Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:03, контрольная работа
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.
Введение………………………………………………………………………..2
Понятие о внимания…………………………………………………………...3
Критерии внимания……………………………………………………………5
Виды и свойства внимания……………………………………………………8
Развитие внимания……………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………...19
Содержание
Тема: Познавательные процессы: внимание
Введение…………………………………………………………
Понятие о внимания……………………………………………………
Критерии внимания…………………………………
Виды и свойства внимания……………………………………………………8
Развитие внимания…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Внимание – важное и
необходимое условие
Целью данной работы является изучение познавательных процессов , а именно оценить распределение, устойчивость, переключение и концентрацию внимания.
Познавательные процессы: внимание
1 Понятие о внимании
Внимание - это активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального. Внимание - это такая организация психической деятельности, при которой определенные образы, мысли или чувства сознаются отчетливее других. Другими словами, внимание есть не что иное, как состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
Проблема внимания в психологии.
Никакой другой психический
процесс не упоминается так часто
в повседневной жизни и вместе
с тем с таким трудом не находит
себе места в научных концепциях,
как внимание. В житейской психологии
вниманием часто объясняются
успехи в учебе и работе, а невниманием
— ошибки, промахи и неудачи. Однако
в психологической науке
Такое положение обусловлено двумя крайне важными фактами.
Во-первых, многими авторами
подчеркивается «несамостоятельность»
внимания как психического процесса.
И для самого субъекта, и для
стороннего наблюдателя оно открывается
как направленность, настроенность
и сосредоточенность любой
Во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит равным доказательством соответствующей функции. В связи с этим в некоторых теоретических подходах отрицается специфика внимания и единая сущность его проявлений,— внимание рассматривается как побочный продукт и характеристика других процессов.
Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира, и реагирует не на все воздействия. Среди многообразия стимулов им отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами, ожиданиями и отношениями, целями и задачами — так, например, громкие звуки и яркие вспышки привлекают внимание не из-за их повышенной интенсивности, но потому, что такая реакция отвечает потребности живого существа в безопасности. В связи с тем, что внимание сосредоточивается лишь на определенных объектах и лишь на выполнении определенных задач, место внимания в той или иной психологической концепции зависит от того, какое значение придается активности субъекта психической деятельности.
2 Критерии внимания
1 Внешние реакции — моторные и вегетативные реакции, обеспечивающие условия для лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты;
2 Сосредоточенность на выполнении определенной деятельности — состояние поглощенности субъекта предметом деятельности, отвлечения от побочных, не относящихся к нему условий и объектов;
3 Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности;
4 Избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании на ограниченный круг внешних стимулов;
5 Ясность и отчетливость содержания сознания, находящегося в поле внимания.
Исторически внимание принято
определять как направленность сознания
и его сосредоточенность на определенных
объектах. Однако если попытаться обобщить
всю феноменологию внимания, то можно
прийти к следующему определению: внимание
— это осуществление отбора нужной
информации, обеспечение избирательных
программ действий и сохранение постоянного
контроля за их протеканием. Представители
нейрофизиологического
Понятие «доминанта» было введено русским физиологом А.Ухтомским. Согласно его представлениям, возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно. Каждая деятельность может создавать в нервной системе очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Они не только господствуют и тормозят другие очаги нервного возбуждения, но даже усиливаются под влиянием действия посторонних возбуждении.
Избирательный характер протекания
психических процессов возможен
лишь в состоянии бодрствования,
которое обеспечивает особая структура
мозга — ретикулярная формация.
Избирательная активация
Понятие «ориентировочный рефлекс»
введено И.П.Павловым и связано
с активной реакцией животного на
каждое изменение обстановки, проявляемой
через общее оживление и ряд
избирательных реакций. И.П.Павлов образно
называл эту реакцию рефлексом
«что такое?». Ориентировочные реакции
имеют ясный биологический
Другой взгляд на механизмы внимания сложился в рамках когнитивной психологии. В 1958 г. Д.Бродбент в книге «Восприятие и коммуникация» сравнил функционирование внимания с работой электромеханического фильтра, осуществляющего отбор (селекцию) информации и предохраняющего канал передачи информации от перегрузки. Термин прижился в когнитивной психологии и породил значительное число моделей внимания. Все модели такого рода можно условно разделить на модели ранней и поздней селекции. Модели ранней селекции (к ним прежде всего относится модель Д.Бродбента) предполагают, что информация отбирается на основе сенсорных признаков фильтром, работающим по принципу «все или ничего». Модели поздней селекции (наиболее известной является модель Д.Навона) предполагают, что вся поступающая информация параллельно обрабатывается и опознается, после чего отобранная информация сохраняется в памяти, а неотобранная очень быстро забывается. Были предложены также различные компромиссные варианты. С.Л. Рубинштейн, развивая свою концепцию психической деятельности, полагал, что внимание не имеет собственного содержания. По мнению этого ученого, во внимании проявляется отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Он писал, что «за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности».
Взгляды, близкие к этим, высказывал Н.Ф.Добрынин. Он считал внимание формой проявления активности личности и полагал, что, описывая внимание, нужно говорить не о направленности сознания на предмет, а о направленности сознания на деятельность с предметом. В его концепции внимание определялось как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Под направленностью ученый понимал выбор деятельности и поддержание этого выбора, а под сосредоточенностью — углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности.
В теории П.Я.Гальперина внимание
рассматривается как процесс
контроля за действиями. В реальной
жизни мы постоянно выполняем
несколько одновременных
3 Виды и свойства внимания.
Внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной: разделение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля. В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания Н.Ф.Добрынин выделил три вида внимания:
непроизвольное;
произвольное;
послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. По своему происхождению оно более всего связано с «ориентировочными рефлексами» (И.П.Павлов). Причины, вызывающие непроизвольное внимание, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий — раздражителей. К числу таких особенностей относится сила раздражителя. Сильные раздражители (яркий свет, интенсивные краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее вызываемое им возбуждение. Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т.е. соотношение силы данного воздействия с силой других, фоновых, раздражителей. Каким бы сильным ни был раздражитель, он может не привлечь внимания, если будет дан на фоне других сильных раздражителей. В шуме большого города отдельные, даже громкие, звуки остаются вне нашего внимания, хотя они легко привлекают его, когда бывают, услышаны ночью в тишине. С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даются на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шоpox при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т.п. Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он может касаться не только силы раздражителей, но и других их особенностей.
Человек невольно обращает
внимание на всякое значительное различие:
по форме, величине, цвету, продолжительности
действия и т.п. Маленький предмет
легче выделяется среди больших;
длительный звук — среди отрывистых,
коротких звуков; цветной кружок —
среди белых. Цифра заметна среди
букв; иностранное слово — в
русском тексте; треугольник —
рядом с квадратами. В большой
мере привлекают внимание резкие или
же многократно повторяющиеся