Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:09, реферат
Правовая психология как феномен общественного сознания до сих пор остается на периферии научного внимания философов и социологов. Большинство ученых рассматривают ее лишь в контексте изучения правосознания как особого вида социального отражения. Поэтому самостоятельным объектом изучения данный феномен не выступает практически ни в одной работе. Такая недооценка самостоятельного значения правовой психологии как объекта научного исследования имеет в своей основе, по-видимому, более общую тенденцию, доминировавшую некоторое время в советской общественной науке, когда проблемам социальной психологии уделялось неоправданно мало внимания.
Введение
1. Определения правосознания, его виды и функции
2. Условия эффективности правовых норм
3. Понятие правовой социальной личности и институтов правовой социализации
Заключение
Список использованной литературы
Правовую систему образуют в совокупности три определяющих правовых явления:
писаное право как система норм,
юридическая практика,
правовая идеология».
При этом юридическая практика включает в себя элементы правовой культуры:
правоотношения,
правовые учреждения,
правовое поведение.
В ходе социализации индивид усваивает не только нормы и законы, но и все элементы правовой системы, в том числе правовые понятия.
Таким образом, основу правовой социализации составляют:
- усвоение правовых норм
и занятие определенной
- оценка непосредственной
реализации норм в юридической
практике, выработка отношения к
правовым институтам и
- усвоение правовой идеологии
как системного, научно обоснованного
отражения правовой
а) Наиболее исследованы процессы усвоения правовых норм, конкретных законов. Конкретно-социологические исследования позволяют изучать вербализованное отношение:
- к знаемым нормам, отдельным положениям закона,
- к конкретным законам,
комплексам законов,
б) Не менее изученным (хотя и недостаточно систематизированным) является отношение граждан к реализации законов.
в) Перспективным (хотя и недостаточно разработанным) направлением социологии права является изучение правовых понятий граждан.
Еще предстоит исследовать:
субъективную освоенность правовых понятий,
зависимость конкретного правового поведения от степени объемности этих понятий,
соотношения значения и смысла правовых понятий.
При этом важно учитывать, что нет универсальных правовых понятий.
Традиционный подход к усвоению в процессе социализации правовых норм предполагает, что индивид:
знает эти нормы;
формирует отношение к ним;
следует той или иной модели поведения.
Наибольшее число исследований в социологии права посвящено именно проблемам знания права:
осведомленность граждан о тех или иных нормах,
способы получения информации,
степень доверия к источникам информирования и т.д.
Важным фактором, влияющим на принятие юридически значимого решения, является информированность граждан и должностных лиц, принимающих решение во исполнение закона.
Данные различных
При этом степень информированности населения снижается по мере движения правоприменительной цепочки.
Т.е. об исходных нормах знает большее число граждан, чем о конкретизирующей правовой норме.
Менее всего граждане информированы о правоприменительном акте.
Таким образом, источником формирования знаний о праве и правовых нормах зачастую служит непосредственное наблюдение:
за поведением граждан, нарушающих или соблюдающих закон,
за применением и
за способами правового и иного социального контроля - как в реальной жизни обеспечивается выполнение социальных требований, закрепленных законом.
Менее разработанным представляется формирование отношения к знаемым нормам.
Формирование отношения
граждан к действующим нормам
является одним из важнейших элементов
социально-правового механизма
С прагматической точки зрения в отношении к норме права выделяются действие и противодействие существующим нормам:
их принятие или отторжение,
выполнение,
игнорирование,
нарушение,
фактическое или формальное следование.
Подобная классификация достаточно функциональна, поскольку позволяет изучать реальное поведение, реализующее нормы права.
Действие права предполагает, что индивид должен знать нормы, в соответствии с которыми он выбирает ту или иную модель поведения.
Общеизвестно, что незнание закона не освобождает от ответственности.
Индивидуальное поведение, как противоправное, так и правомерное может осуществляться не на основе знания права, а на основе усвоения правовой нормы из юридической практики применения нормы, ее практически действенного осуществления.
Это важно при экстраполяции данных, полученных в ходе опросов, на возможное правовое поведение.
Можно выделить три вида правовой социализации:
социализацию посредством научения,
социализацию путем передачи опыта,
«символическую социализацию».
Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм.
Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей.
Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.
Правовое воспитание - важная
часть системы общей
Правовое воспитание осуществляется путем целенаправленной правовой пропаганды, просвещения и обучения. От качества правового воспитания во многом зависит уровень развития личности. Для усвоения правовых знаний необходимы и собственные усилия, то есть самовоспитание. Долгое время в науке господствовало представление о правовом воспитании и самовоспитании как непрерывном процессе накопления знаний о праве. Недостаток этого подхода состоит в том, что не уделяется должного внимания формированию общей и правовой культуры.
Правовая культура, формирующаяся в процессе правовой социализации, ориентирована на развитие правового сознания граждан.
Она воздействует на человека сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, она способствует социализации индивида, формируя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Тем самым социализация формирует личность человека и приспосабливает его к жизни в обществе.
Во-вторых, правовая культура влияет на установление индивидом определенной системы ценностей.
В-третьих, она вырабатывает навыки, привычки и стереотипы правового поведения.
Правовая социализация - это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества.
Это еще и «овнутрение» таких норм, возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение.
Началом этого процесса становится усвоение в детстве
норм социального поведения,
норм общения и взаимодействия людей,
социальных и нравственных запретов и требований.
Позже правовая социализация принимает более отчетливые формы.
Это происходит тогда, когда уже взрослый человек становится полноценным участником правоотношений и сталкивается с необходимостью:
самостоятельно отстаивать свои права,
цивилизованно вступать во
взаимоотношения с другими
выполнять свои обязанности перед обществом.
Т.е. в процессе правовой социализации происходит интеграция личности в широкий социальный контекст.
Однако в ходе социализации могут возникать и искажения, деформации.
Они приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения.
Таким образом, под правовой социализацией понимается процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нормативного, правомерного поведения.
Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности.
Она имеет исторически обусловленный характер.
Правовая социализация заключается в усвоении индивидом правовых норм и правил социального существования в обществе.
Заключение
Определение других аспектов
правовой психологии происходит также
через сопоставление с правовой
идеологией. Так, источником формирования
правовой психологии “выступают те же
общественные отношения, которые отражаются
в правовой идеологии”6. По способу
своего формирования правовая психология
также отличается от правовой идеологии:
“Она не может создаваться
Таким образом, весь анализ
правовой психологии осуществляется через
сопоставление с теми характеристиками,
которые присущи правовой идеологии.
Такой подход к определению понятия
“правовая психология”
Действительно ли правовая
психология является низшим и более
простым уровнем отражения
Идеология вообще и правовая
идеология в частности
Правовая идеология, в частности, возникает тогда, когда на уровне социально-правовой психологии уже сформировались определенные обычаи, запрещающие или, наоборот, предписывающие те или иные формы поведения. Эти первоначальные нормы-обычаи фиксировались только на уровне непосредственного общения членов общины и представляли собой единый комплекс рациональных представлений о том, как необходимо поступать в той или иной ситуации, и эмоциональных проявлений, выражавшихся в частности в “священном ужасе” перед опасностью нарушить то или иное табу.
Список использованной литературы
1. Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник для высших учебных заведений / П.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2005. - 456 с.
2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов 5-е изд., перераб. и дополн./ В.Л. Васильев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 656 с.
3. Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 2004. - 389 с.
4. Еникеев М.И. Юридическая психология.- СПб.: Питер, 2004
5. Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М.: Издательство Норма - М, 2006. - 512 с.
6. Казаков, В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: учебник для студентов вузов / В.Г. Казаков. - М.: Высшая школа, 2005.- 414 с.
7. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: учебное пособие для студентов / Ю.В. Чуфаровский. - М.: Право и Закон, 2004. - 320 с.
8. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология: учебник для высших учебных заведений / Г.Г. Шиханцов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007. - 611 с..
9. Юридическая психология / Под ред. Т.Н. Курбатовой.- СПб.: Питер, 2001.