Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 20:09, доклад

Описание работы

Психическое явление, с которого мы начнем рассмотрение познавательных процессов, не относится к этой категории. Внимание – не качество личности и не психический процесс. В отличие от них оно не имеет своего содержания, проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание – особая форма психической активности и необходимое условие всякой деятельности. Это психическое состояние, относительно устойчивый уровень психической деятельности, проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности. Но без внимания никакая познавательная деятельность состояться не может.

Файлы: 1 файл

Познавательные процессы.docx

— 51.23 Кб (Скачать файл)

Структурность восприятия заключается  в том, что оно представляет собой  не просто сумму ощущений, в нем  отражаются взаимоотношения различных  свойств и частей предмета, т. е. их структура. Каждая часть, входящая в  образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым  и определяется им. Так, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию; узнаем эту мелодию, когда  ее исполняет оркестр, либо какой-то один музыкальный инструмент, либо человеческий голос, хотя слуховые ощущения при этом различны.

Поскольку психика является субъективным образом объективного мира, люди одну и ту же информацию воспринимают по-разному, в зависимости от особенностей воспринимающей личности – ее направленности, взглядов, убеждений, интересов, потребностей, способностей, переживаемых чувств. Зависимость  восприятия от содержания психической  жизни человека, особенностей его  личности и прошлого опыта носит  название апперцепции. Это одно из важнейших  свойств восприятия, поскольку оно придает ему активный характер.

Константность – это относительное  постоянство воспринимаемых величины, цвета и формы предметов при  изменении расстояния, ракурса, освещенности. Ее источником являются активные действия системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия. Восприятие объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру объекта. Константность  – не врожденное, а приобретенное  свойство. При отсутствии константности  ориентировка невозможна. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении мы бы сталкивались с «новыми» предметами, не узнавая их.

Восприятие человека –  это не только чувственный образ, но и осознание выделенного из окружающего мира определенного  объекта. Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия представляет собой осознанность отображаемых объектов, а отражение любого единичного случая как особого проявления общего –  обобщенность восприятия. Осмысленность  и обобщенность восприятия достигаются  пониманием сущности предметов в  процессе мыслительной деятельности. Восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?» Осмыслить, сознательно  воспринять предмет – значит прежде всего назвать его, обобщить в слове, отнести к определенному классу. Незнакомый предмет мы сравниваем со знакомым, пытаемся отнести его к некоторой категории. Швейцарский психиатр Г. Роршах (1884–1928) показал, что даже бессмысленные чернильные пятна нормальными людьми всегда воспринимаются как что-то осмысленное (бабочки, собака, облака, озеро и т. п.). Только некоторые психически больные люди склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.

Виды восприятия. Восприятие различается по видам в зависимости  от преобладающей роли того или иного  анализатора, так как не все анализаторы  играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим.

В зависимости от ведущего анализатора различают следующие виды восприятия.

1. Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек  владеет всеми простыми видами  восприятия, но одна из этих  систем обычно развита лучше  других, что соответствует трем  основным сферам сенсорного опыта:  визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов. Они часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. Для них характерны высказывания: «Я ясно вижу, что...», «Вот посмотрите...», «Давайте представим...», «Решение уже вырисовывается...».

Аудиальный тип. Эти люди употребляют другие слова: «Это звучит так...», «Мне созвучно это...», «Я слышу, что вы говорите...», «Вот послушайте...» и т. п.

Кинестетический тип. Люди, принадлежащие к этому типу, хорошо запоминают движения, ощущения. В разговоре  они используют кинестетические  слова и выражения: «Если взять, к примеру...», «Я не могу ухватить мысль...», «Попробуйте ощутить...», «Это очень тяжело...», «Я чувствую, что...».

Ярко выраженные представители  этих типов имеют специфические  особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и  т. п. Ведущая сенсорная система  оказывает влияние на совместимость  и эффективность общения с  другими людьми. В жизни люди часто  плохо понимают друг друга, в частности  от того, что не совпадают их ведущие  сенсорные системы. Если необходимо установить хороший контакт с  человеком, то нужно использовать те же самые процессуальные слова, что  и он. Если же вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять  слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника.

2. Сложные виды восприятия  выделяются в том случае, если  одинаково интенсивно мобилизуются  несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.

3. Специальные виды восприятия  различают в зависимости от  воспринимаемого объекта: времени,  пространства, движений, отношений,  речи, музыки, человека человеком и т. п

В зависимости от степени  целенаправленности деятельности личности выделяются непроизвольное и произвольное восприятие. Непроизвольное восприятие может быть вызвано как особенностями  окружающих предметов, так и соответствием  этих предметов интересам и потребностям личности. Произвольное восприятие предполагает постановку цели, приложение волевых  усилий, преднамеренный выбор объекта  восприятия. Произвольное восприятие переходит в наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие объекта  с определенной, ясно осознаваемой целью. Наблюдение является наиболее развитой формой произвольного восприятия и  характеризуется большой активностью личности.

Важнейшими требованиями к процессу наблюдения являются: постановка цели, планомерность, систематичность, ясность задачи, ее дробление, постановка частных, более конкретных задач. Наблюдению надо специально обучать. Если человек  систематически упражняется в наблюдении, совершенствует его культуру, то у  него развивается такое свойство личности, как наблюдательность –  умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.

Нарушения восприятия. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление  об окружающем мире. Иногда в состоянии  умственного переутомления у  человека возникает пониженная восприимчивость  к внешним стимулам – гипостезия. Все вокруг становится неярким, нечетким, блеклым, бесформенным, неинтересным, застывшим. При резком физическом или эмоциональном переутомлении происходит повышение восприимчивости к совершенно обычным раздражителям – гипертезия. Дневной свет вдруг ослепляет, звуки оглушают, запахи раздражают, даже прикосновение одежды к телу кажется грубым и неприятным.

Ошибочное восприятие реальных объектов называется иллюзиями (от лат. illusio – обманчивый). Иллюзии могут быть аффективными, вербальными и перейдолическими. Аффективные иллюзии обусловлены подавленным состоянием, плохим настроением, тревогой, страхом – даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, случайный прохожий – насильником, убийцей. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реальных разговоров других людей. Человеку кажется, что все его осуждают, намекают на какие-то неблаговидные поступки, издеваются над ним, угрожают. Перейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельности, пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на потолке, на полу, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические образы, необыкновенные панорамы.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций – психопатологического проявления восприятия и памяти. Галлюцинация – это образ (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой), возникающий в сознании независимо от внешних стимулов и имеющий  для человека значение объективной  реальности. Галлюцинации являются следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними впечатлениями, а внутренними образами. Человек, находящийся во власти галлюцинаций, переживает их как истинно воспринимаемое – он действительно видит, слышит, обоняет, а не представляет все это. Для него субъективные чувственные ощущения так же реальны, как и исходящие из объективного мира.

Память

Понятие памяти. Все то, что  человек когда-то воспринимал, не исчезает бесследно – в коре больших  полушарий головного мозга сохраняются  следы от процесса возбуждения, которые  создают возможность повторного возникновения возбуждения в  отсутствие вызвавшего его раздражителя. Благодаря этому человек может  запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или воспроизвести усвоенные  ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, но и то, что имело место в прошлом.

Память – это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.

В когнитивной сфере память занимает особое место, без нее невозможно познание окружающего мира. Деятельность памяти необходима при решении любой  познавательной задачи, так как память лежит в основе любого психического явления и связывает прошлое  человека с его настоящим и  будущим. Без включения памяти в  акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые  возникшие и постижение окружающего мира станет невозможным.

Память позволяет человеку быть тем, чем он является, помогает ему действовать, учиться, любить –  ведь для этого как минимум  надо узнавать того, кого любишь. (Недаром  вместо «разлюбил» говорят «позабыл».) Но все успехи и неудачи нельзя приписывать одной лишь памяти. Еще  французский мыслитель XVII в. Ф. Ларошфуко  заметил: «Всяк жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой здравый смысл».

Физиологические основы памяти. В основе памяти лежит свойство нервной  ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы  нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место.

На первой стадии, непосредственно  после воздействия раздражителя, в мозгу происходят кратковременные  электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения  в клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной  памяти – следы есть, но они еще  не упрочились. На второй стадии происходит биохимическая реакция, связанная  с образованием новых белковых веществ, которая приводит к необратимым  химическим изменениям в клетках. Это  механизм долговременной памяти –  следы упрочились, могут существовать долго.

Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо некоторое  время, так называемое время консолидации, упрочения следов. Человек переживает этот процесс как отзвук только что  произошедшего события: какое-то время  он как бы продолжает видеть, слышать, чувствовать то, что уже непосредственно  не воспринимает («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. п.). Время  консолидации – 15 мин. Временная потеря сознания у людей приводит к забыванию  того, что происходило в непосредственно  предшествующий этому событию период – возникает антероградная амнезия – временная неспособность мозга запечатлевать следы.

Предметы или явления, связанные в действительности, связываются  и в памяти человека. Запомнить  что-то – значит связать запоминание  с уже известным, образовать ассоциацию. Следовательно, физиологической основой памяти является также образование и функционирование временной нервной связи (ассоциации) между отдельными звеньями воспринятого ранее.

Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.

К простым относят три  вида ассоциаций: 1) по смежности –  объединяются два явления, связанные  во времени или пространстве (Чук  и Гек, Принц и Нищий, алфавит, таблица умножения, расположение фигур  на шахматной доске); 2) по сходству –  связываются явления, имеющие сходные  черты (ива – женщина в горе, «вишневая метель», тополиный пух  – снег; 3) по контрасту – связывают два противоположных явления (зима – лето, черный – белый, жара – холод, здоровье – болезнь, общительность – замкнутость и т. п.).

Сложные (смысловые) ассоциации являются основой наших знаний, поскольку  в них связываются явления, которые  и в действительности постоянно  связаны: 1) часть – целое (дерево – ветка, рука – палец); 2) род –  вид (животное – млекопитающее –  корова); 3) причина – следствие (курение  в постели приводит к пожару); 4) функциональные связи (рыба – вода, птица – небо, воздух).

Для образования временной  связи требуется повторное совпадение двух раздражителей по времени, т. е. для образований ассоциаций требуется  повторение. Еще одним важным условием для образований ассоциаций является деловое подкрепление, т. е. включение  того, что требуется запомнить, в  деятельность.

Процессы памяти. Память включает в себя несколько взаимосвязанных  процессов: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение.

Запоминание – это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений путем связывания их с имеющимся опытом. С физиологической точки зрения запоминание – это образование и закрепление в мозгу следов возбуждения от воздействия окружающего мира (вещей, рисунков, мыслей, слов и т. п.). Характер запоминания, его сила, яркость, четкость зависят от особенностей раздражителя, характера деятельности, психического состояния человека.

Процесс запоминания может  протекать в трех формах: запечатление, непроизвольное и произвольное запоминание.

Запечатление (импринтинг) –  это прочное и точное сохранение событий в результате однократного предъявления материала на несколько  секунд. Состояние импринтинга –  мгновенного запечатления – возникает  у человека в момент высочайшего  эмоционального напряжения (эйдетические образы).

Непроизвольное запоминание  возникает при отсутствии сознательной установки на запоминание при  многократном повторении одного и того же раздражителя, носит избирательный  характер и зависит от действий человека, т. е. определяется мотивами, целями, эмоциональным  отношением к деятельности. Непреднамеренно  запоминается что-то необычное, интересное, эмоционально возбуждающее, неожиданное, яркое.

Произвольное запоминание  у человека является ведущей формой. Оно возникло в процессе трудовой деятельности и вызвано необходимостью сохранить знания, умения и навыки, без которых труд невозможен. Это  более высокий уровень запоминания  с заранее поставленной целью и приложением волевых усилий.

Информация о работе Познавательные процессы