Повышение уровня социально-психологической компетентности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

Различные определения стресса уходят своими корнями как в научную, так и в религиозную философию. Эволюционисты приняли теорию естественного отбора Чарльза Дарвина. Так, в конце XIX века Эдмунд Спенсер предложил концепцию, согласно которой выживание наиболее приспособленных видов объясняется их способностью адаптироваться. Креационисты же утверждают, что Бог создал мир за шесть дней и сказал, что он очень хорош (Быт. 1:31). В тех условиях естественные взаимосвязанные жизненные силы (стресс) были сбалансированы и полезны. Но, как рассказывает Библия, непослушание Адама привело к тому, что стресс превратился в дистресс ( стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье). Произошло нарушение равновесия всех жизненных сил и взаимосвязей.

Содержание работы

1 Введение. Что такое стресс?
2 Специфические стрессовые ситуации.
3 Как обнаружить стресс.
4 Заболевания, связанные со стрессом.
5 Что вы можете сделать.
6 Индивидуальные методы борьбы со стрессом.
7 Как преодолеть стресс в рабочие время.
8 Стресс – менеджмент.
9 Повышение уровня социально-психологической компетентности руководителя.
10 Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

№1 (КУЛЬТУРА).docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

И не забывайте про перерывы в  работе, которые помогут отвлечься, восстановить силы, пообщаться с коллегами. Исследования подтверждают тот факт, что люди, работающие в доброжелательной атмосфере, меньше испытывают стресс. Также быстро снять стресс поможет чашечка чая или кофе. Черный и зеленый чай содержат вещества, помогающие организму эффективно противостоять стрессовым ситуациям. 
        Лучшее средство — дать себе небольшой отдых и подкрепиться. Например, можно погрызть орешки. Они богаты питательными веществами, участвующими в выработке серотонина, витаминами В и Е,

12

 антиоксидантами, которые помогут вам побороть стресс. 
   Эффективно снимает напряжение массаж мочек ушей, в которых сконцентрировано огромное количество акупунктурных точек. Китайцы еще

тысячи лет назад знали, что  ухо — одна из важнейших акупунктурных  систем в нашем теле. Массируйте оба уха одновременно хорошо разогретыми  руками, массаж ушей должен длиться  не менее минуты, а надавливать  на каждую точку рекомендуется около 5 секунд. 
        Заметно снизить стресс позволяет элементарная организация труда. Не поленитесь убраться в конце дня на своем рабочем месте. Стол можно освободить от лишних бумаг, инструментов, приборов, мусора. Предвосхитить появление морального напряжения в ходе рабочего дня поможет также планирование — лучше всего накануне продумать свой следующий день, отметить важные дела и отсортировать то, что может подождать. 
        Кроме того, очень важно не пропускать обед и перерывы. Обедать на рабочем месте не рекомендуется, лучше всего куда-нибудь выйти, сменить обстановку, иначе отдых не будет полноценным. 
        Физические упражнения — один из лучших способов справиться со стрессом. Не пренебрегайте занятиями спортом, прогулками на свежем воздухе и элементарной разминкой. Если работа не идет, все валится из рук и кажется, что вы вот-вот сорветесь, найдите укромное местечко в офисе и сделайте самую обычную зарядку. Простые физические упражнения — махи руками, ногами, несколько приседаний — помогут отвлечься, размять тело и настроиться на работу. 
      Кстати, факторы риска различаются для разных профессий. Считается, что наиболее спокойная работа у библиотекарей, а самая нервная — у шахтеров, пилотов авиалайнеров и журналистов. Также большую моральную нагрузку испытывают актеры, политики, учителя и врачи. Если у вас творческая работа, помните, что, по статистике, креативные люди обычно перерабатывают. В течение рабочего дня они находятся под прессингом начальства, а затем еще пытаются работать дома. 
Творчески люди часто не справляются со всеми своими обязанностями в рабочее время и вынуждены отвечать на звонки и электронные письма во внерабочее время. Кроме того, люди творческих профессий чаще склонны думать о работе до и после  рабочего дня.  
 Конечно работа, очень важна,  но она не должна заменять семью, общение с друзьями и отдых.

 

  1. Стресс-менеджмент.

 

Стресс в современной  компании – проблема, которой уделяют  много внимания. Руководитель должен следить за психологическим состоянием сотрудников, при этом, не забывая  о своей стрессоустойчивости. Для  уменьшения риска стресса, необходимо оперативное планирование. Если

13

начальник говорит своим  сотрудникам: "Необходимо срочно сделать  это задание и сдать его  завтра", то, конечно, подчиненные  будут взвинчены. Как и болезни, стресс лучше предупреждать путем  изменения процессов и 

смены приоритетов.

Российским компаниям  стресс-менеджмент просто необходим, и  руководство должно овладеть им в  первую очередь. Но потребность в  тренингах по стресс - менеджменту зависит от стиля управления и этапа развития компании. Если это формат "бизнес-клуба" небольшого размера, где старые друзья работают с давно знакомыми клиентами, возможно, они меньше нуждаются в обучении, чем фирма с активной формой продаж или

проходящая через реорганизацию.

А еще такой тренинг  необходим, когда происходит слияние  и люди встревожены происходящими  изменениями. Понять причину стресса  можно, посмотрев на состояние сотрудников. Например, если в одной группе у  троих все нормально, а у двоих  стресс, то именно этих двух нужно научить  бороться со стрессом. Если же стресс у  большинства, нужно менять что-то в  менеджменте.

Классическая программа  по стресс - менеджменту содержит три части: приемы эффективного управления; основы успешной коммуникации; постстрессовая психотерапия и технологии самовосстановления.

 

9  Повышение уровня социально-психологической компетентности руководителя

 

Определенную помощь руководителю может оказать специально организованное социально-психологическое сопровождение  руководителей. К основным направлениям психологического сопровождения руководителей  относятся:

  • повышение уровня общей психологической культуры руководителей;
  • совершенствование их управленческой социально-психологической компетентности;
  • оптимизация стиля управленческой деятельности;
  • совершенствование способов разрешения конфликтных ситуаций.

Реально психологическое  сопровождение осуществляется в  отношении руководителей, проходящих обучение на различных курсах переподготовки в ходе лекционных, семинарских и  практических занятий, при подготовке рефератов по проблемам психологии управления. В отдельных случаях  могут использоваться тестовые психологические  методики с последующим обсуждением  результатов тестирования в процессе индивидуального собеседования. Программа  психологической работы варьирует  в зависимости от профиля профессиональной деятельности обучаемых, срока обучения и других факторов. Наиболее полная программа психологического сопровождения, как правило, реализуется с контингентом резерва выдвижения руководящего состава.

14

Как показывает опыт, тренинги и семинары по психологии управления проходят достаточно успешно, поскольку  они восполняют дефицит психологических  знаний слушателей. Содержание учебных  занятий строится,

как правило, в учебно-нормативном  режиме. В них фиксируется, как  психологически грамотно организовывать деловое общение (что делать), а  затем описываются конкретные психотехнологии (как делать).

Со слушателями проводятся деловые игры, нацеленные на формирование у них практических навыков управленческого  взаимодействия.

Неплохой эффект дает использование  методов психологической диагностики: объективных тестов, личностных опросников и проективных 

методик. Они применяются  для психологической оценки управленческого  потенциала обучаемых, поиска эффективного индивидуального стиля управления для конкретного руководителя и  др.

В ходе психологической подготовки действующих руководителей перед  слушателями этой категории ставится цель формирования психологической  готовности к получению новых  психологических знаний и опыта. Важно сформировать или хотя бы пробудить  у слушателей установку на конструктивное самоизменение и саморазвитие.

Хорошо известно, что некоторые  руководители, хотя и понимают необходимость  приобретения новых знаний, часто  внутренне сопротивляются им. В этом случае срабатывает своеобразный механизм психологической защиты от непрошеного  вторжения в их внутренний мир. Руководители интуитивно чувствуют недоверие  к себе и даже определенную угрозу своему должностному положению. Во время  групповых занятий и индивидуальных собеседований некоторые из них  говорят: "У нас вообще нет никаких  психологических проблем"; "У  нас все хорошо".

Проявляется и такой тип  психологического отрицания, который  можно выразить словами: "В стимулировании работников важны экономические  факторы, а не психология" или "Успешность профессиональной деятельности зависит  от знаний и опыта, а не от психологии".

Преодоление сопротивления  может быть наиболее эффективным  в ходе групповых занятий, на которых  разбираются и проигрываются  конкретные ситуации из практики управления. Одно из таких занятий может быть, например, посвящено рассмотрению ситуации, когда руководитель сталкивается с  необходимостью предотвратить увольнение сотрудника. Психологический анализ этой ситуации нацелен на выделение  действительных причин, в силу которых  из подразделения увольняются опытные  сотрудники. В процессе обсуждения показывается, что в ряде случаев  увольнение сотрудников продиктовано недостаточной востребованностью  их профессиональных возможностей, ощущением  дефицита внимания к ним со стороны  руководства, низкой сплоченностью  коллектива, неблагоприятной обстановкой  в семье и т.д.

На практических занятиях со слушателями проигрывались различные 

15

ситуации, в которых моделировались случаи увольнения сотрудников и  демонстрировались способы применения техник убеждения и конструктивного  разрешения конфликтов и противоречий. Цель занятий - практически убедить  слушателей в эффективности применяемых  психотехник управленческого общения.

Социально-психологическая  подготовка сотрудников, готовящихся  к руководящей работе, должна содержать  ряд мероприятий, направленных на формирование их психологической готовности к  процессу вхождения в роль руководителя. Основной акцент должен быть сделан на актуализации имеющегося у сотрудников  опыта работы с людьми и позитивного  переноса его на исполнение новой  должности. Управленческие возможности  будущего

 руководителя уже содержатся, как правило, в сформированных  навыках профессионального мышления, в успешном опыте по организации  и проведению различных служебных  мероприятий, в выработанном ранее  индивидуальном управленческом  стиле, органически присущем предпринимательской  деятельности.

Далее проводится формирующая  работа по повышению у них самооценки и уверенности в себе. Задается импульс к позитивному осознанию  своего движения в ходе профессионального  роста и укрепления мотивации  к руководящей работе.

В ходе занятий разыгрываются  ситуации, в которых руководители могут проявить и закрепить свою успешность, сформировать приемы профессионального  и личностного самоутверждения  при освоении новой профессиональной роли. Особое внимание уделяется способам налаживания позитивных взаимодействий с подчиненными, коллегами и вышестоящим  руководством.

Организация социально-психологической  поддержки ускоряет процесс адаптации  к руководящей работе и позволяет  профилактически устранить возможные  психологические срывы, вызванные  резким снижением самооценки, высокой  тревожностью, стремлением перестраховаться и др.

Как показывает практика, руководители по сравнению с исполнителями  гораздо четче осознают актуальность собственных личностных проблем, в  принципе требующих консультации с  психологом при их осмыслении и разрешении. Ведь руководителями становятся, как  правило, люди, находящиеся в возрасте 35 - 45 лет, а может быть, и несколько  старше. Известно, что именно в этом возрасте и мужчины, и женщины  переживают кризис "середины жизни", обусловливающий проявление элементов  психологического неблагополучия.

К этому возрастному периоду  у некоторых руководителей обостряются  не только нереализованные профессиональные амбиции, но и нарастают проблемы в семейной жизни (требуют все  больших материальных и эмоциональных  затрат взрослеющие дети, нуждаются  в заботе и внимании стареющие  родители). Возникают проблемы и  с собственным здоровьем 

16

(у большинства людей начинается снижение физиологических показателей общей активности, выносливости и работоспособности организма). При проведении психологического сопровождения руководителей необходимо

учитывать отмеченные специфические  особенности.

Серьезной проблемой является формирование у руководителей навыков  психогигиены, осознанной привычки к  здоровому образу жизни. Результаты экспериментальных исследований позволяют  говорить о том, что психологическое  обеспечение профессиональной деятельности руководителя тесно связано с  проблемой сохранения его физического  и психического здоровья. Точнее, здесь  целесообразно говорить о диалектической взаимосвязи состояния здоровья руководителя и результатов его  профессиональной деятельности. С одной  стороны, очевидно, что состояние

 здоровья оказывает  существенное влияние на процесс  и результат деятельности, с другой - успешная либо наоборот неуспешная  профессиональная деятельность  воздействует на здоровье профессионала.

В целом отношение руководителей  к своему здоровью можно охарактеризовать как весьма пассивное. Практически  мало кто из опрошенных руководителей  регулярно и систематически занимается поддержанием своего здоровья, практикует использование специальных оздоровительных  систем, использует методики саморегуляции  эмоциональных состояний, техники  релаксации и т.д. Так же, как и  в случае освоения новых для себя психологических знаний, руководители весьма настороженно относятся к  рекомендациям психологов. За профессиональной помощью к психологу они обращаются лишь в крайних случаях, а сталкиваясь  с проблемами в области здоровья (как физического, так и психического), они склонны их игнорировать, или даже отрицать.

В связи с этим на тренинговых  занятиях освещаются вопросы, касающиеся стресса в работе руководителя, их участники знакомятся с методикой  психической саморегуляции, приемами релаксации и другими способами  предупреждения и преодоления стрессовых состояний.

10 Заключение.

 

Можно ли жить без стресса? Нет, без  стресса жить невозможно и даже вредно. Поэтому важно решить проблему: "Как  жить в условиях стресса?". В этой ситуации человеку необходимы хорошие  адаптационные способности, которые  помогут пережить самые тяжелые  жизненные испытания. Эти способности  можно воспитать в себе и совершенствовать с помощью различных упражнений, которые существует огромное множество. Не стоит бояться стресса и  каждый раз его избегать. Нужно  научиться регулировать свой стресс и использовать его полезные функции.

Информация о работе Повышение уровня социально-психологической компетентности руководителя