Последствия социальной депривации у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей межличностного общения детей-сирот, преодоление эмоциональных расстройств и дезадаптивного поведения у детей специализированного дома ребенка. Задачи исследования:
Изучить социальный статус и психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития.
Рассмотреть влияние социальной депривации на психическое состояние ребенка в условиях специализированного дома ребенка. Описать влияние социальной депривации на психическое состояние ребенка в условиях специализированного дома ребенка. Выявить особенности поведения детей раннего возраста.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические причины нарушения социально-эмоционального развития детей ...…………...…………………………………………..………...7
Возрастные закономерности психологического развития личности ....13
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей СДР...………………..22
1.3. Особенности развития личности ребенка в условиях материнской депривации ..…………………………………………………………….……....25
1.4. Особенности социальной и материнской депривации у детей с задержкой в развитии …..……………………………………..…………………...….……36
Глава 2. Объект и методы исследования …………………..………………….49
2.1. Объект и этапы исследования
2.2. Характеристика групп
2.3. Методы исследования
Глава 3. Исследование депривационных нарушений у детей раннего возраста……………………………………………………………..………….…51
3.1. Исследование психологического статуса детей раннего возраста ……...56
3.2. Исследования последствий социальной депривации у детей раннего возраста ....................................…….……...………………………..…….….59
3.3. Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации ……………………………….………………………63
Заключение ……..……………………………………………………………….75
Библиографический список….…………………………………………….........79
Приложение № 1 ………………………………………………………………..84
Приложение № 2 ………………………………………………………………..85
Приложение № 3 ………………………………………………………………..86
Приложение № 4 ………………………………………………………………..89
Приложение № 5 ………………………………………………………………..92
Приложение № 6 ………………………………………………………………..95
Приложение № 7 ………………………………………………………………..95

Файлы: 1 файл

депривация.rtf

— 1.46 Мб (Скачать файл)

Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. Методическое пособие. Автор-составитель: И.В. Скворцова, учитель-логопед коррекционной школы № 1 г. Санкт-Петербурга. - СПб.: Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО), 2000.

Современные технологии реабилитации в педиатрии / Под редакцией Е.Т. Лильина. - М.: Изд-во «ЛО Московия», 2002.

Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 184 С.: ИЛ. - (Коррекционная педагогика).

Тонкова-Ямпольская Р.В., Фрухт Э.Л., Голубева Л.Г., Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка. - М.: «Просвещение», 1989.

Уварова Н.Н. «Нянюшка». Звуковое пособие для родителей по музыкально-речевому развитию детей. Православный медико-просветительский центр «Жизнь» при храме Благовещениям Пресвятой Богородицы в Петровском Парке, г. Москва, 2000 г.

Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии / Л.Б. Боряева., Т.Н. Васильева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой и А.П. Зарин. - СПб.: ЛОИУУ, 1995. - 84 с.

Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. Пособие для любопытных родителей - СПб.: Петербург-XXI век, 1996. - 240 с.: ил.

Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М., 2003.

Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: Пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 240 с.

Якушина Т. Утренняя гимнастика с элементами логоритмики // Дошкольное воспитание. - 2003 - № 12.

 

Приложение №1

 

Скрининг-программа обследования детей в СДР

 


 

Приложение №2

 

ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

(по шкале Сирса)

Уровень тревожности

           

При непосредственном общении с трудом включается в работу

           

Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы

           

Потеют руки

           

Суетлив, много лишних жестов

           

Имеет трудности сосредоточенностиособенно в экстренных ситуациях

           

Легко краснеет, бледнеет

           

Нетерпелив, не может ждать

           

Обидчив

           

Часто агрессивен

           

Плаксив

           

Сверх чувствителен

           

Резко пугается

           

Часто грызет ногти, сосет палец

           

Скован, часто напряжен

           

Ф.И.О. ребенка

           

 

 

Пример заполнения бланка по шкале Сирса

 

ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

(по шкале Сирса)

Уровень тревожности

В

С

С

В

В

В

При непосредственном общении с трудом включается в работу

+

+

+

+

+

+

Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы

           

Потеют руки

           

Суетлив, много лишних жестов

+

+

+

+

+

+

Имеет трудности сосредоточенностиособенно в экстренных ситуациях

+

+

+

+

+

+

Легко краснеет, бледнеет

           

Нетерпелив, не может ждать

+

+

+

+

+

+

Обидчив

+

+

+

+

+

+

Часто агрессивен

+

+

+

-

-

-

Плаксив

+

+

+

+

+

+

Сверх чувствителен

+

+

+

+

+

+

Резко пугается

+

+

+

+

+

+

Часто грызет ногти, сосет палец

+

-

-

+

-

-

Скован, часто напряжен

-

-

-

-

-

-

Ф.И.О. ребенка

Юра К.

Маша Ч.

Игорь Ч.

Коля Х.

Андрей И.

Миша Л.


 

 

Приложение 3

 

Возрастная шкала оценки психического развития детей первого года жизни.

 

Возраст

Факторы психического развития

4-я неделя

1. Издает неясные звуки, выкрики

2. Всматривается в человека, который наклонился над ним

3. Вздрагивает и вслушивается в сильный звук

4. Держит голову непродолжительное время

8-я неделя

1. Издает тихие «тарные и горловые звуки

2. Улыбается, когда с ним говорят

3. Следит взглядом за движущимися предметами

4. Держит голову, когда его берут на руки

12-я неделя

1. Агукает чаше и более продолжительно

2. Реагирует оживленно

3. Следит за предметами, которые движутся

4. Держит голову, упирается ногой

16-я неделя

1. Издает различные звуки

2. Смеется громко, когда его развлекают

3. Пытается взяться рукой за игрушку

4. Поворачивает голову на звук

20-я неделя

1. Различает голос и тон при разговоре

2. Различает знакомых и незнакомых людей

3. Хватает игрушку, которую ему дают, и задерживает ее в руке 4. Поворачивается со спины на живот

24-я неделя

1. Выговаривает случайные слогосочетания

2. Всматривается в свое отражение в зеркале

3. Сам берет игрушку и играет

4. Пытается ползти

28-я неделя

1. Выговаривает длинные слогосочетания

2. Радуется приятному человеку

3. Длительное время играет игрушками

4. Пытается самостоятельно есть


 

Приложение 4

 

Возрастная шкала оценки психического развития детей с года до трехлет.

 

Возраст (месяцы)

Факторы психического развития

15

1. Произносит 20 и более слов.

2. Выполняет 2 поручения.

3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге

4. Держит ложку во время еды

5. Ставит 5 кубиков.один на другой

6. Ходит сам, но часто падает

18

1. Стремится связать 2 слова в предложение

2. Хочет сделать все самостоятельно

3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно

4. Пробует самостоятельно есть

5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой

6. Ходит стабильно, редко падает

21

1. Называет 5 изображений на рисунке

2. Ищет помощи у взрослых

3. Чиркает карандашом в рамках листа

4. Самостоятельно ест

5. Бросает мяч в ящик

6. Пробует бегать

24

1. Задает первые вопросы

2. Общается с детьми

3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии

4. Регулирует отправление физиологических потребностей

5. Пробует ловить брошенный мяч

6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

30

1. Задает различные вопросы

2. Может связно рассказывать

3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию

4. Регулярно сообщает о физиологической потребности

5. Расстегивает 3 пуговицы

6. Бегает значительно лучше

36

1. Может связно рассказывать

2. В игре входит в роль

3. Рисует шар, яблоко и другие предметы

4. Сам раздевается и одевается

5. Ставит 10 кубиков один на другой

6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры


 

 

Приложение №5

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС РЕБЁНКА

Дата _________________________________

Примерный интеллектуальный возраст __________________________

 

Уровень возможностей

Характеристика

Интеллект

Понимание обращённой речи

 

Понимание инструкций

 

Познавательная активность

 

Обучаемость

 

Запас слов

 

Распознавание понятий:

 «размер»

 

 «цвет»

 

 «форма»

 

 «один - много»

 

Операция обобщения

 

Операция сопоставления предмета

С образом

 

Операция сравнения

 

Внимание и память

Память произвольная

 

Память непроизвольная

 

Устойчивость внимания

 

Переключаемость внимания

 

Концентрация внимания

 

Восприятие

Зрительное прослеживание

 

Удержание объекта в поле зрения

 

Схема тела

 

Восприятие контурных изображений

 

Реакция на незнакомые предметы

 

Реакция на слуховые раздражители

 

Двигательная сфера

Хватание

 

Удержание

 

Свободное манипулирование

 

Навыки самообслуживания

 

Праксис

 

Эмоционально-волевая сфера и свойства нервной системы

Эмоциональная лабильность

 

Расторможенность

 

Агрессивность

 

Наличие оборонительных реакций

 

Утомляемость

 

Истощаемость

 

Тревожность

 

 

Уровень возможностей

Характеристика

Сфера общения

Узнавание близких

 

Различие интонаций беседы

 

Контактность

 

Самостоятельность

 

Сотрудничество

 

Навыки общения

 

 

 

Заключение __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендации специалистам ____________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Пример заполнения бланка

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС РЕБЁНКА

 

Дата обследования 23.04.2005 Карина Волкова

 

Примерный интеллектуальный возраст года

 

Уровень возможностей

Характеристика

Интеллект

Понимание обращённой речи

Ситуативное

Понимание инструкций

Односоставные

Познавательная активность

-

Обучаемость

+

Запас слов

-

Распознавание понятий:

 «размер»

-

 «цвет»

-

 «форма»

-

 «один - много»

-

Операция обобщения

-

Операция сопоставления предмета

с образом

-

Операция сравнения

-

Внимание и память

Память произвольная

-

Память непроизвольная

-

Устойчивость внимания

-

Переключаемость внимания

-

Концентрация внимания

-

Восприятие

Зрительное прослеживание

+

Удержание объекта в поле зрения

Кратковременно

Схема тела

-

Восприятие контурных изображений

-

Реакция на незнакомые предметы

-

Реакция на слуховые раздражители

-

Двигательная сфера

Хватание

+

Удержание

+

Свободное манипулирование

+

Навыки самообслуживания

+

Праксис

Нарушена координация

Эмоционально-волевая сфера и свойства нервной системы

Эмоциональная лабильность

Не устойчивая

Расторможенность

+

Агрессивность

+

Наличие оборонительных реакций

+

Утомляемость

+

Истощаемость

+

Тревожность

+

Информация о работе Последствия социальной депривации у детей