Четвертый
кризис – «трудолюбие или чувство
неполноценности» - происходит в школьном
возрасте. От семи до одиннадцати лет.
С переходом в школьную среду ребенок
учится самостоятельно, выполнять требования
учителей, сравнивает свои навыки с навыками
других детей. Если ребенок чувствует,
что справляется, то у него развивается
трудолюбие, желание выполнять работу.
Чувство неполноценности формируется,
если ребенок выполняет указания учителей
не верно, не удостаивается поощрения
от родителей.
Пятый кризис
– «Эго идентичность или смешение
ролей» - переживается в возрасте
от одиннадцати до восемнадцати
лет. Человек начинает задаваться
вопросами о том. Кто он такой,
к какой группе принадлежит, что
его ждет в будущем. Если ребенку
ничего не мешает в формировании собственного
«Я», у него формируется идентичность.
Если же ребенку мешают формировать собственное
«Эго», то у него происходит смешение ролей.
Шестой кризис
– «близость или изоляция» - свойственен
взрослым людям от девятнадцати до сорока
лет.
Близость раскрывается
через установление контактов
с любимым человеком. Появлением
привязанности и потребности
в создании семьи. Изоляция вызывается
отсутствием полноценного общения
с противоположным полом. В таком
случае человек замыкается, становится
изолированным от внешнего общения.
Седьмой кризис
– «продуктивность или инертность»
- переживается человеком в среднем
возрасте – от сорока до
шестидесяти пяти лет. Продуктивность
выражается в заботе о других
людях, воспитании детей. Кризис среднего
возраста связан с вопросом об удовлетворенности
человека тем, как протекает его жизнь.
Неудовлетворенность ходом семейной жизни
и нежелание заниматься семейными проблемами
и воспитанием детей приводит к инертности
или стагнации.
Восьмой кризис
– «Эго-интеграция или отчаяние»
- переживается во время старения.
Многие люди задаются вопросом:
«Что за жизнь я прожил?»
То, как человек прошел жизненный
путь, оказывает значительное влияние
на его восприятие мира в
пожилом возрасте. Эго-интеграция
характерна для людей, которые
подводя итоги своей жизни
чувствуют удовлетворение и нежелание
что-либо менять. Человек не удовлетворенный
прожитой жизнью, впадает в депрессию.
Зачастую негативное разрешение
этого конфликта считается приводящим
к страху перед смертью.
Модель Эриксона
расширяет модель Фрейда в
том смысле. Что включенные в
нее восемь стадий развития
охватывают все возрасты человека.
2.4. Теории когнитивного
развития
Жан Пиаже
(1896-1980) – швейцарский психолог, создатель
теории когнитивного развития. Теория
развития мышления Пиаже, как правило,
называется «теорией когнитивного развития»
или «операциональной теорией».
Пиаже выделяет
три основные стадии интеллектуального
развития ребенка: стадию сенсомоторного
развития (с момента рождения
до двух лет), стадию конкретных
операций (с двух до 11-12 лет) и стадию
формальных операций (с 12-13 лет).
- Сенсомоторная стадия.
Дети воспринимают
мир за счет движения и органов
чувств. На данной стадии ребенок
овладевает своими сенсорными
и моторными способностями: он
слушает, разглядывает, кричит, толкает,
тянет и т.д.
Сенсомоторная
стадия включает шесть подстадий,
каждая из которых соответствует
организации различных сложных движений.
- Стадия развития врожденных
рефлексов – до первого месяца жизни.
Рефлексы (сосание, хватание и т.п.) вызываются
внешними стимулами и в результате повторения
становятся все более активными.
- Стадия развития моторных навыков
– с первого по четвертый месяц жизни.
Формируются условные рефлексы как результат
взаимодействия ребенка с окружающей
средой (привычки).
- Стадия развития циркулярных
операций – с четырех до восьми месяцев.
Данные операции формируются благодаря
развитию координации между персептивными
системами и моторными схемами. Например,
ребенок дергает за веревку, вызывая сотрясение
погремушки, с целью заставить ее греметь.
- Стадия развития координации
средств и целей – с восьми месяцев до
двенадцати месяцев. Действиям ребенка
становится присуща еще большая преднамеренность
в расчете на достижение цели, формируется
умение комбинировать поведенческие схемы
для достижения результата (отодвигание
руки экспериментатора с целью достать спрятанную
за ней куклу).
- Стадия открытия новых средств
– от12 до 18 месяцев. Ребенок начинает активно
исследовать окружающий мир. Зачастую
получение новой информации происходит
непреднамеренно, но вызывает у ребенка
формирование связи между его действиями
и результатом.
- Стадия изобретения новых средств
– от 18 до 24 месяцев. Ребенок начинает
сочетать уже известные и знакомые ему
схемы для поиска решения проблемы, действуя
методом «проб и ошибок».
К концу
данного этапа ребенок приобретает
множество сведений об объектах
и их основных свойствах, о
физических законах и т. д.
- Стадия конкретных операций.
На этой
стадии происходит постепенный
перенос действий из внешнего
проявления во внутренний план.
Ребенок овладевает различными
операциями – сравнением, классификацией,
оценкой. С помощью данных операций
он узнает характеристики предметов
– величину, объем, вес и т.д.
Можно выделить
предоперационный уровень развития
ребенка( с двух до пяти лет), который характеризуется
развитием символического мышления, умения
создавать мысленные образы предметов,
давать им наименования.
У ребенка
развивается языковые навыки, способность
представлять предметы с помощью
слов. При этом предметы он
все еще использует интуитивно,
нежели логически обдумав свои
действия.
Уровень конкретных
операций развивается в возрасте
от 7 до 11 лет и характеризуется
началом использования логики. На
данном этапе формируются наиболее
важные логические процессы:
- упорядочивание, сортировка
в зависимости от размера, формы
и свойств объекта (к примеру,
ребенок в состоянии выстроить
матрешку в зависимости от
размеров ее элементов);
- классификация, умение давать
название и относить объекты
в зависимости от их принадлежности
к какой-либо группе;
- умение определять возможные
переходы объекта из одного
состояния в другое;
- понимание соотношений
размера и числа объектов без
непосредственного манипулирования
с ними.
- умение смотреть на
вещи с точки зрения другого
человека.
Стадия формальных
операций.
Данная стадия
характерна для детей в возрасте
от11 до 14-15 лет. На этой стадии
мыслительные операции характеризуются
способностью мыслить абстрактно,
логически и оценивать последствия
своих поступков. По мнению Пиаже
этот вид мышления свойственен
и взрослому.
Анри Поль
Гиацинт Валлон (1879-1962) – французский психолог.
По мнению Валлона, ребенок с рождения
обречен на активную социализацию в силу
своей беспомощности. Он выделяет следующие
стадии детства:
- Импульсивная стадия (до шести
месяцев) – стадия рефлекторных ответов
на внешнее воздействие. Движения ребенка
характеризуются слабым контролем моторики.
- Эмоциональная стадия (от шести
до 10 месяцев) характеризуется появлением
ряда эмоциональных проявлений, таких
как радость, страх, удивление. При помощи
данных новообразований ребенок оказывается
в состоянии выразить свои желания или
показать свое текущее состояние.
- Сенсомоторная стадия (от10 до 14 месяцев) начало практического мышления. Ребенок начинает активно воспринимать внешний мир за счет практических действий – управления объектами или собственным телом.
- Проективная стадия от (от 14
месяцев до трех лет) связана с развитием
ходьбы и речи. Ребенок овладевает навыками
воздействия на объекты, учится исследовать
их свойства. Ребенок дает предметам названия,
что позволяет ему объединять их в категории.
- Персоналистическая стадия
( от трех до шести лет) характеризуется
осознанием ребенка себя, своих отличительных
черт.Ребенок начинает отличать себя как
от взрослых, так и от других детей. На
данном этапе ребенок усваивает те социальные
роли. Которые ему приходиться играть.
- Учебная стадия (от шести до 11 лет) – стадия,
на которой ребенок начинает использовать
свои интеллектуальные силы. Переход к
школьному обучению заставляет развиваться
у ребенка памяти и внимания, за счет чего
происходит улучшение практических знаний
о предметах их свойствах, так и теоретических
в рамках учебной программы.
- Стадия полового созревания
(после 11 лет) характеризуется развитием
независимости и поиском своей индивидуальности. В данном возрасте у ребенка хорошо развивается абстрактное мышление.
2.5. Теории в рамках
отечественной психологии
Лев Семенович
Выгодский (1896-1934) – советский психолог.
Выготский трактует процесс развития
сознания ребенка как интериоризацию:
любая функция возникает сначала вне сознания
ребенка и уже затем начинает им использоваться.
Примером такого эффекта может служить
речь ребенка: маленькие дети зачастую
разговаривают сами с собой, проговаривая
вслух каждое выполняемое ими действие;
затем речь ребенка преобразуется во внутреннюю.
Выготский выдвинул
идею о том, что обучение будет эффективным
в ситуации, когда оно опережает нормальное
развитие ребенка. Он ввел понятие «зона
ближнего развития» - разницы между тем,
какие задачи ребенок в состоянии решить
самостоятельно, и тем, какие задачи он
может решить только под руководством
взрослого; т.е. то, что сегодня ребенок
делает только под руководством взрослого,
завтра он сможет сделать сам. Обучение,
создающее такую зону, приводит к развитию
ребенка.
Важное значение
в развитии ребенка Выготский
придавал кризисам, наступающим
при переходе ребенка от одной
возрастной ступени к другой. Выготский
выделяет следующие стабильные и критические
периоды возрастного развития: кризис
новорожденности, младенческий возраст
(два месяца – один год), кризис одного
года, раннее детство (один год – три года,
кризис трех лет, дошкольный возраст (три
года – семь лет), кризис семи лет, школьный
возраст (8 - 12 лет), кризис 13 лет, пуберантный
возраст (14 – 18 лет), кризис 17 лет.
Даниил Борисович
Эльконин (1904-1984) – советский психолог.
Каждый период
развития ребенка, по мнению Эльконина.
Характеризуется следующими показателями:
- Социальной ситуацией развития
– теми отношениями, в которые вступает
ребенок со взрослыми на данном этапе;
- Ведущим типом деятельности,
характерным для данного этапа развития;
- Основными психическими новообразованиями.
Основным критерием
развития ребенка Эльконин считал
ведущий тип деятельности. Он
выделил шесть таких типов:
- Непосредственно-эмоциональное
общение со взрослыми;
- Предметно-манипулятивная деятельность;
- Ролевая игра;
- Учебная деятельность;
- Интимно-личное общение;
- Учебно-профессиональная деятельность.
Зачастую
шесть основных типов деятельности
группируют в две группы: в
первую (человек - предмет) входят предметно-манипулятивная,
учебная и учебно-профессиональная
деятельность; во вторую (человек - человек)
непосредственно-эмоциональное общение,
ролевая игра и интимно-личное
общение. Виды деятельности чередуются,
и в случае расхождения между
системами « человек – предмет»
и «человек – человек» может
происходить кризис.
Эльконин выделил
следующие основные периоды и
стадии развития ребенка.
- Период раннего детства включает в себя кризис новорожденности, стадию младенчества (0-1 год), кризис одного года (1-3 года), кризис трех лет.
- Период детства включает в себя
дошкольный возраст (3-7 лет), кризис семи
лет, младший школьный возраст (7-11 лет).
- Период отрочества включает
кризис 11-12 лет, подростковый возраст (12-15),
кризис пятнадцати лет, стадию ранней
юности.
Заключение
Рассмотрев различные
теории личности, мы можем сделать следующие
выводы о структурах, сходствах и отличиях
подходов к изучению личности.
Во-первых,
хочется отметить, что любая из изученных
теорий рассматривает общие вопросы: характер
главных источников развития личности
(врожденные или приобретенные), наиболее
важные возрастные периоды формирования
личности, доминирующие процессы в структуре
личности (сознательное и бессознательное),
обладание личности свободой воли, объективность
и субъективность внутреннего мира человека.
Во-вторых,
общей идеей всех теорий личности является
мысль о том, что личностью человек не
рождается, а становится.
Однако
точки зрения по вопросу о том, каким законам
подчиняется развитие личности, в теориях
значительно расходятся. Эти расхождения
касаются понимания роли общества и различных
социальных групп в развитии личности,
закономерностей и этапов развития, наличия,
специфики и значения в этом процессе
жизненных кризисов, возможностей ускорения
развития и ряда других моментов.
Ощущение
устойчивости собственной личности и
личности другого человека - важное условие
внутреннего благополучия человека, установления
и сохранения нормальных взаимоотношений
с окружающими людьми.
Список использованной литературы
- Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст]: учебник /А.Г. Асмолов. – М.: Издательство МГУ, 1990. – 367с.
- Гусева, Т.И. Психология личности [Электронный ресурс]: конспект лекций / Т.И. Гусева, Т.В. Каратьян. – режим доступа: http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/103719/Guseva_-_Psihologiya_lichnosti%3A_konspekt_lekciii.html
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей
психологии [Текст]: учебное пособие/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
- Шишкоедов, П.Н. Общая психология [Текст]: учебное пособие/ П.Н. Шишкоедов. – М.: Эксмо, 2009. – 228с.