Позитивная психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

В данной работе идет речь о позитивной психотерапии - методе, который может использовать каждый из вас для решения любых проблем. Метод помогает как с помощью психотерапевта, так и самостоятельно, что важно, мобилизовывает ресурсы человека для принятия позитивных решений. Этот метод учит не сражаться с окружающим миром, а принимать его таким, какой он есть.
Результатом метода позитивной психотерапии является оптимистичное и радостное восприятие себя, близких людей и жизни вообще, при этом не имеется ввиду детская восторженность или «розовые очки». Безусловными достоинствами метода являются доступность для всех социальных и возрастных групп, простота языка.

Содержание работы

Введение. 3
1.История метода. 4
2.Основные теоретические принципы позитивной психотерапии. 6
3. Практическое применение метода. 14
Заключение. 20
Список литературы. 21

Файлы: 1 файл

психотерапия.docx

— 41.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.                                                                                               3

1.История метода.                                                                                 4

2.Основные теоретические принципы  позитивной психотерапии.  6

3. Практическое применение метода.                                                14

Заключение.                                                                                           20

Список литературы.                                                                              21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мы с вами живем в довольно не простом, а иногда и жестоком мире. Каждый день сталкиваемся с различными проблемами, конфликтами.Счастлив не тот, у кого нет проблем, а тот, кто  умеет их решать - это, можно сказать, кредо позитивной психотерапии.

В данной работе идет речь о позитивной психотерапии - методе, который может  использовать каждый из вас для решения  любых проблем. Метод помогает как  с помощью психотерапевта, так  и самостоятельно, что важно, мобилизовывает ресурсы человека для принятия позитивных решений. Этот метод учит не сражаться  с окружающим миром, а принимать  его таким, какой он есть.

Результатом метода позитивной психотерапии является оптимистичное и радостное  восприятие себя, близких людей и  жизни вообще, при этом не имеется  ввиду детская восторженность или  «розовые очки». Безусловными достоинствами  метода являются доступность для  всех социальных и возрастных групп, простота языка.

 

1. История метода

 

Основатель метода - известный немецкий психолог, психотерапевт - Носсрат Пезешкиан. Родился в тогда еще Персии, а теперь Иране, в 1933 году. Психотерапевтическое образование получил в Германии, Швейцарии и США. Является доктором медицинских наук, профессором, специалистом в области психологии, психотерапии и неврологии.

Метод "Позитивная психотерапия" был создан господином Пезешкианом, его сыновьями и сотрудниками в Германии на основе транскультурных  исследований, проводившихся более  чем в 20 различных культурах. Свое широкое распространение получил  с 1968 года. Название метода происходит от латинского слова "positum", что  означает: фактическое, данное, имеющееся  в наличии.

Эффективность позитивной психотерапии была убедительно доказана исследованием, проведённым в Германии в 1997 году и продемонстрировавшим высокую  терапевтическую действенность  этого краткосрочного метода. Это  исследование было награждено Премией  Ричарда-Мартина.Сегодня метод официально принят для последипломной подготовки врачей, психологов, социальных работников и педагогов во многих странах.Безусловными достоинствами метода являются: доступность  для всех социальных и возрастных групп, простота языка, системный семейный подход и краткосрочность (в среднем 30 сеансов).

С 1997 года позитивная психотерапия преподается  в школах и университетах Германии как государственная учебная  дисциплина.

В России метод получил широкое  распространение (Леонтьева Д. А., Мазур  Е. С., Шапиро А. З., 1991; Пезешкиан Н., Пезешкиан  Х., 1993; Пезешкиан Х., 1998; Романин А. Н., 1999, и др.).

 На первом этапе, который  продолжается и по сей день, преподавание проводилось в рамках 3-х базовых семинаров. Такое  сокращение программы было продиктовано  задачами периода популяризации,  несформированностью системы последипломного  образования психотерапевтов в  России, ограниченностью тренерских  ресурсов, географическими и экономическими  особенностями. 

Второй этап - подготовка преподавателей позитивной психотерапии из среды русских  коллег.

Третий этап - долгосрочная программа  обучения позитивной психотерапии -проводится в Москве и на Дальнем Востоке  России совместно с Российской психотерапевтической ассоциацией (РПА) и Профессиональной психотерапевтической лигой (ОППЛ).

На русский язык были переведены основные книги и руководства  по позитивной психотерапии (Пезешкиан  Н., 1992, 1995, 1996, 1998). С 25 марта 1993 года координатором  образовательного процесса в России является «Ассоциация позитивной психотерапии» (АПП).

Бюллетень АПП «Позитум» был  одним из первых психотерапевтических изданий в новой России. С 2001 года он приобрёл статус журнала и издаётся дважды в год.

В 1997 г. В Германии было проведено  исследование в области гарантии качества и эффективности, результаты которого доказывают высокую эффективность  этого краткосрочного метода. Это  исследование было награждено Премией  Ричарда-Мартина в 1997 г.С 1968г. позитивная психотерапия обращается в основном к следующим областям: психотерапия, консультирование, образование, тренинги по профилактике и управлению. Значительная доля научных изысканий сфокусирована  на транскультуральных исследованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные теоретические  принципы позитивной психотерапии

 

1. Позитивная концепция  образа человека - позитивная самоидентификация.

Принципы диагностики и лечения  определяются идеологией, уходящей корнями  в культуру, в которой метод  сформировался или, что в данном случае точнее, которую метод формирует. Значимой частью идеологии является концепция образа человека. Понятие  «образ человека» тесно связано  с образом себя, оно возникает  и развивается вместе с человеком  и «характеризует качество гуманности». Оно определяется личным опытом взаимодействия с основанными на традициях системами  ценностей семьи (в узком и  расширенном смысле), общества, социальной, этнической и др. групп; религиозными и/или научными верованиями - с одной  стороны и повседневного столкновения с постоянно развивающейся действительностью - с другой. Дабы не запутаться в философскости  этой тонкой материи, в данной работе рассматриваются три весьма прикладные составляющие этой концепции: 1) природа  человека, 2) структура (модель) личности и 3) теория развития личности.

Позитивная психотерапия исходит  из гуманистического тезиса о том, что  «каждое человеческое существо является хорошим по своей природе» и «наделено  множеством способностей и огромным потенциалом», «которые сравнимы с  семенами скрытых возможностей, которые, однако, ещё нужно развить». Внешний  мир предоставляет условия и  инструменты самопознания и самораскрытия, подобно тому, как плодородная  почва и подходящий климат помогают зерну превратится в дерево. Иными  словами, человек изначально не «tabula rasa» (чистый лист), на котором родители и педагоги вписывают собственные  изречения знания и мудрости, а  врач назначает «должное лечение», скорее можно сказать, что он - лист непрочитанный.

2. Модель личности (базовые и актуальные способности, модель баланса).

Базовые способности. Каждый человек от природы обладает двумя базовыми способностями: любить (связана с работой правого полушария головного мозга; отвечает за эмоциональные и душевные переживания, фантазию и интуицию) и познавать (связана с работой левого полушария; определяет рациональную, интеллектуальную сторону человека и его способность заниматься науками, усваивать нормы общества и поведенческие модели).Обе способности развиваются в четырёх основных измерениях человеческой жизни : тело, достижения, контакты, фантазия (смысл, будущее) под воздействием генетических особенностей тела в его взаимодействии с окружающей средой и временем . Эти измерения обеспечивают взаимодействие с окружающим миром и его познание с помощью ощущений (зрение, слух, обоняние, осязание), логики, традиций и фантазии (интуиции).Развиваясь и дифференцируясь под воздействием внутренних и внешних факторов, базовые способности превращаются в определённые внутренние мотивации (первичные актуальные способности), особенности поведения (вторичные актуальные способности), которые определяют тип реагирования человека на изменения условий окружающей среды.

Актуальные способности. Характеризуют важнейшие параметры в становлении характера человека, содержании и мотивах человеческого поведения, межличностном взаимодействии, конфликтогенезе и психотерапии. В зависимости от условий способности развиваются не равномерно и по-разному у разных людей. Какие-то из них могут оказаться развитыми до виртуозности, а другие пребывать в зачаточном состоянии. Можно, например, любить порядок, но быть нетерпеливым.

 Различают два основных вида  актуальных способностей:

1) Первичные способности (любовь, образец для подражания (способность подражать, идентифицироваться), терпение, время, контакт, сексуальность, вера, доверие, надежда, сомнение, уверенность, целостность) развиваются из базовой способности к любви. Они возникают с первого дня появления человека на свет благодаря контакту с близкими людьми. Первичные способности не являются более важными, чем вторичные или наоборот. Они - базисный феномен, фундамент, мотивация, эмоциональное наполнение, на котором строятся вторичные способности.

 Первичные способности описывают  жизненный эмоциональный                        опыт, который приобретается в  связи с реализацией вторичных  способностей.

2)Вторичные способности (пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, послушание, вежливость, честность, точность, усердие, бережливость, справедливость, успешность, надёжность, добросовестность) приобретаются посредством усвоения сообщаемых знаний. Они развиваются из способности к познанию и отражают нормы поведения социальной группы, которая стимулирует или подавляет (через удовлетворение или подавление первичных потребностей) те или иные действия.

В повседневной жизни актуальные способности  выполняют функции:описательных категорий, переменных величин социализации, суррогатных  заменителей религии, маскировки, оружия и/или средства защиты.Каждая актуальная способность в отдельности, как  и характер в целом,проявляется  в тех же четырёх измерениях, в  которых они развивались. Так, например, аккуратность физически проявляется  в чистоте и порядке в одежде, вещах, движениях и т.д. (тело); является важным деловым качеством и способствует достижению лучших результатов (деятельность/достижения); будучи социально одобряемым качеством,аккуратность может способствовать общению (контакты); эта способность занимает определённое место в системе ценностей и убеждений, что придаёт ей смысл (будущее/фантазия).

Модель баланса. По тому, как человек распределяет свои силы и время в этих четырёх измерениях (тело, достижения, контакты, будущее), можно судить о сбалансированности его жизни.Например: «Все мои силы уходят на работу (достижения), мне пришлось отправить свою семью к родителям, потому, что у меня всё равно не хватает на них времени, а они его всё равно требуют, что отвлекает меня от работы. Я должен много работать, чтобы обеспечить свою семью. Конечно, я не об этом мечтал, но мечты есть мечты, а реальность - это реальность и с ней нужно считаться. Столько всего происходит каждый день, что некогда даже спланировать хорошенько завтрашний день. Так вот и живу у жизни на подхвате. Иногда в спортзал хожу или в бассейн, после этого легче, но на это опять же нужно время» (бизнесмен, 36 лет, панические атаки, бессонница).Это вполне объясняет его симптомы, возникшие вследствие переутомления и явной недостаточности механизмов преодоления стресса (эмоциональная изоляция, отсутствие перспектив, недостаточная физическая активность).

3. Теория развития

Развитие человека происходит под  воздействием базовой потребности  в положительной оценке значимого  окружения (любовь). Удовлетворение или  фрустрация этой потребности со временем начинает восприниматься как внутреннее, собственное, переживание (познание), субъективно  отделённое от социального окружения, т.е. как самооценка. Различные спонтанные проявления в разной степени поощряются или подавляются окружающими. Что  бы сохранить положительную оценку человек подстраивается и фальсифицирует свои переживания. Таким образом, значимые окружающие, их отношения и установки  становятся моделью для подражания. В позитивной психотерапии считается, что в социальном контексте развитие базовых способностей личности (любовь и познание) происходит под воздействием четырёх формирующих факторов модели для подражания .

Эти базовые концепции первичной  социализации составляют определяющую основу личности, которая может дополняться  новым опытом. Именно возможность  пополнения первичных концепций  новым опытом позволяет нам учиться, меняться и совершенствоваться.

Рассмотрим каждую из концепций, предоставляемых  моделью

подражания.

1) «Я» концепция. Отношение к  индивиду и его способностям  значимых окружающих (родителей  и сиблингов) формирует представление  человека о своей природе и  его отношение к себе.

В случае преимущественного поощрения  базовых способностей и потребностей личности создаётся представление  о себе способном (способность к  познанию) и любимом, ценном для мира (способность к любви). Эти представления  составляют основу базового доверия.

Если естественные проявления личности преимущественно фрустрируются  значимым окружением, формируется отношение  к себе как к не способному (способность  к познанию), не любимому не ценному (способность к любви) для окружающих (отсутствие базового доверия).

В расширенном контексте речь идёт об эволюции самоидентификации «Я» = грешный, порочный, патологичный, осуждаемый и оцениваемый, не верящий, боящийся, замкнутый, защищающийся» к ««Я» = изначально обладающий способностями, любимый, верящий, развивающийся через  осознание накопленного опыта, любящий, открытый, помогающий.

2) «Ты»-концепция. Отношения между  родителями (значимыми людьми, являющимися  примером для подражания) становятся  моделью для формирования стиля  партнёрства.

В рамках этой концепции результатом  поощрения способности к любви  является умение принимать партнёра, как он есть, а способности к  познанию - умение устанавливать и  поддерживать подвижные личностные границы в отношениях. Результатом  фрустрации способности к любви  становится неприятие, а способности  к познанию - неумение устанавливать  границы вообще или установление слишком жёстких границ (как гиперкомпенсация).

3) «Мы»-концепция. Отношение родителей  (значимых людей, примеров для  подражания) к «другим» (обществу, группам,  его составляющим и т. д.) моделирует  паттерны социализации: открытость/изолированность  - познание; приятие/неприятие -любовь.

В этой области большое значение имеет транскультурная точка  зрения, которая в общих чертах сводится к следующим двум положениям, имеющим практическое значение:

1. Разница культур может приводить  к непониманию, фрустрации, страху, агрессии, конфликту. И это в  общем случае определяет наше  понимание конфликтогенеза.

2. Разница культур может восприниматься  как взаимодополняющие,

Информация о работе Позитивная психотерапия