К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное
выгорание, в своей статье «Энергия эмоций
в общении: взгляд на себя и на других»,
В.В.Бойко относит следующие факторы:
- Склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко получается так, что проработав «в людях» до пенсии, человек, тем не менее не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию [1; 21].
- Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессовый случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное участие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это «безграмотным сочувствием» - полном растворении в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых воспитателей покидают детский сад в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Воспитатели, спустя 11 – 16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности [4; 7; 8; 9].
Наиболее часто встречающиеся причины «эмоционального выгорания»:
- монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации.
Нередко бывает, что в
работе профессионала чередуются периоды
интенсивной интериоризация и психологической защиты. Временами восприятие
неблагоприятных сторон деятельности
обостряется, и тогда человек очень переживает
стрессовые ситуации, конфликты, допущенные
ошибки. Например: воспитатель, научившийся
спокойно реагировать на индивидуальные
особенности характеров детей, вдруг
срывается в общении с определенным ребенком,
возмущен его поведением. Но случается,
тот же воспитатель понимает, что надо
проявить особое внимание к ребенку и
его семье, однако не в силах предпринять
соответствующие шаги. Эмоциональное
выгорание обернулось безразличием и
апатией [10; 22].
- Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых: профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее настроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых., человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальным или позиционным достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно то, что выгорать ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.
- Нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается другими причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако, как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование нравственного выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.
К этому перечню можно
добавить факторы, выделенные Т.В.Решетовой:
- Неэмоциональность или неумение общаться;
- Алексимития во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;
- Трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);
- Люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т. д.) [4; 7; 9].
Напряженными для
воспитателя могут быть ситуации:
- Взаимодействия с воспитанниками, связанные с нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями между детьми;
- Взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;
- Взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей.
- Низкий социально – психологических статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворенная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической<span class="dash041e_0431_044b_044