Позитивная психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

В данной работе идет речь о позитивной психотерапии - методе, который может использовать каждый из вас для решения любых проблем. Метод помогает как с помощью психотерапевта, так и самостоятельно, что важно, мобилизовывает ресурсы человека для принятия позитивных решений. Этот метод учит не сражаться с окружающим миром, а принимать его таким, какой он есть.
Результатом метода позитивной психотерапии является оптимистичное и радостное восприятие себя, близких людей и жизни вообще, при этом не имеется ввиду детская восторженность или «розовые очки». Безусловными достоинствами метода являются доступность для всех социальных и возрастных групп, простота языка.

Содержание работы

Введение. 3
1.История метода. 4
2.Основные теоретические принципы позитивной психотерапии. 6
3. Практическое применение метода. 14
Заключение. 20
Список литературы. 21

Файлы: 1 файл

психотерапия.docx

— 41.03 Кб (Скачать файл)

равноправные точки зрения. В  этом случае появляется огромная возможность  взаимного обучения и расширения знаний и моделей поведения. И  это то, на что мы надеемся в психотерапии, консультировании и супервизии.

4) «Пра-Мы»-концепция. «Пра-Мы» - отношение родителей (значимых  людей, примеров для подражания) к будущему, религии, фантазии, смыслу  жизни усваивается как собственное  отношение (осмысленность- бессмысленность  (познание), надежда -отчаяние (любовь).

 

Дифференциальный анализ

Позитивная психотерапия является «глубинно психологически

ориентированным» методом психотерапии. Это значит, что явления бессознательной  психической жизни: подавленные  инстинктивные импульсы и их трансформации, аффекты и «детские фантазии, сохранившиеся  во взрослой жизни, воображаемое удовлетворение и ожидаемое за него наказание» - исследуются с тем, чтобы использовать полученные данные для коррекции  отклонений «Я» и восстановления его целостности. Для достижения этой цели следует сначала «исследовать его («Я») содержание, границы и функции, проследить историю его зависимости  от внешнего мира, Оно и Сверх-Я».

Отличительной чертой аналитической  методологии позитивной психотерапии является дифференциальный анализ. Выделение  «актуальных способностей», позволяет  рассматривать любой конфликт как  результат столкновения не личностей, но отдельных характеристик поведения, которые не являются абсолютными  и фиксированными, а могут изменяться и развиваться. Таким образом, область  конфликта локализуется, определяется его содержание, напряжение и фатальность  ситуации снимаются, пути к изменению  оказываются очевидными и реалистичными.

Развитие умения различать, исследовать  и изменять актуальные способности  составляет основную терапевтическую  силу дифференциального анализа. Дифференциально-аналитическую  психотерапию можно назвать фокусирующей. Благодаря ей, ресурсы, заложенные в  человеке, перестают быть бесформенной неуправляемой массой, которая фрустрирует  своей беспорядочностью. Дифференциальный анализ позволяет определить те способности, которые сосредоточены в области  конфликтогенных сфер, с тем, чтобы  мобилизовать физические и духовные возможности человека, его способности  к интеграции. Это достигается  посредством пятиступенчатой терапии.

Конфликтогенез в позитивной психотерапии

Модель конфликта. Позитивная психотерапия рассматривает психологические  и/или физические заболевания, симптомы, проблемы как символическую манифестацию внутреннего конфликта . Эта манифестация сама по себе является неосознанной попыткой самоисцеления. Если функциональные расстройства своевременно не замечены, их причина  не распознана и продолжает существовать (реально или как травматичное воспоминание), велика вероятность  истощения механизмов адаптации  и возникновения органических нарушений  и хронизации расстройства .

Внутренний конфликт предопределяется базовым конфликтом и реактивируется актуальным конфликтом.

Базовый конфликт формируется в  процессе развития (4 модели для подражания) на основе фрустрации или активации  потребности к любви в ответ  на спонтанные проявления тех или  иных способностей. Так, за определённым отношением к конкретным способностям и их проявлениями фиксируется сильная эмоция. Базовая ситуация и базовый конфликт, как мы уже знаем, определяют структуру личности во всём богатстве её поведенческих и чувственных проявлений.

Актуальный конфликт возникает  при столкновении человека с меняющейся реальностью. События, вызывающие конфликт, разделяются на макротравмы (значительные происшествия и изменения) и микротравмы (небольшие, но повседневные, аккумулирующиеся эмоциональные реакции на несовпадение ожидаемого («правильного») и реально  существующего («позитивного») развития и проявления своих или чужих  актуальных способностей).

Только события, резонирующие с  эмоционально заряженным базовым конфликтом, вызывают внутренний конфликт.

Модель реакции на конфликт. Все  знают, что наш баланс весьма чувствителен и меняется в ответ на изменения  ситуации. Но как? Разобраться в этом помогает модель реакции на конфликт в четырёх измерениях модели баланса.

1. Тело. В этой области конфликт может проявляться целой гаммой цепных реакций, обеспечиваемых нервной и эндокринной системами - это нормальные, физиологические проявления. В случае существования хронического раздражителя, запускается патогенный круг, что приводит к возникновению так называемых психосоматических расстройств. Случается, что сильный стрессор вызывает соответственно бурную реакцию организма, которая фиксируется и может спонтанно возникать в относительно спокойной ситуации как ответ на воспоминания об этом событии или на неосознанные ассоциации с ним. Некоторые люди в силу особенностей воспитания склонны игнорировать эти реакции, они вырабатывают привычку к «анестезии» телесных проявлений, считая их непозволительной слабостью. В этом случае телесная реакция на стресс накапливается, имеется склонность к бессимптомному или маскированному течению болезни.

2. Деятельность/достижения. Многие люди реагируют на конфликты тем, что «с головой уходят в работу», «забываются в работе» или доказывают свою состоятельность достижениями в этой области - этот тип реакции характерен для современного общества особенно в западных странах, где достижения и результат являются мерилом успешности . Такие люди склонны рационализировать свои переживания и «делать всё как нужно». Другим способом реакции в области достижений является отказ от деятельности - «у меня опустились руки», «я ничего не могу поделать».

3. Контакты. Реакция на конфликт в этой области может проявляться как в стремлении к общению «разделить чувства», следовании ритуалам, традициям и т.д. (более свойственно восточным культурам) так и в «уходе» в одиночество, отказе от контактов, игнорировании общества - «мне так плохо, что я могу себе позволить не делать того, что от меня ожидают» (чаще встречается в западных культурах).

4. Фантазии. Стараясь избежать болезненности конфликта, человек может сконцентрироваться на мечтах и фантазиях, в особо тяжёлых случаях мир грёз становится единственным прибежищем, в котором растворяется связь с реальностью и возникает психоз. Другой крайностью является игнорирование будущего, потеря смысла, когда единственной признаваемой реалией становится действие в настоящем без всякого смысла, подобно белке в колесе, или бесконечное, безысходно тягостное переживание воспоминаний о прошлом, свойственное депрессии.

Модель эмоциональной  зрелости

Позитивная психотерапия выдвигает  не только чёткую концепцию нездоровья и конфликта, но даёт ясное представление  о том, что такое здоровье. Сегодня  много говорится об эмоциональной  зрелости и эмоциональной компетентности, которая является основой аутентичной  личности.

Позитивная психотерапия утверждает, что, если человек получил адекватное развитие во всех 4-х областях («Я»; «Ты»; «Мы»; «Пра-Мы») модели для подражания, можно говорить о высокой степени  эмоциональной зрелости. Базовая  личность эмоционально зрелого человека характеризуется:

1. «Я» - представлением о себе, как об изначально наделённом  способностями (позитивный образ  человека).

2. «Ты» - способностью к сотрудничеству (умение понимать и прояснять  содержание поведения, вместо  того, чтобы реагировать на форму).

3. «Мы» - открытостью для разных  мнений, общения с представителями  других социальных групп (свобода  от предрассудков) и синтонностью  общественным интересам.

4. «Пра-Мы» - осознанностью цели  и смысла собственных действий  и их результатов.

Сбалансированность базовой личности формирует динамичную систему распределения  энергии в жизни (модель баланса), всегда стремящуюся к равновесию, и обеспечивает ресурс для его  восстановления в случае, если оно  нарушено. Это способствует адекватному  реагированию на изменения и равномерному гармоничному развитию актуальных способностей.

Таким образом, эмоциональная зрелость характеризуется тройной защитой  динамичной стабильности системы (рис. 5): 1) базовый баланс; 2) баланс системы 1-х и 2-х актуальных способностей; 3) баланс распределения энергии  и реакций. Таким образом, очевидно, что эмоциональная зрелость является практическим воплощением позитивной концепции образа человека.

Психотерапевт и психотерапевтические отношения. Эффективность психотерапии зависит не только от действенности  метода и степени овладения его  теорией и техникой выполнения отдельных  приёмов, но и от эмоциональной зрелости психотерапевта, его гибкости и способности осознавать и выражать собственные эмоции и их содержание.

Гипотеза. Благодаря позитивному  переносу поведение психотерапевта и отношения в психотерапии являются моделью подражания для пациента. Так происходит естественное усвоение позитивной концепции образа человека, модулирующей эмоциональную зрелость и паттерн конструктивного сотрудничества в рамках пятиступенчатой модели. Результатом этого в психотерапии - разрешение конфликтов и глубокая коррекция психических расстройств.

 

3. Практическое применение  метода

Этапы позитивной психотерапии:

 1. Дистанцирование от конфликта.На этой стадии пациент рассказывает о беспокоящих его симптомах, условиях и времени их возникновения, предполагаемых причинах и о том, как эти симптомы повлияли на его жизнь. На этой стадии терапевт внимательно слушает и задаёт проясняющие вопросы. Особое внимание уделяется тому, как именно пациент представляею проблему: чему уделяется больше внимания (модель баланса): ощущениям и реакциям тела, внешним факторам; логическим построениям и рационализациям; ссылкам на авторитетные источники, мнению других и т.д.; эвристическим идеям, вопросам смысла, планам и/или идеализациям. Удобно сразу структурировать информацию по модели балам. После этого важно дать пациенту обратную связь, отметить какие способности он проявил в предлагаемой им ситуации и во время самого описания, и предложить позитивные интерпретации, раскрывающие внутренние конфликты, которые он может обнаружить благодаря сложившейся ситуации, и те динамические процессы, которые она отражает и/или вызывает. В зависимости от состояния пациента и его сопротивления эта альтернативная гипотеза может быть высказана достаточно прямо и/или в метафоричной форме.

Задачи: на этой стадии пациент должен получить приятия, понимание и поддержку; возможность увидеть ситуацию со стороны.

Наиболее актуальная способность  психотерапевта на этой стадии - способность  к терпеливому, эмпатичному выслушиванию и добавлению альтернативных точек  зрения (транскультурный подход, позитивное толкование симптома, фольклорные и  ситуативные метафоры по Н. Пезешкиану). Это требует от психотерапевта 1)«аффективной чувствительности» - умения быть чутким к эмоциям пациента и к своим  собственным реакциям; 2) «когнитивного  овладения/осознания  и поведенческого регулирования» - способности отмечать и осознанно использовать их для  прогресса в психотерапии.

Таким образом, отвергается «нарцистическая  культура абсолютно спонтанной подлинности». Например, консультант может быть зол на пациента, но вместо того, чтобы  демонстрировать свои аффекты, он скорее примет эти проекции (осознание переноса психотерапевта), контейнирует их и  целенаправленно использует в своих  интервенциях на благо пациента в  виде парадоксов, неожиданных точек  зрения, метафор, историй, транскльтурных примеров или использования собственных  слов пациента в новом значении и/или  контексте.

2. Инвентаризация.На этой стадии психотерапевт задаёт вопросы, касающиеся модели баланса, помогающие заполнить белые пятна в описании ситуации, старается локализовать состав (участники (личностные и/или субличностные) актуального конфликта), содержание (вовлечённые актуальные способности) и динамику (базовый конфликт - источник эмоционального наполнения и внутренний конфликт) конфликта.

На этой стадии важно получить как  можно больше данных о переносе

(внутреннем конфликте) в актуальной  жизненной ситуации, приведшей к  расстройству. Чаще всего этот  перенос актуализируется в терапевтической  ситуации во время рассказа  пациента и находит своё отражение  (не всегда прямое) в терапевтическом  переносе.

 Таким образом, правильно  понятая и контейнированная терапевтическая  ситуация является одновременно  диагностическим и терапевтическим  инструментом.

Ключи к чувствам пациента следует  искать во всех четырёх областях реакции. Зачастую не наличие, а отсутствие реакции  в какой-то области может стать  важным диагностическим свидетельством (вытеснение, смещение и т.д.)

Тело/ощущения .Как Вы чувствуете себя, как реагирует Ваш организм в описываемой ситуации (когда вы вспоминаете об этом)? (например, большое участие, утомление, головная боль, тяжесть в животе, давление в груди и т.д.).

Логика/Познание. Что Вы думаете о своей болезни? (например, «она не излечима», «это сложный случай» и т.д.) Как вы считаете, что провоцирует симптом?

Личный опыт/традиция.О чем напоминает Вам проблема? (например, о неприятных чувствах из-за Вашего партнера, о нереализованных желаниях и стремлениях, о не справедливости и т.д.). Как Вы раньше справлялись с подобными сложностями? Часто ли возникают у Вас подобные или другие проблемы в подобных ситуациях?

Будущее/фантазия. Что будет для Вас результатом успешной терапии? Что Вы будете делать когда проблема перестанет существовать? Что Вас более всего беспокоит? (например: «если мне сейчас не помогут, произойдет нечто ужасное»).

На этой стадии рекомендуется избегать дискуссий, интерпретаций иинтерпретирующих  вопросов.Задачи. На этой стадии пациент  с помощью вопросов психотерапевта должен выяснить, какие актуальные способности составляют содержание его проблемы и осознать происхождение  этих способностей (базовый конфликт).Психотерапевт  должен проявить на этой стадии способность  задавать точные вопросы, определять содержание, историю, динамику и возможности - предполагает умение видеть за эмоциональными проявлениями переноса и контрпереноса содержание конфликта, актуальные способности  и паттерны отношений.Это умение обеспечивается в основном аналитико-логическими  ресурсами вторичных способностей (справедливость, точность, порядок, открытость).

Информация о работе Позитивная психотерапия