Познавательная деятельность в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение особенностей познавательной деятельности дошкольников
Объект исследования: познавательная деятельность дошкольников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательной деятельности.
2. Дать теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы изучения познавательной деятельности…….4
1.1. Основные подходы к изучению познавательной сферы в
психолого-педагогической литературе…………………………………………4
1.2. Понятие, функции и структура познавательной деятельности…………..8
Глава II. Познавательная деятельность в дошкольном возрасте……………14
2.1. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного
возраста………………………………………………………………………….14
2.2. Особенности познавательной деятельности в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………26
Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

Мария курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

            Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к  воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.        

Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.         

Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:

1)     развивать его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение),

2)     тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объём). 

         В 5 – 7-летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.. Если ребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах [19]. 

           В основном, дети данного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 – 15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты.  Устойчивость внимания зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.  

Изучая роль речи в регуляции поведения, А. Р. Лурия отмечал, что посредством слов создается «умственный» путь, по которому ребенку надо идти: на основе речи может быть заранее построен образ действия или ситуации. Как указывает В. С. Мухина, в дошкольном возрасте происходит практическое овладение языком, речь становится осмысленной. Развитие речи идет в нескольких направлениях: осуществляется ее практическое совершенствование в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. [18].

Развиваются функции речи. Коммуникативная речь проходит путь развития от ситуативной речи (понятной только находящимся в ситуации, полной междометий, словесных шаблонов, лишенной подразумеваемого подлежащего) к контекстной речи (достаточно полно описывающей ситуацию, факт, содержание книги). Важность развития речи осознается самим ребенком в сюжетно-ролевой игре при необходимости объяснять правила игры новому игроку. Но овладение контекстной речью возможно лишь с помощью взрослого под влиянием систематического обучения. Особым типом речи является объяснительная речь. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития. Этот тип речи в дошкольном возрасте только начинает развиваться, поэтому ребенку очень трудно выслушать до конца объяснения взрослого. Ребенок стремится скорее начать игру, отвлекается от объяснения условий и правил игры [18].

 

 

2.2. Особенности познавательной деятельности в дошкольном возрасте

 

Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна. Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Познавательная деятельность дошкольника - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

- намечать план действий;

- отбирать способы решения поставленной задачи;

- добиваться результата и анализировать его [23].

Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка.

Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта  ребенка, насыщение этого опыта  новыми знаниями и сведениями  об окружающем, которое и вызывает  познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком  открывающихся сторон окружающей  действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных  интересов составляет постепенное  расширение и углубление познавательных  интересов внутри одной и той  же сферы действительности.

Источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность исчезает, как только решается проблема, или процесс понимания заканчивает познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл активности [24].

Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника [24].

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, развитие наглядного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти, творческого воображения. Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности, включает в себя определенные компоненты.

Применительно к познавательной деятельности специфика компонентов такова:

  • цель - получить знание, добыть информацию
  • мотив - определяется конкретной ситуацией (для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла и т.д.);
  • способы — познавательные умения, способы действий;
  • условия — предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели;
  • результат — новое знание (комплекс знаний) [24].

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений. Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте детерминирован (обусловлен) потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой. Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес — направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.), связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка [18].

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Средства познавательной деятельности: способности, способы действия, умения, характерные для той деятельности, «внутри» которой находится познавательная деятельность: игровой, художественной, математической и т.д. [29].

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольника (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в воспитательном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач, и т.п.) [13].

Познавательное развитие дошкольника – это развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет. И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные. В возрастном интервале 2-7 лет помещаются два периода «накопления информации» (2-4 года и 5-6 лет); и два периода «упорядочивания информации»  (4-5 лет и в 6-7 лет). Периоды «накопления» и «упорядочивания» информации отличаются друг от друга. Эти различия определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребенка [10].

I период - «накопление» информации (2-4 года). Накопление происходит через:

  • Личное участие ребенка в различных ситуациях, событиях;
  • Наблюдения ребенка за реальными явлениями, предметами;
  • Собственное манипулирование ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.

К 4-м годам ребенок постигает огромное количество предметов и явлений нашего мира. Накопленные представления практически не связаны между собой в сознании детей.

П период -  «упорядочение» информации (4-5 лет). В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

  • Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
  • Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
  • Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
  • Формирование положительного отношения к окружающему миру.

Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка. У детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.

Ш период - «накопление» информации (5-6 лет). У детей 5-6 лет наблюдается:

  • Стремление расширить свой кругозор;
  • Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;
  • Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, у ребенка 5 лет имеются различные средства и способы познания:

  • Действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);
  • Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию);
  • Книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.

Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.

IV период -  «упорядочение» информации (6-7 лет). Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на:

  • Установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира;
  • Содержательное упорядочивание информации.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

  1. постановка цепи и планирование;
  2. прогнозирование возможных эффектов действия;
  3. контроль за выполнением действий;
  4. оценка результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса:

1) на специально организованных познавательных занятиях;

2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

3) в самостоятельной познавательной деятельности детей [4].  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий, овладение знаками, включение в социальное взаимодействие с другими людьми. Недоразвитие высших психических функций происходит из-за недостаточности средовых взаимоотношений.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Познавательная деятельность дошкольника - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся: в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; намечать план действий; отбирать способы решения поставленной задачи; добиваться результата и анализировать его. В процессе познавательной деятельности развитие его познавательной сферы  - наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. 

Информация о работе Познавательная деятельность в дошкольном возрасте