Позитивная психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

В данной работе идет речь о позитивной психотерапии - методе, который может использовать каждый из вас для решения любых проблем. Метод помогает как с помощью психотерапевта, так и самостоятельно, что важно, мобилизовывает ресурсы человека для принятия позитивных решений. Этот метод учит не сражаться с окружающим миром, а принимать его таким, какой он есть.
Результатом метода позитивной психотерапии является оптимистичное и радостное восприятие себя, близких людей и жизни вообще, при этом не имеется ввиду детская восторженность или «розовые очки». Безусловными достоинствами метода являются доступность для всех социальных и возрастных групп, простота языка.

Содержание работы

Введение. 3
1.История метода. 4
2.Основные теоретические принципы позитивной психотерапии. 6
3. Практическое применение метода. 14
Заключение. 20
Список литературы. 21

Файлы: 1 файл

психотерапия.docx

— 41.03 Кб (Скачать файл)

Эта комплексная способность позволяет  дифференцировать психо- и соматогенез  расстройств, помочь осознать пациенту его симптомы как стадию его развития, разъяснить ему разницу между  содержанием конфликта и ресурсами. Методическую основу для проявления этой способности предоставляют систематизированное первое интервью и структурированная пятиступенчатая стратегия психотерапии.

3.Ситуативное поощрение.На этой стадии психотерапевт говорит о том, какие возможности открывает сложившаяся ситуация для пациента, уместно рассказать пришедшую на ум историю, притчу или народную мудрость.Психотерапевт демонстрирует умение видеть за предъявленной проблемой, способность реагировать на жизненную ситуацию (позитивная интерпретация). Позитивная интерпретация в данном случае это содержательная концепция симптома, основанная на анализе внутреннего конфликта с точки зрения динамики проявленных способностей.

Таким образом, позитивная интерпретация  является не только вариантом рефрейминга , как её часто пытаются представить, но и аналитической гипотезой, способствующей заключению зрелого контракта.

Например, депрессия рассматривается, как «способность глубоко эмоционально реагировать на конфликты». Часто  именно то, что приводит пациента на терапию, становится ключом к решению  проблемы.

Поощрение конкретных способностей и  устремлений пациента в конкретных ситуациях даёт ему уверенность  в конкретных действиях, создаёт  зону эмоционального комфорта, в которой  легче решиться на апробирование  новых поведенческих моделей.

Задачи: на этой стадии важно закрепить  у пациента уверенность в том, что он способен справиться с ситуацией, что теперь, когда он знает её содержание, актуальные способности, проявленные  им, могут быть развиты и это  поможет ему. Пациент получает эмоциональную  поддержку и альтернативный опыт поведения в подобных ситуациях  за счёт использования историй и  метафор.

На этой стадии от психотерапевта требуется способность видеть и  поощрять ресурсы пациента, которая  требует доверия к ресурсам пациента и умения поддерживать и вовлекать  социальное окружение.

Реализация этой способности предполагает развитие подавленных эмоций и чувств пациента с помощью: 1) умеренности  в собственном эмоциональном  поведении психотерапевта; 2) предоставления пациенту всей необходимой помощи с  тем, чтобы освободить и активировать как можно больше его сил, а  затем направить их в русло  самопомощи. Именно здесь от психотерапевта требуется классическое медицинское  поведение и способность комбинировать  все необходимые виды лечения, не исключая антидепрессантов или антипсихотических  средств, физических методов исследования (например: проверка функций щитовидной железы, выявление побочных эффектов лекарств или опухоли, как возможных  причин психического расстройства).

4. Вербализация.Супервизор и участники группы описывают содержание представленного актуального конфликта, как он им видится, в терминах актуальных способностей, проявленных психотерапевтом и пациентом. Установление связи между актуальной ситуацией и историей формирования рассматриваемых моделей поведения дополняет динамическую картину и позволяет смоделировать возможные варианты альтернативного поведения. Чем больше будет высказано различных точек зрения, чем разнообразнее будут оттенки интерпретаций, тем более эффективно пройдёт эта стадия. Поэтому нужно поощрять участников группы высказываться как можно полнее.Если это показано и технически возможно, рекомендуется проиграть конфликт в ролевой игре и смоделировать альтернативное поведение.

Задачи: эта стадия даёт возможность  пациенту глубже и целостнее исследовать  источник своих переживаний и  защит, возникших в процессе адаптации  к условиям жизни и помешавших их адекватному отреагированию. В  результате возникает благодатная  почва для расширения спектра  рабочих гипотез и возможных  терапевтических вмешательств.

На этой стадии терапевт должен проявить способность обсуждать конфликт и распределить ответственность  за достижение изменений , что предполагает активную практику открытости и честности, терпения и учтивости в разрешении конфликтов, что не возможно без  использования аффективно-эмоциональных  ресурсов в достижении изменений, например, без баланса открытости и осознанной ответственности за проявление эмоциональных  реакций.Психотерапевт должен быть готов обратиться за супервизией  или интервизией в случае затруднений  в определении содержания и адекватном психотерапевтическом отреагировании переноса/контрпереноса.

5. Расширение целей.На этой стадии супервизор и каждый член группы предлагает супервизируемому соответствующую случаю историю или метафору, которую психотерапевт мог бы «взять с собой», что бы лучше разобраться в своей ситуации.Может быть предложена дальнейшая помощь психотерапевту.Супервизируемый даёт обратную связь на всю проделанную работу, фокусируясь на том, что он узнал о себе и других и как собирается применить полученный опыт до следующей встречи.

Важно на этой стадии уделить время  построению дальнейшего плана лечения  и расширению представлений супервизируемого психотерапевта об альтернативных стратегиях и технических возможностях. Для  этого полезно обсудить, основываясь  на полученной в процессе супервизии информации, насколько полно использовантехнический потенциал позитивной психотерапии, какие другие методы полезно будет  применить в психотерапии и с  какой целью. Приведённая ниже таблица (табл. 3) поможет сориентироваться в  возможностях использования некоторых  подходов.

Задачи: эта стадия позволяет психотерапевту укрепиться в решимости продолжить свою работу (обучение, работа с пациентом, исследование) и наметить ближайшие  действия.

Способность видеть в центре работы будущее после разрешения конфликта, умение отрешиться от своего психотерапевтического  нарцисизма и увидеть в проблеме и терапии шанс пациента на самоисцеление  и начало обновления. Уже в первоим  интервью важно определить признаки и условия окончания психотерапии, исходя из нужд пациента и сориентировать его скорее на будущее после психотерапии, чем на привлекательно безопасную атмосферу  психотерапевтического кабинета.

Расширение целей и жизненных  планов на будущее должно рассматриваться  не только как работа с надеждой как лечебным средством, но и как  забота об экологичности изменений, достигнутых в процессе психотерапии, относительно внутреннего мира пациента, его окружения и отношений.

 Позитивное отношение к пациенту  и его проблемам - формирование  «Я» концепции. Манера держать  себя и стиль поведения психотерапевта  является для пациента примером  для его обращения с пациентами. Отношение психотерапевта к пациенту  характеризуется принятием пациента  со всеми его симптомами, ошибками  и проблемами. Это приятие создаёт  условия для обращения к ещё  не известным, скрытым, не развитым, не осознанным способностям пациента. На первый план выходит стремление  помочь ему осознать смысл  своего поведения (возможно ошибочного) в контексте его жизненной  ситуации, внешних и внутренних  конфликтов.

Систематическое поощрение осознания  и развития проявленных способностей (а часто, и особенных привязанностей) помогает пациенту вместо того, чтобы  испытывать чувство вины, рассмотреть  сложившуюся ситуацию позитивно (т.е. с точки зрения имеющихся у  него возможностей) с тем, что бы осознать и изменить не только форму, но и содержание своего жизненного. Это ведёт к развитию позитивной «Я» концепции.

Позитивное отношение  к пациенту способствует:

1. Усвоению им концепции о  позитивном образе человека по  отношению к себе «Я». В конкретных  условиях эта концепция проявляется  приятием себя; умением видеть  за своими трудностями в отношениях  с симптомом способность (позитивная  интерпретация) реагировать на  ситуацию, «попытку самоисцелиться, которая осуществлена в большей  или меньшей степени успешно»  и индикатор динамики (причины  активации именно этой способности); внимательным отношением к своей  личности в целом, что, естественным  образом, способствует балансу  и развивает внутреннюю мотивацию.  Такое понимание болезни, как  функциональной реакции, помогает  пациенту снизить тревогу по  поводу собственной патологичности, обрести надежду, а с ней  мотив и силы для изменений.

2. Использование групповой динамики - формирование «Мы» концепции.  Основная концепция позитивной  психотерапии в этой сфере:  «Кто работает один - прибавляет. Кто работает вместе - умножает».  Альтернативные подходы, предлагаемые  группой ; использование историй  (носителей альтернативных концепций  и народной мудрости); исследования  социального и организационного аспектов психиатрической и психотерапевтической практики всё это позволяет преодолеть страх и предрассудки, сформировать открытое, заинтересованное отношение к «другим» в области концепции«Мы», максимально использовать возможности расширенного психотерапевтического альянса для блага пациентов.

3. Пятиступенчатая стратегия в  супервизии - формирование «Ты» концепции.В  позитивной психотерапии повторяющийся  опыт сотрудничества в рамках  трёх стадий взаимодействия и  пятиступенчатой модели формирует  понимание динамики отношений  и навык пятиступенчатого самоанализа,  супервизии, психотерапии и самопомощи.

Пятиступенчатая стратегия позволяет  структурировать отношения в  супервизии и перейти от конфликта  к способам его разрешения. Эта  методическая структура отношений  в супервизии, моделирует основные особенности взаимодействия (партнёрства) в рамках преподаваемого метода и  создаёт модель терапевтических  отношений для обучаемого психотерапевта. Таким образом, создаются предпосылки  для формирования отношения психотерапевта к пациенту, определяющие применение полученных знаний на практике.

4. Модель баланса и модель  реакций на конфликт. В супервизии  и психотерапии использование  этих моделей позволяет систематизировать  и дать общую оценку получаемых  сведений с точки зрения баланса  четырёх сфер жизни и предпочитаемых  реакций на конфликт (Kadushin A., 1968). Это позволяет поставить под  сомнение целесообразность имеющихся  привычек и определить пути  достижения более сбалансированного  состояния.

5. Дифференциальный анализ в  супервизии. Определение отношения  к актуальным способностям даёт  возможность увидеть содержание  внутреннего конфликта и перейти  к сфокусированному анализу базового  конфликта. В процессе супервизии  у психотерапевта вырабатывается  навык осознанной самооценки, определения  содержания конфликта и коррекции  дисбаланса в четырёх сферах. Этот навык в процессе психотерапии  осваивает и пациент.

Таким образом, дифференциальный анализ в супервизии позволяет сфокусировать  внимание не на генерализованном представлении  о правильной или не правильной психотерапевтической тактике, а на его способностях  строить помогающие (психотерапевтические) отношения.

6. Смысл профессиональной деятельности  психотерапевта - формирование «Пра-Мы»  концепции. Концепция «Пра-мы»  формируется в процессе обсуждения  с супервизором таких вопросов  как: место психотерапии в системе  человеческого знания и в жизни  общества, смысл и цели психотерапевтического  взаимодействия.

Основная концепция позитивной психотерапии в этой сфере: «Здоров  не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их разрешать».

 

Заключение

 

Позитивная психотерапия избавлена  от ареала обладания исключительным знанием. В силу простоты своего языка  она доступна широким массам и  легко применима в повседневной жизни. Смысл психотерапии видится  не только в преодолении насущных проблем и излечении симптомов, но и в обучении пациентов навыкам  самопомощи и разрешения конфликтов.

Таким образом, сам психотерапевт  выступает не как жрец, а как  консультант, проводник этих знаний и навыков, устанавливая естественный баланс между обладанием теорией  и её практическим использованием, между профессиональной ответственностью и реальными возможностями участия  в чьей-то жизни.

 

Список литератур

 

    1. Ахмедов Т.И. введение в общую психотерапию: [учебное пособие]/ Тарихэл Ахмедов. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. - 414 c.
    2. Карвасарсикй Б.Д. Психотерапия. - М., 1985. - 146 с.
    3. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,           1994. - 186 с.
    4. Пезешкиан Н. позитивная психотерапия: Теория и практика метода.   Франкфурт, 1977. - 234 с.
    5. Романин А.Н. Основы психотерапии
    6. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия.

 

 


Информация о работе Позитивная психотерапия