Понятие разграничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

Одной из наиболее значимых теоретических и практических проблем современной клинической психологии является диагностическая. Суть ее заключается в выработке объективных и достоверных критериев диагностики психических состояний человека и квалификации их как психологических феноменов или психопатологических симптомов. Проблема носит как объективный, так и субъективный характер. Объективность выражается в нежелании психиатров допускать до диагностического процесса психологов по причине «склонности психологов к психологизации процесса диагностики, т.е. объяснения механизмов проявления и появления феноменов с сугубо психологической позиции и недоучета биологических составляющих болезни». При всей кажущейся объективности выдвинутого тезиса фактически он субъективен. Поскольку диагностический процесс — это процесс различения нормы и патологии, симптома и признака. Для объективизации этого процесса не обойтись лишь медицинскими знаниями, нацеленными на патологию и не опирающимися на вариации нормы. Объективные же сложности диагностического процесса обусловлены, в первую очередь, методологическим аспектом.
В настоящее время выделяется несколько основополагающих принципов разграничения психологических феноменов и психопатологических феноменов, базирующихся на феноменологическом подходе к оценке нормы и патологии.
Принцип Курта Шнайдера гласит: «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомов) признается лишь то, что может быть таковой доказано». Обратим внимание на казалось бы экзотическое для клинической психологии и психиатрии слово «доказано». О каких доказательствах может идти речь? Существует лишь один способ доказательства (не менее объективный, чем в других науках). Это доказательства с помощью законов логики — науки о законах правильного

Содержание работы

Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
Демонстративные расстройства личности;
Список литературы

Файлы: 1 файл

Клиническая психология.docx

— 85.10 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ      БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 
 

ФАКУЛЬТЕТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПРАКТИЧЕСКАЯ  ПСИХОЛОГИЯ» 
 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «Клиническая психология»

                                                                  

Билет №8

Выполнил  студент заочной формы обучения

ЛЕШКОВ  ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ(_____________)

Логин ___________

Проверил__________________________________

Оценка _________________Подпись___________  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Улан-Удэ 

2010 г. 
 
 

Содержание: 

  1. Проблема  разграничения психологических  феноменов и психопатологических  симптомов
  2. Демонстративные расстройства личности;
  3. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Одной из наиболее значимых теоретических  и практических проблем современной  клинической психологии является диагностическая. Суть ее заключается в выработке  объективных и достоверных критериев  диагностики психических состояний  человека и квалификации их как психологических  феноменов или психопатологических  симптомов. Проблема носит как объективный, так и субъективный характер. Объективность  выражается в нежелании психиатров допускать до диагностического процесса психологов по причине «склонности  психологов к психологизации процесса диагностики, т.е. объяснения механизмов проявления и появления феноменов  с сугубо психологической позиции  и недоучета биологических составляющих болезни». При всей кажущейся объективности  выдвинутого тезиса фактически он субъективен. Поскольку диагностический процесс  — это процесс различения нормы  и патологии, симптома и признака. Для объективизации этого процесса не обойтись лишь медицинскими знаниями, нацеленными на патологию и не опирающимися на вариации нормы. Объективные  же сложности диагностического процесса обусловлены, в первую очередь, методологическим аспектом.

  В настоящее время выделяется несколько  основополагающих принципов разграничения  психологических феноменов и  психопатологических феноменов, базирующихся на феноменологическом подходе к  оценке нормы и патологии.

  Принцип Курта Шнайдера гласит: «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомов) признается лишь то, что может быть таковой доказано». Обратим внимание на казалось бы экзотическое для клинической психологии и психиатрии слово «доказано». О каких доказательствах может идти речь? Существует лишь один способ доказательства (не менее объективный, чем в других науках). Это доказательства с помощью законов логики — науки о законах правильного мышления, или науки о законах, которым подчиняется правильное мышление.

  Если  диагност пытается доказать наличие  у человека бреда (т.е. ложных умозаключений), он должен иметь неложные, но верные и обладать способом их доказательств. Рассмотрим это положение следующем  примере. Мужчина убежден в том, что жена ему изменяет, и свое убеждение «доказывает» следующим  умозаключением: «Я убежден, что жена мне изменяет, потому что я застал ее в постели с другим мужчиной». Можем ли мы признать подобное доказательство истинным, а такого человека психически здоровым? В подавляющем большинстве  случаев обыватель и почти  каждый клиницист признают, что он здоров. Представим, что тот же мужчина  приводил бы иные «доказательства», к  примеру такие: «Я убежден, что жена мне изменяет, потому что она в  последнее время стала использовать излишне яркую косметику» или  «... потому что она уже месяц  отказывается от интимной близости»  или «... потому что она вставила новые зубы» и т.д. Какое из «доказательств» можно признать истинным? На основании здравого смысла подавляющее большинство людей  укажет, что все кроме последнего явно недоказательны. Но найдутся и  те, которые с определенной долей  вероятности могут согласиться, к примеру, со вторым «доказательством», признают менее вероятным (но все  же вероятным) первое «доказательство».

  Для того, чтобы разрешить эту типичную для диагностики задачу необходимо, наряду с критерием доказанности (достоверности), ввести еще один критерий из области логики — критерий вероятности. По определению вероятность, выражаемая единицей (1), есть достоверность. Для того, чтобы показать, каким образом определяется степень вероятности наступления какого-либо события, возьмем широко известный пример. Предположим, перед нами находится ящик с белыми и черными шарами, и мы опускаем руку, чтобы вынуть оттуда какой-нибудь шар. Спрашивается, какова степень вероятности того, что мы вынем белый шар. Для того, чтобы определить это, мы сосчитаем число шаров белых и черных. Предположим, что число белых равняется 3, а число черных — 1; тогда вероятность, что мы вынем белый шар, будет равняться 3/4, т.е. из 4 случаев мы имеем право рассчитывать на три благоприятных и один неблагоприятный. Вероятность, с какой вынется черный шар, будет выражаться 1/4, т.е. из четырех случаев можно рассчитывать только на один благоприятный. Если в ящике находится четыре белых шара, то вероятность, что будет вынут белый шар, будет выражаться числом 4/4=1.

  Для анализа случая с идеями ревности, приведенного выше, необходимо знание и такого логического феномена как  аналогия. Аналогией называется умозаключение, в котором от сходства двух вещей в известном числе свойств мы заключаем к сходству и других свойств (Г.И.Челпанов). Например, следующее умозаключение может быть названо умозаключением по аналогии: «Марс похож на Землю в части своих свойств — Марс обладает атмосферой с облаками и туманами, сходными с земными, Марс имеет моря, отличающиеся от суши зеленоватым цветом и полярные страны, покрытые снегом — отсюда можно сделать заключение, что Марс похож на Землю и в других свойствах, например, что он подобно Земле обитаем».

  Основываясь на законах логики, понятиях вероятности, достоверности и феномене умозаключения  по аналогии, можно проанализировать диагностический случай с мужчиной, утверждающим, что жена ему неверна. Таким образом, для научного анализа  существенным будет не нелепость  «доказательства» (к примеру, «изменяет, потому что вставила новые зубы»), а распределение этим человеком  спектра вероятности правильности его умозаключения о неверности жены на основании того или иного  факта. Естественно, что объективно подсчитать вероятность того, что  новые зубы указывают на то, что  жена изменяет невозможно, однако в  силу микросоциальных традиций, культуральных особенностей и других параметров, можно говорить о том, что это маловероятно. Если же обследуемый наделяет подобный факт качествами достоверности, то можно предполагать, что его мышление действует уже не по законам логики и на этом основании предположить наличие психопатологического синдрома — бреда.

  То  же самое можно предположить, если в качестве доказательства собственной  правоты он приводил бы чей-либо конкретный пример. Поскольку известно, что  заключение по аналогии не может дать ничего, кроме вероятности. При этом степень вероятности умозаключения  по аналогии зависит от трех обстоятельств: 1) количества усматриваемых сходств; 2) количества известных несходств  между ними и 3) объема знания о сравниваемых вещах.

  Доказательство  наличия психического расстройства согласно принципу Курта Шнайдера базируется на «двух логиках»: оценке логики поведения  и объяснения этого поведения  испытуемым и логике доказательства. В доказательстве обычно различают  тезис, аргумент и форму доказательства. В области клинической психиатрии это выглядит так: тезис — обследуемый  психически болен, аргумент (аргументы) — к примеру, «его мышление алогично, имеется бред», форма доказательства — доказывается, почему его мышление диагност считает алогичным, на основании  каких критериев высказывания мы можем расценивать как бредовые и т.д.

  Еще одним принципом, которому следует  научная диагностическая доктрина, является принцип «презумпции психической нормальности». Суть его заключается в том, что никто не может быть признанным психически больным до того, как поставлен диагноз заболевания или никто не обязан доказывать отсутствие у себя психического заболевания. В соответствии с этим принципом человек изначально для всех является психически здоровым, пока не доказано противное, и никто не вправе требовать от него подтверждения этого очевидного факта.

  Основным  принципами Диагностики, претендующей на научность своих взглядов, на сегодняшний день можно считать  феноменологические принципы. В сфере диагностики психических расстройств феноменологический переворот совершил в начале XX века известный немецкий психиатр и психолог Карл Ясперс. Базируясь на философской концепции феноменологической философии и психологии Гуссерля, он предложил принципиально новый подход к анализу психиатрических симптомов и синдромов.

  В основе феноменологической подхода  в психиатрии и клинической психологии лежит понятие «феномена». Феноменом можно обозначать любое индивидуальное целостное психическое переживание. Субъект-объектное противостояние, по мнению А.А. Ткаченко, К.Ясперс считал первичным и «никогда не устранимым» феноменом, в связи с чем он противопоставлял сознание окружающего, предметное сознание сознанию своего Я, самосознанию. В соответствии с таким подразделением становилось возможным описывать сначала саму по себе анормальную реальность, а затем переходить к формам изменения самосознания. Неразделенность этих составляющих в переживании была обозначена К.Ясперсом как совокупность отношений, расчленение которой оправдано только необходимостью соответствующих описаний. Эта совокупность отношений основывается на характере переживания пространства и времени, своего телесного осознания, сознания реальности. Для К.Ясперса феноменология являлась эмпирическим актом, образующимся благодаря сообщениям больных. Именно поэтому он так высоко ценил подробные истории болезни — их расширение, особенно в сравнении со временами Пинеля, когда история болезни могла занимать объем не более страницы, что позволяло бы глубже проникнуть во внутренний мир больного. Это стало закономерным следствием предпочтения индивидуальному методу с его выделением общего за счет индивидуального и специфического метода феноменологического, сохраняющего в своих понятиях структуру реального многообразия признаков (Ю.С.Савенко), В основных чертах этот метод явился следованием дескриптивному методу Гуссерля. Было очевидно, что подобный психологический метод явно отличается от естественнонаучных описаний, поскольку предмет в данном случае не предстоит сам по себе перед нашим взором чувственна, опыт является лишь представлением. В предлагаемом К. Ясперсом методе описание требовало, кроме систематических категорий, удачных формулировок и контрастирующих сравнений, выявление родства феноменов, их порядка следования или их появления на непроходимых расстояниях, и имело своей задачей наглядно представлять психические состояния, переживаемые больными, рассматривать их родственные соотношения, как можно более строго ограничивать их, различать и определять их во времени. Поскольку мы никогда не в состоянии непосредственно воспринимать чужое психическое таким же образом, как и физическое, речь могла идти, по мнению К.Ясперса, лишь о представлении, вчувствовании, понимании, достижимых посредством перечисления ряда внешних признаков психического состояния и условий, при которых оно возникает, чувственного наглядного сравнения и символизации, посредством разновидности суггестивного изображения. Именно поэтому К.Ясперс отводил такую роль самоописаниям больных, а также развернутым история болезни, где необходимо давать отчет о каждом психическом феномене, о каждом переживании, не ограничиваясь общим впечатлением и отдельными, специально выбранными деталями.

  Феноменологический  подход в диагностике, в отличие  от ортодоксального и некоторых  иных (к примеру, психоаналитического), использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии. Переживание человека рассматривается многомерно, а не толкуется (как это принято в ортодоксальной психиатрии) однозначно. За одним и тем же переживанием может скрываться как психологически понятный феномен-признак, так и психопатологический симптом. Для феноменологически ориентированного диагноста не существует однозначно патологических психических переживаний. Каждое из них может относиться как к нормальным, так и к аномальным. Если в рамках ортодоксальной психиатрии вопрос нормы-патологии трактуется произвольно на базе соотнесения собственного понимания истоков поведения человека с нормами общества, в котором тот проживает, то в при использовании феноменологического подхода существенное значение для диагностики имеет субъективные переживания и их трактовки самим человеком (то, что представители первого направления обозначили бы «психологи-заторством»). Диагност же следит лишь за логичностью этих объяснений, а не трактует их самостоятельно в зависимости от собственных пристрастий, симпатий или антипатий и даже идеологических приоритетов.

  Использование феноменологического метода в диагностическом  процессе, по Ю.С.Савенко, должно включать восемь, применяемых последовательно  и описанных ниже, принципов:

  1. Рассмотрение самого себя как  тонкого инструмента, органа постижения  истины и длительное пестование  для этой цели. Убеждение в  необходимости для этого чистой  души.

  2. Особая установка сознания и  всего существа: благоговейное отношение  к Истине и Природе, трепетное  — к предмету постижения: понять  его в его самоданности, каков  он есть.

  3. Боязнь не то, что навязать, даже  привнести что-то инородное от  себя, замутить предмет изображения,  исказить его. Отсюда задача: не  доказать свое, не вытянуть, не  навязать, не выстроить, а —  забыв себя, отрешившись от всех пристрастий — войти в предмет изображения, раствориться в нем и уподобиться ему, и, таким образом, не построить.а обнаружить, т.е. адекватно понять, постичь. Этому служит процедура феноменологической редукции или «эпохе» (греч. воздержание от суждения), представляющая последовательное, слой за слоем, «заключение в скобки», т.е. «очищение» от всех теорий и гипотез, от всех пристрастий и предубеждений, от всех данных науки, «сколь бы очевидными они ни были». Временная «приостановка веры в существование» всех этих содержаний, отключение от них высвобождает феномены из контекста нашей онаученной картины мира, а затем и повседневного образа жизни, «сохраняя при этом их содержание в возможно большей полноте и чистоте». Эта процедура включается по мере необходимости на любой ступени феноменологического исследования. На начальном этапе она возвращает нас в «жизненный мир», т.е. к универсальному горизонту, охватывающему мир повседневного опыта, освобожденному от всевозможных научных и квазинаучных представлений, заслонивших первозданную природу вещей.

Информация о работе Понятие разграничения