Познавательная деятельность в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение особенностей познавательной деятельности дошкольников
Объект исследования: познавательная деятельность дошкольников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательной деятельности.
2. Дать теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы изучения познавательной деятельности…….4
1.1. Основные подходы к изучению познавательной сферы в
психолого-педагогической литературе…………………………………………4
1.2. Понятие, функции и структура познавательной деятельности…………..8
Глава II. Познавательная деятельность в дошкольном возрасте……………14
2.1. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного
возраста………………………………………………………………………….14
2.2. Особенности познавательной деятельности в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………26
Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

Мария курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I. Теоретические основы изучения познавательной деятельности…….4

1.1. Основные подходы к изучению  познавательной сферы в 

психолого-педагогической литературе…………………………………………4

1.2. Понятие, функции и структура познавательной деятельности…………..8

Глава II. Познавательная деятельность  в дошкольном возрасте……………14

2.1. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного

возраста………………………………………………………………………….14

2.2. Особенности  познавательной деятельности в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………26

Литература……………………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Познавательная деятельность детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Развитие познавательной деятельности дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. 

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

Познавательная деятельность детей  дошкольного возраста оптимальный период интеллектуального развития, составляющий основу для приобретения в дальнейшем специальных знаний и умений.

Изучением познавательной сферы занимались П. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Брунер и др., которые  установили  ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся изучения развития познавательных процессов у детей. В работах Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец и др. было установлено, что во всех сферах психики дошкольника одновременно функционируют психические образования, различные по степени зрелости и сформированности. Следовательно, неравномерность развития познавательных процессов требует различных средств психолого-педагогического сопровождения. А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина и др. указывают на особую значимость этого периода для всего последующего развития человека.

Познавательное развитие - это развитие всех психических процессов. Важнейшим показателем развития ребенка - дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно выделить две важнейшие характеристики. Первая - это степень освоения деятельности как способа передачи своего видения действительности. Второй характеристикой является уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, т.е. овладение необходимыми навыками.

Целью  нашей работы является изучение особенностей познавательной деятельности дошкольников

Объект исследования: познавательная деятельность дошкольников.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме познавательной деятельности.

2. Дать теоретический анализ  педагогической, психологической и  методической литературы по проблеме  исследования.

2. Выявить особенности познавательной  деятельности детей дошкольного  возраста.

Методы исследования: анализ теоретических работ  отечественных и зарубежных психологов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения познавательной деятельности

1.1. Основные подходы  к изучению познавательной сферы  в психолого-педагогической литературе

 

Вопросы изучения познавательной деятельности дошкольников и познавательной сферы  неразрывно связаны с проблемой сензитивных периодов и становлением его личности. В работах целого ряда исследователей (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Н.И. Чуприкова и др.) было установлено, что во всех сферах психики дошкольника одновременно функционируют психические образования, различные по степени зрелости и сформированности. Рассмотрим исследования, показывающие варианты динамики познавательных процессов и способы их сопровождения.

Теория когнитивного развития Пиаже оперирует понятиями мышления, рассуждения и решения задач с акцентом на характер динамики этих процессов, начинающихся в младенчестве. Ключевой чертой его теории является представление об активном участии психики, мышления человека в процессе научения. Научение детей происходит посредством их активного изучения того, что находится в окружающей среде, из того, что уже знаем, и, поскольку новый опыт редко в точности соответствует старому, мы, кроме того, отмечаем и прорабатываем различия. Несмотря на то, что теория Пиаже неоднократно подвергалась критике, имеет свои ограничения, она продолжает сохранять сильное влияние и постоянно развивается. Согласно Пиаже, ребенок является «активным ученым», который взаимодействует с физической средой и вырабатывает все более сложные мыслительные стратегии. Однако специалисты по развитию начинают все чаще подчеркивать социальную природу ребенка, который играет и говорит с другими людьми, узнавая в этих контактах столько же или даже больше, чем в своих уединенных размышлениях о вещах. Следовательно, когнитивное развитие детей часто является «ученичеством», в ходе которого более опытные и знающие товарищи руководят приобретением ими понимания и навыков [18].

Стадии когнитивного развития по Пиаже.

Сенсомоторная (от рождения до 1,5-2 лет). Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, кусания, сосания и т. д. Мыслительные функции основываются на органах чувств и движениях тела, начиная с простых рефлексов, которые дают начало более сложным, произвольным видам поведения.

Дооперациональная (от 2 приблизительно до 7 лет). На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представления о причинах и следствиях, испытывая существенные трудности при классификации объектов или событий. Они не поддерживают пространных, общих теорий, но используют свой повседневный опыт для выстраивания специфического знания. Не делают обобщений о целых классах объектов и не могут продумать последствия конкретной цепи событий.

Конкретных операций (от 7 до 11-12 лет). Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями при условии, что они могут применить все эти операции к реальным или, по меньшей мере, к воображаемым в конкретной форме объектам или событиям. В течение стадии конкретных операций дети начинают использовать логику в своем мышлении, но способны одновременно иметь дело только с одним классом понятий. Однако они демонстрируют понимание иерархии классов.

Формальных операций (от 11-12 лет и далее). Способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания. Они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически. Для формально-операционального мышления больше не требуется связь с физическими объектами или фактическими событиями. Оно позволяет им «проникать в мысли» других людей и принимать в расчет их роли и идеалы [21].

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развитие познавательных процессов ребенка осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий (материальных средств организации познания мира в виде счетного материала, картинок, книг, мозаики и т.п.), овладение знаками (в виде усвоения значений слов родного языка, средств буквенной и визуальной символики), включение в социальное взаимодействие с другими людьми (в виде различных форм помощи и поддержки со стороны взрослых). В частности, развитие мышления Л.С. Выготский связывал с процессом изменения характера обобщения значения слова. Он считал, что «только на этапе появления понятийного мышления происходит радикальная перестройка («интеллектуализация») всех элементарных познавательных функций на основе их синтеза с функцией образования понятий: восприятие фактически становится частью наглядного мышления, запоминание превращается в осмысленный логический процесс, внимание приобретает качество произвольности и т.д.» [4]. 

Следовательно, изменение межфункциональных связей познавательных процессов, позволяет говорить об общих изменениях в познавательной сфере ребенка-дошкольника. Выготский определял существование двух уровней когнитивного развития. Первый из них — актуальный уровень, определяемый возможностью самостоятельного решения различных задач. Второй — это уровень потенциального развития, определяемый показателями решения задач ребенком под руководством взрослого или в условиях сотрудничества, игры с более опытным сверстником. Выготский подчеркивал, что для достижения полного понимания когнитивного развития детей, разработки соответствующих ему программ обучения нам необходимо знать как актуальный, так и потенциальный уровни развития детей [5]. Недоразвитие высших психических функций, считал Л.С. Выготский, происходит из-за недостаточности средовых взаимоотношений. Если со временем оно накапливается, то тогда проявляется эффект «педагогической запущенности» [4].

Таким образом, подходы Выготского и Пиаже не противоречат, а, наоборот, дополняют друг друга в понимании целостного когнитивного развития. Дети (и взрослые) временами учатся у других, но иногда они научаются чему-либо самостоятельно. В работах Выготского был рожден социально-когнитивный подход, изучающий влияние социальных взаимодействий на познавательную сферу. Этот подход, обычно называемый социальным познанием, подчеркивает убеждения, установки и другие «единицы» знания, а также их истоки. Кроме того, социальное познание часто включает в себя термин схема, обладающий, по большей части, тем же самым смыслом, что и в теории Пиаже. Однако в сравнении с теорией Пиаже,  социально-когнитивные теории обычно гораздо более четко очерчены и концентрируются на специфических аспектах развития и поведения.

Таким образом, познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий, овладение знаками, включение в социальное взаимодействие с другими людьми. Недоразвитие высших психических функций происходит из-за недостаточности средовых взаимоотношений. Если со временем оно накапливается, то тогда проявляется эффект «педагогической запущенности».

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие, функции и структура познавательной деятельности

 

Для определения понятия познавательной деятельности дошкольников и ее структуры, необходимо, прежде всего, определить понятие, функции и структуру познавательной сферы. Необходимым также является рассмотрение понятий «познание», «познавательная сфера» и «познавательное развитие».  

Познание, по мнению Л.А. Венгер, – это «процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой являются знания, приобщение человека к культуре» [1].  Познание –  это сложное образование, которое подразделяется на чувственное и рациональное.

В современной психологии познавательная сфера отдельного человека рассматривается как упорядоченная совокупность тех внутренних «категорий», посредством которых он реально воспринимает и оценивает окружающий мир. Методически эти категории выявляются как критерии оценки других людей, формируемые самим испытуемым, объединяемые затем (с помощью факторного анализа) в родственные группы, называемые «персональными когнитивными конструктами» (Дж. Келли)  [5].

Познавательная сфера дошкольников – это сложное психическое образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. В познавательной сфере можно выделить три компонента - информация и отношение к информации, психические (познавательные) процессы.  

К первому компоненту познания относится:

- что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

- как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

- как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее. [8].

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации, которая, став достоянием человека, оставляет в душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением». У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, представлений, опыта. Для детей отношение – первично, а информация вторична. Они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно. Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение определенной информации. Для этого сначала создается положительное отношение к тем сведениям, которые хотят им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания [14].

Познавательные процессы – психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Для полноценного развития важно не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность – умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями, если сразу не удаётся правильно решить практическую или умственную задачу.

Информация о работе Познавательная деятельность в дошкольном возрасте