Таким образом,
периодизация, созданная Холлом, построена
на основе появления и угасания
в онтогенезе разных форм игры.
Теория рекапитуляции утверждает,
что последовательность и содержание
этих этапов заданы генетически,
и потому не уклониться, ни
миновать какую-то стадию своего
развития ребенок не может.
Холл реализовал
идею создания экспериментальной
детской психологии, собрав воедино
требования педагогической практики
и достижения современной ему
биологии и психологии.
- Теория трех ступеней развития была предложена немецким психологом Карлом Людвигом Бюлером (1879-1963). Эта теория основана на непосредственном наблюдении за животными, их поведением в ходе эксперимента.
По мнению Бюлера, стадии развития
ребенка сопоставимы со стадиями развития
животных. Ученый выделил три ступени
развития:
- инстинкт (до 1 года);
- формирование навыков
или дрессура (1-3 года);
- интеллект (3-5 лет).
Этап инстинкта
характеризуется тем, что удовольствие
наступает после выполнения действия.
На уровне дрессуры образуется
перенос удовольствия на сам
процесс совершения действия, и.е.
удовольствие и деятельность
начинают идти параллельно. На
стадии интеллекта появляется
предвосхищение удовольствия, и
человек может представить, что
его ожидает еще до начала
выполнения действий.
Полученные
экспериментальным путем данные
позволили Бюлеру сделать вывод
о том, что развитие корковых
слоев мозга в три года ведет
к развитию новых психических
способностей, поэтому ускорить
процесс развития, пока не созреют
определенные участки мозга, нельзя.
- Теория конвергенции двух факторов
– наследственной одаренности и окружающей
среды – предложена немецким психологом
Ульямом Льюсом Штерном (1871-1938).
По мнению Штерна,
психическое развитие не является простым
проявлением врожденных свойств или простым
восприятием внешних воздействий, а определенной
суммой воздействий наследственности
и окружающей среды. Влияние этих двух
факторов Штерн анализировал на примере
некоторых основных видов деятельности
детей, главным образом игры. Он впервые
выделил содержание и форму игровой деятельности,
доказывая, что форма является неизменной
и связана с врожденными качествами, для
упражнения которых и создана игра; в тоже
время содержание задается средой, помогая
ребенку понять, в какой конкретно деятельности
он может реализовать заложенные в нем
качества.
- Нормативный подход к исследованию развития человека был разработан Арнольдом Люцием Гезеллом (1880-1961) – американским психологом
и педиатром.
В своей
клинике Гезелл изучал психическое
развитие детей именно раннего
возраста – от рождения до
трех лет. По мнению психолога,
за первые три года жизни
ребенок проходит большую часть
своего психического развития, ибо
темп развития в этот период
самый высокий. Гезелл создал
периодизацию психического развития,
в которой выделял три периода:
от рождения до года, от года
до трех и от трех до восемнадцати
лет. Первый период развития характеризуется
максимально высоким темпом психического
развития, второй – средним, а
третий – низким темпом.
По мнению
представителей нормативного подхода,
значительные изменения на физиологическом,
интеллектуальном уровне и моторном
уровнях достигают своего максимума
до трех лет, затем происходит
снижение темпов развития. При
этом уровень физического, речевого
и социального развития ребенка должен
соответствовать некоторой статической
возрастной норме. Развитие как таковое
закачивается восемнадцати годам, когда
все параметры стабилизируются. К старости
у человека начинаются регрессивные изменения,
что названо «законом затухания»
2.2. Теория нравственного
развития
Американский
психолог Лоренс Кольберг (1927-1987)
в своей докторской диссертации
описал стадии морального развития
ребенка. В процессе нравственного
развития ребенок проходит эволюцию
от эгоцентрического отношения
к окружающему, при которой любой
поступок он оценивает как
хороший или плохой в соответствии
с правилами, усвоенными им от
взрослых, до более гибкой позиции,
когда в своих рассуждениях
о других людях он начинает
придавать все большее значение
своим личным критериям.
Кольберг выделяет
три основных уровня развития
нравственных суждений преднравственный
(предконвенциональный), конвенциональный
и постконвенциональный. При этом
в рамках каждого из этих
уровней человек проходит по
две стадии развития.
- Преднравственный уровень (от
4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются
внешними обстоятельствами, точки х зрения
других людей не учитываются.
- На первой стадии нравственного
развития суждения выносятся
на основе того, будет ли ребенок
за этот поступок наказан или
удостоится похвалы. Действие воспринимается
как непрерывное, если ребенка
наказывают; чем сильнее наказание,
тем худшим ребенок считает
тот или иной поступок.
- На второй стадии суждение
выносится в связи с той пользой, которую
благодаря ему можно будет извлечь.
- Конвенциональный уровень (от
10 до 13 лет). Человек, находящийся на этом
уровне развития, придерживается условной
роли, ориентируясь при этом на принципы
других людей. Это означает прежде всего
некритическое принятие оценок своей
референтной группы (семьи, класса и т.д.):
моральные нормы данной группы усваиваются
и воспринимаются как истинные.
- На третьей стадии
морального развития главным
критерием суждения является
одобрение или неодобрение других
людей. Ребенок при этом старается
выполнять определенную социальную роль,
чтобы соответствовать ожиданиям взрослых.
- На четвертой стадии
суждение выносится в соответствии
с установленным порядком, уважением
к власти и предписанными ее
законами.
- Постконвенциональный уровень
(с 13 лет). Истинная нравственность по,
Кольбергу, достигается только на этом
уровне развития. На данном этапе вырабатываются
уже личные нравственные принципы, которые вполне могут отличатся от норм референтной группы, и человек судит о поведении исходя из своих собственных критериев. Что предполагает и высокий уровень развития рассудочной деятельности. С точки зрения Кольберга, данный уровень достаточно редко достигается даже взрослыми людьми, но становится доступен с подросткового возраста с появлением гипотетико-дедуктивногго мышления.
- На пятой стадии оправдание
поступка основывается на уважении
демократически принятого решения
или уважения прав человека.
- На шестой стадии поступок
квалифицируется как правильный,
если он продиктован совестью
– независимо от его законности
или мнения других людей.
Начиная с
тринадцатилетнего возраста у
детей преднравственный уровень
вытесняется конвенциональным и
в меньшей степени постконвенциональным.
Кольберг отмечал. Что многие
люди так и не переходят
на четвертую стадию нравственного
развития, а шестой, высшей стадии
достигают только 10% всех людей
старше шестнадцатилетнего возраста.
2.3. Психоаналитические теории
- Психосексуальная теория З. Фрейда. Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр, основатель психоаналитической школы.
Концепция психосексуального
развития была предложена в конце 19-начале
20 в. Личность, по Фрейду, - это взаимодействие
взаимно побуждающих и сдерживающих сил.
Одно из основных положений психоаналитического
учения о развитии личности заключается
в том, что сексуальность является основным
человеческим мотивом. Стадии психического
развития человека Фрейд сводит к стадиям
преобразования и перемещения по разным
зонам либидонозной (сексуальной) энергии:
оральная, анальная, фаллическая, латентная
и генитальная.
- Оральная стадия (0-1 год). Характеризуется
тем, что основной источник удовольствия сосредоточивается в зоне активности, связанной с кормлением.
Удовлетворение
либидо достигается за счет
ротового контакта во время
сосания, покусывания или жевания.
Остановка на этой стадии развития
впоследствии приводит к возникновению
таких пороков, как словесная
агрессивность, постоянное жевание,
курение, алкоголизм.
Ребенок, который
не удовлетворяет свои потребности,
вынужден искать замещения для
их удовлетворения и не может
перейти на следующую стадию
развития. На оральной стадии
у человека могут сформироваться
такие черты личности, как жадность,
требовательность, постоянное чувство
неудовлетворенности.
- Анальная стадия (1-3 года). На
данной стадии ребенок учится управлять
процессами дефекации. Приучение ребенка
к чистоплотности ведет к перемещению
источника удовлетворения либидо в анальную
область тела, которая становится объектом
внимания ребенка.
Родители начинают
приучать ребенка пользоваться
туалетом самостоятельно, при этом
многие дети страдают от принуждения,
наказаний родителей, страха потерять
их любовь. Все это приводит к конфликту
между необходимостью овладеть правилами
гигиены и предъявляемыми требованиями.
Положительное разрешение конфликта приводит
к тому, что человек может стать чистоплотным,
пунктуальным и желающим всегда все выполнять
идеально и вовремя. Отрицательное разрешение
конфликта приводит к ухудшению самоконтроля,
при котором человек становится нечистоплотным
или безынициативным.
- Фаллическая стадия (3-5лет) характеризует
высшую ступень детской сексуальности,
когда ведущей эрогенной зоной становятся
гениталии.
На фаллической
стадии развивается Эдипов комплекс
(у мальчиков) и комплекс Электры
(у девочек). Оба этих комплекса (Эдипов
комплекс и комплекс Электры) характеризуются
привязанностью ребенка к родителю противоположного
пола и агрессивностью к родителю своего
пола. Конфликт разрешается путем идентификации
себя с отцом (у мальчиков) или с матерью
(у девочек), принятием основных ролей
и ценностей присущих своему полу.
Фаллическая
стадия развития соответствует
зарождения таких черт личности,
как самонаблюдение, благоразумие,
рациональное мышление.
- Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется
снижением интереса к сексуальной стороне
жизни. Энергия переносится на освоение
общечеловеческого опыта, закрепленного
в науке и культуре. На установление дружеских
отношений со сверстниками и взрослыми.
Принято считать,
что на данной стадии не
существует конфликтов и человек
не может остановиться в своем
развитии на этой стадии.
- Генитальная стадия (12-18) характеризуется
стремлением к нормальному сексуальному
общению, развитием индивидуальности
и независимости. Принято считать, что
успешное разрешение конфликта на данной стадии
связано с уходом подростка из под «родительского
крыла» и образования взаимоотношений
с противоположным полом, созданием собственной
семьи.
Теория Зигмунда
Фрейда впервые показала, что
для развития человека главное
значение имеет другой человек,
а не предметы которые его окружают.
- Психосоциальная теория Э.Эриксона.
Эрик Хомбургер
Эриксон (1902-1994) – американский психолог
датского происхождения. Эриксон считал,
что развитие каждого человека проходит
несколько этапов. Некоторые из этих этапов
в целом соответствуют стадиям развития
по Фрейду. Однако модель развития по Эриксону
является психосоциальной. По мнению Эриксона,
развитие продолжается всю жизнь, причем
каждая из стадий развития отмечается
специфическим для нее конфликтом (кризисом),
позитивное разрешение которого приводит
к переходу на новый этап развития.
В книге Эриксона
«Детство и общество» (1950) представлена
модель «восьми возрастов человека», которая
описывает восемь кризисов, через которые
проходит человек в своем развитии.
Первый кризис
– «доверие или недоверие» - человек
переживает на первом году
жизни. От рождения до восемнадцати
месяцев. Он связан с тем, удовлетворяются
или нет основные физиологические
потребности ребенка ухаживающим
за ним человеком. Если потребности
удовлетворяются. То у ребенка
складывается впечатление об
окружающим мире как о безопасном
и достойном доверия месте.
Второй кризис
– «автономия или стыд и
сомнение» - протекает в период
от полутора до трех лет
и связан с приучением ребенка
к чистоплотности. В данный период
у ребенка начинает развиваться
чувство автономии. Если родители
оказывают ребенку помощь в
овладении базовыми навыками гигиены,
он получает должный опыт автономии. Слишком
строгий контроль приводит к развитию
у ребенка чувства стыда, сомнений, страха
потерять контроль над собственным телом.
Третий кризис
– «инициатива или чувство
вины» - соответствует возрасту от
трех до шести лет, в котором
происходит самоутверждение человека.
Ребенок начинает активно познавать
окружающий мир. Если такой исследовательской
деятельности ребенка ничто не
мешает и она поощряется взрослыми,
ребенок обретает чувство инициативы.
В противоположном случаи у
него может развиться чувство
вины.