Предмет, принципы, отрасли психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа содержит этапы развития представлений о предмете психологии, принципы и отрасли психологии, методы психологических исследований, мир психических явлений: процессы, свойства, состояния, образования.

Содержание работы

Вопрос 1. Этапы развития представлений о предмете психологии…………...3
Вопрос 2. Принципы и отрасли психологии. Методы психологических исследований………………………………………………………………………7
Вопрос 3. Мир психических явлений: процессы, свойства, состояния, образования………………………………………………………………………18
Вопрос 4. Практическая часть………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Этапы развития представлений о предмете психологии…………...3

 

Вопрос 2. Принципы и отрасли психологии. Методы психологических исследований………………………………………………………………………7

 

Вопрос 3. Мир психических явлений: процессы, свойства, состояния, образования………………………………………………………………………18

 

Вопрос 4. Практическая часть………………………………………………….21

 

Заключение………………………………………………………………………25

 

Список литературы………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ВАРИАНТ 1.

 

Вопрос 1. Этапы развития представлений о предмете психологии

Психология – это наука о внутреннем духовном мире и поведении человека, а также окружающих его живых существ. Это научное исследование психики и практическое применение получаемых знаний.

Психика – это свойства живой, высокоорганизованной материи, способная своими состояниями отражать мир в его связях и отношениях, формируя при этом целостный образ. Это субъективный образ объективного мира.

Предметом психологии являются факты, закономерности и механизмы психики.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. С точки зрения современной науки психика является своеобразным посредником между субъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с её многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности; развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в её составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории, ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Психология как наука изучает  факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.

В своём развитии психология прошла несколько этапов.

I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Демокрит утверждал, что душа состоит  из подвижных атомов, которые приводят тело в движение. Со смертью тела погибает и душа.

Платон, напротив, утверждал, что душа бессмертна. Цель души – познание идей, которые существуют вечно и сами по себе.

Аристотель считал, что душа –  бестелесная сущность живого тела, посредством которой человек  чувствует и мыслит.

II этап – психология как наука о сознании. Этот этап возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.

Р. Декарт приходит к выводу о полнейшем различии между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим.

Однако душа способна производить  в теле движения. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с её центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и  душу предпринял голландский философ Б. Спиноза. Душа и тело определяются одними и теми же материальными принципами.

Немецкий философ Г. Лейбниц ввёл понятие о бессознательной психике, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания.

Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Происходит трансформация предмета психологии, представления о «душе» и «сознании» оказываются недостаточными. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но и практическая.

Основателем научной психологии считается В.Вундт, открывший в 1879 году первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге.

Другим крупным психологом того времени был американский учёный У. Джеймс. Он полагал, что, помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в её основе, как она меняется и по каким причинам, важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит. По Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нём чувствуя.

Радикальный переворот в представлениях о предмете и методе психологии был  совершён Уотсоном. Зародилось понятие бихевиоризм (поведение). Бихевиористы считают, что предметом изучения психологии может быть поведение, активность. Активность описывалась через понятие «реакция».

Одним из наиболее авторитетных бихевиористов  является Б. Скиннер, предположивший, что поведение может определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Имеется в виду, что имея определённый опыт, животное или человек будут стремиться воспроизвести его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны.

IV этап – психология как наука о психике. Середина XX века и по настоящее время. Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени. Важным психологическим направлением являлась гештальтпсихология (психология формы). Основатели – Макс Вертгеймер, Курт Коффк, Вольфганг Келер. Они выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений; свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства её частей.

Основоположником отечественной психологии считается И.М. Сеченов. Важное место принадлежит Г.И. Челпанову. Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912 г.).

Экспериментальное направление в  психологии с использованием объективных  методов исследования развивал В.М. Бехтерев. Усилия И.П. Павлова были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Принципы и отрасли психологии. Методы психологических исследований.

Современная психология находится на стыке наук, занимает промежуточное положение  между философскими, естественными и социальными науками.

Во всех своих связях с другими  науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все, тем не менее, относятся к единой области знания. Их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же — человек, его психические процессы, состояния и свойства.

Особенности развития психологического знания зависят не только от связей психологии с другими науками, но и потребностями общественной практики. Прежде психология была преимущественно  теоретической (мировоззренческой) дисциплиной, теперь же, сохраняя свою познавательную роль, она всё более становится областью профессиональной практической деятельности в промышленности, государственном управлении, системе образования, в здравоохранении, культуре, спорте и т.д.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Современная психология — это разветвлённая наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой её аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся.

1. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают принцип единства сознания и деятельности – сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве; при этом сознание образует внутренний план действий человека. Поэтому чаще всего в основу классификации отраслей психологии включают различные виды человеческой деятельности. На этом основании выделяются следующие отрасли психологии:

Психология  труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология, изучающая закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники; авиационная психология, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности лётчика, космонавта;

Педагогическая  психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания. К её разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми;

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; патопсихологию, изучающую отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии; психопрофилактику и психогигиену;

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Она также имеет ряд отраслей: психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.;

 Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

2. В основу классификации ветвей психологии можно положить также принцип развития – психика может быть верно проанализирована не только как результат, но и как процесс деятельности. К нему относится следующий ряд отраслей психологии:

Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и геронтопсихология;

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология;

Сравнительная психология — исследует филогенетические формы психической жизни.

3. Принцип детерминизма – психика определяется образом жизни, как и образ жизни существенно зависит от психики. В этом случае выделится целый ряд отраслей психологии, объединяемых понятием «социальная психология».

Социальная  психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

Из всего сказанного можно представить, насколько широк спектр практического  применения психологии. Важно отметить, что эта панорама включает задачи разного масштаба — от исследования восприятия человеком показаний прибора до изучения массовидных психических явлений. Психологические аспекты можно выявить в глобальных проблемах современности (борьба за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса и др.) и, в частности, в вопросах повседневной жизни людей (снятие эмоциональной напряженности, преодоление межличностных конфликтов и др.). И это естественно, поскольку эти проблемы так или иначе касаются человека, а следовательно, в таком случае нас неизбежно в первую очередь интересует его психика.

Таким образом, для современной  психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвлённость  психологии на отдельные отрасли, которые  нередко весьма далеко расходятся и  существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т.д.).

Информация о работе Предмет, принципы, отрасли психологии