Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:54, дипломная работа
Цель исследования - изучение особенностей межличностного общения детей-сирот, преодоление эмоциональных расстройств и дезадаптивного поведения у детей специализированного дома ребенка. Задачи исследования:
Изучить социальный статус и психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития.
Рассмотреть влияние социальной депривации на психическое состояние ребенка в условиях специализированного дома ребенка. Описать влияние социальной депривации на психическое состояние ребенка в условиях специализированного дома ребенка. Выявить особенности поведения детей раннего возраста.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические причины нарушения социально-эмоционального развития детей ...…………...…………………………………………..………...7
Возрастные закономерности психологического развития личности ....13
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей СДР...………………..22
1.3. Особенности развития личности ребенка в условиях материнской депривации ..…………………………………………………………….……....25
1.4. Особенности социальной и материнской депривации у детей с задержкой в развитии …..……………………………………..…………………...….……36
Глава 2. Объект и методы исследования …………………..………………….49
2.1. Объект и этапы исследования
2.2. Характеристика групп
2.3. Методы исследования
Глава 3. Исследование депривационных нарушений у детей раннего возраста……………………………………………………………..………….…51
3.1. Исследование психологического статуса детей раннего возраста ……...56
3.2. Исследования последствий социальной депривации у детей раннего возраста ....................................…….……...………………………..…….….59
3.3. Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации ……………………………….………………………63
Заключение ……..……………………………………………………………….75
Библиографический список….…………………………………………….........79
Приложение № 1 ………………………………………………………………..84
Приложение № 2 ………………………………………………………………..85
Приложение № 3 ………………………………………………………………..86
Приложение № 4 ………………………………………………………………..89
Приложение № 5 ………………………………………………………………..92
Приложение № 6 ………………………………………………………………..95
Приложение № 7 ………………………………………………………………..95
2) Социально-социологический анализ депривации. Депривация как последствие относительной бедности, предполагающее не невозможность удовлетворить свои элементарные потребности, а лишение материальных благ «сверх первой необходимости». Это происходит в индустриальных обществах при сохранении традиционных форм бедности в силу того, что общественно-экономическое развитие достигло уровня, когда становится возможным удовлетворение элементарных потребностей подавляющего большинства той части населения, которая по всем параметрам находится на низших ступенях иерархической структуры. Депривацию испытывают те, кто к определенному набору благ -- образованию, участию в управлении и т.д. -- при известной личной самостоятельности получает доступ в значиельно меньшей мере, чем большинство населения. Для этого контингента лиц характерны резкое обособление, низкая социальная мобильность, неизменность положения в обществе.
Социологи в соответствии с математико-статистическим методом выделяют шесть позиций неравенства: работа, осуществление интересов, наличие квартиры, материальные условия, образ жизни, состояние здоровья. Лицо можно считать подвергшимся депривации, если оно оказывается в ущемленном положении по крайней мере по четырем позициям, если лишь по двум-трем, то -- находящимся под угрозой депривации (5). В современном дифференцированном обществе депривированиые слои населения обозначаются как «новые» бедные. В данной ситуации государственная социальная политика должна быть направлена на сохранение достигнутого жизненного уровня, расширение доступа к образованию и повышение квалификации.
(б) Психолого-медицинский подход. Этот подход активно используется в медицинской психологии, в общей психологии, в психологической педагогике. В рамках данного подхода изучаются процессы этиологии, патогенеза и реабилитации депривации и депривационных практик. Психологи и медицинские психологи выделяют следующие виды депривации: сенсорная, двигательная, социальная.
а) Сенсорная депривация - ситуация недополучения достаточного количества стимулов: зрительных, слуховых, осязательных, и др. Итальянская исследовательница, талантливый педагог и психолог разработала специальную систему реабилитации и адаптации отстающих в интеллектуальном развитии детей (149).
Сегодня этот метод активно используется и для развития интеллектуально-творческих, познавательных способностей дошкольников, и для адаптации и реабилитации детей с разного рода отклонениями в развитии, активно рекомендуется для работы в детских домах (102). Понятие сенсорный голод активно разрабатывается в исследованиях зарубежных и отечественных психологов, начиная с середины ХХ века. В монографии Й. Лангмейера и З. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте» дан обзор зарубежных исследований по данной теме (80).
На сегодняшний день, как отмечают Й. Лангмейер и З. Матейчек, «объяснение механизмов воздействия сенсорной депривации остается до сих пор неясным» (80; с.240), хотя тяжелые последствия для психики сенсорной депривации достаточно изучены и экспериментально, и на практике (ночная езда по однообразной дороге, наблюдения радарных установок, работа подводников, полярников, и т.д.).
Условия, способствующие развитию сенсорной депривации называют «обедненной средой». Обедненная среда - это среда учреждений закрытого типа, провоцирующая сенсорный голод - среда детских домов, больниц, интернатов, и т.д.
б) Двигательная депривация связана с ситуациями ограничения движений. Такие ситуации возникают у детей и взрослых вследствие травм, болезней, инвалидности, а у младенцев - при тугом пеленании, ограничении движений с помощью специальных медицинских приспособлений (например, распорок, применяемых при младенческом вывихе бедра).
Американские исследователи В. Деннис и П. Наджарьян изучали младенцев в приюте для сирот в Тегеране в условиях выраженной двигательной депривации. Они установили, что в возрасте 2 лет дети все еще не овладели даже такими простейшими моторными навыками, как сидение и стояние. Это отставание в развитии авторы объяснили почти полным отсутствием в приюте социального взаимодействия, которое не стимулировало двигательную активность младенцев (6).
Социальное взаимодействие, об отсутствии которого писали В. Деннис и П. Наджарьян, стимулирует развитие двигательной и познавательной активности, не позволяя двигательной депривации перерастать в социальную. Полученные современными американскими исследователями данные хорошо иллюстрируют мысль Л.С. Выготского, что социальное окружение влияет на зону ближайшего развития (29).
Отечественные исследователи раннего развития детей установили, что существует преемственность между шагательным рефлексом новорожденных и последующими движениями при ползании и ходьбе. Было установлено, что тренировка шагательного рефлекса предотвращает его исчезновение в более позднем возрасте и ведет к чуть более раннему началу ходьбы по сравнению с контрольной группой, не имевшей подобной тренировки. Об этом же много пишет отечественный педагог Б.П. Никитин (109).
в) Социальная депривация связана с нарушениями привычных налаженных коммуникационных практик, социальных связей. Социальная депривация возникает при разрыве привычных кругов общения: у пенсионеров, мигрантов, домохозяек, детей в условиях социальной изоляции (детский дом, больница, интернат). Следует отметить, что социальная изоляция отнюдь не всегда ведет к социальной депривации. Это связано с личностными особенностями, его духовным развитием, задачами, которые ставит перед собой человек, находящийся в социальной изоляции. Наиболее яркими примерами устойчивости к социальной депривации в условиях социальной изоляции являются религиозные или политические подвижники в заключении, отшельники, и т.д.
Материнская депривация. Разработки и исследования отечественных специалистов психологов и педагогов долгое время находились под воздействием работы Лангмейера Й. и Матейчика З. «Психологическая депривация в детском возрасте» (80). Эта монография стала классической работой по материнской депривации, не утратила своего научного и научно-практического значения по сей день.
На сегодняшний день понятие материнской депривации является комплексным понятием, объединяющим целый ряд различных явлений. На это указывается в коллективной монографии «Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации» (130). В этой работе перечислены социальные явления, ведущие и провоцирующие развитие материнской депривации: «Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью и, наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери» (130; с.13).
В основе всех перечисленных социальных явлений, провоцирующих материнскую депривацию, лежит полное отсутствие привязанности к взрослому человеку или же подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся подрывом доверия к миру. Специалисты указывают на биологическую и психологическую необходимость привязанности ребенка к взрослому (15, 111, 120, 126). Такого рода привязанность является с одной стороны, биологической необходимостью, а с другой, - базовым психологическим основанием для развития личности ребенка. Самым важным человеком для младенца является тот человек, который осуществляет уход за ним, начиная с первых моментов жизни. Поэтому, наиболее значимым взрослым для младенца при становлении первичной межличностной связи является мать (или ухаживающий за ребенком человек).
В.С.Мухина, анализируя отношения между младенцем и матерью (или человеком, ее заменяющим) указывает на механизм идентификации как основной механизм социализации (105). Идентификационные отношения между матерью и младенцем пробуждают и стимулируют эмоциональное развитие ребенка, способствуя успешной первичной социализации (11). И наоборот, отсутствие эмоциональных связей и не включение или позднее включение механизмов идентификации - лежат в основе депривации.
То есть, на сегодняшний день, специалисты при анализе депривационных состояний исходят из посылки о том, что младенец есть инициативное существо, играющее активную роль во взаимодействии с миром, познающее окружающий мир, и конструирующие представление о нем (11, 126, 146).
На сегодняшний день экспериментально установлено, что существование привязанности между матерью и ребенком к концу 1-го года жизни есть объективная реальность, что младенец сам активно «выбирает» мать из окружающего его мира (8, 19, 109). То есть, полноценное развитие ребенка возможно только в психологическом контакте с матерью. Эти контакты проявляются в самых разнообразных формах: от прямого физического контакта как основы эмпатии, до эмоциональных отношений, лежащих в основе единой психо-физиологической системы «мать-дитя» (19, 109).
Такого рода контакты являются основанием для базового доверия к миру. Специалисты отмечают, что «отсутствие базового доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудное компенсируемое последствие материнской депривации» (130). Материнская депривация порождает страх, агрессивность, недоверие и неверие в себя. Психологическим условием формирования материнской депривации является отсутствие у ребенка доверия к миру. А доверие к миру возникает:
Нарушение этих условий, лежащих в основе формирования у ребенка доверия к миру, ведет к различным эмоциональным, психо-невротическим расстройствам, в том числе и к материнской депривации. В монографии «Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации» сформулирован обобщенный портрет личности, формирующейся у ребенка, оказавшегося в рождения в условиях материнской депривации. Для такой личности характерно:
- интеллектуальное отставание,
- неумение вступать в значимые отношения с другими людьми,
- вялость эмоциональных реакций,
- агрессивность,
- неуверенность в себе.
При этом исследователи различают два основных вида этиологии материнской депривации:
В последнем случае, разрыв с матерью начинается с тяжелейшего эмоционального переживания ребенка. Исследователи указывают на тяжелейшие психологические и психические осложнения, возникающие у детей не только отданных в детский дом, но и оказавшихся в больницах, при любых социально-жестких формах изоляции, характеризующихся отсутствием эмоциональной близости и теплоты, а так же рационально-оптимистичного объяснения случившегося. Последствиями таких травматичных для ребенка действий являются появление разного рода невротических реакций, появление апатии, вплоть до развития аутизма. После возвращения ребенка в семью, последствия депривации постепенно проходят, но Л.М.Шипицына и др. (130) указывают, что «в ряде специальных исследований было установлено, что в случае разлуки с матерью свыше 5-6 месяцев изменения оказываются необратимыми».
Особенности развития и формирования личности ребенка в условиях материнской депривации. Материнская депривация у детей в условиях детских учреждений ведет к разного рода изменениям в психическом развитии. Считается, что отклонения в психическом развитии проявляются в разном возрасте по-разному, но все они обладают потенциально тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Так, в монографии Л.М. Шипицыной и соавторов (130), указывается, что дети первого года жизни, воспитывающиеся в доме ребенка, отличаются от ровесников, растущих в семьях: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления и т.п. Те предличностные образования, которые возникают у детей на первом году жизни и лежат в основе формирования личности ребенка (7), у воспитанников дома ребенка деформированы. У них не возникает привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны.
У малышей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах ребенка, к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности и т. п.
Таким образом, дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в условиях материнской депривации, практикуют особые способы в общении с взрослыми. С одной стороны, у таких детей обострена потребность в ласке и положительных эмоциональных контактах, внимании. А с другой, - полная неудовлетворенность этой потребности: малое количество обращений взрослых к ребенку, сниженность в этих контактах личностных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном, направленное на регламентацию поведения, и т.д.
Перечисленные особенности общения с взрослыми лишают детей, во-первых, важного для психологического благополучия переживания своей нужности и ценности, уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности; а во-вторых, переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.
К сожалению, методы и способы работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом и личностном развитии. А эти нарушения приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники закрытых детских учреждений оказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам подобных учреждений трудно адаптироваться.
Воспитанники детских учреждений интернатного типа с самого раннего возраста нуждаются в специально организованной психологической помощи, обеспечивающей воспитание каждого из них в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Сегодня все это может быть осуществлено при условии постоянной работы профессионального психолога, который совместно с воспитателями и учителями изучал бы воспитанников, разрабатывал и осуществлял такие развивающие, психопрофилактические и психокоррекционные программы, которые компенсировали бы неблагополучный опыт и обстоятельства жизни этих детей и способствовали прогрессивному формированию их личности.
Информация о работе Последствия социальной депривации у детей