Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 20:09, доклад

Описание работы

Психическое явление, с которого мы начнем рассмотрение познавательных процессов, не относится к этой категории. Внимание – не качество личности и не психический процесс. В отличие от них оно не имеет своего содержания, проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание – особая форма психической активности и необходимое условие всякой деятельности. Это психическое состояние, относительно устойчивый уровень психической деятельности, проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности. Но без внимания никакая познавательная деятельность состояться не может.

Файлы: 1 файл

Познавательные процессы.docx

— 51.23 Кб (Скачать файл)

Ощущение возникает в  сознании всегда в виде образа. Энергия  внешнего раздражителя превращается в  факт сознания тогда, когда человек, у которого возникает образ предмета, вызвавшего раздражение, может обозначить его словом.

Ощущение всегда связано  с ответной реакцией по типу рефлекторного  кольца с обязательной обратной связью. Орган чувств является попеременно  то рецептором, то эффектором (рабочим органом).

Виды и классификация  ощущений. По известным еще древним  грекам пяти органам чувств выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные). Кроме того, существуют промежуточные ощущения между тактильными и слуховыми – вибрационные. Есть и сложные ощущения, состоящие из нескольких самостоятельных анализаторных систем: например, осязание – это тактильные и мышечно-суставные ощущения; кожные ощущения включают в себя тактильные, температурные и болевые. Выделяют ощущения органические (голод, жажда, тошнота и т. п.), статические, ощущения равновесия, отражающие положение тела в пространстве.

Выделяются следующие  критерии классификации ощущений.

I. По месту расположения  рецепторов – экстероцептивные и интероцептивные. Рецепторы экстероцептивных ощущений расположены на поверхности тела и принимают раздражения из внешнего мира, а рецепторы интероцептивных (органических) ощущений расположены во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

II. По наличию или отсутствию  непосредственного контакта с  раздражителем, вызывающим ощущения, экстероцептивные ощущения делятся на контактные и дистантные. Контактные ощущения предполагают непосредственное взаимодействие с раздражителем. К ним относятся вкусовые, кожные, болевые, температурные и др. Дистантные ощущения обеспечивают ориентировку в ближайшей среде – это зрительные, слуховые и обонятельные ощущения.

Особым подклассом интероцептивных ощущений являются ощущения проприоцептивные, рецепторы которых расположены в связках, мышцах и сухожилиях и получают раздражения из опорно-двигательного аппарата. Эти ощущения также свидетельствуют о положении тела в пространстве.

Ощущения имеют ряд  характеристик и закономерностей, проявляющихся в каждом виде чувствительности. Можно выделить три группы закономерностей ощущений.

1. Временные соотношения между началом (концом) действия раздражителя и возникновением (исчезновением) ощущений:

• начало действия раздражителя и возникновение ощущений не совпадают  – ощущение возникает несколько  позже начала действия раздражителя, поскольку нервному импульсу необходимо некоторое время для того, чтобы  доставить информацию в корковый отдел анализатора, а после произведенного в нем анализа и синтеза  – обратно к рабочему органу. Это так называемый скрытый (латентный) период реакции;

• ощущения исчезают не сразу  с концом действия раздражителя, иллюстрацией чему могут служить последовательные образы – положительные и отрицательные. Физиологический механизм возникновения  последовательного образа связан с  явлениями последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора.

2. Соотношение ощущений  и интенсивности раздражителя. Не  всякая сила раздражителя способна  вызвать ощущение – оно возникает  при воздействии раздражителя  известной интенсивности. Принято  различать порог абсолютной чувствительности  и порог чувствительности к различению.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Между чувствительностью  и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая  сила нужна для возникновения  ощущения, тем ниже чувствительность. Могут быть и подпороговые раздражители, которые не вызывают ощущений, поскольку  сигналы о них не передаются в головной мозг.

Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринять анализатор (иными словами, при которой  еще сохраняется ощущение данного  вида), называется верхним абсолютным порогом чувствительности.

Интервал между нижним и верхним порогами называется диапазоном чувствительности. Установлено, что  диапазоном чувствительности цвета  являются колебания электромагнитных волн частотой от 390 (фиолетовый) до 780 (красный) миллимикрон, а звука – колебания  звуковых волн от 20 до 20000 Герц. Сверхвысокие по интенсивности раздражители вместо ощущений определенного вида вызывают боль.

 

Порог чувствительности к  различению (дифференциальный) – это  минимальное различие между двумя  раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений. Другими  словами, это наименьшая величина, на которую надо изменить (увеличить  или уменьшить) интенсивность раздражителя, чтобы возникло изменение ощущения. Немецкие ученые – физиолог Э. Вебер  и физик Г. Фехнер – сформулировали закон, справедливый для раздражителей средней силы: отношение добавочного раздражителя к основному есть величина постоянная. Эта величина для каждого вида ощущений является определенной: для зрительных – 1/1000, для слуховых – 1/10, для тактильных – 1/30 от первоначальной величины раздражителя.

III. Изменение чувствительности  анализатора. Это изменение можно  проиллюстрировать на примере  таких закономерностей ощущений, как адаптация, сенсибилизация и взаимодействие.

Адаптация (от лат. adaptare – приспосабливать, прилаживать, привыкать) – это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя. Адаптация зависит от условий окружающей среды. Общая закономерность такова: при переходе от сильных раздражителей к слабым чувствительность повышается, и наоборот, при переходе от слабых к сильным – снижается. Биологическая целесообразность этого механизма очевидна: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна, когда же они слабы, то важна способность улавливать их.

Различают два вида адаптации: позитивную и негативную. Позитивная (положительная, темновая) адаптация связана с повышением чувствительности под влиянием слабого раздражителя. Так, при переходе из света в темноту площадь зрачка увеличивается в 17 раз, происходит переход от колбочкового зрения к палочковому, но в основном увеличение чувствительности происходит за счет условно-рефлекторной работы центральных механизмов анализатора. Негативная (отрицательная, световая) адаптация может проявляться как понижение чувствительности под действием сильного раздражителя и как полное исчезновение ощущений в процессе длительного действия раздражителя.

Еще одной закономерностью  ощущений является взаимодействие анализаторов, которое проявляется в изменении  чувствительности одной анализаторной  системы под влиянием деятельности другой. Общая закономерность взаимодействия ощущений может быть выражена в такой  формулировке: слабые по интенсивности  раздражения одного анализатора  повышают чувствительность другого, а  сильные раздражения – понижают.

Повышение чувствительности анализатора называется сенсибилизацией. Она может проявляться в двух сферах: либо в результате упражнений органов чувств, тренированности, либо как необходимость компенсации  сенсорных дефектов. Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием другого.

Частным случаем взаимодействия ощущений является синестезия, при  которой происходит совместная работа органов чувств; при этом качества ощущений одного вида переносятся на другой вид ощущений и возникают  соощущения. В обыденной жизни синестезии используются очень часто: «бархатный голос», «кричащий цвет», «сладкие звуки», «холодный тон», «острый вкус» и т. п.

Восприятие

Понятие восприятия. В процессе познавательной деятельности человек  редко имеет дело с отдельными свойствами предметов и явлений. Обычно предмет выступает в совокупности различных свойств и частей. Цвет, форма, величина, запах, издаваемые звуки, вес предмета одновременно вызывают различные ощущения, находящиеся  в тесной связи друг с другом. На основе взаимосвязи и взаимозависимости  различных ощущений совершается  процесс восприятия. Такие формы  отражения, как ощущения и восприятие, – звенья единого процесса чувственного познания. Но если ощущения отражают отдельные  свойства предметов и явлений  окружающей действительности, то восприятие дает их целостный образ; в отличие  от комплекса ощущений оно предметно. Восприятие предполагает наличие разнообразных  ощущений, более того, оно невозможно без ощущений, но не может быть сведено  к их сумме, поскольку, кроме ощущений, включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Процесс восприятия протекает  в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что  перед нами находится), речью (обозначаем предмет словом), памятью, вниманием, волей (организуем процесс восприятия), направляется мотивацией, имеет аффективно-эмоциональную  окраску (каким-то образом относимся к тому, что воспринимаем).

Восприятие – более  сложный процесс, чем ощущения. Восприятие – не пассивное копирование мгновенного  воздействия, а живой, творческий процесс  познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения. Если глаз неподвижен, он перестает  видеть объект, для произнесения звуков необходимо напряжение мышц гортани, для  познания свойств предмета его надо обследовать – подключить движения руки. При этом выделяются четыре уровня перцептивного действия: 1) обнаружение (есть ли стимул?); 2) различение (формирование перцептивного образа эталона) – эти два действия относятся к перцептивным; 3) идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти; 4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее; последние два действия относятся к опознавательным.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

В жизни человека восприятие имеет огромное значение – это  основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент  общественных отношений, восприятия человека человеком.

Физиологическая основа восприятия. Специальных органов восприятия не существует, материал для него дают анализаторы. При этом первичный  анализ, который совершается в  рецепторах, дополняется сложной  аналитико-синтетической деятельностью  мозговых концов анализатора. Поскольку  любой объект внешнего мира выступает  как сложный комплексный раздражитель (например, лимон имеет размер, цвет, вкус, величину, температуру, запах, название и т. п.), то в основе восприятия лежат  сложные системы нервных связей между различными анализаторами. Можно  сказать, что физиологической основой  восприятия является комплексная деятельность анализаторов.

Свойства восприятия. В  структуре восприятия выделяют две  подструктуры – свойства и виды. К свойствам восприятия относятся избирательность, предметность, апперцепция, целостность, структурность, константность, осмысленность.

Предметы и явления  окружающего мира действуют на человека в таком многообразии, что он не может воспринимать все их с достаточной  степенью ясности и реагировать  на них одновременно. Из огромного  количества воздействующих предметов  с наибольшей отчетливостью и  осознанностью человек воспринимает лишь некоторые.

Преимущественное выделение  одних объектов по сравнению с  другими характеризует избирательность  восприятия. То, что находится в  центре внимания человека при восприятии, – это предмет восприятия, все  остальное, второстепенное – фон  восприятия. Они очень динамичны: то, что было предметом восприятия, по завершении работы может слиться  с фоном, и наоборот, что-то из фона может стать предметом восприятия. Это имеет большое практическое значение: когда надо помочь выделить предмет из фона, используют яркую окраску (оранжевые жилеты путейцев, оранжевые и голубые костюмы космонавтов), особый шрифт (правила в учебниках) и т. п. Иногда, когда необходимо затруднить выделение объекта, растворить его в фоне, используют камуфляж, маскировочные халаты, сетки с веточками, серебристый цвет (самолеты, цистерны с горючим и т. д.).

Избирательность восприятия определяется потребностями личности, интересами, установками, личностными качествами человека.

Предметность восприятия – это отнесенность его к объектам внешнего мира. Человек воспринимает объект не только как комплекс признаков, но и оценивает его как определенный предмет, не ограничиваясь установлением его индивидуальных особенностей, а всегда относя к какой-либо категории, например: овальный, зеленый, пахучий, безвкусный, водянистый – это огурец, овощ; круглый, оранжевый, ароматный, шероховатый, сладкий – это апельсин, фрукт.

Иногда процесс узнавания  происходит не сразу – человеку приходится всматриваться, вслушиваться, приближаться к объекту для получения  новых сведений о нем. Узнавание  может быть неспецифическим, когда  человек определяет только род предмета (какая-то машина, здание, человек), или  специфическим (это автомобиль моего  брата, это наш учитель истории) и т. п.

Предметность определенным образом влияет на поведение человека: если предъявить ему кирпич и блок динамита, он будет вести себя по-разному.

Очень важными свойствами восприятия, связанными с предметностью, являются его целостность и структурность. Восприятие всегда есть целостный образ  объекта. Зрительные ощущения не обеспечивают предметного отражения. Сетчатка глаза  лягушки («детектор насекомых») сигнализирует  о нескольких признаках объекта, таких как движение, наличие углов. У лягушки не возникает зрительного  образа, поэтому в окружении неподвижных  мух она может умереть голодной смертью. Способность целостного зрительного  восприятия не является врожденной. У  слепорожденных, обретших зрение в  зрелые годы, восприятие возникает  не сразу, а через несколько недель. Этот факт еще раз подтверждает, что восприятие формируется в  процессе практики и представляет собой  систему перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Информация о работе Познавательные процессы