Понятие и предмет психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 00:15, реферат

Описание работы

Цель данной контрольной работы – рассмотреть основные идеи психоанализа З.Фрейда
Настоящая цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать понятие, предмет психоанализа
2. Рассмотреть понятие и характеристику истерии. Проанализировать метод свободных ассоциаций.
3. Изучить структурную модель психики

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…….3
1. Понятие и предмет психоанализа…………………………..……………5
2. Метод свободного ассоциирования………………………………….…13
3. Структурная модель психики…………………………………………...19
4. Эдипов комплекс………………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

психоанализ З.Фрейда.docx

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Все же процессы, связанные  с вызреванием и угасанием  эдипова комплекса ярче выражены у мальчиков.

Эдипов комплекс достигает  высшей точки между тремя и  пятью годами. Его суть - в чувственном  влечении к матери и ревниво-враждебном отношении к отцу, которое, по преимуществу, амбивалентно. Оно включает в себя любовь, восхищение, и одновременно зависть, желание устранить отца и занять его место. В возрасте 5-6 лет эдипов комплекс вытесняется, вслед за чем наступает "латентная" стадия, продолжающаяся вплоть до наступления  половой зрелости. У мальчика отцовская  угроза кастрации приводит к отказу от инцестуозных влечений, так что  эдипов комплекс устраняется быстро и решительно. У девочки отсутствие пениса и возникающий на этой основе комплекс неполноценности создают  возможность длительного сохранения эдипова комплекса в символической  форме. Девочка проходит путем символических  замен от желания пениса до желания  иметь ребенка, так что "высшей точкой ее эдипова комплекса является желание получить в подарок ребенка  от своего отца, родить ему ребенка"9.

Однако отнесение эдипова  комплекса к девочке весьма спорно и отвергается многими психоаналитиками. Доэдипова стадия, которая характеризуется, прежде всего, привязанностью к матери, четче выражена у девочки. У мальчика сильная фиксация на матери означает сдвиг к женственному типу. Перенос любовного влечения с матери на отца у девочек наблюдается редко, в кто время как у мальчиков он быстро переходит в желание "быть как отец", которое, однако оказывается несовместимым, с любовью к матери, развившейся раньше. Отсюда - вытеснение любви к матери, но также и вытеснение ненависти к отцу, что означает переход к латентной фазе развития. Девочки имеют больше шансов избежать этих драматических поворотов, сохраняя любовь к обоим родителям.

Относительно роли эдипова  комплекса написано очень много. Часто никакими эмпирическими методами не удается обнаружить этот комплекс. Поэтому многие психоаналитики склонны  считать его случайным или  даже патологическим образованием. Тот  узел противоречивых чувствований, который  Фрейд назвал "эдипов комплекс", чрезвычайно вариантный, частично генетически  обусловленный, а частично формируемый  культурой, есть лишь самое общее  и приблизительное обозначение  проблемы. Феномены отцовства и материнства, несмотря на их первостепенную значимость, еще недостаточно исследованы. О  них большинство людей судят  интуитивно, превратно. Отношения к  отцу и матери, равно как отцовские  и материнские чувства, варьируются  в очень широких пределах, выражая  как индивидуальность человека, так  и ценности культуры.

Социальные отношения, образ  жизни семьи существенно влияют на развитие эдипова комплекса. Отдаление  подростка от родителей обусловлено  не только его "затуханием" эдипова  комплекса, но и социальными условиями  жизни. Конфликт отцов и детей  нельзя свести к психологическим  причинам. Он подогревается разрывом между ценностными системами поколений "отцов и детей"10.

Половая зрелость - узловой  период развития. Под влиянием гормонов энергия либидо возрастает. Активизируется эдипов комплекс, родительские образы и аутоэротические влечения. Регрессия  к различным стадиям детской  сексуальности типична для юношеского возраста и приводит нередко к нервным срывам, сексуальным "перверзиям".

Этот кризисный период завершается освобождением от родительской опеки, преодолением эдипова комплекса. Затем в браке достигается  идентификация с отцовской и  супружеской ролями и наступает  окончательное взросление. Эмоцонально-зависимое  отношение к родителям уступает место заботливо-покровительственному.

Будучи источником жизненной  энергии, обладая могучей силой, половой инстинкт является хрупким, легко ранимым. Развитие его чрезвычайно  сильно зависит от культурных условий. Фрейд подчеркивал драматический  характер полового созревания, неизбежность напряжений, конфликтов, способ разрешения которых во многом определяет судьбу и характер личности. Не у всех людей  половое развитие идет гладко. Грубость, отсутствие любви со стороны родителей  к ребенку или их неумеренная  нежность, неудачи в первых проявлениях  любовного чувства - все это может  затормозить развитие, вызвать страх  перед половым общением, отталкивание от брака.

Фрейд обращает внимание на особую роль эдипова комплекса в  генезисе неврозов. Мотивы кровосмесительства и отцеубийства, встречающиеся нередко  в мифах и литературе, свидетельствуют, по его мнению, об универсальности  и огромной энергии эдипова комплекса. Формирование и преодоление эдипова  комплекса - ответственный момент в  жизни личности. Плохо сформированный или не до конца преодоленный эдипов комплекс служит источником страха, робости, стыда - чувств, которые могут обостряться  в кульминационные моменты развития любовных отношений и многократно  усиливаются случайными обстоятельствами, перерастая в стойкий невроз.

Не изжитый эдипов комплекс блокирует нормальное половое развитие. Например, молодой человек испытывает затруднение, что-то вроде потери речи, когда приходит момент объясниться  в любви. Будучи мечтательно и  романтически настроен, он, однако, не способен любить данного конкретного человека, поскольку его либидо блокировано неизжитой привязанностью к матери и страхом перед отцом.

Концепция "эдипова комплекса" явилась краеугольным камнем теории личности, созданной Фрейдом. Эдипов комплекс он всегда защищал с большим  рвением. Однако, если пренебречь недосказанным  утверждением о биологическом наследовании этого комплекса, то концепция становится весьма проблематичной. Если формирование эдипова комплекса предполагает существование устойчивой моногамной патриархальной семьи, то нет оснований  искать этот комплекс там, где дети воспитываются в большой семье  родственников и не всегда знают, кто их отец.

Тем не менее, вопрос о характере  отношений в семье - родителей  друг к другу и к ребенку  сохраняет первостепенную важность. Доказано множеством фактов, что количество и качество любви, которую ребенок  получает в детстве, сказывается  на способности взрослого человека любить и строить прочные отношения  с человеком другого пола. Половая  идентификация также зависит  от отношений к родителю своего пола. Мужские и женские образы, формирующиеся  в раннем детстве, запечатлеваются  в бессознательном и определяют избирательность любовного влечения. Ясно и то, что "амбивалентность" этих образов является едва ли не правилом. Ведь в раннем детстве душевный комфорт, равно как и дискомфорт ребенка, почти целиком зависят от отношений  к нему старших членов семьи. Драматизм  отношений с родителями может  воспроизводиться в супружеских  отношениях. Люди, выросшие в конфликтных  семьях, с большим трудом создают  гармоничную семью. Но все это  не дает оснований абсолютизировать эдипов комплекс. Личность формируется  под влиянием многих внешних и  внутренних факторов, в том числе, сознательного, духовного порядка.

 

 

Заключение

 

Психоанализ - психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.

 Концепции, родственные психоанализу, существовали до Фрейда, но именно он первым четко сформулировал психоаналитическую теорию в Вене в конце 1890-х. Фрейд был неврологом, заинтересованным в нахождении эффективного метода лечения пациентов с невротическими и истерическими симптомами. Его метод стал известен как метод свободных ассоциаций.

Метод свободных ассоциаций представляет собой психоаналитическую процедуру, в основе которой лежит  самопроизвольное изложение сюжетов, приходящих на ум вне зависимости  от их рациональности и объективности. Этот метод основан не на гипнотическом воздействии, а на свободных предположениях. Они не являются случайными, а подчинены логике аффекта. Фрейд подчеркивал линейность ассоциаций. В конечном итоге, они должны привести к первичной проблеме, выстраиваясь в одну цепочку. Возникающие образы подчинены главной идее. Когда она открывается, то эффект в выявлении истинных причин расстройства практически достигнут. Метод свободных ассоциаций направлен на выявление внутрипсихических конфликтов, бессознательных страхов и чувств вины, повышает уровень адаптивности личности.

При описании психики естественнонаучными  методами, Фрейд, выстроил три взаимодополнительных модели: топическую (пространственно-структурную), экономическую (обменно-энергетическую) и динамическую (мотивационно-смысловую).

Существуют два варианта топики. Первый включает в себя Сознание, Предсознательное и Бессознательное. Второй вариант "топики" включает в себя "Я", "Оно", "Сверх-Я". В некотором смысле "я" соответствует  сознанию, "оно" - бессознательному, "сверх-я" – предсознательному.  Второй - экоономический - аспект рассмотрения психики имеет дело с распределением, использованием и трансформированием энергии либидо, превращением свободной энергии в связанную. Перемещение либидо происходит по требованию "я", "оно" или "сверх-я" и потоки психической энергии, а, следовательно, и деятельность человека направляются в зависимости от относительной силы этих инстанций. Динамическая модель разъясняет вопрос о природе сил, движущих психикой, обеспечивающих функционирование психического аппарата. Действующими агентами психической жизни Фрейд считал влечения, которые всегда, в той или иной степени, эмоционально окрашены, осмыслены и энергетически заряжены.

С самых истоков психоаналитической теории Фрейд придавал эдипову комплексу  первостепенное значение в образовании  всех невротических заболеваний. Эдипов комплекс - понятие, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола. По Фрейду, успешное разрешение эдипова комплекса является ключевым для психического здоровья человека. Неудача же ведет к неврозам и сексуальным отклонениям: в этом случае говорят о неразрешенном эдиповом комплексе либо неразрешенной эдиповой ситуации. Впоследствии Фрейд придавал эдипову комплексу ещё большее значение, усматривая практически во всех проявлениях человеческой цивилизации эдипальные корни.

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который  оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе. Интерес к теориям учёного  не угасает и в наши дн 

 

 

Список литературы

 

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: 2008. - 352 с.

2. Гуревич П.С. Психоанализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 479 с.

3.Дружинин В.М. Психология. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

4.Лейбин В.М. Психоанализ. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

5. Сосновский Б.А. Психология. - М.: 2008. - 660 с.

6. Фрейд З. Введение  в психоанализ: Лекции . - 2-е изд., перераб. - М. : СГУ, 2007 . -  528 с.

1 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: 2008. – С.150.

2 Лейбин В.М. Психоанализ. - СПб.: Питер, 2008. - С.142.

3 Дружинин В.М. Психология. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с

4 Лейбин В.М. Психоанализ. - СПб.: Питер, 2008. -  С.168.

5 Сосновский Б.А. Психология. - М.: 2008. – С.342.

6 Гуревич П.С. Психоанализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 245.

7 Лейбин В.М. Психоанализ. - СПб.: Питер, 2008. -  С.189.

8 Сосновский Б.А. Психология. - М.: 2008. – С.398.

9 Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции . - 2-е изд., перераб. - М. : СГУ, 2007 . -  С.366.

10 Гуревич П.С. Психоанализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - С. 292.

 


Информация о работе Понятие и предмет психоанализа