Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:21, реферат
В повседневной речи мы часто встречаемся со словами “высшие человеческие чувства”, “любовь”, как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой здесь и далее будем понимать любые (как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как наиболее характерном проявлении этого чувства.
Введение
Многообразие видов и форм любви. Их классификации.
Становление понимания любви от античности через средневековье к эпохе Возрождения.
2.1. Зарождение эротической любви в античном мире
2.2. Понятие любви в средние века
2.3. Тема любви в эпоху Ренессанса.
3. Философия любви в Новом времени
4. Взгляд на любовь в немецкой классической философии
5. Заключение
6. Список литературы
Византийская культура, продолжая и развивая многие античные традиции понимания любви, сделала значительный шаг в изучении этого сложнейшего феномена человеческого бытия. Раннехристианские, а затем и византийские мыслители увидели в любви важнейший творческий принцип Вселенной, на котором основывается ее бытие. Византийцы хорошо ощутили двойственное (негативное и позитивное) значение чувственной любви и безоговорочно выдвинули на первый план любовь духовную во всех ее аспектах. Все это выдвигает христианско-византийскую теорию любви на одно из видных мест в истории культуры.
2.3.Тема любви в эпоху Ренессанса.
В эпоху Возрождения тема
любви расцвела в обстановке общего
острого интереса ко всему земному
и человеческому, освободившемуся
из-под контроля церкви. Понятие
“любовь” возвратило себе статус жизненной
философской категории, которым
было наделено в античности и который
в средние века был заменен
на статус религиозно-христианский. Но
религиозный оттенок любовного
чувства не исчез совсем. Однако,
в центре мировоззрения стоят
уже не божественные сюжеты, а человек,
который гармонично связан с миром,
где небесное не противостоит земному,
но пронизывает его духом
В философском учении Джордано
Бруно наиболее ярко представлены сущность
и значение любви в ренессансном
представлении. “Любовь - это все, и
она воздействует на все, и о ней
можно говорить все, ей можно и
все приписывать.” В его
Этот взгляд на любовь как на сильнейший духовный порыв, страсть накладывает отпечаток и на оценку отношений между мужчиной и женщиной. И “Венера с Амуром” Рафаэля, и “Вакханалия” Тициана свидетельствуют о том, что особой моральной разборчивости в интимных чувствах человека не было.
Гуманист Лоренцо Валл выразил главные настроения и тенденции современного ему общества, которое во всем стремилось достичь максимального удовольствия и удовлетворения своих природных желаний и потребностей: “Все, что существует, стремится к наслаждению. Не только те, кто обрабатывает поля, которых с правом воспевает Вергилий, но и те, кто живут в городах, знатные и простые, греки и варвары...под направляющим воздействием руководителя и наставника - Природы.” Реализация человеческих желаний и похотей, следование во всем людской природе стало центром идеологии этого исторического этапа.
Эпоха Возрождения, вернув человека
к природе, уничтожает грань между
страстью, вседозволенностью и
Бурное развитие естествознания в XVII веке, связанное с зарождением капитализма, а также целый ряд открытий в различных областях наук, которые разбивали античные и средневековые представления о мире, не могли не оказать воздействия на философию своего времени, где происходит решительный разрыв с религией, крах церковных догм и авторитета церкви. В центре внимания философии Нового времени человек с его естественным стремлением к добру, счастью, гармонии, то есть полностью отрицается средневековая идея об изначальной греховности людей. Философии Нового времени присущ гуманизм и антропоцентризм.
Соответственно с этими
изменениями складываются совсем иные
концепции относительно любви между
мужчиной и женщиной. Рене Декарт в
трактате “Страсти души” (1649) утверждает,
что “любовь есть волнение души,
вызванное движением “духов”, которое
побуждает душу добровольно соединиться
с предметами, которые кажутся
ей близкими”. Подобное психологически-
Особенно яркое выражение подобная идеология нашла во французском обществе, которое в последние десятилетия перед революцией отличалось легкомысленным и фривольным отношением к этому чувству. Любовь в придворных и аристократических кругах превращалось в изощренное искусство флирта, бездушное и бессердечное. Сама любовь и верность стали нечто старомодным, их заменило мимолетное увлечение. Любовь века рококо - это уже не любовь, а скорее подражание ей. И неудивительно, что Ламетри не находит принципиальной разницы между животным инстинктом совокупления и человеческим чувством, и даже Дени Дидро, понимая эту разницу, рассуждая о любви, постоянно подчеркивает ее эстетически-физиологическую ее обусловленность.
Взгляд на любовь в немецкой классической философии.
Все четыре классика немецкого идеализма конца XVIII - первой трети XIX веков - Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель - выразили свое определенное философское отношение к проблеме любви.
Иммануил Кант прежде всего провел различие между “практической” любовью (к ближнему или к богу) и любовью “патологической” (то есть чувственным влечением). Он стремится утвердить человека как единственного законодателя своей теоретической и практической деятельности, а потому Кант занял достаточно трезвую позицию в вопросах отношений между полами, соответствующую его скептическим представлениям об окружающем мире и подкрепленную холодными наблюдениями одинокого холостяка. В “Метафизике нравов” (1797) Кант рассматривает явление любви с этической точки зрения и только. “Любовь мы понимаем здесь не как чувство (не этически), то есть не как удовольствие от совершенства других людей, и не как любовь-симпатию; любовь должна мыслиться как максима благоволения (практическая), имеющая своим следствием благодеяние.” Следовательно, по Канту, любовь к человеку противоположного пола и “любовь к ближнему, хотя бы он заслуживал мало уважения” фактически одно и то же. Это долг, моральное обязательство, и только.
Канту представляется, что
там, где есть любовь, не может быть
равного отношения между
Иоганн Готлиб Фихте не
принял трезвую и расчетливую
теорию Канта и рассуждает о любви
как об объединении “Я” и “Не
Я” - двух противоположностей, на которые
сперва разделяется мировая духовная
сила, чтобы потом вновь устремиться
к воссоединению с самой собой.
Позиция Фихте весьма жесткая: несмотря
на то, что брак и любовь - это не
одно и то же, но не должно быть брака
без любви и любви без брака.
В сочинении “Основы
Фридрих Шеллинг, провозгласив любовь “принципом наивысшей значимости”, в противовес Фихте признает равноправие двух полов в любви. С его точки зрения, каждый из них в равной мере ищет другого, чтобы слиться с ним в наивысшем тождестве. Отвергает Шеллинг и миф о существовании “третьего пола”, который объединял в себе и мужское, и женское начало, ибо если каждый человек ищет уготовленную ему партнершу, то при этом он не может оставаться целостной личностью, а является лишь “половинкой”. В любви каждый из партнеров не только обуреваем желанием, но и отдает себя, то есть стремление к обладанию переходит в жертвенность, и наоборот. Эта двойная сила любви способна победить ненависть и зло. По мере эволюции Шеллинга его представления о любви становятся все более мистическими.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель решительно отвергает всякий мистицизм в любви. В его понимании, Субъект ищет в любви самоутверждение и бессмертие, а приближение к этим целям возможно только тогда, когда Объект любви достоин Субъекта по своей внутренней силе и возможностям и равен ему. Только тогда любовь обретает жизненную мощь, становится проявлением жизни: с одной стороны, любовь стремится к овладению и господству, но преодолевая противоположность субъективного и объективного, возвышается к бесконечному.
Гегель рассматривает функцию, связывающую мужчин и женщин через призму феноменологии духа: “Отношение мужа и жены есть непосредственное познавание себя одного сознания в другом и познавание взаимной признанности.” Это пока только природное отношение, которое становится нравственным только через наличие детей, и тогда связь окрашивается чувствами взаимного умиления и благоговения.
Подобно Фихте, Гегель защищает
принцип неравенства мужа и жены
в браке: мужчина “как гражданин
обладает сознающей себя силой всеобщности,
он этим приобретает себе право вожделения
и в то же время сохраняет себе
свободу от него.” Женщине в
таком праве отказывается. Ее удел
- семья. Таким образом фиксируется
природная противоположность
В зрелой философской системе Гегеля проблемы любви и семьи затрагиваются в “Философии права” и в “Лекциях по эстетике”.
В философской концепции
права Гегель говорит о том, что
брак призван поднять отношения
между полами на уровень “нравственно
сознающей себя любви”. Брак - это
“правовая нравственная любовь”, которая
полностью исключает
Понимание Гегелем любви
в “Лекциях по эстетике” резко
отличается от только что приведенных
размышлений. Он отличает теперь подлинную
любовь как глубоко
Гегелевское понимание любви нельзя трактовать однозначно, ибо с возрастом его мировоззрение радикально изменяется. Зрелые работы философа представляют наиболее полные и рациональные представления о мире, человеке и его душе.
Школу гегелевского понимания
человеческих отношений прошел и
немецкий материалист середины XIX века
Людвиг Фейербах. Он попытался создать
учение о морали, полностью основанное
на принципах биопсихической чувственности.
Поэтому он считает, что “половое
отношение можно прямо
Людвиг Фейербах ярко показал величие здоровой и безбрежной человеческой страсти, полностью отрицая возможность построения иллюзий на этот счет. Он убедительно очертил значение общечеловеческих моральных ценностей. И поставил человека, его потребности, стремления и чувства в центр философии.