Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:44, курсовая работа
Вместе с тем, психофизиологи (Кон И.С., Геодакян В.А., Б.И.Додонова и др.) считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга.
Это различия:
- познавательных способностей и познавательных процессов;
- восприятия окружающего мира;
- темпов, стратегии переработки и усвоения информации;
- в преимущественном формировании различных видов мышления;
- в организации внимания;
Глава I Анализ гендерных исследований в отношении психологической готовности к школьному обучению
1.1. Теоретические подходы к изучению гендерных различий. Закономерности гендерных различий в дошкольном возрасте
1.2.Понятие психологической готовности к школьному обучению, ее составляющие
1.3.Теоретическое обоснование зависимости психологической готовности обучения к школе старшего дошкольника от его гендерной принадлежности
1.4.Краткие выводы по главе I
Глава II Практическое изучение влияния гендерных различий старшего дошкольника на психологическую готовность к обучению в школе
2.1. Характеристика группы испытуемых и итоги констатирующего этапа исследования
2.2.Результаты исследования
Заключение
Список используемой литературы
Глава I Анализ гендерных исследований в отношении психологической готовности к школьному обучению
1.1. Теоретические подходы к изучению гендерных различий. Закономерности гендерных различий в дошкольном возрасте
1.2.Понятие психологической
готовности к школьному
1.3.Теоретическое обоснование
зависимости психологической
1.4.Краткие выводы по главе I
Глава II Практическое изучение влияния гендерных различий старшего дошкольника на психологическую готовность к обучению в школе
2.1. Характеристика группы
испытуемых и итоги
2.2.Результаты исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Основную задачу обучения, отвечающую требованиям времени, мы видим в воспитании гармоничной, развитой в интеллектуальном и личностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, владеющей необходимой суммой базовых знаний, умений и навыков, способной и стремящейся к саморазвитию и самоактуализации, психологически и физически здоровой личности учащихся. Путей и способов реализации этой глобальной задачи на сегодняшний день существует немало. Один из них нам видится в индивидуализации обучения и воспитания с учетом гендерных различий учащихся [8, C.23].
Современная педагогическая и психологическая наука и практика не учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка. Дифференцированный подход в дошкольном и школьном обучении и воспитании к девочкам и мальчикам отсутствует.
Вместе с тем, психофизиологи (Кон И.С., Геодакян В.А., Б.И.Додонова и др.) считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга.
Это различия:
- познавательных способностей и познавательных процессов;
- восприятия окружающего мира;
- темпов, стратегии переработки и усвоения информации;
- в преимущественном
- в организации внимания;
- в уровне активации эмоций в процессе обучения;
- в уровнях адаптивных
возможностей организма и
- в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы.
Все это влияет на качество, стиль учебы, эмоционально-волевую сферу личности, а значит и психологическую готовность к обучению в школе [13, C.163].
Гендерный подход сегодня - это учет многовариативного влияния фактора пола. Задачу в практической области, т. е. в области обучения, мы видим в том, чтобы в подготовке детей к школе психофизиологические особенности мальчиков и девочек должны обязательно учитываться.
Среди мальчиков и среди
девочек существует большой разброс
и вариативность в
Данной теме посвящено
множество научных работ
Немало работ, как отечественных, так и зарубежных, посвящено исследованию различий между мужчинами и женщинами (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, Ш. Берн, А. Пиз, Б. Пиз, В.П.Симонов, Д.В. Колесова и др.). Анализируя литературу по данной проблематике, можно выделить следующие уровни проявления гендерных различий: когнитивный, физический, генетический, социально-психологический.
Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе [17, C.66]. Выделяют общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению) (Л.И.Божович).
В работах Л.И. Божович выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияю¬щих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий позна¬вательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представ¬ляющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава двух потребностей: познава¬тельной потребности и потребности в общении со взрослыми людьми на новом уровне [7, C.82].
Д.Б.Эльконин, обсуждая проблему готовности к школьному обучению, на первое место ставил сформированность необходи¬мых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти пред¬посылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
умение ориентироваться на заданную систему требований;
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Фактически это — параметры развития произвольности, яв¬ляющиеся частью психологической готовности к школе, на кото¬рые опирается обучение в первом классе [19, C.42].
Л.С.Выготский считал, что готовность к школьному обуче¬нию со стороны интеллектуального развития ребенка заключает¬ся не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немало¬важный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процес¬сов: «...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы». По мнению Л.С.Выготского, быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обла¬дать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира [19, C.43]. В своей работе мы утверждаем, что гендерные различия детей дошкольного возраста также влияют на их психологическую готовность к обучению в школе.
Актуальность исследования определила объект нашей работы – составные компоненты психологической готовности обучения в школе.
Предметом нашего исследования
явились особенности
Цель нашей работы – выявить влияние мускулинных и фемининных особенностей у старшего дошкольника на психологическую готовность обучения в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.На основе психолого-
2.Провести диагностику готовности к обучению в школе у детей дошкольного возраста.
3.Выявить взаимосвязь между гендерными особенностями детей дошкольного возраста и их психологической готовностью к обучению в школе.
Наша исследовательская работы строилась на основе гипотезы, согласно которой на психологическую готовность детей дошкольного возраста на ряду с общими факторами большое влияние оказывают их гендерные различия.
Вся исследовательская работа проходила на базе детского сада № 11 в несколько этапов. На первом этапе определялись цели и задачи исследования, формулировалась гипотеза, подбиралась и изучалась литература по исследуемой проблеме. На втором этапе подбирались методики исследования, и проводилась диагностика детей. На третьем этапе исследования обрабатывались результаты и формулировались выводы.
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и практическом подтверждении роли гендерных различий детей дошкольного возраста в психологической готовности к обучению в школе.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования по данной теме могут быть использованы педагогами и психологами дошкольных и учреждений в повышении уровня психологической готовности детей дошкольных учреждений.
Работа состоит и введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются теоретические предпосылки, цель, обозначается объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза.
В первой главе «Анализ гендерных исследований в отношении психологической готовности к школьному обучению» раскрывается сущность гендерных различных в дошкольном возрасте, понятие и сущность психологической готовности к обучению в школе, ее составляющие. Описаны основные особенности готовности старшего дошкольника к обучению в школе.
Во второй главе «Практическое изучение влияния гендерных различий старшего дошкольника на психологическую готовность к обучению в школе» описывается характеристика исследовательской группы детей, проводится краткое описание используемых методик и анализ полученных результатов.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и даются рекомендации педагогам дошкольных учреждений.
В приложении представлены таблицы, отражающие результаты нашего исследования и подробное описание используемых методик.
Основное содержание работы изложено на 56 страницах машинописного текста. В списке литературы представлено 27 источников.
Заключение
Под психологической готовностью
к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Психологическая готовность к школьному обучению - это прежде всего:
- желание получить знания;
- умение слушать учителя и выполнять его задания;
- определенный уровень
развития произвольных
- развитая речь и фонетический слух.
Учет гендерных особенностей мальчиков и девочек является неотъемлемой частью работы по обучению и воспитанию детей. Учет гендерных особенностей позволит повысить результативность учебно-воспитательной работы в школе.
На основании наших
исследований можно сделать вывод
о различении в психологической
готовности к обучению в школе
мальчиков и девочек. Мальчики лучше
и быстрее выполняют
Для девочек характерен размеренный темп занятий. Достаточное количество повторений необходимо для качественного усвоения. Дозирование объема и разнообразия новой информации стимулирует познавательную деятельность. Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями улучшает мотивацию обучения.
На основании наших исследований и выводов можно сделать вывод о различии психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста разного пола, что и подтверждает нашу гипотезу.
При организации учебно-
На подготовительном
этапе и при обучении в первом
классе необходимо
Мальчикам необходимо делать упор на визуальную информацию. Особенно важно добиваться понимания учебного материала, обязательно делать обобщения и выводы в конце занятия.
Девочки быстрее усваивают
конкретные примеры, и закрепляются
они на более продолжительное
время. Все они должны носить четкий
характер, а визуальную информацию
лучше располагать в