Последствия социальной депривации у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей межличностного общения детей-сирот, преодоление эмоциональных расстройств и дезадаптивного поведения у детей специализированного дома ребенка. Задачи исследования:
Изучить социальный статус и психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития.
Рассмотреть влияние социальной депривации на психическое состояние ребенка в условиях специализированного дома ребенка. Описать влияние социальной депривации на психическое состояние ребенка в условиях специализированного дома ребенка. Выявить особенности поведения детей раннего возраста.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические причины нарушения социально-эмоционального развития детей ...…………...…………………………………………..………...7
Возрастные закономерности психологического развития личности ....13
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей СДР...………………..22
1.3. Особенности развития личности ребенка в условиях материнской депривации ..…………………………………………………………….……....25
1.4. Особенности социальной и материнской депривации у детей с задержкой в развитии …..……………………………………..…………………...….……36
Глава 2. Объект и методы исследования …………………..………………….49
2.1. Объект и этапы исследования
2.2. Характеристика групп
2.3. Методы исследования
Глава 3. Исследование депривационных нарушений у детей раннего возраста……………………………………………………………..………….…51
3.1. Исследование психологического статуса детей раннего возраста ……...56
3.2. Исследования последствий социальной депривации у детей раннего возраста ....................................…….……...………………………..…….….59
3.3. Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации ……………………………….………………………63
Заключение ……..……………………………………………………………….75
Библиографический список….…………………………………………….........79
Приложение № 1 ………………………………………………………………..84
Приложение № 2 ………………………………………………………………..85
Приложение № 3 ………………………………………………………………..86
Приложение № 4 ………………………………………………………………..89
Приложение № 5 ………………………………………………………………..92
Приложение № 6 ………………………………………………………………..95
Приложение № 7 ………………………………………………………………..95

Файлы: 1 файл

депривация.rtf

— 1.46 Мб (Скачать файл)

Изоляция младенца от матери обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллектуального развития и формирования личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со 2-го года жизни, также ведет к печальным результатам для личности ребенка, не поддающимся реабилитации, хотя интеллектуальное развитие достаточно полно нормализуется.

В специализированные учреждения обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла, страдающие от психической депривации. Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.

Следовательно, наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития вследствие социальной депривации (схема 1).

Итак, человек проходит первичную социализацию в семью, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

 

1.1. Возрастные закономерности психологического развития личности.

 

Человек - результат биологической и исторической эволюции. Чтобы научно описать человека, психология использует ряд понятий, которые представляют человека с разных сторон.

Человека называют субъектом общественного развития, субъектом деятельности. Субъект - человек как активный носитель того начала, которое дает возможность рассматривать его как общественное существо, способное на самостоятельные деяния, значимые для человечества.

Человека называют индивидом, когда говорят о нем как о биологическом существе вида «человек разумный» (homo sapiens). Индивид - отдельный человек, особь, принадлежащая к человеческому роду. Индивид - каждый человек как представитель человеческого рода. Поэтому мы можем назвать индивидом новорожденного, нормального или выдающегося взрослого человека, старца, потерявшего память, безумца.

Человек появляется на свет исключительно как индивид. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Эти значимые другие накладывают на него свой отпечаток, именно они определяют для ребенка объективную реальностью. Ребенок оказывается не только в объективной социальной структуре, но и в объективном социальном мире. Значимые другие (мать, другие члены семьи или воспитатель), которые выступают посредниками между ребенком и этим миром, модифицируют последний в процессе его передачи, через выбор тех или иных аспектов этого мира, в зависимости от того места, которое они занимают в социальной структуре, и от своих индивидуальных, биографических характерных особенностей (121).

При этом укажем, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение. Обстоятельства, в которой она происходит, сопряжены с большой эмоциональной нагрузкой, развивая взаимосвязанные когнитивную, социальную и эмоциональную сферы.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Описанные Эриксоном восемь возрастных периодов человека представляют его наиболее важный вклад в теорию личности. Центральным звеном теории Э. Эриксона является положение о том, что человек в течение жизни проходит несколько универсальных для всего человечества стадий. Эти стадии являются результатом развертывания плана личности, наследуются генетически и каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время. Личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.

Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни человека, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости (таблица 1)..

В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение ребенка к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.

Таблица 1.

Восемь стадий психосоциального развития

 

стадия развития

возраст

психосоциальный кризис

сильная сторона

Орально-сенсорная

до 1 года

Базальное доверие - базальное недоверие

Надежда

Мьшечно-анальная

1-3

Автономия - стыд и сомнение

Сила воли

Локомоторно -

генитальная

3-6

Инициативность -вина

Цель

Латентная

6-12

Трудолюбие -

неполноценность

Компетентность

Подростковая

12 -19

Это - идентичность

- ролевое смешение

Верность

Ранняя зрелость

20-25

Интимность - изоляция

Любовь

Средняя зрелость

26-64

Продуктивность -застой

Забота

Поздняя зрелость

65 - смерть

Эго-интеграддя -

отчаяние

Мудрость


 

Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений - доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, например, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать, и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной проблемой.

Последовательность проявлений этих полярных личностных новообразований отражена в таблице №2.

Таблица №1

Стадии развития личности по Э. Эриксону

 

Стадия развитии

Область

социальных

отношений

Попарные

качества

Результат

прогрессивного

развития

Младенческий возраст (0-1)

Мать (или замещающее ее лицо)

Доверие к миру - недоверие

Энергия и жизненная радость

Ранний возраст

(1-3)

Родители

Самостоятельность - стыд, сомнения

Независимость

Дошколъный возраст (3 - 6)

Родители,

братья и сестры

Инициатива,

пассивность, вина

Целеустремленность

Предпубертанный

возраст (6-12)

Школа, соседи

Компетентность- неполноценность

Овладение

знаниями и умениями

Юность (13-18)

Группы сверстников

Идентичность -

непризнание

Самоопределение преданность и верность.


 

Социальная адаптация и дезадаптация. Нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком искажается в результате негативного -- стихийного либо преднамеренного -- влияния среды, в которой он живет, и т. д. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество. Процесс социализации таких детей также происходит, прежде всего, через воспитание, посредством которого осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. При этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные (75).

В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов. Если же степень утраты или несформированности социально значимых качеств столь высока, что это препятствует успешному приспособлению ребенка к условиям социальной среды, то происходит его социальная дезадаптация.

Что такое дезадаптация, как она возникает и в чем проявляется?

В кратком словаре семейного воспитания дается такое определение. Психическая дезадаптация -- это нарушение приспособительного поведения индивида в силу действий тех или иных внешних или внутренних причин: непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты. Ее основу составляет эмоциональное напряжение, а под его влиянием - возникающее неадекватное реагирование на условия или требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении.

Дезадаптация личности -- деструктивный процесс, в ходе которого развитие внутрипсихических процессов и поведение индивида приводит не к разрешению проблемных ситуаций в его жизни и деятельности, а к усугублению трудностей существования и неприятных переживаний, их вызывающих.

Дезадаптация бывает:

патологической -- когда дезадаптация приводит к необратимой трансформации (изменению, перерождению, распаду) психических и физиологических функции, поведения, к глубокому конфликту личности со средой и с самим собой и даже к аутоагрессии. Чаще всего это происходит по причине психических расстройств личности, а также в результате длительного, непереносимого стресса, сильного травмирующего воздействия и т. д.;

непатологической -- это дезадаптация, смысловое содержание которой отличается тем, что человек не может принять ситуацию, испытывает чувство субъективной непереносимости существующей ситуации.

Многочисленные примеры такой дезадаптации предоставляют кризисы трехлетнего и подросткового возраста, когда ребенок сопротивляется требованиям взрослого, считая их неприемлемыми для себя, непереносимыми. Однако чем упорнее взрослый не желает замечать перемен в ребенке и изменять систему отношений с ним, тем вероятнее, что закономерные и временные нарушения поведения ребенка перерастут в устойчивые формы дезадаптации. Обозначая нарушение процесса взаимодействия человека с окружающей средой, дезадаптация, следовательно, представляет собой двусторонний процесс. В целом выделяют две группы факторов дезадаптации личности -- средовые и интрапсихические, связанные с особенностями психики человека, чаще всего с акцентуированными чертами его характера.

В каждом случае дезадаптация представляет собой совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Усвоение ребенком этих требований или овладение новой ситуацией в целом по ряду причин затруднено, или, что тоже встречается, невозможно. Внешними признаками социальной дезадаптации выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других.

Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений.

В качестве наиболее характерных для дезадаптации симптомов С. А. Беличева называет:

  • агрессию по отношению к людям, вещам;
  • чрезмерную подвижность;
  • чувство собственной неполноценности;
  • постоянные фантазии;
  • упрямство;
  • неадекватные страхи;
  • сверхчувствительность;
  • неспособность сосредоточиться на работе;
  • неуверенность в принятии решения;
  • частые эмоциональные расстройства;
  • лживость;
  • достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста;
  • неадекватную, чрезмерно завышенную самооценку;
  • говорение с самим собой и т. д. [3?].

Информация о работе Последствия социальной депривации у детей