Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:54, дипломная работа
Цель исследования - изучение особенностей межличностного общения детей-сирот, преодоление эмоциональных расстройств и дезадаптивного поведения у детей специализированного дома ребенка. Задачи исследования:
Изучить социальный статус и психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития.
Рассмотреть влияние социальной депривации на психическое состояние ребенка в условиях специализированного дома ребенка. Описать влияние социальной депривации на психическое состояние ребенка в условиях специализированного дома ребенка. Выявить особенности поведения детей раннего возраста.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические причины нарушения социально-эмоционального развития детей ...…………...…………………………………………..………...7
Возрастные закономерности психологического развития личности ....13
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей СДР...………………..22
1.3. Особенности развития личности ребенка в условиях материнской депривации ..…………………………………………………………….……....25
1.4. Особенности социальной и материнской депривации у детей с задержкой в развитии …..……………………………………..…………………...….……36
Глава 2. Объект и методы исследования …………………..………………….49
2.1. Объект и этапы исследования
2.2. Характеристика групп
2.3. Методы исследования
Глава 3. Исследование депривационных нарушений у детей раннего возраста……………………………………………………………..………….…51
3.1. Исследование психологического статуса детей раннего возраста ……...56
3.2. Исследования последствий социальной депривации у детей раннего возраста ....................................…….……...………………………..…….….59
3.3. Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации ……………………………….………………………63
Заключение ……..……………………………………………………………….75
Библиографический список….…………………………………………….........79
Приложение № 1 ………………………………………………………………..84
Приложение № 2 ………………………………………………………………..85
Приложение № 3 ………………………………………………………………..86
Приложение № 4 ………………………………………………………………..89
Приложение № 5 ………………………………………………………………..92
Приложение № 6 ………………………………………………………………..95
Приложение № 7 ………………………………………………………………..95
Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. Методическое пособие. Автор-составитель: И.В. Скворцова, учитель-логопед коррекционной школы № 1 г. Санкт-Петербурга. - СПб.: Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО), 2000.
Современные технологии реабилитации в педиатрии / Под редакцией Е.Т. Лильина. - М.: Изд-во «ЛО Московия», 2002.
Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 184 С.: ИЛ. - (Коррекционная педагогика).
Тонкова-Ямпольская Р.В., Фрухт Э.Л., Голубева Л.Г., Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка. - М.: «Просвещение», 1989.
Уварова Н.Н. «Нянюшка». Звуковое пособие для родителей по музыкально-речевому развитию детей. Православный медико-просветительский центр «Жизнь» при храме Благовещениям Пресвятой Богородицы в Петровском Парке, г. Москва, 2000 г.
Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии / Л.Б. Боряева., Т.Н. Васильева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой и А.П. Зарин. - СПб.: ЛОИУУ, 1995. - 84 с.
Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. Пособие для любопытных родителей - СПб.: Петербург-XXI век, 1996. - 240 с.: ил.
Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М., 2003.
Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: Пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 240 с.
Якушина Т. Утренняя гимнастика с элементами логоритмики // Дошкольное воспитание. - 2003 - № 12.
Приложение №1
Скрининг-программа обследования детей в СДР
Приложение №2
ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА (по шкале Сирса) |
Уровень тревожности |
||||||
При непосредственном общении с трудом включается в работу |
|||||||
Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы |
|||||||
Потеют руки |
|||||||
Суетлив, много лишних жестов |
|||||||
Имеет трудности сосредоточенностиособенно в экстренных ситуациях |
|||||||
Легко краснеет, бледнеет |
|||||||
Нетерпелив, не может ждать |
|||||||
Обидчив |
|||||||
Часто агрессивен |
|||||||
Плаксив |
|||||||
Сверх чувствителен |
|||||||
Резко пугается |
|||||||
Часто грызет ногти, сосет палец |
|||||||
Скован, часто напряжен |
|||||||
Ф.И.О. ребенка |
Пример заполнения бланка по шкале Сирса
ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА (по шкале Сирса) |
Уровень тревожности |
В |
С |
С |
В |
В |
В |
При непосредственном общении с трудом включается в работу |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы |
|||||||
Потеют руки |
|||||||
Суетлив, много лишних жестов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Имеет трудности сосредоточенностиособенно в экстренных ситуациях |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Легко краснеет, бледнеет |
|||||||
Нетерпелив, не может ждать |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Обидчив |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Часто агрессивен |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
Плаксив |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Сверх чувствителен |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Резко пугается |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Часто грызет ногти, сосет палец |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- | |
Скован, часто напряжен |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Ф.И.О. ребенка |
Юра К. |
Маша Ч. |
Игорь Ч. |
Коля Х. |
Андрей И. |
Миша Л. |
Приложение 3
Возрастная шкала оценки психического развития детей первого года жизни.
Возраст |
Факторы психического развития |
4-я неделя |
1. Издает неясные звуки, выкрики 2. Всматривается в человека, который наклонился над ним 3. Вздрагивает и вслушивается в сильный звук 4. Держит голову непродолжительное время |
8-я неделя |
1. Издает тихие «тарные и горловые звуки 2. Улыбается, когда с ним говорят 3. Следит взглядом за движущимися предметами 4. Держит голову, когда его берут на руки |
12-я неделя |
1. Агукает чаше и более продолжительно 2. Реагирует оживленно 3. Следит за предметами, которые движутся 4. Держит голову, упирается ногой |
16-я неделя |
1. Издает различные звуки 2. Смеется громко, когда его развлекают 3. Пытается взяться рукой за игрушку 4. Поворачивает голову на звук |
20-я неделя |
1. Различает голос и тон при разговоре 2. Различает знакомых и незнакомых людей 3. Хватает игрушку, которую ему дают, и задерживает ее в руке 4. Поворачивается со спины на живот |
24-я неделя |
1. Выговаривает случайные слогосочетания 2. Всматривается в свое отражение в зеркале 3. Сам берет игрушку и играет 4. Пытается ползти |
28-я неделя |
1. Выговаривает длинные слогосочетания 2. Радуется приятному человеку 3. Длительное время играет игрушками 4. Пытается самостоятельно есть |
Приложение 4
Возрастная шкала оценки психического развития детей с года до трехлет.
Возраст (месяцы) |
Факторы психического развития |
15 |
1. Произносит 20 и более слов. 2. Выполняет 2 поручения. 3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге 4. Держит ложку во время еды 5. Ставит 5 кубиков.один на другой 6. Ходит сам, но часто падает |
18 |
1. Стремится связать 2 слова в предложение 2. Хочет сделать все самостоятельно 3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно 4. Пробует самостоятельно есть 5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой 6. Ходит стабильно, редко падает |
21 |
1. Называет 5 изображений на рисунке 2. Ищет помощи у взрослых 3. Чиркает карандашом в рамках листа 4. Самостоятельно ест 5. Бросает мяч в ящик 6. Пробует бегать |
24 |
1. Задает первые вопросы 2. Общается с детьми 3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии 4. Регулирует отправление физиологических потребностей 5. Пробует ловить брошенный мяч 6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой |
30 |
1. Задает различные вопросы 2. Может связно рассказывать 3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию 4. Регулярно сообщает о физиологической потребности 5. Расстегивает 3 пуговицы 6. Бегает значительно лучше |
36 |
1. Может связно рассказывать 2. В игре входит в роль 3. Рисует шар, яблоко и другие предметы 4. Сам раздевается и одевается 5. Ставит 10 кубиков один на другой 6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |
Приложение №5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС РЕБЁНКА
Дата ______________________________
Примерный интеллектуальный возраст __________________________
Уровень возможностей |
Характеристика |
Интеллект | |
Понимание обращённой речи |
|
Понимание инструкций |
|
Познавательная активность |
|
Обучаемость |
|
Запас слов |
|
Распознавание понятий: «размер» |
|
«цвет» |
|
«форма» |
|
«один - много» |
|
Операция обобщения |
|
Операция сопоставления предмета С образом |
|
Операция сравнения |
|
Внимание и память | |
Память произвольная |
|
Память непроизвольная |
|
Устойчивость внимания |
|
Переключаемость внимания |
|
Концентрация внимания |
|
Восприятие | |
Зрительное прослеживание |
|
Удержание объекта в поле зрения |
|
Схема тела |
|
Восприятие контурных изображений |
|
Реакция на незнакомые предметы |
|
Реакция на слуховые раздражители |
|
Двигательная сфера | |
Хватание |
|
Удержание |
|
Свободное манипулирование |
|
Навыки самообслуживания |
|
Праксис |
|
Эмоционально-волевая сфера и свойства нервной системы | |
Эмоциональная лабильность |
|
Расторможенность |
|
Агрессивность |
|
Наличие оборонительных реакций |
|
Утомляемость |
|
Истощаемость |
|
Тревожность |
Уровень возможностей |
Характеристика |
Сфера общения | |
Узнавание близких |
|
Различие интонаций беседы |
|
Контактность |
|
Самостоятельность |
|
Сотрудничество |
|
Навыки общения |
Заключение ______________________________
______________________________
Рекомендации специалистам
______________________________
______________________________
Пример заполнения бланка
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС РЕБЁНКА
Дата обследования 23.04.2005 Карина Волкова
Примерный интеллектуальный возраст года
Уровень возможностей |
Характеристика |
Интеллект | |
Понимание обращённой речи |
Ситуативное |
Понимание инструкций |
Односоставные |
Познавательная активность |
- |
Обучаемость |
+ |
Запас слов |
- |
Распознавание понятий: «размер» |
- |
«цвет» |
- |
«форма» |
- |
«один - много» |
- |
Операция обобщения |
- |
Операция сопоставления предмета с образом |
- |
Операция сравнения |
- |
Внимание и память | |
Память произвольная |
- |
Память непроизвольная |
- |
Устойчивость внимания |
- |
Переключаемость внимания |
- |
Концентрация внимания |
- |
Восприятие | |
Зрительное прослеживание |
+ |
Удержание объекта в поле зрения |
Кратковременно |
Схема тела |
- |
Восприятие контурных изображений |
- |
Реакция на незнакомые предметы |
- |
Реакция на слуховые раздражители |
- |
Двигательная сфера | |
Хватание |
+ |
Удержание |
+ |
Свободное манипулирование |
+ |
Навыки самообслуживания |
+ |
Праксис |
Нарушена координация |
Эмоционально-волевая сфера и свойства нервной системы | |
Эмоциональная лабильность |
Не устойчивая |
Расторможенность |
+ |
Агрессивность |
+ |
Наличие оборонительных реакций |
+ |
Утомляемость |
+ |
Истощаемость |
+ |
Тревожность |
+ |
Информация о работе Последствия социальной депривации у детей