Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 00:15, реферат
Цель данной контрольной работы – рассмотреть основные идеи психоанализа З.Фрейда
Настоящая цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать понятие, предмет психоанализа
2. Рассмотреть понятие и характеристику истерии. Проанализировать метод свободных ассоциаций.
3. Изучить структурную модель психики
Введение………………………………………………………………..…….3
1. Понятие и предмет психоанализа…………………………..……………5
2. Метод свободного ассоциирования………………………………….…13
3. Структурная модель психики…………………………………………...19
4. Эдипов комплекс………………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………26
Все же процессы, связанные с вызреванием и угасанием эдипова комплекса ярче выражены у мальчиков.
Эдипов комплекс достигает
высшей точки между тремя и
пятью годами. Его суть - в чувственном
влечении к матери и ревниво-враждебном
отношении к отцу, которое, по преимуществу,
амбивалентно. Оно включает в себя
любовь, восхищение, и одновременно
зависть, желание устранить отца
и занять его место. В возрасте
5-6 лет эдипов комплекс вытесняется,
вслед за чем наступает "латентная"
стадия, продолжающаяся вплоть до наступления
половой зрелости. У мальчика отцовская
угроза кастрации приводит к отказу
от инцестуозных влечений, так что
эдипов комплекс устраняется быстро
и решительно. У девочки отсутствие
пениса и возникающий на этой основе
комплекс неполноценности создают
возможность длительного
Однако отнесение эдипова
комплекса к девочке весьма спорно
и отвергается многими
Относительно роли эдипова комплекса написано очень много. Часто никакими эмпирическими методами не удается обнаружить этот комплекс. Поэтому многие психоаналитики склонны считать его случайным или даже патологическим образованием. Тот узел противоречивых чувствований, который Фрейд назвал "эдипов комплекс", чрезвычайно вариантный, частично генетически обусловленный, а частично формируемый культурой, есть лишь самое общее и приблизительное обозначение проблемы. Феномены отцовства и материнства, несмотря на их первостепенную значимость, еще недостаточно исследованы. О них большинство людей судят интуитивно, превратно. Отношения к отцу и матери, равно как отцовские и материнские чувства, варьируются в очень широких пределах, выражая как индивидуальность человека, так и ценности культуры.
Социальные отношения, образ жизни семьи существенно влияют на развитие эдипова комплекса. Отдаление подростка от родителей обусловлено не только его "затуханием" эдипова комплекса, но и социальными условиями жизни. Конфликт отцов и детей нельзя свести к психологическим причинам. Он подогревается разрывом между ценностными системами поколений "отцов и детей"10.
Половая зрелость - узловой период развития. Под влиянием гормонов энергия либидо возрастает. Активизируется эдипов комплекс, родительские образы и аутоэротические влечения. Регрессия к различным стадиям детской сексуальности типична для юношеского возраста и приводит нередко к нервным срывам, сексуальным "перверзиям".
Этот кризисный период
завершается освобождением от родительской
опеки, преодолением эдипова комплекса.
Затем в браке достигается
идентификация с отцовской и
супружеской ролями и наступает
окончательное взросление. Эмоцонально-зависимое
отношение к родителям уступает
место заботливо-
Будучи источником жизненной
энергии, обладая могучей силой,
половой инстинкт является хрупким,
легко ранимым. Развитие его чрезвычайно
сильно зависит от культурных условий.
Фрейд подчеркивал
Фрейд обращает внимание на
особую роль эдипова комплекса в
генезисе неврозов. Мотивы кровосмесительства
и отцеубийства, встречающиеся нередко
в мифах и литературе, свидетельствуют,
по его мнению, об универсальности
и огромной энергии эдипова комплекса.
Формирование и преодоление эдипова
комплекса - ответственный момент в
жизни личности. Плохо сформированный
или не до конца преодоленный эдипов
комплекс служит источником страха, робости,
стыда - чувств, которые могут обостряться
в кульминационные моменты
Не изжитый эдипов комплекс блокирует нормальное половое развитие. Например, молодой человек испытывает затруднение, что-то вроде потери речи, когда приходит момент объясниться в любви. Будучи мечтательно и романтически настроен, он, однако, не способен любить данного конкретного человека, поскольку его либидо блокировано неизжитой привязанностью к матери и страхом перед отцом.
Концепция "эдипова комплекса" явилась краеугольным камнем теории личности, созданной Фрейдом. Эдипов комплекс он всегда защищал с большим рвением. Однако, если пренебречь недосказанным утверждением о биологическом наследовании этого комплекса, то концепция становится весьма проблематичной. Если формирование эдипова комплекса предполагает существование устойчивой моногамной патриархальной семьи, то нет оснований искать этот комплекс там, где дети воспитываются в большой семье родственников и не всегда знают, кто их отец.
Тем не менее, вопрос о характере
отношений в семье - родителей
друг к другу и к ребенку
сохраняет первостепенную важность.
Доказано множеством фактов, что количество
и качество любви, которую ребенок
получает в детстве, сказывается
на способности взрослого человека
любить и строить прочные отношения
с человеком другого пола. Половая
идентификация также зависит
от отношений к родителю своего пола.
Мужские и женские образы, формирующиеся
в раннем детстве, запечатлеваются
в бессознательном и определяют
избирательность любовного
Заключение
Психоанализ - психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.
Концепции, родственные психоанализу, существовали до Фрейда, но именно он первым четко сформулировал психоаналитическую теорию в Вене в конце 1890-х. Фрейд был неврологом, заинтересованным в нахождении эффективного метода лечения пациентов с невротическими и истерическими симптомами. Его метод стал известен как метод свободных ассоциаций.
Метод свободных ассоциаций представляет собой психоаналитическую процедуру, в основе которой лежит самопроизвольное изложение сюжетов, приходящих на ум вне зависимости от их рациональности и объективности. Этот метод основан не на гипнотическом воздействии, а на свободных предположениях. Они не являются случайными, а подчинены логике аффекта. Фрейд подчеркивал линейность ассоциаций. В конечном итоге, они должны привести к первичной проблеме, выстраиваясь в одну цепочку. Возникающие образы подчинены главной идее. Когда она открывается, то эффект в выявлении истинных причин расстройства практически достигнут. Метод свободных ассоциаций направлен на выявление внутрипсихических конфликтов, бессознательных страхов и чувств вины, повышает уровень адаптивности личности.
При описании психики естественнонаучными методами, Фрейд, выстроил три взаимодополнительных модели: топическую (пространственно-структурную), экономическую (обменно-энергетическую) и динамическую (мотивационно-смысловую).
Существуют два варианта топики. Первый включает в себя Сознание, Предсознательное и Бессознательное. Второй вариант "топики" включает в себя "Я", "Оно", "Сверх-Я". В некотором смысле "я" соответствует сознанию, "оно" - бессознательному, "сверх-я" – предсознательному. Второй - экоономический - аспект рассмотрения психики имеет дело с распределением, использованием и трансформированием энергии либидо, превращением свободной энергии в связанную. Перемещение либидо происходит по требованию "я", "оно" или "сверх-я" и потоки психической энергии, а, следовательно, и деятельность человека направляются в зависимости от относительной силы этих инстанций. Динамическая модель разъясняет вопрос о природе сил, движущих психикой, обеспечивающих функционирование психического аппарата. Действующими агентами психической жизни Фрейд считал влечения, которые всегда, в той или иной степени, эмоционально окрашены, осмыслены и энергетически заряжены.
С самых истоков
Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дн
Список литературы
1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: 2008. - 352 с.
2. Гуревич П.С. Психоанализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 479 с.
3.Дружинин В.М. Психология. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
4.Лейбин В.М. Психоанализ. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.
5. Сосновский Б.А. Психология. - М.: 2008. - 660 с.
6. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции . - 2-е изд., перераб. - М. : СГУ, 2007 . - 528 с.
1 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: 2008. – С.150.
2 Лейбин В.М. Психоанализ. - СПб.: Питер, 2008. - С.142.
3 Дружинин В.М. Психология. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с
4 Лейбин В.М. Психоанализ. - СПб.: Питер, 2008. - С.168.
5 Сосновский Б.А. Психология. - М.: 2008. – С.342.
6 Гуревич П.С. Психоанализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 245.
7 Лейбин В.М. Психоанализ. - СПб.: Питер, 2008. - С.189.
8 Сосновский Б.А. Психология. - М.: 2008. – С.398.
9 Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции . - 2-е изд., перераб. - М. : СГУ, 2007 . - С.366.
10 Гуревич П.С. Психоанализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - С. 292.