Практическое изучение влияния гендерных различий старшего дошкольника на психологическую готовность к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, психофизиологи (Кон И.С., Геодакян В.А., Б.И.Додонова и др.) считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга.
Это различия:
- познавательных способностей и познавательных процессов;
- восприятия окружающего мира;
- темпов, стратегии переработки и усвоения информации;
- в преимущественном формировании различных видов мышления;
- в организации внимания;

Содержание работы

Глава I Анализ гендерных исследований в отношении психологической готовности к школьному обучению
1.1. Теоретические подходы к изучению гендерных различий. Закономерности гендерных различий в дошкольном возрасте
1.2.Понятие психологической готовности к школьному обучению, ее составляющие
1.3.Теоретическое обоснование зависимости психологической готовности обучения к школе старшего дошкольника от его гендерной принадлежности
1.4.Краткие выводы по главе I
Глава II Практическое изучение влияния гендерных различий старшего дошкольника на психологическую готовность к обучению в школе
2.1. Характеристика группы испытуемых и итоги констатирующего этапа исследования
2.2.Результаты исследования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Глава I Анализ гендерных исследований в отношении психологической готовности к школьному обучению.docx

— 32.03 Кб (Скачать файл)

Глава I Анализ гендерных исследований в отношении психологической готовности к школьному обучению

1.1. Теоретические подходы  к изучению гендерных различий. Закономерности гендерных различий в дошкольном возрасте

1.2.Понятие психологической  готовности к школьному обучению, ее составляющие 

1.3.Теоретическое обоснование  зависимости психологической готовности  обучения к школе старшего  дошкольника от его гендерной принадлежности

1.4.Краткие выводы по  главе I

Глава II Практическое изучение влияния гендерных различий старшего дошкольника на психологическую готовность к обучению в школе

2.1. Характеристика группы  испытуемых и итоги констатирующего  этапа исследования 

2.2.Результаты исследования

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

Введение

Основную задачу обучения, отвечающую требованиям времени, мы видим в воспитании гармоничной, развитой в интеллектуальном и личностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, владеющей необходимой  суммой базовых знаний, умений и  навыков, способной и стремящейся  к саморазвитию и самоактуализации, психологически и физически здоровой личности учащихся. Путей и способов реализации этой глобальной задачи на сегодняшний день существует немало. Один из них нам видится в индивидуализации обучения и воспитания с учетом гендерных различий учащихся [8, C.23].

Современная педагогическая и психологическая наука и  практика не учитывает пол как  важнейшую характеристику ребенка. Дифференцированный подход в дошкольном и школьном обучении и воспитании к девочкам и мальчикам отсутствует.

Вместе с тем, психофизиологи (Кон И.С., Геодакян В.А., Б.И.Додонова и др.) считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга.

Это различия:

- познавательных способностей  и познавательных процессов; 

- восприятия окружающего  мира;

- темпов, стратегии переработки  и усвоения информации;

- в преимущественном формировании  различных видов мышления;

- в организации внимания;

- в уровне активации  эмоций в процессе обучения;

- в уровнях адаптивных  возможностей организма и психики; 

- в отношении к положительной  и отрицательной оценке своей  работы.

Все это влияет на качество, стиль учебы, эмоционально-волевую  сферу личности, а значит и психологическую  готовность к обучению в школе [13, C.163].

Гендерный подход сегодня - это учет многовариативного влияния фактора пола. Задачу в практической области, т. е. в области обучения, мы видим в том, чтобы в подготовке детей к школе психофизиологические особенности мальчиков и девочек должны обязательно учитываться.

Среди мальчиков и среди  девочек существует большой разброс  и вариативность в индивидуальных особенностях. Учитывая то, что обучение в начальной школе является важнейшим  этапом формирования операций мышления, выработки навыков учебного труда, периодом высокой учебной мотивации  учащихся, наибольшей восприимчивости  к педагогическим воздействиям, мы пришли к выводу о необходимости  учета психофизиологических особенностей мальчиков и девочек в процессе их подготовке к обучению в школе [18, C.53].

Данной теме посвящено  множество научных работ выдающихся авторов, как зарубежных (З. Фрейд; Крайг Г., Бокум Д.; А.А. Реан; Г. Тард; Э. Торндайк), так и отечественных (П.Ф. Каптерев; И.М. Сеченов; К.Д. Ушинский). В своих работах они пытались понять причины возникновения проблем в обществе, которые напрямую связаны с воспитанием подрастающего поколения (детей).

Немало работ, как отечественных, так и зарубежных, посвящено исследованию различий между мужчинами и женщинами (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, Ш. Берн, А. Пиз, Б. Пиз, В.П.Симонов, Д.В. Колесова и др.). Анализируя литературу по данной проблематике, можно выделить следующие уровни проявления гендерных различий: когнитивный, физический, генетический, социально-психологический.

Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе [17, C.66]. Выделяют общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению) (Л.И.Божович).

В работах Л.И. Божович выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияю¬щих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий позна¬вательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представ¬ляющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава двух потребностей: познава¬тельной потребности и потребности в общении со взрослыми людьми на новом уровне [7, C.82].

Д.Б.Эльконин, обсуждая проблему готовности к школьному обучению, на первое место ставил сформированность необходи¬мых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти пред¬посылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

умение детей сознательно  подчинять свои действия правилу, обобщенно  определяющему способ действия;

умение ориентироваться  на заданную систему требований;

умение внимательно слушать  говорящего и точно выполнять  задания, предлагаемые в устной форме;

умение самостоятельно выполнять  требуемое задание по зрительно  воспринимаемому образцу.

Фактически это — параметры  развития произвольности, яв¬ляющиеся частью психологической готовности к школе, на кото¬рые опирается обучение в первом классе [19, C.42].

Л.С.Выготский считал, что готовность к школьному обуче¬нию со стороны интеллектуального развития ребенка заключает¬ся не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немало¬важный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процес¬сов: «...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы». По мнению Л.С.Выготского, быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обла¬дать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира [19, C.43]. В своей работе мы утверждаем, что гендерные различия детей дошкольного возраста также влияют на их психологическую готовность к обучению в школе.

Актуальность исследования определила объект нашей работы –  составные компоненты психологической  готовности обучения в школе.

Предметом нашего исследования явились особенности психологической  готовности к школе у мальчиков  и девочек.

Цель нашей работы –  выявить влияние мускулинных и фемининных особенностей у старшего дошкольника на психологическую готовность обучения в школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.На основе психолого-педагогической  литературы рассмотреть сущность  гендерных различий детей дошкольного возраста.

2.Провести диагностику  готовности к обучению в школе  у детей дошкольного возраста.

3.Выявить взаимосвязь  между гендерными особенностями детей дошкольного возраста и их психологической готовностью к обучению в школе.

Наша исследовательская  работы строилась на основе гипотезы, согласно которой на психологическую  готовность детей дошкольного возраста на ряду с общими факторами большое  влияние оказывают их гендерные различия.

Вся исследовательская работа проходила на базе детского сада № 11 в несколько этапов. На первом этапе  определялись цели и задачи исследования, формулировалась гипотеза, подбиралась  и изучалась литература по исследуемой  проблеме. На втором этапе подбирались  методики исследования, и проводилась  диагностика детей. На третьем этапе  исследования обрабатывались результаты и формулировались выводы.

Новизна исследования заключается  в теоретическом обосновании  и практическом подтверждении роли гендерных различий детей дошкольного возраста в психологической готовности к обучению в школе.

Практическая значимость работы заключается в том, что  результаты исследования по данной теме могут быть использованы педагогами и психологами дошкольных и учреждений в повышении уровня психологической  готовности детей дошкольных учреждений.

Работа состоит и введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются теоретические предпосылки, цель, обозначается объект и предмет исследования, выдвигается  гипотеза.

В первой главе «Анализ  гендерных исследований в отношении психологической готовности к школьному обучению» раскрывается сущность гендерных различных в дошкольном возрасте, понятие и сущность психологической готовности к обучению в школе, ее составляющие. Описаны основные особенности готовности старшего дошкольника к обучению в школе.

Во второй главе «Практическое  изучение влияния гендерных различий старшего дошкольника на психологическую готовность к обучению в школе» описывается характеристика исследовательской группы детей, проводится краткое описание используемых методик и анализ полученных результатов.

В заключении подводятся итоги  исследования, формулируются выводы и даются рекомендации педагогам  дошкольных учреждений.

В приложении представлены таблицы, отражающие результаты нашего исследования и подробное описание используемых методик.

Основное содержание работы изложено на 56 страницах машинописного  текста. В списке литературы представлено 27 источников.

 

 

Заключение

Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень  психологического развития ребенка  для освоения школьной программы  в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей  работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психологическая готовность к школьному обучению - это прежде всего:

- желание получить знания;

- умение слушать учителя  и выполнять его задания;

- определенный уровень  развития произвольных когнитивных  процессов (мышления, памяти, внимания  и др.);

- развитая речь и фонетический  слух.

Учет гендерных особенностей мальчиков и девочек является неотъемлемой частью работы по обучению и воспитанию детей. Учет гендерных особенностей позволит повысить результативность учебно-воспитательной работы в школе.

На основании наших  исследований можно сделать вывод  о различении в психологической  готовности к обучению в школе  мальчиков и девочек. Мальчики лучше  и быстрее выполняют нестандартные  задания, а девочки - однотипные; мальчики обладают ярко выраженной способностью к поисковому поведению, тогда как  девочкам необходима упорядоченная  информация, размеренный темп подачи материала. Внимание у мальчиков  более неустойчивое в продолжение  периода врабатываемости, у девочек  этот период более короткий; период продуктивной работы у ребят наступает  позже, чем у девочек. Мальчики предпочитают высокий темп подачи материала. Широкий  спектр разнообразной, нестандартно поданной информации стимулирует их деятельность. Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач  способствует активизации их мыслительной деятельности. Большое количество нестандартных, логических заданий повышает мотивацию  обучения.

Для девочек характерен размеренный  темп занятий. Достаточное количество повторений необходимо для качественного  усвоения. Дозирование объема и разнообразия новой информации стимулирует познавательную деятельность. Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями улучшает мотивацию обучения.

На основании наших  исследований и выводов можно  сделать вывод о различии психологической  готовности к обучению в школе  детей старшего дошкольного возраста разного пола, что и подтверждает нашу гипотезу.

При организации учебно-воспитательного  процесса необходимо учитывать гендерные различия мальчиков и девочек, что будет способствовать повышению качества усвоения учебного материала.

 На подготовительном  этапе и при обучении в первом  классе необходимо осуществлять  подбор методов и приемов обучения  с учетом пола детей. Так, при объяснении нового материала для девочек педагог должен использовать примеры, воздействующие на эмоциональную сферу обучаемых, а для мальчиков – на рациональную, доказательную. В смешанной группе детей полезно привести и тот, и другой примеры, что позволит всем детям выйти на уровень понимания объясняемого материала.

Мальчикам необходимо делать упор на визуальную информацию. Особенно важно добиваться понимания учебного материала, обязательно делать обобщения  и выводы в конце занятия.

Девочки быстрее усваивают  конкретные примеры, и закрепляются они на более продолжительное  время. Все они должны носить четкий характер, а визуальную информацию лучше располагать в горизонтальном направлении. При работе с ними желательно использовать красочные наглядные  материалы.

Информация о работе Практическое изучение влияния гендерных различий старшего дошкольника на психологическую готовность к обучению в школе