Свободная энергия бессознательного превращается в "связанную" - с  помощью смыслов и моральных  норм. Мыслительные процессы, по Фрейду, представляют собой перемещения  связанной энергии, согласно логическим правилам и по цепям смысловых ассоциаций. Но мысль приводится в действие довольно слабым - по сравнению с аффектом - энергетическим импульсом. Чем слабее энергия связана смыслами и чем меньше энергетический импульс, тем легче она перемещается. Небольшие порции энергии можно суммировать, наращивать, что позволяет развивать и углублять мысль, не давая ей иссякнуть. Экономическая точка зрения показывает, как те или иные психические функции уменьшают или увеличивают свою силу за счет перемещения зарядов энергии. Фрейд считал, что психический аппарат должен поддерживать имеющееся в нем количество энергии на возможно более низком уровне, в состоянии устойчивости и равновесия, избегая, таким образом, перенапряжения и вызываемого им чувства неудовольствия. Наиболее важным механизмом работы психики он считал "разрядку", доставляющую удовольствие. Отсюда и знаменитый "принцип удовольствия", характеризующий, по мнению Фрейда, нормальную психику. Однако указанные принципы равновесия, устойчивости, удовольствия не объясняют целый ряд психических процессов, связанных с напряжением воли, целеустремленным повышением внутренней энергии. Их Фрейд пытался объяснить, введя третью - динамическую точку зрения, которая должна разъяснять вопрос о природе сил, движущих психикой, обеспечивающих функционирование психического аппарата.

Можно предположить, по крайней  мере, четыре ответа на этот вопрос.

Во-первых, это внутренние влечения организма, в той или  иной степени осознанные, преобразованные  культурой и ориентированные на привычные объекты.  Во-вторых, побуждения и запреты, исходящие извне, со стороны природной и культурной среды, реализуемые через ласку, угрозу, эмоционально-языковое воздействие и наглядные образцы поведения. В-третьих, можно видеть источник психических сил в Боге, божественных существах, мировом разуме с которыми непосредственно сообщается душа. В-четвертых, источником душевных, психических сил можно считать свободную волю человека, способную мобилизовывать ресурсы энергии, осуществлять выбор, направлять усилия на определенную цель.

Из этих ответов для  Фрейда приемлем непосредственно только первый. Но он не может отвергнуть и  второй ответ, поскольку говорит  о "благодеяниях культуры", ее "запретах", "требованиях", "давлении" и  поскольку сам пользуется при  лечении неврозов языком и культурными  ресурсами своей личности, выправляя  ущемленные аффекты, перестраивая ценностные и волевые установки пациента. Третий и четвертый ответы Фрейдом  решительно отвергаются8.

Фрейда не интересует подробная  характеристика и классификация  инстинктов. Вместо термина "инстинкт" он употребляет термин "влечение". Энергия влечений свободна и может  быть - в зависимости от условий - спроецирована на любой объект. Влечение субъективно ощущается как конкретное, самостоятельное, сиюминутное желание. Но мы можем "свести" множество  конкретных желаний к небольшому числу основных влечений, свойственных всем живым существам и имеющим  грубые аналоги в универсальных  силах природы. Так, влечения любви  аналогичны силам притяжения, а влечения вражды, ненависти - силам отталкивания.

 

 

4.Эдипов комплекс

 

Вокруг "эдипова комплекса" было особенно много споров. Само это  выражение появляется в работах  Фрейда в 1910 году, хотя оно и до этого  использовалось психоаналитиками. Эдипов комплекс возникает, по Фрейду, безотносительно  к тому, какую роль сыграли отец и мать в воспитании ребенка, какие  отношения складывались у него с  родителями. Эдипов комплекс универсален. Он не зависит ни от общества, ни от эпохи.

 Половая принадлежность ребенка не оказывает некоторое время влияния на направленность его полового чувства. Как гетеро-, так и гомосексуальность для ребенка - естественны. Первое время и девочки, и мальчики бывают нежно привязаны к матери, а не к отцу. Это - доэдипова стадия развития. В 3-5 лет эдипов комплекс дифференцируется по мужскому или женскому типу. Ревнивая враждебность к матери и нежность к отцу начинают сильнее проступать у девочки, а страх перед отцом, ненависть к нему наряду с желанием материнской близости - у мальчиков.

Информация о работе Понятие и предмет психоанализа