Понятие конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 02:26, контрольная работа

Описание работы

В данной работе мы поставили цель дать описание структуры конфликта, исходя из его понятия и места в социальном обществе и на основе теоретического обобщения сделать подробный анализ межличностного конфликта, основанного на личном опыте. В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
– проанализировать теоретическую литературу по конфликтологии и сделать выводы на основе различных подходов к определению конфликта;
– рассмотреть понятия конфликта и конфликтной ситуации;
– описать место конфликта в социальном институте общества;
– проанализировать структуру конфликта;
– описать и проанализировать структуру и динамику межличностного конфликта из жизни и дать возможные варианты разрешения конфликта.

Содержание работы

Введение
1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации.
1.1. Место конфликта в социальном институте общества
2. Составляющие компоненты конфликта
3. Анализ межличностного конфликта: структура, динамика, варианты разрешения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 36.95 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа. Понятие конфликта

Контрольная работа. Понятие конфликта

Содержание

Введение

1. Понятие  конфликта и конфликтной ситуации.

1.1. Место  конфликта в социальном институте  общества

2. Составляющие  компоненты конфликта

3. Анализ  межличностного конфликта: структура, динамика, варианты разрешения

Заключение

Список литературы

Введение

Конфликт играет решающую роль в жизни отдельного человека, семьи, общества, государства. Каждый человек в своей жизни сталкивается с огромным количеством конфликтов, от эффективного разрешения которых зачастую зависит его собственная жизнь, благополучие его семьи. Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, тем, что конфликты очень прочно укрепились в современной жизни. Конфликты XX века оставили неизгладимый след в истории человечества, – они унесли миллионы человеческих жизней.

Каждому россиянину, руководителю на любом уровне, включая государственный, сегодня срочно необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней.

Темой нашей работы является «Структура конфликта». В данной работе мы поставили цель дать описание структуры конфликта, исходя из его понятия и места в социальном обществе и на основе теоретического обобщения сделать подробный анализ межличностного конфликта, основанного на личном опыте. В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:

– проанализировать теоретическую литературу по конфликтологии и сделать выводы на основе различных подходов к определению конфликта;

– рассмотреть понятия конфликта и конфликтной ситуации;

– описать место конфликта в социальном институте общества;

– проанализировать структуру конфликта;

– описать и проанализировать структуру и динамику межличностного конфликта из жизни и дать возможные варианты разрешения конфликта.

Теоретической базой данной работы являются исследования таких авторов как: Анцупов А.Я., Шипилов А. И., Емельянов С.М., Шевчук Д.А., Васильев Н.Н., Гришина, Зайцев А.К. и др.

 

1. Понятие конфликта  и конфликтной ситуации

Конфликт – это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально- этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам [2, с.56].

В теоретической литературе нет единого определения понятия «конфликт». Авторы при определении данного понятия исходят из различных положений. Рассмотрим основные из определений конфликта, существующих в современной отечественной и западной конфликтологии.

На Западе широко распространено определение американского исследователя Л.Козера, в основе которого лежит социологическая характеристика конфликта:

Л.Козер под конфликтом понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника [10, с.154].

Отечественные исследователи большое внимание уделяют именно социологической стороне конфликта:

Попова Т.Е. под конфликтом понимает наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [9, с.15].

Л.Г. Здравомыслов рассматривает конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [6, с.69].

Емельянов С.М. рассматривает конфликт как такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.) [4, с.10].

Однако большинство определений не включают в себя понятие внутриличностного конфликта, на котором заостряет внимание Г.И. Козырев:

Г.И. Козырев говорит о том, что конфликт является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

По мнению Г.И. Козырева в основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство [7, с.6].

Таким образом, конфликт – есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики.

Наряду с понятием конфликт часто используется понятие «конфликтная ситуация».

Согласно определению А.Ю. Анцупова, А.И. Шипилова, конфликтная ситуация – частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени [1, с.231].

Понятие конфликтной ситуации дается в психологической литературе. Согласно психологической теории «если человек определяет ситуацию как конфликтную, она становится конфликтом, ибо в своих дальнейших действиях в данной ситуации он основывается на том определении, на том значении, которое он придал ситуации, соответственно развивая конфликтное взаимодействие, оценивая действия партнера, выбирая стратегии поведения» [3, с.315].

Используя существующие в психологии методологические представления для понимания психологической природы конфликта, можно сформулировать положение, что объективно существующие противоречия не однозначно детерминируют конфликтное взаимодействие участников ситуации, но, напротив, они сами «конструируют» конфликт, приписывая ситуации соответствующее значение. Отсюда — возникновение конфликтной ситуации не является простым следствием возникающих противоречий, но представляет собой следующий процесс:

конфликтная ситуация: внешняя ситуация —► определение ситуации —►конфликтная ситуация.

Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, человек начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя тем самым ситуацию в конфликт. При этом принципиальное значение имеют две точки перехода: какие факторы обусловливают восприятие актуальной ситуации как конфликтной и как после определения ситуации как конфликтной осуществляется переход к конфликтному взаимодействию.

В качестве главного признака, на основании которого человек определяет ситуацию как конфликтную, обычно рассматривается воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. Конфликт – это не просто свойство ситуации, но скорее выводы, делаемые на ее основе; при этом если ситуация определяется как конфликтная, будут выбираться доказательства, поддерживающие эту схему [3, с.316].

Итак, в современной конфликтологии нет единой точки зрения на проблему конфликта. Неоспоримым фактом является то, что конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни и их изучением занимаются исследователи по всему миру. Большинство ученых подчеркивают социальную значимость конфликта, определяя его как противоборство на основе различия в целях, мотивах, ценностях. Нельзя также забывать и о внутриличностном конфликте, основу которого составляет личность субъекта как устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений.

Место конфликта в социальном институте общества

Конфликт, по мнению Г.И. Козырева, является социальным феноменом общественной жизни. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Но одновременно в сложной социальной системе существуют и механизмы успешного разрешения конфликтов. Поэтому проблема любого общества и социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем [7, с.63].

Любой конфликт – это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта. К таким взаимодействиям относятся отношения товарищеского, дружеского сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи. Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить о том, что конфликт — это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и интересы. И простого взаимодействия каких-либо сторон для наличия конфликта, конечно, еще недостаточно.

Конфликт – это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и интересы. Для наличия конфликта недостаточно простого взаимодействия сторон. Всякий конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. И в этом состоит его главное отличие от борьбы за существование в мире животных. Конфликт носит временный характер. Рано или поздно он заканчивается, тогда как поедание одних видов животных другими, естественный отбор в природе животных, их способ существования и поведения, основанный на инстинктах. Существует также точка зрения, признающая зооконфликты. Так, например, позиция А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова. Для ее обоснования они включают в понятие социального взаимодействия и «взаимодействие между животными» [1, с.107].

Согласно одной из западных точек зрения, на которую опирается Зайцев А.К., конфликт присущ всем уровням жизни и структурам социальных систем и не может рассматриваться как девиантное поведение, патология или слабость поведения. Конфликт не есть необходимость, ненормальность или дисфункция; он является фактом жизни. Конфликт есть неизбежная часть повседневной жизни – внутренний, межличностный, межгрупповой и международный конфликт. Мир состоит в созидательном общении с конфликтом. Мир есть рабочий процесс разрешения конфликтов таким образом, что обе стороны побеждают, исходом конфликта и его разрешения является увеличивающаяся гармония. Разрешение является мирным, если участники желают более полной кооперации и способны ее осуществлять [8, с.38].

Одним из направлений западной конфликтологии, подчеркивающей позитивную роль конфликта в обществе является диалектико-созидательный подход, сторонниками которого являлись

Сторонники диалектико-созидательного подхода в изучении и разрешении конфликтов, не отрицая определенных негативных сторон, выделяют позитивную роль конфликта в жизни общества и его основных ячеек. В том числе отмечается, что: конфликты высвобождают созидательное напряжение и усиливают способность организации к изменениям. Более того, конфликты являются тем «парником», в котором взрастают социальные изменения. Рассмотрим основные положительные характеристики конфликта в социальном обществе:

– конфликт повышает энергичность и усиливает мотивацию членов организации к разрешению проблем;

– он выступает формой проверки силы организации;

– конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая трудовые взаимоотношения, увеличивая убежденность работников в возможности поддержания взаимоотношений под давлением стресса.

– конфликт позволяет передавать обязательства и ценности каждого члена так, что и другие могут принимать их во внимание и вообще сохранять рабочие взаимоотношения чистыми от раздражений и возмущений, проявлять позитивные чувства наиболее полно;

– конфликты способны укрепить взаимоотношения, повысить сплоченность организации за счет уменьшения повседневных раздражений коллег по работе. Конфликты ускоряют групповое объединение; конфликты способствуют производству новых созидательных идей. Конфликты стимулируют творчество, создавая возможность обозрения проблем и ситуаций самыми различными способами и путями. Группы, которым не брошен вызов, более не способны к творческой реакции, конфликты помогают членам организации понять кто они есть как люди: что заставляет их быть сердитыми, что пугает их, что важно для них и как они пытаются управиться с конфликтом – все это высвечивается во время конфликта с другими. Уверенность в том, за что они желают сражаться, как они действуют в конфликте, может научить их многому о себе [5, с.40].

Подводя итоги можно сказать о том, что конфликт относится к критическим жизненным ситуациям, которые представляют собой эмоционально переживаемые человеком жизненные обстоятельства, образующие в восприятии человека сложную психологическую проблему, требующую своего разрешения. Конфликт в то же время – явление социальное, отражающее противоборство двух сторон, т.е. действия, направленные друг против друга. Конфликт как социальный феномен общественной жизни существовал, существует и будет продолжать существовать. Главное для человечества использовать положительные стороны конфликтов для разрешения критических ситуаций.

Информация о работе Понятие конфликта