Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:27, реферат
В данной работе идет речь о позитивной психотерапии - методе, который может использовать каждый из вас для решения любых проблем. Метод помогает как с помощью психотерапевта, так и самостоятельно, что важно, мобилизовывает ресурсы человека для принятия позитивных решений. Этот метод учит не сражаться с окружающим миром, а принимать его таким, какой он есть.
Результатом метода позитивной психотерапии является оптимистичное и радостное восприятие себя, близких людей и жизни вообще, при этом не имеется ввиду детская восторженность или «розовые очки». Безусловными достоинствами метода являются доступность для всех социальных и возрастных групп, простота языка.
Введение. 3
1.История метода. 4
2.Основные теоретические принципы позитивной психотерапии. 6
3. Практическое применение метода. 14
Заключение. 20
Список литературы. 21
Содержание
Введение.
1.История метода.
2.Основные теоретические
3. Практическое применение
Заключение.
Список литературы.
Введение
Мы с вами живем в довольно не простом, а иногда и жестоком мире. Каждый день сталкиваемся с различными проблемами, конфликтами.Счастлив не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их решать - это, можно сказать, кредо позитивной психотерапии.
В данной работе идет речь о позитивной психотерапии - методе, который может использовать каждый из вас для решения любых проблем. Метод помогает как с помощью психотерапевта, так и самостоятельно, что важно, мобилизовывает ресурсы человека для принятия позитивных решений. Этот метод учит не сражаться с окружающим миром, а принимать его таким, какой он есть.
Результатом метода позитивной психотерапии является оптимистичное и радостное восприятие себя, близких людей и жизни вообще, при этом не имеется ввиду детская восторженность или «розовые очки». Безусловными достоинствами метода являются доступность для всех социальных и возрастных групп, простота языка.
1. История метода
Основатель метода - известный немецкий
психолог, психотерапевт - Носсрат Пезешкиан.
Родился в тогда еще Персии,
а теперь Иране, в 1933 году. Психотерапевтическое
образование получил в
Метод "Позитивная психотерапия"
был создан господином Пезешкианом,
его сыновьями и сотрудниками
в Германии на основе транскультурных
исследований, проводившихся более
чем в 20 различных культурах. Свое
широкое распространение
Эффективность позитивной психотерапии
была убедительно доказана исследованием,
проведённым в Германии в 1997 году
и продемонстрировавшим высокую
терапевтическую действенность
этого краткосрочного метода. Это
исследование было награждено Премией
Ричарда-Мартина.Сегодня метод
С 1997 года позитивная психотерапия преподается в школах и университетах Германии как государственная учебная дисциплина.
В России метод получил широкое распространение (Леонтьева Д. А., Мазур Е. С., Шапиро А. З., 1991; Пезешкиан Н., Пезешкиан Х., 1993; Пезешкиан Х., 1998; Романин А. Н., 1999, и др.).
На первом этапе, который
продолжается и по сей день,
преподавание проводилось в
Второй этап - подготовка преподавателей позитивной психотерапии из среды русских коллег.
Третий этап - долгосрочная программа обучения позитивной психотерапии -проводится в Москве и на Дальнем Востоке России совместно с Российской психотерапевтической ассоциацией (РПА) и Профессиональной психотерапевтической лигой (ОППЛ).
На русский язык были переведены основные книги и руководства по позитивной психотерапии (Пезешкиан Н., 1992, 1995, 1996, 1998). С 25 марта 1993 года координатором образовательного процесса в России является «Ассоциация позитивной психотерапии» (АПП).
Бюллетень АПП «Позитум» был одним из первых психотерапевтических изданий в новой России. С 2001 года он приобрёл статус журнала и издаётся дважды в год.
В 1997 г. В Германии было проведено
исследование в области гарантии
качества и эффективности, результаты
которого доказывают высокую эффективность
этого краткосрочного метода. Это
исследование было награждено Премией
Ричарда-Мартина в 1997 г.С 1968г. позитивная
психотерапия обращается в основном
к следующим областям: психотерапия,
консультирование, образование, тренинги
по профилактике и управлению. Значительная
доля научных изысканий
2.Основные теоретические
принципы позитивной
1. Позитивная концепция образа человека - позитивная самоидентификация.
Принципы диагностики и
Позитивная психотерапия исходит из гуманистического тезиса о том, что «каждое человеческое существо является хорошим по своей природе» и «наделено множеством способностей и огромным потенциалом», «которые сравнимы с семенами скрытых возможностей, которые, однако, ещё нужно развить». Внешний мир предоставляет условия и инструменты самопознания и самораскрытия, подобно тому, как плодородная почва и подходящий климат помогают зерну превратится в дерево. Иными словами, человек изначально не «tabula rasa» (чистый лист), на котором родители и педагоги вписывают собственные изречения знания и мудрости, а врач назначает «должное лечение», скорее можно сказать, что он - лист непрочитанный.
2. Модель личности (базовые и актуальные способности, модель баланса).
Базовые способности. Каждый человек от природы обладает двумя базовыми способностями: любить (связана с работой правого полушария головного мозга; отвечает за эмоциональные и душевные переживания, фантазию и интуицию) и познавать (связана с работой левого полушария; определяет рациональную, интеллектуальную сторону человека и его способность заниматься науками, усваивать нормы общества и поведенческие модели).Обе способности развиваются в четырёх основных измерениях человеческой жизни : тело, достижения, контакты, фантазия (смысл, будущее) под воздействием генетических особенностей тела в его взаимодействии с окружающей средой и временем . Эти измерения обеспечивают взаимодействие с окружающим миром и его познание с помощью ощущений (зрение, слух, обоняние, осязание), логики, традиций и фантазии (интуиции).Развиваясь и дифференцируясь под воздействием внутренних и внешних факторов, базовые способности превращаются в определённые внутренние мотивации (первичные актуальные способности), особенности поведения (вторичные актуальные способности), которые определяют тип реагирования человека на изменения условий окружающей среды.
Актуальные способности. Характеризуют важнейшие параметры в становлении характера человека, содержании и мотивах человеческого поведения, межличностном взаимодействии, конфликтогенезе и психотерапии. В зависимости от условий способности развиваются не равномерно и по-разному у разных людей. Какие-то из них могут оказаться развитыми до виртуозности, а другие пребывать в зачаточном состоянии. Можно, например, любить порядок, но быть нетерпеливым.
Различают два основных вида актуальных способностей:
1) Первичные способности (любовь, образец для подражания (способность подражать, идентифицироваться), терпение, время, контакт, сексуальность, вера, доверие, надежда, сомнение, уверенность, целостность) развиваются из базовой способности к любви. Они возникают с первого дня появления человека на свет благодаря контакту с близкими людьми. Первичные способности не являются более важными, чем вторичные или наоборот. Они - базисный феномен, фундамент, мотивация, эмоциональное наполнение, на котором строятся вторичные способности.
Первичные способности
2)Вторичные способности (пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, послушание, вежливость, честность, точность, усердие, бережливость, справедливость, успешность, надёжность, добросовестность) приобретаются посредством усвоения сообщаемых знаний. Они развиваются из способности к познанию и отражают нормы поведения социальной группы, которая стимулирует или подавляет (через удовлетворение или подавление первичных потребностей) те или иные действия.
В повседневной жизни актуальные способности
выполняют функции:описательных категорий,
переменных величин социализации, суррогатных
заменителей религии, маскировки, оружия
и/или средства защиты.Каждая актуальная
способность в отдельности, как
и характер в целом,проявляется
в тех же четырёх измерениях, в
которых они развивались. Так, например,
аккуратность физически проявляется
в чистоте и порядке в одежде,
вещах, движениях и т.д. (тело); является
важным деловым качеством и
Модель баланса. По тому, как человек распределяет свои силы и время в этих четырёх измерениях (тело, достижения, контакты, будущее), можно судить о сбалансированности его жизни.Например: «Все мои силы уходят на работу (достижения), мне пришлось отправить свою семью к родителям, потому, что у меня всё равно не хватает на них времени, а они его всё равно требуют, что отвлекает меня от работы. Я должен много работать, чтобы обеспечить свою семью. Конечно, я не об этом мечтал, но мечты есть мечты, а реальность - это реальность и с ней нужно считаться. Столько всего происходит каждый день, что некогда даже спланировать хорошенько завтрашний день. Так вот и живу у жизни на подхвате. Иногда в спортзал хожу или в бассейн, после этого легче, но на это опять же нужно время» (бизнесмен, 36 лет, панические атаки, бессонница).Это вполне объясняет его симптомы, возникшие вследствие переутомления и явной недостаточности механизмов преодоления стресса (эмоциональная изоляция, отсутствие перспектив, недостаточная физическая активность).
3. Теория развития
Развитие человека происходит под воздействием базовой потребности в положительной оценке значимого окружения (любовь). Удовлетворение или фрустрация этой потребности со временем начинает восприниматься как внутреннее, собственное, переживание (познание), субъективно отделённое от социального окружения, т.е. как самооценка. Различные спонтанные проявления в разной степени поощряются или подавляются окружающими. Что бы сохранить положительную оценку человек подстраивается и фальсифицирует свои переживания. Таким образом, значимые окружающие, их отношения и установки становятся моделью для подражания. В позитивной психотерапии считается, что в социальном контексте развитие базовых способностей личности (любовь и познание) происходит под воздействием четырёх формирующих факторов модели для подражания .
Эти базовые концепции первичной социализации составляют определяющую основу личности, которая может дополняться новым опытом. Именно возможность пополнения первичных концепций новым опытом позволяет нам учиться, меняться и совершенствоваться.
Рассмотрим каждую из концепций, предоставляемых моделью
подражания.
1) «Я» концепция. Отношение к
индивиду и его способностям
значимых окружающих (родителей
и сиблингов) формирует
В случае преимущественного поощрения базовых способностей и потребностей личности создаётся представление о себе способном (способность к познанию) и любимом, ценном для мира (способность к любви). Эти представления составляют основу базового доверия.
Если естественные проявления личности преимущественно фрустрируются значимым окружением, формируется отношение к себе как к не способному (способность к познанию), не любимому не ценному (способность к любви) для окружающих (отсутствие базового доверия).
В расширенном контексте речь идёт об эволюции самоидентификации «Я» = грешный, порочный, патологичный, осуждаемый и оцениваемый, не верящий, боящийся, замкнутый, защищающийся» к ««Я» = изначально обладающий способностями, любимый, верящий, развивающийся через осознание накопленного опыта, любящий, открытый, помогающий.
2) «Ты»-концепция. Отношения
В рамках этой концепции результатом поощрения способности к любви является умение принимать партнёра, как он есть, а способности к познанию - умение устанавливать и поддерживать подвижные личностные границы в отношениях. Результатом фрустрации способности к любви становится неприятие, а способности к познанию - неумение устанавливать границы вообще или установление слишком жёстких границ (как гиперкомпенсация).
3) «Мы»-концепция. Отношение
В этой области большое значение имеет транскультурная точка зрения, которая в общих чертах сводится к следующим двум положениям, имеющим практическое значение:
1. Разница культур может
2. Разница культур может