Понятие конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 02:26, контрольная работа

Описание работы

В данной работе мы поставили цель дать описание структуры конфликта, исходя из его понятия и места в социальном обществе и на основе теоретического обобщения сделать подробный анализ межличностного конфликта, основанного на личном опыте. В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
– проанализировать теоретическую литературу по конфликтологии и сделать выводы на основе различных подходов к определению конфликта;
– рассмотреть понятия конфликта и конфликтной ситуации;
– описать место конфликта в социальном институте общества;
– проанализировать структуру конфликта;
– описать и проанализировать структуру и динамику межличностного конфликта из жизни и дать возможные варианты разрешения конфликта.

Содержание работы

Введение
1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации.
1.1. Место конфликта в социальном институте общества
2. Составляющие компоненты конфликта
3. Анализ межличностного конфликта: структура, динамика, варианты разрешения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 36.95 Кб (Скачать файл)

2. Составляющие  компоненты конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако, как и в вопросе с определением понятия конфликта, не существует единой точки зрения на проблему структурирования конфликта.

С психологической точки зрения выделяют следующие компоненты конфликта:

1) стороны (участники) конфликта;

2) условия конфликта;

3) предмет конфликта;

4) действия участников  конфликта;

5) исход (результат) конфликта.

Гришина называет эти элементы конфликта структурными характеристиками конфликта [3, с.310].

Рассмотрим структуру конфликта, предложенную авторами А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, которая кажется нам наиболее эффективной.

А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов в структуре конфликта выделяют объективные и психологические составляющие конфликта. Они определяют структуру конфликта как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс [Анцупов, с.230]. Данная структура конфликта применима и к конфликтной ситуации. Рассмотрим основные составляющие компоненты конфликта согласно данной точке зрения.

К объективным составляющим конфликта относятся: участники конфликта, предмет конфликта, объект конфликта, микро- и макросреда.

Участники конфликта – люди, которые могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений или организаций). Кроме того, они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства.

Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта – стороны, противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Противоборствующие стороны – ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.

В межгрупповом или межгосударственном конфликте уход или появление нового участника не влияет на конфликт. В таком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе или государству.

Группы поддержки могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В группу поддержки могут входить руководители или подчиненные оппонентов. В межгрупповых и межгосударственных конфликтах – это государства, различные межгосударственные объединения, общественные организации, средства массовой информации.

Другие участники – это субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель – это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача – спровоцировать, развязать конфликт и его развитие, предусматривающее. Организатор – лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и др.

Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Объект конфликта определить не всегда просто. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним. Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы.

Микро-и макросреда – это условия, в которых находятся и действуют участники конфликта. Социальная среда как комплекс условий понимается достаточно широко. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид. Учет этого окружения на уровне микросреды и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а также их зависимость от этой среды [1, с.233].

К психологическим составляющим конфликта относятся мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтной ситуации,

Мотивы в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичных мотивов. Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный (с точки зрения личности или общественной, групповой значимости) результат. В конфликте можно выделить стратегические и тактические цели оппонентов. Основная цель оппонента — овладение объектом конфликта.

Конфликтное поведение — состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика – это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, угроза или давление, рассматриваемые как деструктивные действия, могут быть использованы в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов. Выделяют следующие типы тактик в конфликте: тактика захвата и удержания объекта конфликта, тактика физического насилия (ущерба), тактика психологического насилия (ущерба), тактика давления, тактика демонстративных действий, санкционирование, тактика коалиций, тактика фиксации своей позиции, тактика дружелюбия, тактика сделок.

Информационные модели конфликтной ситуации – по-другому этот субъективный компонент конфликтной ситуации называют восприятием оппонентами конфликта. Он является исключительно важным для понимания возникновения и развития конфликта [1, с.234].

Итак, в данной главе мы рассмотрели структуру конфликта. На наш взгляд, описание составляющих компонентов конфликта, предложенное А.Ю. Анцуповым и А.И. Шипиловым, является наиболее оптимальным.

Какую бы точку зрения на проблему структурирования и выделения основных элементов конфликта мы не выделили, основными компонентами останутся участники конфликта, его предмет и объект. Выделение составляющих компонентов помогает лучше разобраться в причинах конфликта, найти наиболее подходящие варианты разрешения.

Таким образом, в теоретической части нашей работы мы рассмотрели основные точки зрения на проблему конфликта и его место в современном обществе. Конфликт – явление социальное, это определенный вид взаимоотношений людей. Конфликтология как наука является сравнительно молодой наукой, это обусловливает отсутствие единого мнения на природу конфликта, его определение и место в обществе. Однако все исследователи сходятся на том, что изучать конфликты необходимо. От этого зависит будущее нашей планеты, ведь горький опыт предыдущих столетий показывает нам, какие последствия несут за собой конфликты на различных уровнях.

В зависимости от разновидности конфликта различают и различные пути их решения. Структура конфликта, не зависимо о каком конфликте идет речь – о внутриличностном, межличностном, межгосударственном, – всегда будет содержать в себе участников, предмет, объект, социальную среду, а также различные психологические составляющие конфликта.

Анализ межличностного конфликта: структура, динамика, варианты разрешения

Прежде чем, проанализировать межличностный конфликт, дадим его определение.

Межличностный конфликт – столкновение личностей в процессе их взаимоотношения. Здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих) интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т. д. В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т. д. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость – взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия.

Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства. [7, с.30].

Для анализа межличностного конфликта мы использовали теорию структурных компонентов А.Ю. Анципова, А.И. Шипилова, теорию динамики конфликта, предложенную этими же авторами, варианты разрешения конфликта рассмотрены по Г.И. Козыреву.

Описание конфликтной ситуации: для анализа возьмем семейный конфликт, возникший между дочерью и матерью, произошедший с моей знакомой несколько лет назад, причиной которому послужило отсутствие взаимопонимания между старшим и младшим поколением. Девушка 16 лет сообщает матери о своей влюбленности в молодого человека старше ее на 4 года. Мать устраивает скандал. Дочь убегает из дома. Через 3 месяца девушка сообщает о том, что беременна. Мать отказывается от воспитания внука, настаивая на аборте. После нескольких недель непрерывных конфликтов дочь покончила жизнь самоубийством.

Итак, разберем структуру конфликта:

Участники конфликта – дочь, мать (основные участники); парень девушки (группа поддержки).

Предмет конфликта: беременность несовершеннолетней дочери

Объект конфликта: желание матери контролировать жизнь дочери.

Микросреда: интеллигентная семья, мать – учитель начальных классов, мать-одиночка; родила дочь в 18 лет; муж бросил ее одну с ребенком в возрасте 5 лет; воспитывала дочь одна.

Итак, мать, не желая зла своей единственной дочери, хотела уберечь ее от тех ошибок, которые совершила когда-то сама. Понимая, что дочь еще совсем молода, она, не взирая на чувства дочери к молодому человеку, желает подчинить ее своей воле, заставить жить по своим правилам. В основе этого конфликта лежит не ежеминутное отсутствие взаимопонимания. Гиперопека матери в детстве привела к тому, что мать не заметила, что дочь повзрослела, у нее появились другие интересы. Отсутствие общения на дружеском уровне привело к тому, что дочь и мать стали далеки друг другу.

Психологическими составляющими данного конфликта являются:

Мотивы в конфликте – потребности в любви, безопасности, защите, понимании.

Конфликтное поведение – стратегия поведения матери: тактика давления, тактика фиксации своей позиции; стратегия поведения дочери – тактика психологического насилия.

Информационные модели конфликтного поведения – искажение конфликтной ситуации в целом, так как уменьшается перспектива восприятия ситуации, т.е. предпочтение отдается принципу «здесь и теперь». Последствия не просчитываются; восприятие ситуации происходит в полярных оценках по типу «черное — белое»; господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям.

Форма протекания конфликта – соперничество.

Исход данного конфликта – эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние.

Динамика конфликта:

Латентный период (предконфликтная ситуация) включает возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации.

Латентный период заключается в данном конфликте в нарастающем противостоянии матери и дочери, отсутствии взаимопонимания со стороны обеих, отсутствии нормального общения.

Открытый период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает: инцидент; эскалацию конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта.

Данный период в нашем случае представлен открытым соперничеством матери и дочери, нежеланием идти на компромисс, нарастающее внутреннее напряжение в семье, сопровождающееся постоянными ссорами уходом из дома.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

В данном случае конфликт между матерью и дочерью перерос в глубокий внутриличностный конфликт, закончившийся суицидом.

Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений. В данном случае этого периода нет.

Вариантом разрешения конфликтной ситуации в данном случае должен был стать совместный поиск выхода из конфликтной ситуации, который предполагает соблюдение ряда условий:

отделить реальные причины конфликта от инцидента — формального повода для начала столкновения;

сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;

Информация о работе Понятие конфликта