Понятие синдрома «эмоционального выгорания». История вопроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Последние годы характеризуются повышением внимания общества к проблемам здоровья. Подтверждение тому – и ряд мероприятий, нацеленных на укрепление здоровья, и предложения специалистов о формировании новой политики в деле его охраны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие синдрома «эмоционального выгорания». История вопроса ……………………………………………………………………………………..8
2. Причины возникновения синдрома « эмоционального выгорания». …………………………………………………………….………………………16
3. Симптомы и стадии эмоционального выгорания………………………….25
4. Пути коррекции выгорания педагогов………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Само понятие феномена неоднократно изменялось. В 1976 году К. Маслач определила выгорание как реакцию на связный с работой стресс, приводящий к эмоциональному отдалению от клиента, негуманному отношению к нему, снижению эффективности в работе. В 1981 году К. Маслач и С.Джексон предложили следующее определение: выгорание – синдром эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми, и приводит к развитию негативного отношения к своим клиентам. В своей работе 1986 года К. Маслач говорит о том, что люди, работающие в сфере услуг и образовательных учреждениях, по условиям профессии вынуждены проводить значительное время в интенсивном взаимодействии с другими людьми.

Большой интерес для  исследований выгорания представляет концепция А. Пайнса, который рассматривает феномен в другом ракурсе, а именно как результат постепенного процесса разочарования в неудачном поиске смысла жизни, проявляющегося в состоянии физического, эмоционального и психологического истощения. Данная экзистенциальная модель в той или иной мере характерна для представителей всех типов профессий [5; 7].

 В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. В других случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться [9; 20].

Как установлено исследованиями отечественных (Т.В. Форманюк, В.В.Бойко, И.А.Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова) и зарубежных (К.Маслач, С.Джексон, Б.Парлман, Е.Хартман) ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Здесь имеются ввиду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д., но речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время в форме, невозможность выбора воспитанников, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защищать себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или нормализировать время взаимодействия с воспитанниками и их родителями [7; 11; 13].

Профессиональное выгорание  – это синдром, развивающийся  на фоне хронического стресса и ведущий  к истощению эмоционально-энергетических и творческих ресурсов работающего  человека.

Высокую эмоциональную  напряженность педагогической деятельности придают стресс – факторы, постоянно присутствующие в работе воспитателя. Это повышенная продолжительность дня, высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, активация психических процессов и физических ресурсов на пределе собственных возможностей, ролевая неопределенность, социальная оценка и т.д.

 Выгорание – по существу, ответ на хронический эмоциональный стресс, который проявляется в виде непроходящей усталости (хроническая усталость), подавленности, немотивированной агрессивности, недовольство собой и окружающими. Это состояние возникает у педагогов вследствие душевного переутомления, как своего рода плата за сочувствие, когда в профессиональные обязательства входит отдача  «тепла своей души», эмоциональное вкладывание [2; 18].

Термин «стресс» (от англ. stress – давление, напряжение) – это состояние чрезмерной напряженности и дезорганизации поведения             [17, с. 437].

Стресс есть неспецифическая  реакция организма на внешнее  или внутреннее воздействие повышенной силы. У человека величина стресса зависит от его интерпретации события, поэтому большая часть стрессов носит психологический характер [25, с. 27].

Стресс – это состояние  психического напряжения, возникающее  в ответ на сложные обстоятельства. Отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой. Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования [12, с. 318].

Выделяют четыре группы симптомов стресса:

    • Физиологические;
    • Интеллектуальные;
    • Эмоциональные;
    • Поведенческие.

Ученые (Г.Селье, Р.Лазарус, С.Фолкман) установили, что хронический  стресс относительно малой интенсивности  опасней для здоровья, чем сильный, но непродолжительный стресс.

Существуют общие для разных людей причины, вызывающие стресс, но, с другой стороны, у каждого человека есть свои индивидуальные «болевые точки», воздействие на которые провоцирует особо сильные стрессовые реакции.

Психологическая специфика  стресса зависит как от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, так и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится. Поэтому и трудовая деятельность, и та или иная производственная ситуация могут выступать не столько причиной, сколько поводом для возникновения стрессового состояния работников. При этом истинные причины стресса скрыты в личностных особенностях человека: его мировоззрении и установках, потребностях, мотивах и целях, стереотипах восприятия, позициях в межличностном взаимодействии, особенностях стрессоустойчивости или внутриличностной динамики [6].

Синдром выгорания как  следствие профессиональных стрессов, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены. Выгорание вытекает из профессиональных стрессов. Стрессы на рабочем месте тесно связаны с выгоранием.

Синдром профессионального  выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь тех, кто  работает с людьми: воспитатели, учителя, социальные работники, психологи – всех, чья деятельность невозможна без общения.

По определению Н.Е.Водопьяновой, эмоциональное выгорание – это  долговременная стрессовая реакция, возникающая  вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней эффективности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов [6; 13; 11].

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют  следующие чувства, мысли, действия:

  • Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
  • Мысли: о несправедливости действий относительно себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оценнености окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
  • Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незамеченным, стремление делать все очень хорошо или совсем не стараться.

Понятно, что определенные личностные характеристики можно назвать  факторами риска в плане появления  профессионального выгорания.

Важнейшим фактором можно  назвать снижение чувства собственного достоинства. Поэтому для этих людей  стрессогенными являются ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворение своим статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей, социально более успешных. Их достижения трактуются как случайные, ровно, как и собственная невозможность сравниться с ними       [6; 13; 11].

 В ряде исследований обнаружено, что выгоранию в большей степени подвержены трудоголики — те, кто полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, с установкой на карьеру, тешит тщеславие в ущерб другим личным интересам и потребностям, чья жизнь заполнена только работой до самозабвения. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, эмоционально - несдержанно, неконструктивно использует конфликтные ситуации, стремится всегда быть первым (лидером), нетерпим к любым препятствиям на пути достижения поставленных целей [18].

Синдром профессионального  выгорания – это неблагоприятная  реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия  рабочих стрессов, истощаются моральные  и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, – к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда [6].

Первое место по количеству опубликованных исследований, посвященных  проблеме выгорания, занимают работы, касающиеся труда педагогов. По мнению большинства авторов, учителя, воспитатели – та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики свой деятельности. К основным факторам, обусловливающим выгорание педагогов, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за детей, дисбаланс между интеллектуально - энергетическими затратами и морально - материальным вознаграждением (фактор социальной несправедливости), ролевые конфликты, поведение «трудных» воспитанников.

Профессия воспитателя в настоящее время феминизирована, поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Кроме того, низкая оплата труда и относительно низкий социальный статус воспитателей также представляют собой факторы, способствующие выгоранию.

Т. В. Форманюк выделяет три  фактора, играющих существенную роль в  «эмоциональном сгорании»  педагогов: личностный, ролевой, организационный.

Личностный фактор включает мотивацию, способы реагирования на стрессы и другие индивидуальные особенности. Например, низкая оценка значимости работы, неудовлетворенность профессиональным ростом и недостаток автономности определяют быстрое развитие «сгорания» [6; 21].

Ролевой фактор связан с  ролевой конфликтностью и ролевой неопределенностью. Организационный фактор включает характеристики профессиональных задач, характер руководства, степень ответственности.

Выгорание опасно тем, что  оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания  дотла». Жертвы выгорания могут испытывать неуверенность в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Если личная жизнь не дает достаточных оснований для самоуважения и доказательств значимости, то «выгорающие» люди еще с большим усердием пытаются найти подтверждение смысла своей жизни и самоактуализироваться в работе. Ежедневная работа с постоянной перегрузкой и психологической зависимостью от нее ведет к накапливанию последствий стрессов и истощению запаса жизненной энергии человека.

Следующая особенность  – это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из роли, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии [9].

Как правило, эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. И последующим этапом его развития может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний [19; 21].

 Таким образом, эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов  человека, чья профессиональная деятельность связана  с общением. Профессия  воспитателя связана со значительным риском развития синдрома  эмоционального  выгорания.

 

 

 

 

 

 

 

2. Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания

 

После того, как феномен  стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались на два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные.

Форманюк Т.В. выделяет личностные, ролевые и организационные факторы. У К. Кондо соответственно: индивидуальные, социальные и «характер работы и рабочего окружения» [24].

Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних  и внутренних факторов, провоцирующих  эмоциональное выгорание.

Группа организационных  «внешних» факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

  • Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
  • Дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» - мелких подробностей. Противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность (например, воспитанников). При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте, ученике, воспитаннике и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон.
  • Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д., содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д., (например, воспитатель: за день пребывания в детском саду у него самоотдача и самоконтроль столь значимы, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются).
  • Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: она определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних рассчитывать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.
  • Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который портит вам нервы или доводит до «белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание…». В зависимости от статистики своих наблюдений он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумения и конфликты – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной [4; 9].

Информация о работе Понятие синдрома «эмоционального выгорания». История вопроса