Понятие о личности. Теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 06:31, контрольная работа

Описание работы

Проблема человеческой личности поставлена давно. Множество наук ищут путь к человеку. Свои решения предлагает и психология. Все ее поиски в познании человека сходятся к психологии личности. Именно поэтому выбранная мною тема контрольной работы является актуальной в наше время.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3

Личность……………………….………………………………...................4
Теории развития личности….………………………………………………………………...9
2.1 Подходы в рамках биогенетических и социогенетических концепций………………………….…………………………………………..10
2.2Теория нравственного развития …….……………………………………13
2.3 Психоаналитические теории…………………………………………......15
2.4 Теории когнитивного развития………………………………………......20
2.5 Теории в рамках отечественной психологии……………………………24

Заключение.........................................................................................................26
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

контр ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 53.44 Кб (Скачать файл)

 

 

Понятие о личности. Теории личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

 

  1. Личность……………………….………………………………...................4
  1. Теории развития личности….………………………………………………………………...9

2.1 Подходы в рамках  биогенетических и социогенетических  концепций………………………….…………………………………………..10

2.2Теория нравственного  развития …….……………………………………13

2.3 Психоаналитические теории…………………………………………......15

2.4 Теории когнитивного развития………………………………………......20

2.5 Теории в рамках отечественной психологии……………………………24

 

Заключение.........................................................................................................26

Список использованной литературы…………………………….…………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Проблема человеческой личности поставлена давно. Множество наук ищут путь к человеку. Свои решения предлагает и психология. Все ее поиски в познании человека сходятся к психологии личности. Именно поэтому выбранная мною тема контрольной работы является актуальной в наше время.

     Термин “личность” имеет разные значения. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально. Личность - это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения - значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.     Целью моей работы является:

   Рассмотрение теорий личности видных отечественных и зарубежных представителей основных школ. Изучая теории личности, можно заметить, что они не обладают желательным уровнем ясности, но их изучение делает возможным систематическое продвижение в этом направлении. 

     Потребность в научно-психологических знаниях о личности свойственна различным сферам жизни и деятельности: экономике, политике, образованию, медицине и др. Важно, что теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

1.Личность

     Как соотносятся  основные понятия «человек», «индивид»  и  «личность»?

     Человек –  биологическое существо, принадлежащее  к классу млекопитающих вида  Человек разумный (Homo sapiens). Человек наделен сознанием, способен к речи и мышлению, прямохождению, использованию орудий труда, социальному общению. Можно сказать, что понятие «человек» включает в себя всю совокупность таких качеств, присущих людям, независимо от того, присутствуют они  у того или иного индивида.

     Индивид –  человек как единичный представитель  своего рода, со всеми присущими  ему особенностями. Индивидом мы  называем конкретного человека, со всеми его отличительными  психологическими или физиологическими  свойствами. Говоря  об индивидах, нельзя не упомянуть такой  термин, как «индивидуальность».

     Индивидуальность  – оригинальность личности, ее  отличительные черты, делающие непохожими  одного человека на другого. Индивидуальность может проявляться во всех видах психической деятельности, например в чертах темперамента или характера, в степени развития познавательных процессов, в способностях, интересах человека и т.д. Индивидуальность раскрывает личность, позволяет выявить отдельные особенности, сильные и слабые стороны человека.

     Личность –  социальное качество, характеризующее систему поведения индивида, его социальную роль, особенности его общения с другими людьми, Личность проявляется в совокупности приобретаемых социальных качеств человека, которые являются устойчивыми и отражают его индивидуальность.

     Таким образом, каждый индивид является человеком, по мере приобретения социальных  качеств становясь личностью. Личность  формируется в процессе социализации.

     Социализация  – процесс усвоения, преобразования и воспроизведения индивидом социального опыта, образцов поведения, знаний и ценностей, позволяющих человеку функционировать в обществе и соответствовать принятым в нем нормам. Социализация может происходить как за счет восприятия  одобрения или неодобрения окружающих, так и путем сознательного воспитания или обучения. В процессе социализации человек получает некоторый социальный опыт и играет различные социальные роли. Многообразие ролей формируется исходя из социального положения человека, его принадлежности к различным группам. Так, на работе у нас может быть одна роль, в семье – другая, среди друзей – третья. Для процесса социализации большое значение имеют социальные нормы – правила поведения, характерные для отдельных социальных групп или общества в целом. Личность формируется под влиянием этих норм. Например в домашней обстановке человек может придерживаться иных норм по сравнению с требованиями и правилами, характерными для его работы.

     Выделяют  следующие  стадии социализации.

- Адаптация. Данный этап проходит от рождения ребенка до достижения им подросткового возраста. На данном этапе ребенок  усваивает и примеряет социальные нормы, адаптируется к требованиям общества.

- Стадия индивидуализации характерна для подросткового возраста. У подростка появляется  желание выделиться среди группы сверстников, проявить свою индивидуальность.

- Стадия интеграции связана с поиском своего места в обществе, вхождение в различные социальные группы. При положительной интеграции человек становится частью группы или общества в целом. При невозможности интеграции человек либо обособляется от группы, сохраняя свою индивидуальность, либо становится конформистом и меняет себя таким образом, чтобы не отличатся от остальных.

- Трудовая стадия связана с трудовой деятельностью человека. С помощью осуществления определенной деятельности (работы) человек  усваивает социальный опыт, становясь частью общества, а также активно взаимодействует с социальной средой.

- Послетрудовая стадия  характеризуется накоплением значительного  социального опыта и его передачей  новым поколениям.

     Психологическая структура личности состоит из нескольких компонентов:

     Направленность личности, отношение к действительности. Направленность раскрывается через побуждение человека, его потребности и установки.

      Установка  – неосознаваемая готовность  к действию определенным образом, предрасположенность к определенной  активности в определенной ситуации.

     Интерес –  проявление познавательных потребностей  человека, направленность личности, сосредоточенность на каком-либо  предмете. Интересы человека могут  различаться по широте, что значительно  влияет на направленность личности. Одни люди обладают интересами только в одной области, например искусства, тогда как другие – во многих областях. Интересы так же характеризуются устойчивостью. Некоторые люди часто меняют объекты своего интереса, тогда как другие могут сохранять один объект интереса в течение всей жизни.

     Убеждение  – система взглядов и принципов, в соответствии с которыми  личность совершает свои поступки.

     Способности. Способности – индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успешность в какой-либо деятельности. Личность формируется с учетом способностей того или иного человека, от успешности личности в работе или учебе зависят как его оценка другими людьми, так и самооценка.

     Опыт. Личный опыт формируется путем объединения знаний, умений и навыков, которыми обладает человек. Не секрет, что в силу жизненного опыта люди становятся мудрее, не совершают многих ошибок.

     Характер, темперамент и стиль поведения человека в социальной среде.

     Самопознание, самооценка. Самопознание – осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, формирование представлений человека о самом себе, собирание их в мысленный «образ Я». «Образ Я» - система представлений человека о самом себе. Зачастую образ самого себя может даже не осознаваться человеком. Выделяют три основных составляющих «образа Я»:

- представление о себе  – своих сильных и слабых  сторонах, способностях, социальной  значимости. Наше представление  о себе зависит от многих  факторов, в том числе от степени  успешности  в той или иной  деятельности;

- эмоциональная оценка  самого себя, проявляющая в самоуважении  либо в самоуничижении;

- стремление реализоваться  группе, снискать уважение или  симпатию и избежать критики.

     «Образ Я» не является статичной системой. Представление о себе в реальный момент называется «реальным Я». Естественно, что наше представление о себе может меняться на диаметрально противоположное, причем иногда в кротчайшие сроки. Еще минуту назад мы могли упрекать себя, а уже  сейчас, например, выполнив работу, мы оцениваем себя положительно.

     «Идеальное Я» - представление о том, каким человек мог бы стать, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале. Данный идеал служит ориентиром в деятельности человека.

     «Фантастическое  Я» - представление о том, кем человек  мог бы стать, если бы у него  был такой шанс. Каждый человек  время от времени думает о  том,  как бы сложилась его  жизнь в зависимости от целого  ряда обстоятельств.

     Самооценка  – оценка  человеком самого  себя, своих личностных качеств, места среди других людей.

     Самооценка может быть завышенной или заниженной. Люди с завышенной самооценкой проявляют высокомерии по отношению к другим уверены в своем превосходстве, приписывают себе качества, которыми не обладают или которые на самом деле выражены у них не больше, чем у других.

     Заниженная  самооценка свидетельствует о  неуверенности человека в себе, безынициативности, зачастую переходя  в комплекс неполноценности.

 

 

 

2.Теории развития личности

     Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

     Основные вопросы, на которые должна ответить  теория личности, заключаются в  следующем:

  1. Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?
  2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
  3. Какие процессы доминируют в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?
  4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
  5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

     Каждый психолог  придерживается определенных ответов  на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось  семь довольно устойчивых комбинаций  таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.  

    

 

2.1. Подходы в рамках  биогенетических и социогенетических  концепций

  • Развитие детской психологии в конце 19-начале 20в. Было тесно связано с педологией – наукой о детях, созданной американским психологом Гренвилем Стенли Холлом (1844-1924).

     Теорию рекапитуляции, созданную Холлом, можно отнести к одной из самых ранних психологических теорий. Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел  к выводу, что в основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Чарльза Дарвина Эрнстом Геккелем в 1866. И состоящий в том, что каждое живое существо в своем индивидуальном развитии проходит те же стадии, что и его род или вид за все время своего существования.

     Холл распространил  действие биогенетического закона  на человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического  развития психики человека.

     Основными  методами исследования развития  ребенка в рамках концепции  рекапитуляции являются самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование  родителей.

     По мнению  Холла, у детей существуют страхи, несвязанные с их жизненным  опытом. Холл считал, что явления, когда дети просыпаются ночью  и не могут уснуть, является  атавизмом, памятью прошлого. От  такой памяти  ребенок освобождается  в процессе игры.

Информация о работе Понятие о личности. Теории личности