Понятие разграничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

Одной из наиболее значимых теоретических и практических проблем современной клинической психологии является диагностическая. Суть ее заключается в выработке объективных и достоверных критериев диагностики психических состояний человека и квалификации их как психологических феноменов или психопатологических симптомов. Проблема носит как объективный, так и субъективный характер. Объективность выражается в нежелании психиатров допускать до диагностического процесса психологов по причине «склонности психологов к психологизации процесса диагностики, т.е. объяснения механизмов проявления и появления феноменов с сугубо психологической позиции и недоучета биологических составляющих болезни». При всей кажущейся объективности выдвинутого тезиса фактически он субъективен. Поскольку диагностический процесс — это процесс различения нормы и патологии, симптома и признака. Для объективизации этого процесса не обойтись лишь медицинскими знаниями, нацеленными на патологию и не опирающимися на вариации нормы. Объективные же сложности диагностического процесса обусловлены, в первую очередь, методологическим аспектом.
В настоящее время выделяется несколько основополагающих принципов разграничения психологических феноменов и психопатологических феноменов, базирующихся на феноменологическом подходе к оценке нормы и патологии.
Принцип Курта Шнайдера гласит: «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомов) признается лишь то, что может быть таковой доказано». Обратим внимание на казалось бы экзотическое для клинической психологии и психиатрии слово «доказано». О каких доказательствах может идти речь? Существует лишь один способ доказательства (не менее объективный, чем в других науках). Это доказательства с помощью законов логики — науки о законах правильного

Содержание работы

Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
Демонстративные расстройства личности;
Список литературы

Файлы: 1 файл

Клиническая психология.docx

— 85.10 Кб (Скачать файл)

  4. «Феноменология начинается в  молчании», внутренней тишине, забвении  всего не относящегося к данному  акту постижения, отключении от  круговерти собственных забот.  Любая собственная активность  — помеха. Вплоть до ведения  самой беседы в лучшем случае  первой встречи с психически  больным. Нередко продуктивнее  «смотреть и слушать со стороны»  беседу коллеги с больным. 

  5. Полное сосредоточение внимания  на предмете, точнее на его  «горизонте», т.е. не только  моменте непосредственного восприятия, но всех «до» и «после», всех  скрытых, потенциальных, ожидаемых  сторонах предмета, т.е. на предмете, взятом во всем его смысловом  поле.

  6. Далее следует процедура «свободной  вариации в воображении», в которой  совершается совершенно произвольная  модификация предмета рассмотрения в различных аспектах посредством мысленного помещения его в разнообразные положения, ситуации, лишения или добавления различных характеристик, установления необычных связей, взаимодействия с другими предметами и т.д. Задача — уловить в этой игре возможностей инвариантность варьируемых признаков. Этим достигается усмотрение сущности в виде конституирования феномена в сознании в ходе постепенной «кристаллизации» его формы. Это и есть «категориальное созерцание» (в отличие от чувственного или «эйдетическая интуиция»).

  7. И, наконец, описание, по словам  Гуссерля, «лишь тот, кто испытал  подлинное изумление и беспомощность  перед лицом феноменов, пытаясь  найти слова для их описания, знает, что действительно значит  феноменологическое видение. Поспешное  описание до надежного усмотрения  описываемого предмета можно  назвать одной из главных опасностей  феноменологии». В связи частой  уникальностью описываемого используется  описание через отрицание, описание  через сравнение (метафоры, аналогии), описание через цитирование и  передачу целостных картин поведения.  Необходимо взыскательное, отношение  к лексическому выбору и терминологии, внимание к оттенкам не только  смыслового поля, но и этимологических  истоков, к звуковому и зрительному  гештальту слов.

  8. Истолкование скрытых смыслов,  герменевтика — позднейшее дополнение  феноменологического метода —  фактически представляет самостоятельный  метод следующей ступени, выходящий  за пределы феноменологии в  собственном смысле слова. 

  Для приближения теории феноменологической психологии к повседневной практике выделим и прокомментируем четыре основных ее принципа.

  Принцип понимания, как уже упоминалось выше, используется как противопоставление принципу объяснения, широко представленному в ортодоксальной психиатрии и основанному на критерии понятности или непонятности для нас (сторонних наблюдателей) поведения человека, его способности поступать правильно и исключать нелепые высказывания и действия. В рамках феноменологического подхода критерий понятности переходит в русло понимания и согласия диагноста с логичной трактовкой собственных переживаний и реакций на них. Продолжим начатый выше анализ случая с идеями ревности. Если для ортодоксального психиатра базой для диагностики бреда ревности будет выступать «нелепый характер высказываний и умозаключений больного» («жена изменяет, потому что вставила новые зубы»), то для феноменологически ориентированного диагноста существенным, наряду с другими параметрами, будет анализ понимания человеком сути измены («что вкладывать в понятие измены»). Ведь под этим термином может скрываться целый спектр толкований: измена — это интимная близость, это — флирт, это — нахождение с другим человеком наедине, это — поцелуй, это — любовное чувство и т.д. Следовательно без оценки субъективного смысла «измены» невозможно говорить о генезе «ложной» убежденности, характерной для бреда. Без понимания субъективности переживания человека нельзя сделать вывод об их обоснованности и логичности.

  Обратимся к убедительным размышлениям по конкретному  случаю одного из основоположников феноменологического  подхода Людвига Бинсвангера. Он писал: «Если вы спросите больного, слышит ли он голоса, а он вам заявит, на это, что голосов он не слышит, но «по ночам открыты залы обращений», которые он «охотно бы позволил», то вы можете обратить внимание на точный текст этого предложения и  высказать свое суждение об этом, т.е. что речь идет о причудливой или  странной манере говорить, и вы можете даже положить это суждение в основу вывода о том, что больной страдает шизофренией». Это, по мнению Л.Бинсвангера, не отражает феноменологического подхода. Ведь «всякое феноменологическое рассмотрение психопатологического явления вместо того, чтобы заниматься разделением психопатологических функций по видам и родам, прежде всего должно быть направлено на существо личности больного, которое представляется нам в его мировоззрении. Конечно, мы может представить себе весьма наглядно также и отдельные феномены, как, например, переживание «зала обращений» — сначала чувственно-конкретно, затем также более или менее категориально-абстрактным образом, но личность, которая имеет это переживание, всегда сопридана как конкретному феномену, так и абстрактному содержанию существа его, и «между» феноменом и личностью можно наблюдать точно фиксируемые всеобщие сущностные взаимосвязи».

  Принцип понимания позволяет нам отделить психологические феномены от психопатологических  симптомов, а в некоторых случаях  и постараться их противопоставить чисто лингвистически. Один и тот  же феномен после акта понимания, вчувствования может быть нами назван либо аутизмом, либо интраверсией, резонерством или демагогией, амбивалентностью или  нерешительностью и т.д.

  Следующим феноменологическим принципом является принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждения. В диагностическом плане его можно было бы модифицировать в принцип воздержания от преждевременного суждения. Его суть заключается в том, что в период феноменологического исследования необходимо отвлечься, абстрагироваться от симптоматического мышления, не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в рамки нозологии, а пытаться лишь вчувствоваться. Следует указать, что вчувствование не означает полного принятия переживаний человека и исключение анализа его состояния. В своем крайнем выражении вчувствование может обернуться субъективностью и также, как в ортодоксальной психиатрии привести к неправильным выводам. Примером подобной крайности может служить высказывание Рюмке о «чувстве шизофрении», на основании которого рекомендуется постановка этого диагноза.

  Два следующих принципа феноменологического  подхода к диагностике могут  быть обозначены как принцип беспристрастности и точности описания, а также принцип контекстуальности. Принцип беспристрастности и точности описания клинического феномена заключается в требовании исключить любые личностные (присущие диагносту) субъективные отношения, направленные на высказывания обследуемого, избежать субъективной их переработки на основании собственного жизненного опыта, морально-нравственных установок и прочих оценочных категорий. Точность описания требует тщательности в подборе слов и терминов для описания состояния наблюдаемого человека. Особенно важным в описании становится контекстуалъность наблюдаемого феномена, т.е. его описание в контексте времени и пространства — создание своеобразных «фигуры и фона». Принцип контекстуалъности подразумевает, что феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя. В этом отношении контекстуальность позволяет определить место и меру осознания проводимого человеком феномена. Психиатрические истории болезни изобилуют выражениями типа: «у больного печальное, скорбное выражение лица», «пациент ведет себя неадекватно, груб с медицинским персоналом, гневлив», «больной переоценивает свои способности». Они приводятся врачом зачастую в качестве «доказательства» наличия психопатологической симптоматики, дезадаптивных, болезненных проявлений. Однако, эти обоснования теряют вес в связи с тем, что приводятся изолированно вне контекста ситуации, вызвавшей психические феномены. Печальное, скорбное выражение лица в палате психиатрической лечебницы — имеет особый оттенок и может быть расценено как нормальная реакция человека на госпитализацию, а печальное, скорбное выражение лица при встрече после разлуки с любимым человеком несет иную смысловую нагрузку. Грубость человека при любезном с ним обращении по крайней мере неадекватно, а грубость пациента, насильственно помещаемого санитарами в психиатрический стационар может быть вполне адекватной. Анализ переоценки испытуемым собственных способностей нуждается в экспериментальном м документальном подтверждении, в противном случае возникает законный вопрос: «А судьи кто?» Нередки в традиционных историях болезни и преувеличения, которые могут приводить к недоразумениям при их интерпретации. К примеру, высказывание: «Больной Ч. постоянно где бы ни находился теребил свои половые органы» вызывает сомнение в истинности и точности наблюдения. Налицо неудачный художественно-литературный прием, который может привести к неправильному диагностическому анализу психического состояния пациента. В этом отношении показательным является пример, приводившийся психиатром Рюмке, с таким психологическим феноменом как плач. Охарактеризовать и описать его как будто бы не сложно, но без реального контекста описание теряет смысл. Можно описать плач как раздражение слезных желез, как признак слабости («ты слишком большой, чтобы плакать»), как реакцию на несчастье или на счастливое событие («слезы радости»). И каждый раз эффект-понимание может оказаться разным. В феноменологии должен существовать не плач сам по себе, а «плач, потому что...».

  Показателен пример с традиционным для психиатрии доказательством отсутствия астенического  синдрома. Как правило, психиатр-диагност противопоставляет «ипохондрическим»  жалобам пациента на быструю утомляемость такое обоснование, как «астении нет, поскольку тот два часа беседовал, врач уже утомился, а он свеж и  бодр и мог бы проговорить еще  столько же времени». С точки зрения феноменологической подхода упускается из виду масса параметров, которые могли бы быть существенными для иного понимания этого феномена. Например, больной мог быть заинтересован в разговоре, слушателе, т.е. астеническая утомляемость блокировалась подкрепленной положительными эмоциями мотивацией. Существенна также историческо-культуральная контекетуальность. Диагностическая оценка убежденности в факте энергетического вампиризма, экстрасенсорного воздействия невозможна без культурологического контекста. Вне его она теряет смысл.

2. Диагностические  принципы-альтернативы

  Вследствие  естественных трудностей, стоящих на пути диагностического процесса разработан набор принципов-альтернатив. В его  основании заложены принципы феноменологического  подхода в психологии и психиатрии — каждое целостное индивидуальное психическое переживание человека (феномен) должно рассматриваться как  многозначное, позволяющее понимать и объяснять его как в категориях психопатологических, так и психологических. Практически не существует психических переживаний человека, которые могут быть однозначно и априорно причислены к рангу симптомов, также как и признанными абсолютно адекватными.

  Можно выделить несколько подобных принципов-альтернатив: болезнь-личность, нозос-патос, реакция-состояние-развитие, психотическое-непсихотическое, экзогенное-эндогенное-психогенное, де-фект-выздоровление-хронификация, адаптация-дезадаптация, негативное-позитивное, компенсация-декомпенсация, фаза-приступ-эпизод, ремиссия-рецидив-интермиссия, тотальностъ-парциалъностъ, типичностъ-атипичность, патогенное-патопластическое, симуляция-диссимуляция-агравация.

  Перечисленные принципы-альтернативы способствуют обоснованию  многомерного подхода к оценке психического состояния человека взамен примитивной  одномерной оценке в координатах  больной-здоровый (нормальный-ненормальный). К примеру, пациент, перенесший приступ  шизофрении, в одномерной системе  координат должен быть признан либо больным либо здоровым. Но на практике сам вопрос не может быть поставлен  столь однозначно. В многомерной  системе координат оценка состояния  пациента, перенесшего шизофренический  приступ, будет складываться из иных категорий. Состояние «отсутствия  активных симптомов шизофрении»  может быть обозначено как одна из альтернативных характеристик «дефект-выздоровление-хронификация», «ремиссия-рецидив-интермиссия», «адаптация-дезадаптация», «компенсация-декомпенсация» и «позитивное-негативное».

  Можно ли назвать дефект здоровьем, или  его вернее отнести к болезненным  проявлениям? Для диагноста так  вопрос не формулируется, поскольку  он не может иметь однозначного ответа. Дефект и есть дефект. Также как  и впрочем иные вышеперечисленные  параметры, например, негативная симптоматика.

  Далее будут приведены наиболее известные  диагностические принципы-альтернативы и проанализированы клинические  параметры, позволяющие производить  выбор одного из альтернативных критериев  оценки психической деятельности.

Болезнь-личность

  Принцип «болезнь-личность» является основополагающим в диагностическом феноменологически  ориентированном процессе. Он предопределяет подход к любому психологическому феномену с двух альтернативных сторон: либо наблюдаемый феномен является психопатологическим  симптомом (признаком психической  болезни), либо он является признаком личностных особенностей, например, мировоззрения человека, традиционного для его этноса, культурной или религиозной группы стереотипа поведения.

  Особенно  ярко альтернатива «болезнь-личность»  может быть продемонстрирована на примере  такого феномена как убежденность в  чем-либо, которую можно представить  в виде альтернативы бред-мировоззрение, бред-суеверие. Как известно, бред —  это ложное умозаключение не поддающееся  коррекции и возникающее на болезненной  основе. Однако, столь распространенное определение бреда наталкивается  на серьезные сложности при проведении дифференциации между бредом и иными  идеями, суждениями, умозаключениями, не поддающимися коррекции. Например, религиозная идея в представлении  атеиста может быть признана ложной и не поддающейся коррекции, т.е. атеисту не разубедить верующего. Следует  ли из этого факта, что вера —  это бред? Критерий болезненной основы в данном случае ничего не дает для  дифференциации, поскольку непонятно  как определить болезненную основу, если еще не произведен диагностический  поиск, не выяснено имеются ли симптомы болезни. С другой стороны, близким  по значению к вышеприведенному определению  следует признать дефиницию мировоззрения. Мировоззрение — система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к деятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Где же граница между религиозным убеждением как мировоззренческой системой и бредовыми идеями?

Информация о работе Понятие разграничения