Понятие о личности. Теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 06:31, контрольная работа

Описание работы

Проблема человеческой личности поставлена давно. Множество наук ищут путь к человеку. Свои решения предлагает и психология. Все ее поиски в познании человека сходятся к психологии личности. Именно поэтому выбранная мною тема контрольной работы является актуальной в наше время.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3

Личность……………………….………………………………...................4
Теории развития личности….………………………………………………………………...9
2.1 Подходы в рамках биогенетических и социогенетических концепций………………………….…………………………………………..10
2.2Теория нравственного развития …….……………………………………13
2.3 Психоаналитические теории…………………………………………......15
2.4 Теории когнитивного развития………………………………………......20
2.5 Теории в рамках отечественной психологии……………………………24

Заключение.........................................................................................................26
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

контр ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 53.44 Кб (Скачать файл)

     Четвертый  кризис – «трудолюбие или чувство  неполноценности» - происходит в школьном возрасте. От семи до одиннадцати лет. С переходом в школьную среду ребенок учится самостоятельно, выполнять требования учителей, сравнивает свои навыки с навыками других детей. Если ребенок чувствует, что справляется, то у него развивается трудолюбие, желание выполнять работу. Чувство неполноценности формируется, если ребенок выполняет указания учителей не верно, не удостаивается поощрения от родителей.

     Пятый кризис  – «Эго идентичность или смешение  ролей» - переживается в возрасте  от одиннадцати до восемнадцати  лет. Человек начинает задаваться  вопросами о том. Кто он такой, к какой группе принадлежит, что  его ждет в будущем. Если ребенку ничего не мешает в формировании собственного «Я», у него формируется идентичность. Если же ребенку мешают формировать собственное «Эго», то у него происходит смешение ролей.

     Шестой кризис – «близость или изоляция» - свойственен взрослым людям от девятнадцати до сорока лет.

     Близость раскрывается  через установление контактов  с любимым человеком. Появлением  привязанности и потребности  в создании семьи. Изоляция вызывается  отсутствием полноценного общения  с противоположным полом. В таком  случае человек замыкается, становится  изолированным от внешнего общения.

     Седьмой кризис  – «продуктивность или инертность» - переживается человеком в среднем  возрасте – от сорока до  шестидесяти  пяти лет. Продуктивность  выражается в заботе о других  людях, воспитании детей. Кризис среднего возраста связан с вопросом об удовлетворенности человека тем, как протекает его жизнь. Неудовлетворенность ходом семейной жизни и нежелание заниматься семейными проблемами и воспитанием детей приводит к инертности или стагнации.

     Восьмой кризис  – «Эго-интеграция или отчаяние» - переживается во время старения. Многие люди задаются вопросом: «Что за жизнь я прожил?»  То, как человек прошел жизненный  путь, оказывает значительное влияние  на его восприятие мира в  пожилом возрасте. Эго-интеграция  характерна для людей, которые  подводя итоги своей жизни  чувствуют удовлетворение и нежелание  что-либо менять. Человек не удовлетворенный  прожитой жизнью, впадает в депрессию. Зачастую негативное разрешение  этого конфликта считается приводящим  к  страху перед смертью.

     Модель Эриксона  расширяет модель Фрейда в  том смысле. Что включенные в  нее восемь стадий развития  охватывают все возрасты человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Теории когнитивного  развития

  • Теория Ж.Пиаже.

      Жан Пиаже (1896-1980) – швейцарский психолог, создатель теории когнитивного развития. Теория развития мышления Пиаже, как правило, называется «теорией когнитивного развития» или «операциональной теорией».

     Пиаже выделяет  три основные стадии интеллектуального  развития ребенка: стадию сенсомоторного  развития (с момента рождения  до двух лет), стадию конкретных  операций (с двух до 11-12 лет) и стадию формальных операций (с 12-13 лет).

- Сенсомоторная стадия.

     Дети воспринимают  мир за счет движения и органов  чувств. На данной стадии ребенок  овладевает своими сенсорными  и моторными способностями: он  слушает, разглядывает, кричит, толкает, тянет и т.д.

     Сенсомоторная  стадия включает шесть подстадий, каждая из которых соответствует организации различных сложных движений.

  1. Стадия развития врожденных рефлексов – до первого месяца жизни. Рефлексы (сосание, хватание и т.п.) вызываются внешними стимулами и в результате повторения становятся все более активными.
  2. Стадия развития моторных навыков – с первого по четвертый месяц жизни. Формируются условные рефлексы как результат взаимодействия ребенка с окружающей средой (привычки).
  3. Стадия развития циркулярных операций – с  четырех до восьми месяцев. Данные операции формируются благодаря развитию координации между персептивными системами и моторными схемами. Например, ребенок дергает за веревку, вызывая сотрясение погремушки, с целью заставить ее греметь.
  4. Стадия развития координации средств и целей – с восьми месяцев до двенадцати месяцев. Действиям ребенка становится присуща еще большая преднамеренность в расчете на достижение цели, формируется умение комбинировать поведенческие схемы для достижения результата (отодвигание руки экспериментатора с целью достать спрятанную за ней куклу).
  5. Стадия открытия новых средств – от12 до 18 месяцев. Ребенок начинает активно исследовать окружающий мир. Зачастую получение новой информации происходит непреднамеренно, но вызывает у ребенка формирование связи между его действиями и результатом.
  6. Стадия изобретения новых средств – от 18 до 24 месяцев. Ребенок начинает сочетать уже известные и знакомые ему схемы для поиска решения проблемы, действуя методом «проб и ошибок».

     К концу  данного этапа ребенок приобретает  множество сведений об объектах  и их основных свойствах, о  физических законах и т. д.

- Стадия конкретных операций.

     На этой  стадии происходит постепенный  перенос действий из внешнего  проявления во внутренний план. Ребенок овладевает различными  операциями – сравнением, классификацией, оценкой. С помощью данных операций  он узнает характеристики предметов  – величину, объем, вес и т.д.

     Можно выделить  предоперационный уровень развития  ребенка( с двух до пяти лет), который характеризуется развитием символического мышления, умения создавать мысленные образы предметов, давать им наименования.

     У ребенка  развивается языковые навыки, способность  представлять предметы с помощью  слов. При этом предметы он  все еще использует интуитивно, нежели логически обдумав свои  действия.

     Уровень конкретных  операций развивается в возрасте  от 7 до 11 лет и характеризуется  началом использования логики. На  данном этапе формируются наиболее  важные логические процессы:

- упорядочивание, сортировка  в зависимости от размера, формы  и свойств объекта (к примеру, ребенок в состоянии выстроить  матрешку в зависимости от  размеров ее элементов);

- классификация, умение давать  название и относить объекты  в зависимости от их принадлежности  к какой-либо группе;

- умение определять возможные  переходы объекта из одного  состояния в другое;

- понимание соотношений  размера и числа объектов без  непосредственного манипулирования  с ними.

- умение смотреть на  вещи с точки зрения другого  человека.

     Стадия формальных  операций.

     Данная стадия  характерна для детей в возрасте  от11 до 14-15 лет. На этой стадии  мыслительные операции характеризуются  способностью мыслить абстрактно, логически и оценивать последствия  своих поступков. По мнению Пиаже  этот вид мышления свойственен  и взрослому.

  • Теория А. Валлона.

      Анри Поль Гиацинт Валлон (1879-1962) – французский психолог. По мнению Валлона, ребенок с рождения обречен на активную социализацию в силу своей беспомощности. Он выделяет следующие стадии детства:

  1. Импульсивная стадия (до шести месяцев) – стадия  рефлекторных ответов на внешнее воздействие. Движения ребенка характеризуются слабым контролем моторики.
  2. Эмоциональная стадия (от шести до 10 месяцев) характеризуется появлением ряда эмоциональных  проявлений, таких как радость, страх, удивление. При помощи данных новообразований ребенок оказывается в состоянии выразить свои желания или показать свое текущее состояние.
  3. Сенсомоторная стадия (от10 до 14 месяцев) начало практического мышления. Ребенок начинает активно воспринимать внешний мир за счет практических действий – управления объектами или собственным телом.
  4. Проективная стадия от (от 14 месяцев до трех лет) связана с развитием ходьбы и речи. Ребенок овладевает навыками воздействия на объекты, учится исследовать их свойства. Ребенок дает предметам названия, что позволяет ему объединять их в категории.
  5. Персоналистическая стадия ( от трех до шести лет) характеризуется осознанием ребенка себя, своих отличительных черт.Ребенок начинает отличать себя как от взрослых, так и от других детей. На данном этапе ребенок усваивает те социальные роли. Которые ему приходиться играть.
  6. Учебная стадия (от шести до 11 лет) – стадия, на которой ребенок начинает использовать свои интеллектуальные силы. Переход к школьному обучению заставляет развиваться у ребенка памяти и внимания, за счет чего происходит улучшение практических знаний о предметах их свойствах, так и теоретических в рамках учебной программы.
  7. Стадия полового созревания (после 11 лет) характеризуется развитием независимости и поиском своей индивидуальности. В данном возрасте у ребенка хорошо развивается абстрактное мышление.

    

    

 

 

 

 

 

2.5. Теории в рамках  отечественной психологии

  • Теория Л.С. Выготского.

     Лев Семенович Выгодский (1896-1934) – советский психолог. Выготский трактует процесс развития сознания ребенка как интериоризацию: любая функция возникает сначала вне сознания ребенка и уже затем начинает им использоваться. Примером такого эффекта может служить речь ребенка: маленькие дети зачастую разговаривают сами с собой, проговаривая вслух каждое выполняемое ими действие; затем речь ребенка преобразуется во внутреннюю.

     Выготский выдвинул идею о том, что обучение будет эффективным в ситуации, когда оно опережает нормальное развитие ребенка. Он ввел понятие «зона ближнего развития» - разницы между тем, какие задачи ребенок в состоянии решить самостоятельно, и тем, какие задачи он может решить только под руководством взрослого; т.е. то, что сегодня ребенок делает только под руководством взрослого, завтра он сможет сделать сам. Обучение, создающее такую зону, приводит к развитию ребенка.

     Важное значение  в развитии ребенка Выготский  придавал кризисам, наступающим  при переходе ребенка от одной  возрастной ступени к другой. Выготский выделяет следующие стабильные и критические периоды возрастного развития: кризис новорожденности, младенческий возраст (два месяца – один год), кризис одного года, раннее детство (один год – три года, кризис трех лет, дошкольный возраст (три года – семь лет), кризис семи лет, школьный возраст (8 - 12 лет), кризис 13 лет, пуберантный возраст (14 – 18 лет), кризис 17 лет.

  • Теория Д.Б. Эльконина

     Даниил Борисович  Эльконин (1904-1984) – советский психолог.

     Каждый период  развития ребенка, по мнению Эльконина. Характеризуется следующими показателями:

  1. Социальной ситуацией развития – теми отношениями, в которые вступает ребенок со взрослыми на данном этапе;
  2. Ведущим  типом деятельности, характерным для данного этапа развития;
  3. Основными психическими новообразованиями.

     Основным критерием  развития ребенка Эльконин считал  ведущий тип деятельности. Он  выделил шесть таких типов:

  1. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;
  2. Предметно-манипулятивная деятельность;
  3. Ролевая игра;
  4. Учебная деятельность;
  5. Интимно-личное общение;
  6. Учебно-профессиональная деятельность.

      Зачастую  шесть основных типов деятельности  группируют в две группы: в  первую (человек - предмет) входят предметно-манипулятивная, учебная и учебно-профессиональная  деятельность; во вторую (человек - человек) непосредственно-эмоциональное общение, ролевая игра и интимно-личное  общение. Виды деятельности чередуются, и в случае расхождения между  системами « человек – предмет»  и «человек – человек» может  происходить кризис.

     Эльконин выделил  следующие основные периоды и  стадии развития ребенка.

  1. Период раннего детства включает в себя кризис новорожденности, стадию младенчества (0-1 год), кризис одного года (1-3 года), кризис трех лет.
  2. Период детства включает в себя дошкольный возраст (3-7 лет), кризис семи лет, младший школьный возраст (7-11 лет).
  3. Период отрочества включает кризис 11-12 лет, подростковый возраст (12-15), кризис пятнадцати лет, стадию ранней юности.

Заключение

     Рассмотрев различные теории личности, мы можем сделать следующие выводы о структурах, сходствах и отличиях подходов к изучению личности.

     Во-первых, хочется отметить, что любая из изученных теорий рассматривает общие вопросы: характер главных источников развития личности (врожденные или приобретенные), наиболее важные возрастные периоды формирования личности, доминирующие процессы в структуре личности (сознательное и бессознательное), обладание личности свободой воли, объективность и субъективность внутреннего мира человека.

     Во-вторых, общей идеей всех теорий личности является мысль о том, что личностью человек не рождается, а становится.

     Однако точки зрения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, в теориях значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания роли общества и различных социальных групп в развитии личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и значения в этом процессе жизненных кризисов, возможностей ускорения развития и ряда других моментов.

          Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого человека - важное условие внутреннего благополучия человека, установления и сохранения нормальных взаимоотношений с окружающими людьми.

 

 

 

    

 

Список использованной литературы

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст]: учебник /А.Г. Асмолов. – М.: Издательство МГУ, 1990. – 367с.
  2. Гусева, Т.И. Психология личности [Электронный ресурс]: конспект лекций / Т.И. Гусева, Т.В. Каратьян. – режим доступа: http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/103719/Guseva_-_Psihologiya_lichnosti%3A_konspekt_lekciii.html
  3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
  4. Шишкоедов, П.Н. Общая психология [Текст]: учебное пособие/ П.Н. Шишкоедов. – М.: Эксмо, 2009. – 228с.

Информация о работе Понятие о личности. Теории личности