Понятие синдрома «эмоционального выгорания». История вопроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Последние годы характеризуются повышением внимания общества к проблемам здоровья. Подтверждение тому – и ряд мероприятий, нацеленных на укрепление здоровья, и предложения специалистов о формировании новой политики в деле его охраны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие синдрома «эмоционального выгорания». История вопроса ……………………………………………………………………………………..8
2. Причины возникновения синдрома « эмоционального выгорания». …………………………………………………………….………………………16
3. Симптомы и стадии эмоционального выгорания………………………….25
4. Пути коррекции выгорания педагогов………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Костромской государственный  университет имени Н.А.Некрасова»

 

Институт педагогики и психологии

 

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 Эмоциональное  выгорание воспитателей в ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Курсовая работа

студентки 4 курса

специальность

«Педагогика и методика

дошкольного       образования»

(заочная форма обучения)

Макаровой Надежды Романовны

Научный руководитель:

к.п.н., Севастьянова Ульяна Юрьевна.

 

 

 

Кострома

2012

Содержание 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Понятие  синдрома  «эмоционального выгорания». История вопроса ……………………………………………………………………………………..8

2. Причины возникновения   синдрома « эмоционального выгорания». …………………………………………………………….………………………16

3. Симптомы и стадии  эмоционального выгорания………………………….25

4. Пути коррекции выгорания педагогов………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………

Библиографический список………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Последние годы характеризуются  повышением внимания общества к проблемам  здоровья. Подтверждение тому –  и ряд мероприятий, нацеленных на укрепление здоровья, и предложения специалистов о формировании новой политики в деле его охраны.

В течение последних  трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном  учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".

Быть здоровым… это  означает производительно и творчески  работать, обладать способностью самому находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности. Однако вот о чем свидетельствуют данные исследований: даже молодые педагоги обращаются в медицинские учреждения с жалобами на недомогание, в частности сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, а также на заболевания неврологического характера.

Профессиональный долг обязывает  педагога в любых ситуациях принимать  взвешенное решение, преодолевать вспышки  гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Порой деструктивные эмоции подавляются в приказном порядке, но эффект от этого достигается противоположный – эмоциональное напряжение усиливается. Не справляясь с внутренними переживаниями, педагог пытается подавить хотя бы внешние проявления эмоций. Постоянное сдерживание проявлений гнева (в мимике, жестах, словах) может способствовать развитию таких заболеваний, как гипертония, язва желудка, мигрень и пр.

Профессия «педагог», требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой – один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят его и профессиональные успехи, и психологическое здоровье. Что касается профессиональной деятельности педагога дошкольного образования…. Она характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие.

  Система образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям.

Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей детей, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения педагога. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению образовательным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к воспитанникам как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Педагог – центральная фигура воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Поэтому проблема психологического благополучия воспитателя является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии.

 Проблема психологического  здоровья личности приобрела  особую актуальность в конце  ХХ – начале ХХΙ века. Исследования явились основные положения теорий, которые были разработаны зарубежными учеными: Кондо К, Фрейденбергер Дж., Селье Г., Маслач К

В отечественной психологии первые упоминания о феномене, близком  эмоциональному выгоранию, можно найти  в работах Б.Г. Ананьева, который  употреблял термин «эмоциональное сгорание» для обозначения некоторого отрицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек-человек», и связанного с межличностными отношениями (Б.Г. Ананьев, 1968). Описание явлений, родственных по своему содержанию феномену выгорания было представлено в работах российских психологов, посвященных исследованию стресса (Л.А. Китаев-Смык, 1983; В.А. Бодров).

В середине 90-х годов  ХХ века эмоциональное выгорание  стало предметом самостоятельного исследования в отечественной психологии (Т.В. Форманюк, 1994; Г.А. Зарипова, 1998; В.Е. Орёл, А.А. Рукавишников, 1999; В.В. Бойко, 1999; О.В. Крапивина, 2004; М.В. Агапова, 2004;             Т.В. Большакова, 2004; В.Е. Орел, 2005). Для обозначения и описания исследуемого явления российскими авторами использовались различные термины: «эмоциональное сгорание» (Т.В. Форманюк, 1994; Е.В. Юдина), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко, 1999, 2004; С.В. Умняшкина, 2001; М.В. Агапова, 2004; О.В. Крапивина, 2004 и др.), «перегорание»                (Г.А. Зарипова, 1998). Употреблялись также термины «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова) и «профессиональное выгорание».

Разработкой методик  для диагностики данной проблемы занимались следующие психологи - Бойко  В. В., Селье Г., Тащева А. И.

     Мы считаем, что обязательным условием на современном этапе развития педагогики является ориентация деятельности   воспитателя на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом  оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. Поэтому проблема «эмоционального выгорания» педагога до сих пор остается очень актуальной, так как обществу необходим компетентный, физически и психологически здоровый педагог, который профессионально выполняет свою педагогическую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель исследования – определить особенности педагогического выгорания педагогов ДОУ.

Задачи исследования:

  • Проанализировать литературу по данной теме;
  • Выявить особенности педагогического выгорания педагогов.

 

Объект исследования – синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

 

Методы исследования:

  • Анализ теоретических источников по теме исследования.
  • Обобщение

 

 

1. Понятие синдрома эмоционального (профессионального) выгорания

История  вопроса

 

 Часто приходится  слышать от людей, как они  устали от работы, и причиной  этому неосознанное «эмоционально  выгорание».  О   синдроме  эмоционального (профессионального) выгорания впервые заговорили за рубежом около 40 лет назад, в то время его обозначили словом «burnout», что переводится как сгорание, затухание горения, выгорание.

Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности [24; 9].

К. Чернисс (С. Cherniss) в 1980 году определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации  в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом  уходе и эмоциональном истощении.

«Синдром эмоционального выгорания - синдром физических, эмоциональных  и познавательных симптомов, которые  испытывает профессионал, неспособный  справиться эффективно со стрессом, вызванным  ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» [8; 14].

Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи. Синдром эмоционального выгорания - эмоциональное истощение, невозможность сострадать.

  К 1982 г. в англоязычной  литературе было опубликовано свыше тысячи статей по “эмоциональному сгоранию”. Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер.  Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным « эмоциональному сгоранию», было незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р.Шваб (1982 г.) расширяет группу профессионального риска: это – прежде всего учителя, педагоги, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Как пишет К. Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального сгорания», «деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время».

Таким образом, к настоящему времени существует единая точка  зрения на сущность психического выгорания  и его структуру. Согласно современным  данным, под “психическим выгоранием”  понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

   Под эмоциональным  истощением понимается чувство  эмоциональной опустошенности и  усталости, вызванное собственной  работой [24; 9].

   Деперсонализация  предполагает циничное отношение  к труду и объектам своего  труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т.д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

   Редукция профессиональных  достижений – это возникновение  у работников чувства некомпетентности  в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

   Исследования  последних лет позволили существенно  расширить сферу распространения  этой структуры, включив профессии,  не связанные с социальной  сферой, что привело к некоторой модификации понятия «выгорания» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

  Позже симптоматика всё больше расширялась, и учёные стали связывать это явление с психосоматическим состоянием. В настоящее время исследователи выделяют более 100 симптомов эмоционального выгорания [24; 9].

Существуют разные определения  выгорания. Например, М. Буриш считает, что «Выгорание — психологический  термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса» [15].

В. Бойко определяет эмоциональное  выгорание как «…выработанный личностью  механизм психологической защиты в  форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой – выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с людьми»[4].  Центральное место в развитии выгорания как научной концепции заняли работы К. Маслач и ее коллег (С.Джексон, А. Пайнс). Разработанные ими модели выгорания послужили основой для проведения дальнейших исследований феномена.

Информация о работе Понятие синдрома «эмоционального выгорания». История вопроса