Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:03, контрольная работа
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.
Введение………………………………………………………………………..2
Понятие о внимания…………………………………………………………...3
Критерии внимания……………………………………………………………5
Виды и свойства внимания……………………………………………………8
Развитие внимания……………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………...19
Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Оно является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Для эффективного выполнения любой деятельности всегда необходимы целесообразность, сосредоточенность, направленность и организованность, умение отвлекаться от того, что несущественно для получения намеченного результата. Благодаря произвольному вниманию, люди могут заниматься не только тем, что их непосредственно интересует, захватывает, волнует, но и тем, что не обладает непосредственной привлекательностью, но является необходимым. Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для сосредоточения внимания. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.
Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания был назван Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным вниманием. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма внимания является весьма характерной. Уменьшение волевого напряжения при непроизвольном внимании может явиться следствием выработки трудовых навыков, особенно привычки сосредоточенно работать в определенном режиме.
К свойствам (характерным особенностям) внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.
Концентрация внимания характеризует
интенсивность сосредоточения и
степень отвлечения от всего, что
не входит в поле внимания. Важным условием
поддержания оптимальной
Распределение внимания —
это такая организация
Объем внимания — это количество не связанных объектов, которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо. Из определения следует, что объем внимания меньше, чем объем восприятия. У взрослого человека объем внимания составляет в среднем 7+-2 элемента.
Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике в тех случаях, когда необходимо, чтобы визуальная информация «схватывалась» мгновенно.
Переключение внимания представляет собой сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Таким образом, к переключению нельзя относить любой перенос внимания на другой объект. Тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. В то же время возможность тренировки этого свойства внимания ограничена, что обусловлено тесной связью переключаемости внимания с подвижностью нервных процессов. Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. Во втором случае после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Это бывает, например, когда новая деятельность неинтересна или когда не осознается ее необходимость. Переключение внимания затруднено при его высокой концентрации — вследствие этого происходят так называемые ошибки рассеянности, которые часто отмечают ка к характерную черту великих ученых, сосредоточенных на предмете своего исследования.
Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация. Она зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, общего отношения к нему субъекта.
Следует отметить, что существуют
кратковременные колебания
4 Развитие внимания
Под вниманием принято понимать направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития.
Непроизвольное внимание – один из видов – психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
В первые месяцы жизни у
ребенка отмечается наличие только
непроизвольного внимания. Ребенок
вначале реагирует
Начиная с третьего месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, то есть наиболее близкими к нему.
В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к новым ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание в этот период жизни достаточно развито и интенсивно.
Произвольное внимание – один из видов внимания – психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого - началу второго года жизни ребенка. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать.
Таким образом, в первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания, зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – начало второго года жизни.
Большое значение для развития
произвольного внимания имеет игра.
В процессе игры ребенок учится координировать
свои движения сообразно задачам
игры и направлять свои действия в
соответствии с ее правилами. Параллельно
с произвольным вниманием на основе
чувственного опыта развивается
и непроизвольное внимание. Знакомство
с все большим и большим
количеством предметов и
Объем внимания – одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться па восприятии нескольких предметов.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.
К возрасту 10-11 лет объем
и устойчивость, переключаемость
и концентрация произвольного внимания
у детей почти такие же, как
и у взрослого человека. При
этом переключаемость у детей
этого возраста развита существенно
выше, чем средний ее показатель
у взрослых. Вероятно, это обусловлено
молодостью организма и подвижностью
процессов в центральной
Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.
Особое место для развития произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребенок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания, также проходит определенные стадии.
- Устойчивость внимания – способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.
- Концентрация внимания – одна из характеристик внимания, отражающая степень или интенсивность сосредоточенности субъекта на выполнении какой-либо деятельности или каком-либо предмете.
- Переключаемость внимания – способность осмысленно и сознательно перемещать внимание с одного объекта на другой.
С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня.
По сравнению с дошкольниками
младшие школьники гораздо
Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки – 40-45 минут, а старшеклассники – до 50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.
В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.
Разные дети внимательны по-разному: внимание обладает разными свойствами, и эти свойства развиваются у них в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты.
Встречаются невнимательные ученики, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чем-то другом – на своих мыслях, далеких от учебы, рисовании на парте и т.д. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных – неустойчивость внимания.
В целом можно выделить две основные линии развития психических функций – интеллектуализацию и произвольность.
В подростковом возрасте качественно
улучшаются все основные параметры
внимания: объем, устойчивость, интенсивность,
возможность распределения и
переключения; оно оказывается
Юношеский возраст характеризуется мощным ростом различных способностей и функций и, благодаря вниманию, достижениями наивысшего уровня. Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам.
На протяжении периода от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитии вербально-невербальных компонентов интеллекта, изменяется структура их соотношения. Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций. Характерны конструктивные, положительные сдвиги внимания. Стабилизация наблюдается в микропериод 33-35 лет. Наблюдается высокое развитие внимания, которое снижается к 40 годам. В микропериод 51-55 лет еще в большей степени на уровень развития качества внимания, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле этого слова.
Осознание старости и старения приводит к различным внутренним конфликтам: внимание переключается на фиксацию ощущения собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму. Внимание страдает: сужается поле, уменьшается длительность сосредоточения, трудность переключения и распределения, снижается способность к концентрации внимания.